Глава VII. Освящающая власть церкви
представляет собою третий элемент полученного Апостолами от И. Христа полномочия и обнаруживается в таинствах, а также в праве церкви устанавливать известный порядок богослужения. Из таинств церковных особого внимания заслуживает – брак, имеющий весьма важное значение не только для отдельных членов церкви, но и для всего общества, а следовательно и для государства.
Брак.
§58. Понятие о браке
По определению римского юриста Модестина (IV в.), «nuptiae sunt coniunctio maris et teminae, consortium omnis vitae, divini et humani iuris communicatio», т. e. «брак есть соединение мужа и жены, союз на вою жизнь, общение божественного и человеческого права».115
В этом определении весьма ясно указаны основные свойства брака: а) физическое – именно, брачный союз мужчины и женщины имеет естественное основание в различии пола, б) этическое, состоящее в полном и неразрывном соединении всех жизненных отношений мужа и жены, и наконец, в) религиозно-юридическое, т. е. полное об единение всего, что относится к вере и праву.
§59. Препятствия к браку
Препятствия к браку неодинаковы по своему значению: одни из них безусловно не допускают брака, делают его невозможным , так что, если бы, не смотря на существование их, брак был заключён, он считается ничтожным; другие, хотя тоже делают брак недозволенным, воспрещённым, но если, при существовании их, брак уже заключён, он остаётся в силе, хотя и соединяется с некоторыми невыгодными последствиями для нарушителей запрещения. Препятствия первого рода называются impedimenta dirimentia, второго рода – impedimenta impedientia, prohibentia.
А. Impedimenta dirimentia.
1. Отсутствие взаимного согласия брачующихся (imped. consensus).
Требование обоюдного согласия на брак является на столько существенным для действительности брака, что его можно считать даже не условием, а творческою причиною (causa efficiens) брака. Для того, чтобы гарантировать свободу вступления в брак, в самом чине венчания положено спрашивать жениха и невесту о свободном произволении их к браку; в случае заявления одним из брачующихся о нежелании вступить в предположенный брак, венчание должно быть остановлено. В виду такого значения обоюдного согласия, не могут быть признаны действительными: а) браки, совершенные по принуждению; б) браки, при совершении которых имели место обман, или ошибка в лице одного из брачующихся.
2. Возраст (impedim. aetatis.).
Брачный союз предполагает в брачующихся способность к супружескому сожитию, которая определяется прежде всего летами. Римское право, после различных колебаний в этом вопросе, установило, что для вступления в законный брак жених должен быть 14-ти лет, а невеста 12-ти. Этот возраст был принят и церковью.
В России указом св. Синода 17 дек. 1774 г. определено было венчать мужчин не ранее 15-ти лет, а женщин не ранее 13-ти, а в 1880 г. (19 июля) Высочайшим указом запрещено венчать браки, вели жениху нет 18-ти, а невесте 16-ти лет.116
Природным жителям Закавказского края, по местным климатическим условиям, дозволено вступать в брак, вели жениху 15, а невесте 13 лет.117 Кроме того, брак, повенчанный по достижении (церковного совершеннолетия) женихом 15-ти, а невестою 13 лет, считается состоявшимся и не подлежит расторжению, как недействительный, но супруги временно разлучаются до наступления гражданского совершеннолетия, по достижении которого они, если пожелают, вновь соединяются уже без повторения церковного венчания.
Противоречит целям брака и глубокая старость. По древнему римскому закону (lex Julia et Papia Poppaea), крайним пределом для вступления в брак было назначено – для мужчины 60, а для женщины 50 лет: но Юстиниан отменил это ограничение, С своей стороны, церковь всегда смотрела неодобрительно на браки лиц престарелых.118 По действующему русскому законодательству (основанному на инструкции патриарха Адриана 1697 г. и определении Св. Синода 1744 г.), запрещено вступать в брак лицам, имеющим более 80-ти лет от роду;119 браки таких лиц подлежат расторжению.
