Глава VIII. Церковно-имущественное право
§62. Правоспособность церкви на имущество
Как внешнее учреждение, церковь нуждается в материальных средствах для достижения своих целей. Доставление этих средств лежит на обязанности членов церкви; юридическое же право приобретения и владения имуществом и охрану его от посягательств со стороны посторонних лиц церковь получает от государства.
Со времени признания христианской церкви господствующею в римской империи, ей была предоставлена полная имущественная правоспособность со стороны государства; лить с XIII в. на церковное имущество начинают смотреть как на имущество, перешедшее в мёртвые руки, и правительства отдельных государств начинают издавать так наз. «амортизационные» законы, ставящие ограничения н препятствия к расширению церковного имущества на будущее время; но в новейшее время законы эти большею частью отменены и церкви открыты все способы приобретения права собственности.
Русская церковь до начала XVI в. пользовалась самым неограниченным правом приобретения имуществ всякого рода, так что церковные владения к концу XV в., по свидетельству посещавших тогда Россию иностранцев, составляли треть всей государственной территории. Ограничения имущественной правоспособности русской церкви начались со времени Иоанна Грозного, когда запрещено было архиереям и монастырям увеличивать свои земельные владения. Это постановление подтверждено было при Феодоре Иоанновиче (сыне Иоанна Грозного). В XVII в. правительство наше продолжает действовать в том же направлении, желая не только предупредить расширение церковных владений, но, изъятием их из непосредственного заведывания церковных учреждений, постепенно подготовить переход их из собственности церковной в собственность государственную. Этот переход церковных имуществ в казну состоялся при императрице Екатерине II в 1764 г. («учреждение о духовных имениях»), а при императоре Николае I 140 мера эта была применена к церковному имуществу в губерниях Витебской, Могилевской, Виленской, Гродненской, Минской, Подольской, Волынской и Киевской. Взамен взятых в казну недвижимых имуществ были назначены денежные штатные оклады тем церковным установлениям, у которых взяты имущества. Таким образом образовался ныне действующий общий закон, по которому монастыри, архиерейские дома и церкви не могут иметь в своём владении населённых недвижимых, имений и не могут приобретать их ни посредством покупки, ни посредством дара. Ненаселённые имения могут быть приобретаемы церковными установлениями с особого на каждый случай Высочайшего соизволения.141
§63. Субъекты и объекты имущественного права церкви
По вопросу о том , кто должен признаваться субъектом права собственности на церковное имущество в западной канонической литературе существует много разнообразных мнений.142
В византийском законодательстве право собственности усвояется отдельным церковным установлением, как-то: церквам, монастырям, богоугодным заведениям. Наши гражданские законы также признают собственниками церковного имущества отдельные церковные установления, именно, по действующему русскому праву, юридическими субъектами признаются архиерейские дома, церкви и монастыри.143
Что касается объекта церковной собственности, то уже римское право, кроме вещей обыкновенных , знало: 1) res sanctae, неприкосновенность которых ограждалась особенно строгою защитою – сюда относились стены и ворота Рима и мунициний, границы поземельных участков , как напр. межевые камни, рвы и пр.; 2) res sacrae, посвящённые государством культу какого-либо римского божества и изъятые из гражданского оборота; 3) res religiosae, каковы могилы и надгробные памятники. Положения о двух последних видах вещей были повторены в законодательстве Юстиниана и по отношению к христианской церкви.
В русском праве до издания Уложения о наказ. 1846 г. не существовало каких-либо точных определений относительно священных вещей; не было деления их и на категории. Это деление появляется в Уложении о наказ., в виду необходимости установить разные степени ответственности за святотатство. Здесь различаются: 1) вещи священные, которыми считаются все сосуды и необходимые принадлежности для совершения таинства Евхаристии : кресты, евангелия, образа и т. и.; 2) вещи освящённая через употребление при совершении богослужения: купели, чаши для водоосвящения, ризы, кадила, лампады, богослужебные книги и пр.; 3) вещи церковные, но не освящённая: деньги, свечи, ещё не поставленные к образам, церковное вино и пр. – Что касается прочего церковного имущества (движимого и недвижимого), не имеющего непосредственного отношения к храму, то присвоение его не считается святотатством, хотя оно и рассматривается, как имущество казны.
§64. Приобретение церковного имущества
Церковные установления приобретают движимые и недвижимые имущества следующими способами:
1) отводом от казны некоторым церковным установлениям земель и угодий (монастырям от 100 до 150 дес., а приходским церквам от 33 до 99 десятин);144
2) получением временных пособий и штатных сумм на содержание церковных установлений из государственного казначейства;145
3) пожертвованием,146 при чем пожертвования недвижимых имуществ подлежат следующим ограничениям: а) принятие их возможно только с Высочайшего соизволения; б) – после удостоверения епархиального начальства в том, что жертвователь действительно является собственником жертвуемого имущества;
4) завещанием, при чем, если церкви завещается недвижимое имущество, то принятие его возможно лишь с Высочайшего соизволения;147
5) покупкой, при чем покупка недвижимого имущества совершается то же не иначе как с Высочайшего соизволения;148
6) давностью владения, т. е. на основании спокойного, бесспорного и непрерывного владения, в виде собственности, в течении 10-ти лет. Особого Высочайшего разрешения приэтом не требуется;149
7) наследованием: а) монастыри наследуют 1) в ризницах, оставшихся после духовно-монашествующих властей, хотя-бы в них находились вещи, приобретённые умершим на собственные средства, если не сделано относительно их завещания или распоряжения в пользу других установлений и лиц; 2) во всем движимом имуществе монашествующих лиц и в вымороченных имуществах после монашествующих властей; 3) в имуществе, оставшемся после настоятелей общежительных монастырей; 4) в строениях внутри монастыря, воздвигнутых монахами на собственные средства или частными лицами – вкладчиками; б) архиерейские дома наследуют: 1) в вымороженном имуществе после архиереев, если в определённый срок не явятся родственники умершего имеющие право наследования: 2) в имуществе по смерти монахов архиерейского дома во всех указанных для монастырей случаях.
