5. О святом Крещении
Если кто не родится от воды и Духа не может войти в Царствие Божие (Ин. 3:5).
Крещением называется такое таинство, в котором крещающийся, при троекратном погружении в воду во имя Отца и Сына и Святаго Духа, получает благодать Божию, прощающую его личные грехи и очищающую его от греха всеобщего, прародительского, после чего человек делается сыном Божиим, облекается во Христа и стает членом Его святой Церкви.
Что крещение не есть простой обряд принятия в общество верующих и обещания Богу доброй совести, как думают некоторые сектанты, и что оно не есть только союз Бога с человеком, как полагают другие, а что оно установлено Богом для омытия и прощения грехов человека, – видно из слова Божия: «Итак, говорит Анания Савлу, что ты медлишь? Встань, крестись и омой грехи твои, призвав имя Господа Ииcyca» (Деян. 22:16). «Покайтесь, говорит апостол Петр народу, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа» (Деян. 2:38).
Что же такое прародительский грех? Это грех Адамов, тот грех, с которым рождается в мир каждый человек. Как от зараженного источника течет зараженный поток, так от зараженного грехом первого человека – Адама происходит все грешное человечество. Вот этот Адамов грех, переходящий в каждого, появляющегося на свет, человека, и называется прародительским, или всеобщим грехом. Что каждый человек рождается с Адамовым грехом, это видно из слова Божия: «Кто, говорит праведный Иов, родится чистым от нечистаго? Ни один» (Иов. 14:4). Родившийся от благочестивых родителей царь Давид смиренно молится: «Я в беззакониях зачат и во грехе родила меня мать моя» (Пс. 50:7). Не говорит Давид «во грехах», а – «во грехе», очевидно, разумея первородный, Адамов грех. Об этом грехе еще яснее учит св. ап. Павел: «Как одним человеком грех вошел в мир и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили»; или: «преступлением одного (то есть Адама) всем человекам осуждение» (Рим. 5:12, 18, 19). Мы все, говорит ап. Павел, были (до крещения) по природе чадами гнева, как и прочие» (Еф. 2:3).
Христос пострадал за всех людей, за грехи всего мира, но спасаются только те, кто очистится от первородного греха, для чего Он и установил крещение, которое «спасает нас воскресением Иисуса Христа» (1Пет. 3:21). А так как и теперь все дети рождаются с первородным грехом, ибо и теперь, вследствие навсегда поврежденной природы своей, все люди умирают (Рим. 6:23), то чтобы освободить детей от этого всеобщего греха, с которым никто не может войти в царство небесное (Ион. 14:4 и Откр. 21:27), необходимо крестить и их, детей, иначе они погибнут навсегда для вечной жизни.
Сектант:
1) Никакого крещения водою (говорят молокане) не нужно: под водою в крещении нужно разуметь учение Христа: «Всякий пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать во веки, но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» (Ин. 4:13).
Объяснения православного:
1) Совершенно справедливо, что в приведенных местах Св. Писания под водою в духовном смысле разумеется учение Христа и вера в Него; но отсюда вовсе не значит, что не нужно водного крещения: учение и вера – одно дело, а крещение водою совсем другое, почему Спаситель и говорит: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа» (Mф. 28:19). «Кто будет веровать и крестится спасен будет» (Мк. 16:16).
Под водою в крещении разумеется еще и вера: «Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой» (Ин. 7:38).
Если бы под водою крещения везде должно было разуметь учение, то вышло бы, что Христос никого в Иудее не учил, ибо о Нем сказано: «Сам Иисус не крестил, а ученики Его» (Ин. 4:2), вышло бы, что и ап. Павел никого не учил, кроме Криспа, Гаия и семьи Стефана, ибо он говорит о себе: «Благодарю Бога, что я никого из вас не крестил, кроме Криспа и Гаия... Крестил я также Стефанов дом, а крестил ли еще кого, не знаю» (1Кор. 1:14–16). А далее сам св. Апостол отличает крещение от учения: «Ибо Христос, говорит он, послал меня не крестить, а благовествовать» (ст. 17).
