Источник

34. Чтение Евангелия, целование иконы, помазание

елеем, понятие о каноне. Ирмосы воскресные и важнейших праздников

После пения утренних антифонов произносится прокимен и совершается чтение Евангелия. Воскресные Евангелия повествуют о явлениях Иисуса Христа после Его Воскресения. Всех воскресных утренних евангельских чтений одиннадцать, – они читаются последовательно одно после другого. По окончании чтений круга всех 11 Евангелий, снова повторяется чтение в том же порядке. После чтения, Евангелие выносят на средину храма для поклонения и целования Его, как бы воскресшего Господа. В это время на клиросе поют следующую священную песнь:


Перевод.
Воскресение Христово видевше, поклонимся Святому Господу Иисусу, Единому Безгрешному, Кресту Твоему покланяемся Христе и святое воскресение Твое поем и славим: Ты бо еси Бог наш, разве Тебе иного не знаем, имя Твое именуем. Приидите, вси вернии, поклонимся святому Христову воскресению: се бо прииде Крестом радость всему миру. Всегда благословяще Господа, поем воскресение Его: распятие бо претерпев, смертию смерть разруши. Увидев воскресение Христово, поклонимся Святому Господу Иисусу, Единому Безгрешному. Покланяемся кресту Твоему, Христе, воспеваем и прославляем Твое святое воскресение; потому что Ты – наш Бог, другого, кроме Тебя, мы не знаем, имя Твое призываем. Придите, все верующие поклонимся святому Христову воскресению, потому что чрез крест пришла радость всему миру. Всегда восхваляя Господа, будем воспевать воскресение Его, потому что Он, претерпев распятие, разрушил смерть Своею смертью.

Выносом Евангелия на средину храма и пением воскресных тропарей изображается явление Иисуса Христа после Воскресения. В двунадесятые и храмовые праздники после величания и чтения Евангелия верующими совершается целование иконы, при этом священник каждого крестообразно или благословляет или помазывает освященным елеем, который освящается на литии во время благословения хлебов. Это помазание елеем совершается для освящения нашего ума и служит знаком милости Божией.

После чтения Евангелия следует пение и чтение канона. Канон это ряд священных песнопений в честь прославляемого лица или события, составленных в определенном порядке. Весь канон состоит из 9-ти песнопений. Каждое из этих песнопений состоит из нескольких стихов; первый стих называется ирмосом, а остальные тропарями. Ирмос слово греческое, по-русски значит «связь». Так называется это песнопение потому, что служит связью между ветхозаветными песнями и тропарями. Ирмосы большею частью составлены по образцу девяти ветхозаветных песней.

Первый ирмос составлен по образцу благодарственной песни Моисея по переходе через Чермное море.

Второй ирмос составлен по образцу предсмертной обличительной речи Моисея, с которой он обратился к еврейскому народу. Этот ирмос поется только великим постом.

Третий ирмос составлен по образцу благодарственной песни Св. Анны, матери пророка Самуила, за дарование ей сына.

Четвертый ирмос составлен наподобие песни пророка Аввакума, предсказывающего пришествие Спасителя.

Пятый ирмос составлен по образцу песни пророка Исаии, в которой он предсказывал пришествие на землю Спасителя.

Шестой составлен по образцу песни пророка Ионы, в которой он молился Богу о своем спасении.

Седьмой и восьмой ирмосы заключают в себе благодарственную песнь трех отроков в пещи Вавилонской.

Девятый ирмос содержит прославление Пресвятой Богородицы. Перед пением девятой песни канона диакон, на солее перед образом Божией Матери, возглашает: «Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим». На этот возглас диакона на клиросе поют песнь Пресвятой Богородицы: Величит душа моя Господа и возрадовася дух мой о Бозе Спасе моем 20. После третьей, шестой и девятой песни произносится малая ектения.

* * *

20

стр. 140.


Источник: Богослужение Православной Христианской Церкви : Курс гимназий, реальных училищ и других средних учебных заведений / Прот. Михаил Соколов. – 3-е изд. - Москва : Изд. «Сотрудник школ» А.К. Залесской, 1917. – VIII, 150 с.

Комментарии для сайта Cackle