Неспособность к брачному сожитию.
Такой недостаток имеют: а) скопцы; б) лица от природы неспособные к половому сожитию, или болезнью доведённые до такого состояния.
Душевная болезнь.
Безумные и сумасшедшие неспособны к заключению брака уже потому, что вообще являются неспособными к самоопределению, не имеют своей воли. Действующее русское законодательство признает браки, заключённые с безумными и сумасшедшими, недействительными.120
5. Законно-существующий брак.
Брак моногамический составляет коренное условие законного христианского брака. Лить после прекращения брака смертью, или в том случае, когда существующий брак расторгнут законным порядком, является возможным вступление в новый брак.121
Священно-служительский сан и монашество.
По каноническим правилам, хиротония составляет безусловное препятствие к браку. Что касается лиц монашествующих, то они не могут вступать в брак уже в силу и по смыслу самых своих обетов – девства и полного удаления от мира. Правила церковные, запрещающие священнослужителям и монашествующим вступление в брак, были подтверждены с времени ими. Юстиниана и гражданскими законами. По русскому законодательству, «законными и действительными не признаются брачные сопряжения монашествующих, а равно и посвящённых в иерейский или диаконский сан, доколе они пребывают в сем сане».122
7. Различие религии.
Если уже языческий юрист Модестин к существенным признакам брака относил общение в божеском праве, то тем естественнее является это требование в христианской церкви. «Не преклоняйтесь, говорит ап. Павел, под чужое ярмо с неверными: ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? . . . Или какое соучастие верного с неверным ?»123 По этому то апостол заповедует вступать в брак «в Господе» (I Кор. VII, 39), т. е. с лицом верующим в Господа Иисуса Христа. Однако древняя церковь по необходимости терпела смешанные браки христиан с язычниками, подвергая епитимья вступивших в такие браки, и только Трулльский собор 692 г.124 решительно запретил браки православных христиан не только с нехристианами, но и с еретиками.
По русскому праву, признаются недействительными брачныя сопряжения лиц православного исповедания с христианами и раскольниками.125 Католикам – русским подданным – равным образом воспрещается брак с нехристями, но протестантам воспрещается лить брак с язычниками, следовательно, допускается для них возможность брака с евреями и магометанами.126
8. Родство.
Родство, в смысле препятствия к браку, разделяется: I, на естественное или кровное; II, производное или искусственное, куда относятся следующие виды как-бы родства: а) свойство; б) духовное родство и в) родство по усыновлению.
I Родство естественное или кровное.
Под кровным родством разумеется связь лиц, возникающая или из происхождения одного лица от другого или из происхождения нескольких лиц от одного общего родоначальника. Близость кровного родства определяется степенями.
Степенью признается факт рождения или происхождения одного лица от другого. Число рождений, чрез посредство которых известное лицо связано с своим родственником, определяет степень родства между ними. Отсюда известное правило римских юристов: «quot sunt generationes, tot sunt gradus». Так, между отцом и сыном одно рождение, след. одна степень родства.
Связь степеней, непрерывно продолжающаяся от одного лица к другому, представляется в виде линии. Если берётся несколько лиц, происходящих одно от другого, то их рождения составляют прямую линию, по которой мы можем идти или вверх, от потомков к предкам (линия восходящая), или вниз, от предков к потомкам (линия нисходящая). Если родственными узами соединяются несколько лиц, происходящих от одного общего родоначальника, а не друг от друга, то последовательные параллельные ряды этих лиц наз. боковыми линиями, которые могут быть то равными, то неравными. Так, напр., сыновья одного отца, находясь, каждый в отдельности, в прямой линии родства в отношении к отцу, между собою будут родственны в линии боковой.