Если под водою крещения должно разуметь веру, то зачем Христос кроме веры требует еще и крещения: «кто веру имеет и крестится, спасен будет». «Евнух сказал: вот вода; что препятствует мне креститься? Филипп же сказал ему: если веруешь от всего сердца, можно. Он сказал в ответ: верую, что Иисус Христос есть Сын Божий. И приказал остановить колесницу, и сошли оба в воду, Филипп и Евнух, и крестил его. Когда же они вышли из воды, Дух Святой сошел на Евнуха» (Деян. 8:36–39). По толкованию сектантов, выйдет, что Дух Святой сошел на Евнуха после того, как он и Филипп оставили учение и веру во Христа...
Об Иоанне Крестителе читаем: «Выходили к нему вся страна Иудейская и Иерусалимляне; и крестились от него в реке Иордан» (Mк. 1:4–5). Если под крещением разуметь учение или веру, то неужели вся страна Иудейская и Иерусалимляне учились вере
от Иоанна в реке Иордан?
О Спасителе говорится в Евангелии, «И крестившись, Иисус тотчас вышел из воды» (Мф. 3:16). Неужели Христос, будучи Богом, вышел из учения, или оставил веру в Отца Своего? Ведь так учить, это значит говорить величайшую ересь и богохульство.
Сектант:
2) Под крещением нужно разуметь страдания: «Крещением должен Я креститься; и как Я томлюсь, пока сие совершится!» (Лк. 12:50).
Объяснения православного:
2) Да, здесь, действительно, под «крещением» и «чашею» разумеются страдания Христа и Его учеников; но это не значит, что везде в Писании это слово означает страдания, или мучения: «Иоанн также крестил в Еноне, близ Салима, потому что там много было воды: и приходили туда и крестились» (Ин. 3:23).
«Иисус сказал в ответ: не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я буду пить, или креститься крещением, которым Я крещусь? Они говорят Ему: можем. И говорит им: чашу Мою будете пить и крещением, которым Я крещусь, будете креститься...» (Mф. 20:22–23).
Если под словом крещение везде нужно разуметь страдания и мучения, то выйдет, что Иоанн везде мучил людей: и в пустыне (Mк. 1:4), и в Иордане (ст. 5), и в Еноне; выйдет, что и Спаситель мучил людей в Иудее, где Он, сказано, с Апостолами «жил и крестил» (Ин. 3:22) и велел св. Апостолам мучить все народы, когда сказал им: «Идите, научите все народы, крестя их».
Для всякого здравомыслящего понятно, что не везде в Св. Писании под словом «крещение» можно разуметь страдание, или мучение.
Сектант:
3) Истинное крещение (говорят так скопцы) это – не водное крещение, а огненное, то есть оскопление: «Я крещу вас в воде в покаяние, но идущий за мною сильнее меня; я недостоин понести обувь Его: Он будет крестить вас Духом Святым и огнем» (Mф. 3:11).
Объяснения православного:
3) Это изуверное учение ясно и решительно опровергается самим Св. Писанием, которое относит эти слова к сошествию Св. Духа на Апостолов в день Пятидесятницы в виде огненных языков: «И явились им разделяющие языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго» (Деян. 2:1–4). Так понимает слова Христа о крещении огнем и апостол Петр: «Когда же начал я говорить; сошел на них Дух Святый, как и на нас вначале. Тогда вспомнил я слово Господа, как Он говорил: Иоанн крестил водою, а вы будете крещены Духом Святым» (Деян. 11:16).
Сектант:
4) Под водою в крещении нужно разуметь благодать Св. Духа (говорят хлысты): кто получил Св. Духа, тот и крестился: «Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него» (Ин. 7:38–39).
Объяснения православного:
4) Да, здесь образно, или приточно, Христос называет благодать Св. Духа водою. Но мы знаем из Писания, что люди и после того, как получали благодать Св. Духа, все-таки должны были креститься в воде для прощения грехов.
Христос не учил, что достаточно родиться только от Духа, а «от воды и Духа» (Ин. 3:5). Значит, вода – одно, а получение Св. Духа – другое. Так и ап. Петр учил: «покайтесь, говорил он, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа» (Деян. 2:38).