Существуют и некоторые другие виды приобретения церковными установлениями материальных средств как-то: отведение монастырям участков из казённых лесных дач, с правом пользования и с обязанностью охранения, продажа свеч и т. п.
§65. Привилегии церковного имущества
По действующему законодательству, имущества церкви пользуются следующими привилегиями:
1. Церковные дома, занимаемые самими духовными лицами (но не те, которые отдаются в наем), освобождаются от военного постоя.
2. Земельные, лесные и прочие угодья, данные правительством на содержание церквам и церковным причтам, монастырям и архиерейским домам, а также все церковные имущества, не приносящие дохода, освобождаются от поземельного сбора на местные земские повинности.
3. Капиталы церковных установлений (которыми они владели до 1 июля 1885 г.), помещённые в процентных бумагах, освобождены от 5% государственного налога на приносимый ими доход.
4. Тяжебные дела об имуществах монастырей, церквей и архиерейских домов рассматриваются тем же порядком, как и дела об имуществах казны.
§66. Пользование, распоряжение и отчуждение церковного имущества
Церковные установления пользуются и распоряжаются движимым и недвижимым имуществом под контролем церковной власти, и при том с следующими ограничениями:
1. Недвижимые имущества, принадлежащие архиерейскому дому, монастырю или церкви, могут быть отдаваемы в наем и аренду не более, как на 12 лет и с утверждения епархиального начальства; при этом земли внутри монастыря или земли внутри церковной ограды не могут быть отдаваемы в наем под лавки и торговые заведения.150
2. Принадлежащие духовному ведомству дома и другие недвижимости, служащие к обеспечению церкви и причта, в случае нужды, дозволяется закладывать в городские кредитные учреждения не иначе, как с разрешения Св. Синода.
3. На церковные капиталы, для приращения их процентами, могут быть приобретаемы на имя церкви только государственные кредитные бумаги, а не бумаги частных банков, хотя бы и представляющие больший доход; равным образом церковные суммы могут быть отдаваемы на текущий счёт только в государственный банк, а не в частные банкирские конторы.
Относительно расходования церковных сумм причтам и старосте сельских церквей предоставляется право расходовать единовременно до 50 руб., причтам столичных церквей и кафедральных соборов до 300 руб., настоятелям монастырей до 500 руб. Если нужно израсходовать более указанной суммы, то требуется разрешение епархиального архиерея.151
Отчуждение недвижимых имуществ производится не иначе, как с особого каждый раз Высочайшего соизволения, испрашиваемого чрез Комитет Министров. Земли, отведённые от прихожан церквам для довольствия причтов, не подлежат отчуждению, за исключением тех особо уважительных случаев, когда продажа или обмен такой земли представляют существенную для церкви выгоду.152
§67. Управление церковным имуществом
Имуществом христианской общины в древней церкви управлял епископ при содействии подчинённых ему пресвитеров и диаконов. Позднее153 было предписано в каждой епископской церкви учредить должность особого эконома, который управлял церковным имуществом по воле своего епископа, а при вакантности его кафедры, за него.
По действующему русскому праву, каждое церковное учреждение имеет сбой орган хозяйственного управления: архиерейские дома – эконома; в монастырях управление хозяйственною частью вверяется настоятелям и настоятельницам с советом старшей братии и старших сестёр; в церквах – избранным прихожанами церковным старостам. В епархии главное управление имуществом церковных установлений принадлежит архиерею и консистории. Имуществом всей русской церкви в последней инстанции управляет Св. Синод через особые, состоящие при нем учреждения: Хозяйственное Управление и Контроль.
* * *
Указ 25 декабря 1841 г.
Т. X., ч. I, ст. 985. Что же касается пожертвования деньгами и движимыми вещами, то таковые дозволяются на всякую сумму без ограничения.
Теория божественной собственности, теория собственности бедных или нищих, теория папской собственности, теория собственности обще-церковной, клерикальная теория, публистические теории, церковно-общинная теория, институтная теория и др.
Т. X ч. I, стт. 413, 698, 985. Т. IX стт. 386, 398, 401.
Т. X. зак. меж. ч. 3, стт. 458, 462 и прим. к ней
Суммы эти назначены взамен доходов с недвижимых церковных имуществ , перешедших в казну при ими. Екатерине II.
Особым видом его является кружечный собор.
Т. X. ч. 1. ст. 1067.
Т. X. ч. I, ст. 1429.
Решен. Гражд. Кассац. Дел. Прав. Сен. 23 февр. 1882 г. № 50.
Уст. Дух. Конс. стт. 106, 126, 137. Т. X, ч. I, стт. 1711, 1712. Т. IX, ст. 384.
Уст. Дух. Конс. стт. 129, 130.
Т. IX. етт. 400 п. 2.
26-м прав. 4-го всел. соб.