Для нахождения степени родства по прямой линии –
восходящей и нисходящей – нужно только сосчитать число рождений между теми лицами, степень родства которых требуется определить. Например, от меня до прадеда моего по прямой восходящей линии три рождения, поэтому я нахожусь относительно моего прадеда в третьей степени родства, равно как и он в отношении ко мне находится в той же степени.
По боковой линии счёт производится так: от одного из данных лиц должно восходить по степеням родства к ближайшему общему родоначальнику, а от этого родоначальника идти по нисходящей линии
к другому из данных лиц. Сумма степеней по той или другой линии и укажет степень родства обоих лиц, как боковых родственников; таким образом, братья А и Б считаются во
второй степени родства, дядя и племянник – в третьей степени родства, двоюродные братья В и Г в четвертой, двоюродные дядя и племянник Д и Е в пятой, троюродные братья Ж и 3 – в шестой степени родства в боковой линии.
Родство считалось брачным препятствием как в Моисеевом, так и в римском законодательстве. Церковь не только усвоила в этом отношении предписания того и другого законодательства, но и стремилась как можно далее отодвинуть границу родства, служащего препятствием к браку: воспрещая безусловно все браки между лицами, находящимися в прямой линии родства, восточная церковь довела запрещение браков в боковой линии до седьмой степени включительно (определение Константинопольского синода при патр. Луке в 1168 г.). Это запрещение имеет и в настоящее время силу в Православной церкви везде, кроме Греции и России. В Греции, по синодальному окружному посланию 6 марта 1878 г., брак в боковой линии запрещён только до шестой степени, а в седьмой степени уже допускается; в России, по синодальному указу 19 января 1810 г., воспрещён брак только до четвертой степени включительно; относительно же браков в дальнейших степенях епархиальным архиереям предоставлено право разрешать такие браки.
2. Родство производное или искусственное.
а) Свойство.
Свойством называется родственное отношение, происходящее от сближения двух родов вследствие брака их членов. Оно приравнивается кровному родству потому, что муж и жена, по закону божественному, составляют одну плоть; полому родственники одного супруга становятся как-бы родственниками другого.
Свойство бывает двухродное, возникающее из одного брака, соединяющего два рода, и трёхродное, возникающее из двух брачных союзов, соединяющих три рода: (напр. между мной и женой моего шурина).
В свойстве двухродном, если нужно определить степень свойства между одним супругом и кровными родственниками другого, определяется сначала степень родства их к этому другому супругу, и эта степень родства является степенью свойства их по отношению к первому супругу (напр., брат моей жены, приходящийся ей во второй степени родства, будет приходиться мне во второй степени свойства). Если же нужно определить степень свойства между родственниками одного супруга и родственниками другого, то особо исчисляются степени родства в каждом роде и сумма степеней родства принимается за исковую степень свойства (напр., определяя степень свойства между моим братом и сестрой моей жены, мы считаем степени таким образом: между иной и моим братом – две степени родства, между моей женой и сострой её – также две; всего четыре).
В трёхродном свойстве в основу счисления точно также полагается количество рождений; напр., родной брат мужа приходится жене шурина его в четвертой степени трёхродного свойства.
Церковь издавна запрещала браки во второй степени двухродного свойства, именно с сестрою жены и с женою умершего брата, а в конце VII в. Трулльский собор, запретивший браки в четвертой степени родства, не дозволил также вступать в брак в четвертой степени двухродного свойства.127 Наконец, в 996 г. (на Константинопольском синоде при патриархе Сисинии) запрещено было вступать в брак до шестой степени двухродного свойства.
Что касается свойства трёхродного, то с течением времени (именно в XIV в.) запрещение брака в этом родстве в восточной церкви было доведено до третьей степени.
Русская церковь, по упомянутому выше указу Св. Синода 19 января 1810 г., считает двухродное свойство препятствием к браку до четвертой степени включительно. Относительно же свойства трехродного указом Св. Синода 21 апреля 1841 г. и 28 марта 1859 г. предписано не простирать этого свойства далее трёх степеней, и при этом безусловно запрещать браки только в первой степени.