«Когда Петр еще продолжал эту речь, Дух Святый сошел на всех слушавших слово... тогда Петр сказал, кто может запретить креститься водою тем, которые, как и мы, получили Святаго Духа? «И велел им к
реститься во имя Иисуса Христа» (Деян. 10:44–48).
Из приведенных мест Св. Писания ясно видно, что человеку нужно «родиться от воды и Духа», то есть принять водное крещение «во имя Иисуса Христа для прощения грехов» и получить благодать Св. Духа.
Сектант:
5) Крестить детей (так говорят штундисты) нельзя, ибо раньше, чем крестить человека, нужно научить его вере, как сказал Спаситель: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Mф. 28:19).
Объяснения православного:
5) Прежде всего нужно заметить, что здесь Христос говорит не о детях, а о взрослых, ибо малых детей не научишь вере; затем, – не сказал Христос: «научите, а потом уже крестите», а сказал: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам». Не сказал Христос: «сперва научите все народы, а потом крестите», а сказал: «научите все народы..., крестя их..., уча их...». Слова: «крестя», «уча», поставленные со словом научите, как это известно и хорошо грамотным школьникам, показывают на одновременность обозначаемых ими действий, то есть Христос говорит, чтобы Апостолы даже взрослых разом, одновременно учили и крестили, не ожидая, пока они изучат все учение Христово. Следовательно, это место Писания говорит не в пользу сектантов.
Сектант:
6) Нужно сперва веровать, а потом уже креститься: «Кто будет веровать и крестится, спасен будет, а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк. 16:16).
Объяснения православного:
6) И эти слова Христа, по вышеуказанной причине, относятся не к детям, а ко взрослым. Если же толковать это место Писания по-сектантски, то выйдет, что и дети сектантов, как не имеющие еще веры, погибнут, ибо сказано: «кто не будет веровать, осужден будет».
Сектант:
7) Нужно сперва обещать Богу добрую совесть, а потом уже креститься: «Крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа» (1Пет. 3:21). Дети обещания такого дать не могут, поэтому и крестить их нельзя.
Объяснения православного:
7) О крещении детей здесь не говорится ни слова, а говорится вот о чем. Среди первых христиан были и такие, которые думали, что крещение это – простой христианский обряд омовения, как, например, обряд омовения рук у евреев. Апостол и говорит, что «крещение не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа».
Нужно заметить, что не обещание доброй совести спасает человека, а крещение, иначе, если бы спасло обещание ее, тогда не нужно было бы и крещения. Наконец, за младенцев у нас дают обещание их восприемники.
Сектант:
8) Крестить детей излишне, ибо Христос сказал о детях, что они и так спасутся: «ибо таковых есть Царство Небесное» (Mф. 19:14).
Объяснения православного:
8) Прежде всего нужно сказать, что здесь Спаситель ставит детей в пример за их простоту и незлобие, говоря, что «таковых», то есть таких незлобивых людей, как дети, есть Царство Небесное. Значит, здесь речь не столько о детях, сколько о взрослых. А затем здесь самое главное это то, что к Спасителю приносили детей иудейских (см. 1 ст. 19 гл.), которые, по ветхозаветному закону, были обрезаны и потому, действительно, могли спастись по вере в грядущего Мессию, как спасались и все ветхозаветные люди; дети же сектантов и не обрезаны и не крещены, подобно детям язычников; на таких детях остается прародительский грех, они не очистились от него в крещении, а слово Божие так говорит о Царстве Небесном: «и не войдет в него ничто нечистое» (Откр. 21:27). Не войдут, следовательно, в царство Божие и неочищенные крещением дети сектантов.
Сектант:
9) Крестить детей не нужно, ибо они, как происходящие от родителей верующих, и так святы: «Неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе, дети ваши были бы нечисты, а теперь святы» (1Кор. 7:14).
