Источник

4. Священные одежды

Священными одеждами называются такие одежды, которые освящены в церкви, надеваются священнослужителями и употребляются при совершении Богослужения. Эти одежды делаются из дорогой материи, потому что они употребляются при драгоценнейшем из всех служений – при Богослужении. Их украшают крестами, как знаками нашего спасения и обшивают парчовыми полосами (гасом), которые означают язвы на теле Иисуса Христа и потоки крови, текшие из Его ран.

Одежда диакона: 1) Стихарь, 2) Орарь, 3) Поручи.

1) Стихарь это длинная одежда с широкими короткими отверстием для головы. Ее надевают и псаломщики, которые на это посвящены архиереем. Стихарь напоминает светлый вид ангелов.

2) Орарьэто длинная, узкая лента, которую диакон носит на левом плече сверх стихаря; одним концом орарь опускается наперед, а другим назад. Орарь изображает собою ангельские крылья. Поднятием переднего конца ораря диакон показывает время, когда молиться предстоящим и когда петь певцам.

3) Поручи – это короткие нарукавники, их диаконы надевают на концы рукавов под стихарь. Поручи прикрепляются к рукавам длинными шнурками и означают узы или веревки на руках Спасителя во время Его страданий.

Одежды священника: 1) Подризник, 2) Епитрахиль, 3) Пояс, 4) Поручи, 5) Фелонь или Риза, 6) Крест, 7) Набедренник, 8) Скуфья 9) Камилавка, 10) Наперсный крест, 11) Палица, 12) Митра.

1) Подризник это длинная одежда из тонкой материи с узкими рукавами. Рукава подризника подвязываются шнурами. Эта одежда надевается под ризу, почему и называется подризник. Подризник указывает на чистоту и непорочность, какую должны иметь священники.

2) Епитрахиль. Эта одежда образовалась из диаконского ораря, сложенного и для удобства вместе сшитого. Епитрахиль надевается на шею сверх подризника и спускается спереди сверху до низу. Она означает излияние на священника благодати Св. Духа, подобно тому, как миром помазывали ветхозаветных священников при их посвящении. Без епитрахили священник не может совершать ни одной службы.

3) Пояс. Эта одежда священника, имеющая вид широкой ленты с завязками на концах. Пояс надевается поверх подризника и епитрахили, чтобы для удобства стягивать одежды священника.

Он напоминает собою то полотенце, которым Иисус Христос опоясался на тайной вечери при умовении ног учеников, и означает силу Божию, укрепляющую священника на служение.

4) Поручи. Эта одежда священника имеет один вид одно значение с поручами диакона.

5) Фелонь или риза. Эта верхняя круглая священническая одежда без рукавов, сзади длинная, спереди – короткая и с отверстием для головы. Риза напоминает ту одежду, которую Ирод одел на Господа Иисуса Христа во время Его страданий, и означает правду, которую должны всегда проявлять и проповедовать священники.

6) Крест. Священники в отличие от диаконов поверх церковных и домашних и одежд носят белый серебряный крест на шейной серебряной цепочке. На обратной стороне этого креста есть надпись, указывающая священнику, что он должен быть в своей жизни образцом для верующих. Ношение этого креста установлено в 1896 году. Этим ношением креста священник открыто для всех выражает исповедание веры во Иисуса Христа, Распятого на кресте. Кроме означенных одежд есть еще, как награды и знаки отличия для заслуженных священников следующие одежды: набедренник, скуфья, камилавка, наперсный крест, палица, митра.

7) Набедренник. Это четыреугольный продолговатый плат, носимый на правой стороне, сбоку, на бедре. Набедренник надевают на епитрахиль на ленте через левое плечо. Он означает меч духовный, т. е. слово Божие, которым священники вооружаются против врагов Церкви видимых, напр., еретиков, и невидимого – диавола.

8) Скуфья. Это головная одежда фиолетового цвета, имеющая вид низкой шапки с остроконечным дном. Скуфья есть вторая священническая награда.