б) Духовное родство.
Кроме родства кровного и свойства, препятствием к браку в церковном праве признается ещё родство духовное, происходящее посредством восприятия крещаемого от св. крещения. Первый закон о воспрещении браков по духовному родству был издан императором Юстинианом, который в 530 г. воспретил браки восприемников с воспринятыми.128 К этому позднее Трулльский собор присоединил запрещение браков между восприемниками и вдовствующими матерями воспринятых.129 Впоследствии запрещение браков в родстве духовном было доведено до тех же границ, до которых запрещён брак в родстве по крови, а именно до седьмой степени включительно. В России, по действующему праву,130 только остаётся в силе запрещение восприемнику мальчика вступать в брак с его овдовевшею матерью и восприемнице девочки – с её овдовевшим отцом.131
в) Родство по усыновлению.
В римском праве родство по усыновлению служило препятствием к браку, так как усыновление рассматривалось, как аналогия физического рождения. Когда же усыновление в восточной церкви стало соединяться с совершением особого священнодействия, то родство по усыновлению стало служить препятствием к браку в такой же мере, как и родство духовное, т. е. до седьмой степени. Обычай усыновления с соединением церковного благословения существует у греков и в настоящее время и признается препятствием к браку до шестой степени по нисходящей линии включительно.
9. Различие веры.
Различие религии у супругов несогласно с понятием о браке, как о полном между супругами общении божественного права (iuris divini communicatio). Поэтому древние церковные правила строго запрещали браки православных не только с некрещёнными, но и с еретиками, т. е. с членами христианского общества, отделившимися от церковного единства и отвергшими какой-либо основной пункт христианского учения, признанный всею христианскою церковью.132
В русской церкви до Петра В. брак православных лиц с не православными – католиками и протестантами – тоже не дозволялся. В первый раз на Руси разрешены были смешанные браки в 1721 г., когда Св. Синод дозволил «шведским пленным», присягнувшим па вечную службу Царскому Величеству, а равно и тем, если бы кто и впредь пожелал поступить в царскую службу, обязавшись вечной присягой, жениться на русских девках и вдовах без перемены своей веры, но с тем, чтобы жених, прежде совершения брака, дал письменное обязательство в том, что: 1) он ничем –ни обольщениями, ни угрозами не будет склонять свою православную невесту, будущую жену, в своё исповедание и не будет делать ей поношений и укоризн за исповедание православной веры; 2) будет крестить и воспитывать детей по правилам православной веры».133 В 1833 году дозволено русским православным мужчинам жениться на иностранках другого вероисповедания. Наконец , 10 февраля 1864 г. разрешено венчать невест православного исповедания с женихами иноверными, не состоящими в русском подданстве, без испрашивания особого Высочайшего соизволения.
Таким образом в настоящее время смешанные браки лиц православных с не православными совершаются свободно, с наблюдением лить следующих правил: 1) от не православной стороны берётся подписка об исполнении ею указанных выше условий; 2) при совершении смешанных браков должны быть наблюдаемы все правила о браках вообще (о родстве и т. п.); 3) браки эти должны быть венчаемы в Православной церкви и православным священником.
Браки православных с раскольниками запрещаются и считаются недействительными. Не признавались имеющими силу и браки раскольников между собою до издания закона 19 апреля 1874 г., дозволяющего раскольникам объявлять о своих браках полиции с тем , чтобы каждый брак был записан в заведённую там для сего метрическую книгу, которая и служит доказательством брачного союза между такими лицами.
10. Судебное запрещение вступать в брак.
Такому запрещению подвергается, по нашим церковным и гражданским законам, тот супруг, по вине которого брак расторгнут. Таким последствием сопровождается развод совершенный: 1) по двоемужству или двоежёнству; 2) по безвестному самоукрывательству одного из супругов в течении пяти лет и более; 3) по прелюбодеянию; 4) по физической неспособности к брачному сожитию.
