Источник

33. Понятие о шестопсалмии. Пение «Бог Господь» и тропарей. Кафизмы. Полиелей. Воскресные тропари. Величание. Утренние антифоны

После благословения народа начинается утреня такими словами: «Слава в вышних Богу и на земли мир в человецех благоволение». Эту песнь воспели ангелы при рождении Господа Иисуса Христа. После этого начинается среди храма чтение «шестопсалмия».

Шестопсалмием называется собрание определенных шести псалмов. По прочтении трех первых псалмов произносится три раза «аллилуйя». В это время молящиеся три раза осеняют себя крестным знамением. При чтении четвертого псалма шестопсалмия, священник выходит северными дверями на амвон и перед затворенными царскими вратами читает тайно молитвы, в которых молит Бога и о себе и о всех православных. Этот выход священника напоминает нам Господа Иисуса Христа, который, слыша наши молитвы, ходатайствует за нас пред Богом Отцом. После шестопсалмия произносится великая ектения, затем пение стихов: «Бог Господь и явися нам, благослонен грядый во имя Господне». Это пение напоминает нам явление Господа Иисуса Христа с проповедью людям. После этого пения бывает пение тропаря. За пением тропаря чтение кафизмы. Слово «кафизма» значит «сидение»; так называются несколько избранных псалмов, при чтении которых позволяется сидеть. После чтения кафизм, начинается полиелей. Это слово значит: «многая милость» или «многомаслие». Такое название дано некоторым стихам из псалмов потому, что во время пения их возжигают многие лампады с маслом и прославляют великие милости Божия. Полиелей начинается следующими словами: «Хвалите имя Господне, хвалите раби Господа. Аллилуйя»17. При этом отверзают царские врата. Священник с кадилом, а диакон со свечей совершают каждение всего храма и молящихся. Это хождение священнослужителей по храму напоминает возвращение учеников Господа от гроба с вестью о Воскресении Христовом. После полиелейных стихов, под воскресный день поют воскресные тропари18, в которых прославляется Воскресение Христово. Эти тропари поются всегда одни и те же, в них изображается шествие мироносиц ко гробу Спасителя.

Под храмовые и двунадесятые праздники в начале полиелея ставят на средину храма аналой, на котором находится икона праздника, и вместо воскресных тропарей священнослужители поют, величание празднику и после этого совершают каждение храма. Величанием называется краткое церковное песнопение, в котором прославляется Спаситель, Божия Матерь или Святые Угодники Божии, например, величание на Рождество Христово: «величаем Тя, живодавче Христе, нас ради ныне плотию рождшегося от безневестные и пречистые Девы Марии».

После пения воскресных тропарей, или величания произносится малая ектения, а за ней поют утренние антифоны. Слово антифон значит «противоголосник». Такое название церковные песнопения получили потому, что их положено петь попеременно на два хора. Чаще других поется тот антифон, который начинается словами: «От юности моея мнози борют мя страсти, но Сам мя заступи и спаси, Спасе мой»19 .

Для беседы с учащимися: Какими словами начинается вторая часть всенощной – утреня? Кто пел эту песнь? Что называется «Шестопсалмием»? Что означает выход священника на амвон во время чтения шестопсалмия? Что бывает после чтения шестопсалмия? Что напоминает нам пение стихов «Бог Господь и явися нам»? Что называется полиелеем? Что совершается во время пения полиелея? Что напоминает хождение священника по храму во время полиелея? Что называется «антифонами»?

* * *

17

стр. 139.

18

стр. 139.

19

стр. 140.


Источник: Богослужение Православной Христианской Церкви : Курс гимназий, реальных училищ и других средних учебных заведений / Прот. Михаил Соколов. – 3-е изд. - Москва : Изд. «Сотрудник школ» А.К. Залесской, 1917. – VIII, 150 с.

Комментарии для сайта Cackle