Источник

Глава VI

§57. Право религиозного учения

Одною из важнейших задач церкви должно быть распространение учения Христова не только в пределах того государства, в котором она существует, но и вне его пределов. Средствами распространения истин христианской религии служат: а) учреждение миссий, б) проповедь и в) организация церковных учебных заведений, а также преподавание Закона Божия в светских учебных заведениях .

В Православной русской церкви миссии, как постоянные учреждения для обращения в пределах Империи инородцев в христианскую веру, появляются со времени Петра В., но особый успех деятельность их получает со времени царствования императора Александра II, когда возникает иного новых миссионерских учреждений и самое миссионерское дело оживляется, благодаря тому, что само общество принимает в нем горячее участие. – В настоящее время Православная русская церковь имеет миссии не только внутренние, ставящие своею задачею распространение православной веры между нехристианами (таковы сибирские миссии: алтайская, иркутская, забайкальская, якутская), а также между раскольниками (братство св. митрополита Петра в Москве) в России, но – и внешние, имеющие целью распространение православия за пределами нашего отечества (таковы массии: американская, японская и китайская).112

Что касается проповеди, то издание определённых правил относительно её у нас началось тоже со времени Петра В.: в изданном им Духовном Регламенте содержится целый ряд таких правил, под заглавием: «О проповедниках Слова Божия регулы». – Действующий Устав Дух. Консисторий обязывает епархиальное начальство иметь попечение о том, чтобы духовенство проповедовало Слово Божие в церквах и наставляло при всяком удобном случае народ в вере и благочестии, в благонравии и послушании властям (вне-богослужебные собеседования с прихожанами по воскресным и праздничным дням).113

Главным средством деятельности церкви на пользу религиозного просвещения народа вне храма служит школа. Преподавание Закона Божия у нас является обязательным во всех вообще светских учебных заведениях от низших до высших; это преподавание ведётся под наблюдением епархиального архиерея, от которого зависит назначение законоучителей, а также ему принадлежит право рассматривать программы по Закону Божию.

В последнее время появился целый ряд законов и правил, направленных к установлению прочной связи между церковью и народною школою учреждением так называемых церковно-приходских школ. Церковно-приходскими школами называются училища, открываемые православным духовенством, с целью утверждения в народе православного учения, христианской веры и нравственности и распространения грамотности и полезных знаний (между прочим, сельскохозяйственных). Преподавание в этих школах ведётся частью священником или диаконом, частью учителями и учительницами, получившими образование в учебных заведениях духовного ведомства. Для ближайшего руководства церковно-приходскими школами назначаются особые священники-наблюдатели. Для обсуждения возникающих по церковно- приходским школам вопросов существует в каждой епархии епархиальный училищный совет; центральным же учреждением по

делам церковно-приходских школ является училищный Совет при Св. Синоде.114

Специальные учебные заведения для образования духовенства разделяются на низшие, наз. духовными училищами, средние, наз. духовными семинариями, и высшие, наз. духовными академиями. Все эти духовно-учебные заведения состоят в духовном ведомстве и управляются церковными органами, на основании Высочайше утверждённых уставов; содержатся они частью на средства, ассигнуемые из государственного казначейства, частью на церковные доходы.

* * *

112

На Западе особый успех в деле миссии имеет римская конгрегация de propaganda fide, руководящая миссионерским делом во всех частях света.

113

Стт. 7–11.

114

С 19 января 1885 г.


Источник: Краткий очерк церковного права / Проф. М. Красножен. – Юрьев : Тип. К. Маттисена, 1900. – 160 с.

Комментарии для сайта Cackle