Б. Impedimenta prohibentia.
1) Отсутствие согласия на брак родителей, опекунов и попечителей влечёт за собою, по действующему русскому законодательству, для виновных ответственность по Улож. о нак.;134 но брак заключённый, не смотря на существование этого препятствия, остаётся в силе. Требуемое законом согласие родителей на браки детей не ограничивается временом несовершеннолетия, так что и совершеннолетние дети нуждаются в согласии родителей.
2) Отсутствие дозволения начальства на вступление в брак лиц, состоящих на службе, влечёт за собою строгий выговор, со внесением в послужной список.135 К состоянию на службе могут быт приравниваем и некоторые другие состояния, находящиеся в которых лица нуждаются в специальном разрешении начальства (напр., лица учащиеся, отбывающие воинскую повинность и др.).
§60. Форма заключения брака
Заставши в эпоху своего появления уже готовые формы заключения брака, установленные римским правом и Моисеевым законодательством, церковь признавала браки, согласные с предписаниями закона (legitimum, iustum matrimonium). действительными. Но, в видах ограждения чистоты и нерасторжимости брачного союза, между христианами очень рано установился обычай заключать браки перед лицом церкви, с ведома и благословения епископа, хотя государственные законы долгое время не предписывали обязательного заключения брака с церковным благословением. Только к концу IX в. (898 г.) был издан императором Львом Мудрым закон, повелевавший считать законным лишь тот брак, заключённый с благословения церкви. Ещё позднее (в 1096 г.) император Алексей Помнил распространил церковное благословение браков и на низший класс народа, который раньше к нему не допускался.
В России церковная форма совершения брака тоже не вдруг сделалась обще-обязательною.
В настоящее время церковная форма заключения браков у нас состоит из двух актов: 1) обыска, под которым подразумевается собственно обыск и оглашение, и 2) браковенчания.
Обыском в обширном смысле слова называется исследование законности данного брака, с целью удостовериться в том, что к совершению его нет никаких препятствий. В прежнее время желающий вступить в брак должен был просить разрешения у епархиального архиерея и получить от него так наз. «венечную память» или «знамя» (эти «венечные памяти» были отменены в 1765 г.). Теперь обыск состоит в том, что священник требует от лиц, желающих вступить в брак, надлежащие документы: 1) паспорт; 2) метрическое свидетельство; 3) дозволение начальства – для служащих; 4) удостоверение о бытии на исповеди и у св. Причастия – для православных) и из них удостоверяется в беспрепятственности брака, а также делает опрос лицам, представленным в качестве свидетелей при браке, нет ли законного препятствия к совершению предполагаемого брака.
Кроме обыска, священник должен сделать оглашение о предполагаемом браке в церкви в первые три, один за другим следующие, воскресные и праздничные дни. Если невеста другого прихода, то оглашение должно производиться и там.
После оглашения, составляется акт обыска; именно, все обстоятельства данного брака записываются в особую церковную обыскную книгу, при чем обыскная запись скрепляется собственноручными подписями причта, жениха, невесты и, по крайней мере, двух или трёх поручителей или «поезжан».
Браковенчание в настоящее время состоит из двух нераздельных, но совершенно различных по своему происхождению и внутреннему смыслу, актов – обручения и венчания.