9) Камилавка. Это высокая, фиолетового цвета, шапка, имеющая широкое круглое дно.

10) Наперсный золотой крест, этим крестом Святейший Синод награждает заслуженных священников. Он носится постоянно, заменяя собой серебряный священнический крест.

11) Палица. Это небольшой плат, носимый на правом боку и обращенный углами крестообразно. Палица означает духовный меч или слово Божие, которым заслуженный пастырь церкви должен вразумлять неверующих.

12) Митра. Это широкая круглая шапка, украшенная разными дорогими каменьями и имеющая четыре небольших образа. Митра, камилавка и скуфья означают головную повязку и напоминают собой терновый венец, который был на главе Иисуса Христа во время Его страданий.

Для беседы с учащимися: Какие одежды называются священными? Какие одежды диакона? Что таксе стихарь? Что напоминает стихарь? Что такое орарь? Где носят орарь? Что означает поднятие ораря? Что такое поручи? Что означают поручи? Какие одежды священника? Что такое подризник? Что такое епитрахиль? На что надевают епитрахиль? Что епитрахиль означает? Что такое пояс? Что пояс напоминает? Что такое фелонь или риза? Что риза напоминает собою? Зачем священники поверх облачения надевают серебряные кресты? Что выражает священник ношением креста? Какие награды имеют священники? Что такое набедренник? скуфья? камилавка? наперсный золотой крест? палица? митра? Что каждая награда означают? Что означает головные одеяния священнослужителей?

Одежды епископа: 1) Саккос, 2) Омофор, 3) Панагия, 4) Крест, 5) Митра, 6) Посох, 7) Мантия и 8) Орлецы.

1) Саккос. Это широкая архиерейская одежда, имеющая вид диаконского стихаря, увешанного звонками; саккос заменяет собой священническую ризу и означает ту одежду, которую надел Ирод на Господа Иисуса Христа во время Его страданий. Звонки на саккосе напоминают епископу о постоянном проповедании закона Христова.

2) Омофор. Это широкая лента, которую епископ надевает на плечи поверх саккоса; одним концом омофор спускается наперед, а другим – назад. Омофор изображает ту овцу, о которой в Евангелии сказано, что пастырь нашел ее и с радостью принес домой на своих плечах. Епископ, облачившись в омофор, изображает собой Господа Иисуса Христа, спасающего человека.

3) Панагия. Это слово греческое, значит «всесвятая». Таким именем называется образ с короною и крестом наверху. Она носится архиереем на груди, для постоянного напоминания о Боге и Пресвятой Богородице, изображение которой на ней помещается.

4) Крест. Золотой, украшенный камнями крест, надевается архиереем во время Богослужения. Он побуждает к твердому перенесению жизненного креста – страданий в жизни.

5) Митра. Это головное одеяние архиерея имеет такой же вид, как и митра заслуженных священников. Митрополиты имеют на верху митры крест из блестящих камней.

6) Посох. Это металлическая длинная трость, имеющая на верхнем конце крест, под крестом короткое парчовое круглое одеяние. Посох есть знак власти.

7) Мантия. Это длинная, широкая, без рукавов, монашеская одежда; в ней архиерей входит и выходит из храма.

8) Орлецы. Это круглые небольшие ковры с изображенным на них орлом, летящим над городом. Орлецы подкладываются под ноги служащего архиерея. Орлецы изображают духовную власть архиерея над городом.

Для беседы с учащимися: Какие одежды епископа? Что означает саккос? Что заменяет саккос? Что называется омофором? Что изображает омофор? Что такое панагия? Для чего епископы носят на груди панагию. Какой крест носят на груди епископы? Что такое посох? Что такое мантия? Что такое орлецы? Что изображают орлецы?


Источник: Богослужение Православной Христианской Церкви : Курс гимназий, реальных училищ и других средних учебных заведений / Прот. Михаил Соколов. – 3-е изд. - Москва : Изд. «Сотрудник школ» А.К. Залесской, 1917. – VIII, 150 с.

Комментарии для сайта Cackle