35. Стихиры на хвалитех. Великое славословие. Ектения сугубая и просительная. Первый час. Церковное значение 1-го, 3-го, 6-го и 9-го часа. Общая мысль утреннего Богослужения
После пения канона поются стихиры в честь праздника и эти стихиры называются стихиры на хвалитех. Эти стихиры начинаются такими словами: Всякое дыхание да хвалит Господам21. В них содержится славословие Богу от всего Его творения.
Пение канона в древности продолжалось и ныне, особенно в некоторых монастырях, продолжается до рассвета. Священник поэтому вскоре после пения канона возглашает: «Слава Тебе, показавшему нам свет». Этими словами выражается Богу благодарение за послание света. После этого певцы поют великое славословие. Это славословие начинается ангельскою песнею: «Слава в вышних Богу»22 и оканчивается серафимскою песнею: «Святый Боже, святый крепкий, святый бессмертный помилуй нас». Великим славословием церковь научает нас славить, благодарить Бога и просить у него милостей, и прощения грехов. После пения великого славословия произносятся ектении: сугубая и просительная. После этих ектений священник в открытых царских вратах, обратясь к народу, произносит «отпуст». Отпустом называются слова священника, которые он произносит при окончании церковных служб, благословляя народ на выход из храма. После отпуста оканчивается вторая часть всенощной – утреня пением многолетия Государю Императору, Царствующему Дому, Святейшему Синоду, архиерею и всем христианам.
Краткий порядок второй части всенощной; 1) Шестопсалмие, 2) Великая ектения, 3) Пение «Бог Господь и явися нам», 4) Чтение кафизм, 5) Малая ектения. 6) Пение: «Xвалите имя Господне», 7) Пение воскресных тропарей: «Благословен еси Господи», 8) Величание, 9) Пение антифона «От юности моея», 10) Чтение Евангелия, 11) Священная песнь: «Воскресение Христово видевшие», 12) Пение канона, 13) Великое славословие, 14) Ектении: сугубая и просительная, 15) Отпуст.
Ко всенощной присоединяется чтение первого часа. Первый час есть краткое Богослужение, которым освящается начало дня и воспоминается суд над Иисусом Христом у Пилата.
Первый час состоит из трех псалмов и нескольких молитв. В третьем псалме описывается образец той ежедневной жизни, какая свойственна всем праведникам. Оканчивается первый час благодарственною песнею в честь Божией Матери и отпустом священника.
У иудеев весь день по времени разделялся на четыре части; начало каждой части дня положено было освящать молитвой. Молитва каждой части дня называлась часами. Часы первый, третий, шестой и девятый считались главными. Первый час соответствовал нашему шестому часу утра, третий час – девятому утра, шестой – двенадцатому дня, а девятый – третьему часу пополудни. Служба третьего часа напоминает нам сошествие Св. Духа на Апостолов в день Пятидесятницы. Служба шестого часа – распятие Господа Иисуса Христа. Служба девятого часа – смерть Иисуса Христа.
Общая мысль утреннего Богослужения есть та, что Богослужение второй и третьей части всенощной указывает нам на сошествие Спасителя на землю. Во время этих Богослужений воспоминаются: Рождество Христово, явление ангелов пастухам Вифлеемским, явление ангелов мироносицам после Воскресения Христа и явление Иисуса Христа после Воскресения.
Для беседы с учащимися: Что означает вынос Евангелия на средину храма? Что называется каноном? Что напоминает пение канона? Что называется стихирами на хвалитех? Какими словами начинается великое славословие? Какие ектении произносятся после великого славословия? Где священник произносит отпуст? Чем оканчивается вторая часть всенощной – утрени? Какой краткий порядок второй части всенощной – утрени? Почему ко всенощной присоединяется чтение первого часа? Что называется первым часом? Из чего состоит первый час? Чем оканчивается первый час? Что называется часами? Каким часам соответствуют первый, третий, шестой, девятый? Что нам напоминают службы этих часов? На что указывает Богослужение второй и третьей части всенощной? Что воспоминается во время этих богослужений? Какая общая мысль утреннего богослужения?
* * *
стр. 141.
стр. 141.