Обручение есть церковное благословение сговора, т. е. обещания в будущем вступить в брак; раз это обещание дано при участии церкви, то оно должно остаться неизменным, так что вступление обручённого в брак с посторонним лицом церковные правила приравнивали к прелюбодеянию.136 – Такую же силу имело обручение и у нас до Петра В., который указом 3 апреля 1702 г., для устранения злоупотреблений, бывших при совершении обручения над малолетними, запретил заключать рядные записи, т. е. договоры родителей о будущих браках их детей, и предписал совершать церковное обручение не раньте как за шесть недель до венчания брака; если же в этот шестинедельный срок один из обручённых откажется от вступления в брак, то предоставить ему в том полную свободу. Такая свобода нарушения брачного обручения была не согласна с понятием об нем восточной церкви; поэтому императрица Елизавета Петровна восстановила прежнюю обязательную силу церковного обручения (13 декабря 1744 г.), но изданный ею указ не имел продолжительного действия и отменен ныне действующим указом Св. Синода 5 августа 1755 г., которым предписано совершать обручение и венчание в одно время совокупно. Таким образом устранены все коллизии относительно значения церковного обручения и приведена к осуществлению мысль церкви о равносильности церковного обручения с браком.
Браки должны быть повенчаны в своих приходских церквах и своими приходскими священниками. Обряд браковенчания должен быть совершён в церкви. Браки не могут быть совершаемы в течение всех четырёх постов, за тем, еженедельно накануне среды и пятницы, накануне дней воскресных и двунадесятых праздников, накануне дней Коронования и Восшествия на престол Государя императора.137 Нарушение этого запрещения влечёт за собою наказание для священника, по брак остаётся в силе.
§61. Прекращение брака
Брак прекращается или физическим актом – смертью одного из супругов, или юридическим актом компетентной власти, состоящим иногда в признании брака ничтожным и недействительным с самого момента его заключения, иногда же в расторжении брака действительного, законного. Первый случай называется отменою брака (annullatio matrimonii), второй – разводом (divortium). Отмене подлежат браки, заключённые с нарушением условий необходимых для их действительности.
Развод.
У евреев и римлян , среди которых распространилось прежде всего учение Христово, существовала широкая свобода развода. По римскому праву, основанием развода могла служить не только законная причина, но и простое взаимное соглашение супругов. При распущенности нравов римлян конца республики и первых Бремен Империи, такая свобода разводов вела к полному разложению семейной жизни.
Совершенно иначе смотрела на развод христианская церковь. Следуя словам Св. Писания: «что Бог сочетал , того человек да не разлучает»,138 она объявила брак, при жизни супругов нерасторжимым, исключая вины прелюбодеяния. Когда христианство сделалось господствующею религией в римской империи, римские императоры, благодаря настояниям церкви, стараются ограничить произвол в деле развода; но решительное запрещение столь широко распространённых в римской империи разводов по обоюдному согласию, против которых особенно восставали учители церкви, первый раз встречается в законодательстве ими. Юстиниана. Этот император предписал не допускать до второго брака развёдшихся без основания по одному лить взаимному согласию и виновных в том женщин заключать пожизненно в монастырь, а мужей подвергать некоторым имущественным взысканиям. Вместе с тем им были точно определены и законныя основания для развода, который, смотря по тому, сопровождался ли оп невыгодными последствиями для кого-либо из супругов , или пет , разделялся на divortium cum damno и divortium sine damno (bona gratia).
Основаниями для развода cum damno были:
A. Для мужа.
1) Государственное преступление жены, состоящее в том, что она, зная о существовании злого умысла против императора, не довела этого до сведения своего мужа.
2) Прелюбодеяние жены, под которым, по римскому праву, подразумевалась половая связь жены с посторонним мушиною не только во время супружества, но и до вступления в него.
3) Проступки жены, по которым с вероятностью можно судить о её супружеской неверности, именно: а) если она, против воли своего мужа, участвовала в пиршествах с посторонними мужчинами, или мылась с ними в бане; б) если она, против воли или без ведома мужа, без уважительной причины, отлучилась на ночь из дому, ночевала в чужом доме, кроме только дома родительского; в) если она, без ведома и согласия мужа, ходила смотреть на конские скачки, театральные представления и бой зверей, так как посещение этих зрелищ считалось в то время для целомудренной женщины неприличным.
4) Покушение жены на жизнь мужа. а также тот случай когда жена, зная о существовании злого умысла против мужа у других лиц , не довела этого до его сведения.
5) Вытравление женою плода.
Б. Для жены:
1) Точно также государственное преступление, состоящее в том, что муж составлял злой умысел против императора, или, зная об умысле других , не доводил об этом до сведения властей.
2) Покушение мужа на жизнь жены и тот случай, когда муж, зная о существовании злого умысла против жены у других лиц, не поставлял в известность об этом её, или законную власть.
3) Посягательство на целомудрие жены отдачей её третьим лицам на прелюбодеяние.
4) Обвинение мужем своей жены в прелюбодеянии, когда оно, вследствие неосновательности, осталось недоказанным.
5) Содержание мужем в одном доме или в одном городе, вместе с женою, постоянной любовницы.
К основаниям divortium cum damno относилось также восприятие отцом или матерью собственного их ребёнка от купели крещения.
Divortium bona gratia – по законодательству Юстиниана – имел место в следующих случаях:
1) В случае неспособности к супружескому сожитию (в течение трёх лет от совершения брака).
2) В случае безвестного отсутствия или пленения лица принадлежащего к воинскому званию.
3) В случае принятия одним из супругов монашества.
4) В случае выбора мужа в епископы.
5) В случае сумасшествия (по закону Льва Философа) одного из супругов.
Разведённые супруги освобождались от всяких личных отношений друг к другу, при чем муж тотчас после развода мог вступить в новый брак как в том случае, когда он объявил развод, так и в том, когда развод ему был объявлен; а жена, объявившая развод мужу, могла вступить в новый брак только по истечении года после совершения развода (в предупреждение спора о рождённых после развода детях); виновная же жена, которой муж но законной причине объявил развод, в течение 5 лет не могла вступить в новый брак, а за прелюбодеяние отдавалась в монастырь и, если бы муж не взял её оттуда в течение 2-х лет, или в течение этого времени умер, не взявши её из монастыря, постригалась в монашество. Кроме того, в случае divortium cum damno, виновный супруг подвергался известным имущественным потерям в пользу невинного. – Но супругам не запрещалось примириться между собою и возобновить брачный союз .
С принятием на Руси христианства из Византии, эти постановления византийских императоров относительно развода получили действие и у нас в России, хотя, под влиянием особенности быта и условий русской жизни, они должны были претерпеть некоторые изменения. Действительно, развод на Руси дозволялся в тех случаях, где не было такого дозволения в Юстинианово законодательстве (как-то вследствие крайней бедности мужа, вследствие совершенной женою у мужа кражи, хронической болезни жены, жестокого обращения мужа с женою, бесплодия жены), и, наоборот, некоторые из оснований развода, указанные в законодательстве Юстиниана, не могли иметь применения у нас в России (пирование с посторонними мужчинами, мытье в бане с ними и др.)
С Петра В., обратившего особенное внимание на наше семейственное право, наступает новая стадия в истории бракоразводного института, характеризующаяся стремлением: 1) к совершенному запрещению самовольных разводов по взаимному согласию супругов и 2) к ограничению самых оснований к разводу. Общею тенденцию законодательных мер о разводе является желание правительства сделать развод учреждением, «кое с великими предосторожностями и в одних только нетерпимых , ясно доказанных случаях дозволяется» (закон 1 января 1805 г.).
По действующему законодательству, брак может быть расторгнут только формальным церковным судом. Самовольное расторжение брака без суда, по одному взаимному согласию супругов, ни в каком случае не допускается. Равно не допускаются никакие между супругами обязательства или иные акты, заключающие в себе условие жить им в разлучении, или же какие-нибудь другие, клонящиеся к разрыву супружеского союза.139
Из поводов к разводу по просьбе одного из супругов паше действующее законодательство знает следующие:
1. Прелюбодеяние, под которым закон подразумевает факт половой связи того или другого супруга с лицом посторонним, все равно состоящим в браке, или свободным от него, будет ли такая связь продолжительною или единичным фактом. В случае развода по прелюбодеянию, виновное лицо осуждается на всегдашнее безбрачие и, кроме того, подвергается епитимьи но церковным правилам. Двоебрачие, являющееся квалифицированным прелюбодеянием, составляет тоже повод к разводу, если первый законный супруг лица двоебрачного не пожелает жить с ним. Последствием такого развода является осуждение на всегдашнее безбрачие двоебрачника и дозволение второго брака супругу не виновному. Но если оба супруга будут виновны в двоебрачии, то, по уничтожении вторых браков их, возобновляется первый и, в случае прекращения этого брака смертью кого-либо из супругов, оставшемуся в живых воспрещается навсегда вступление в новый брак .
2. Физическая неспособность к брачному сожитию при наличности следующих двух условий: а) вели она есть прирождённая и вообще добрачная, и б) если со дня заключения брака прошло не менее трёх лет.
3. Безвестное отсутствие одного из супругов в продолжении пяти лет или более, при чем лицо, оставившее супруга иди супругу и более пяти лет скрывающееся в неизвестности, в случае расторжения брака по этой причине, осуждается на всегдашнее безбрачие.
4. Присуждение одного из супругов к наказанию, соединённому с лишением всех нрав состояния.
Кроме указанных поводов к разводу, есть ещё случай расторжения брака вследствие обоюдного согласия супругов вступить в монастырь; но в настоящем случае мы видим собственно прекращение брачного союза супругов без права их вступить в новый брак, а не развод, так как последний сопровождается для невинной стороны правом вступления в новый брак.
* * *
Это определение, сделанное римским языческим юристом, на столько полно определяет все стороны брачного союза, что принято было и в церковные сборники (Номоканон в 14 тит. патр. Фотия, Синтагму Властаря и др.).
В необходимых случаях епархиальным архиереям предоставлено право разрешать браки, если жениху или невесте не достаёт не более полугода до указанного совершеннолетия. (Св. Зак. Т. X. ч. I, ст. 3. Прим).
Св. Зак. Т. X, ч. I, ст. 3.
Bac. В. 24.
Т. X ч. I, ст. 4.
Т. X ч. I, ст. 5.
По русскому законодательству, запрещается вступать в четвертый брак (на основании „Тома единения* 920 г.). Уст. Дух. Конс. ст. 205, п. 5. Св. Зак. T. X., ч. I, стт. 21 и 37.
Уст. Дух. Конс. ст. 205. Т. X, ч. I, ст. 37.
Прав. 72.
Уст. Дух. Конс., ст. 205. Т. X, ч. I, стт. 33 и 37.
Т. X. ч. I, ст. 85.
Прав. 54.
Cod. Iusfc. V, 4, 26.
Прав. 53
Указы 19 января 1810 г., 16 апреля 1874 г. и 31 октября 1875 г.
В последнее время дозволяется вступать в брак восприемникам с их духовными (крестными) детьми. (Ук. Св. Синода 1873 г. на имя подольского преосвященного по делу Анны Гульдынской).
Лаод. соб. 10, 31; Халк. 14; Трул. 72.
Указ Св. Синода 23 июня 1721 г.
Стт. 1566 и 1567.
Улож. о нак. ст. 1565.
Трул. 98.
Применительно к ст. 25 «Устава о предупреждении и пресечении преступлений», не дозволяется также венчать накануне праздников: Покрова Пресвятой Богородицы, Казанской Божией Матери 22 октября, Усекновения главы св. Иоанна Предтечи 29 августа, св. Иоанна Богослова 26 сентября и св. Николая Чудотворца 9 мая, а также накануне храмовых и других чтимых местных приходских праздников . См. П. Нечаев . Практическое руководство для священнослужителей. Изд. 6-е. С. Π. В. 1895, стр. 234.2)
Мо. 19, 6.
Т. X. ч. 1, ст. 46