Объяснения православного:
9) Слово «святой» не значит «безгрешный», а значит «избранный» и «освященный» Господом. Так, например, Моисей называет еврейский народ «святым» и в тоже время называет его «жестоковыйным», «строптивым», «глупым», «развращенным» и «несмысленным». «Ты народ святый у Господа Бога твоего, говорит Моисей в одном месте об Израиле, тебя избрал Господь, чтобы ты был собственным Его народом из всех народов, которые на земле» (Втор. 7:6). А несколько далее говорит: «Знай (ныне), что не за праведность твою Господь, Бог твой, дает тебе овладеть сею доброю землею, – ибо ты народ жестоковыйный» (Втор. 9:6). Или: «Они (Израильтяне) развратились пред Ним, они не дети Его по своим порокам, род строптивый и развращенный. Сие ли воздаете вы Господу, народ глупый и несмысленный?» (Втор. 32:5–6).
Также и ап. Павел в первой главе своего первого послания к Коринфянам называет всех их «призванными, святыми» (2 ст.), а в пятой и шестой главах называет Коринфян великими грешниками, у которых существовали тяжбы брата с братом (6; 6), присвоение чужой собственности (6:7–8) и появилось «такое блудодеяние, какого не слышно даже у язычников, – что некто вместо жены имеет жену отца своего. И вы, говорит «святым» Коринфянам Апостол, возгордились, вместо того, чтобы лучше плакать» (5:1–2). Св. Апостолы даже себя называли грешниками (1Ин. 1:8), (Иак. 3:2).
Теперь ясно, что «святым» в новозаветном Писании называется прежде всего тот, кто «освящен во Христе Иисусе» в св. крещении (1Кор. 1:2), кто облекся во Христа в крещении: «Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» (Гал. 3:27); кто соединен со Христом в крещении: «Не ужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения» (Рим. 6:3, 5); «святым», наконец, может быть назван лишь тот, кто освящен и «спасен банею возрождения и обновления Святым Духом (Тит. 3:5), то есть крещением, – кто в крещении «омылся, освятился и оправдался» (1Кор. 6:11).
Христос не учил, что достаточно родиться только от Духа, а «от воды и Духа» (Ин. 3:5). Значит, вода – одно, а получение Св. Духа – другое. Так и ап. Петр учил: «покайтесь, говорил он, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа» (Деян. 2:38).
II. Вопросы и ответы православного
1) Могут ли дети без сознательной веры получить благодать Святого Духа и освятиться от Него?
1) Могут, и даже в утробе матери своей. Так Господь говорит Иepeмии: «Прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя, пророком для народов поставил тебя» (Иep. 1:5. См. еще: Суд. 13:4–5).
Об Иоанне Крестителе в Евангелии читаем: «Он будет велик пред Господом, не будет пить вина, сикера и Духа Святаго исполнится еще от чрева матери своей» (Лк. 1:15).
При встрече с Богоматерью праведная Елисавета говорит ей: «Когда голос приветствия твоего дошел до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем» (Лк. 1:15 и 44).
Еще о детях читаем в Евангелии: «Видевши же первосвященники и книжники чудеса, которые Он сотворил, и детей, восклицающих в храме и говорящих: осанна Сыну Давидову! вознегодовали и сказали Ему: слышишь ли, что они говорят? Иисус же говорить им: да! разве вы никогда не читали: из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу» (Пс. 8:3), (Mф. 21:15–16).
Мы уже раньше видели, как ко Христу приносили детей, и Он благословлял их (Мф. 19:15), возлагая на них пречистые руки Свои. Значит, дети способны были получить Христово благословение, хотя еще не имели полноты веры.
Итак, мы видим, что благодать Божия еще во чреве матери «освящает» пророка Иеремию, еще во чреве матери «исполняет» Духом Святым и радостью Иоанна Крестителя, и еще грудных детей научает приветствовать Спасителя. Значит, дети могут получать дары Св. Духа в самом раннем возрасте, а потому могут и должны получать дар Св. Духа в св. Крещении, ибо, хотя в пророческом служении и таинстве крещения «дары различны, но Дух один и тот же» (1Кор. 12:4).
2) Могут ли не имеющие веры дети получить в крещении прощение грехов по вере их родителей и восприемников?
2) Без всякого сомнения, могут! В св. Евангелии есть много примеров, как по вере одних получали благодать исцеления другие: так, например, по вере сотника выздоровел жестоко больной слуга его (Mф. 8:5–13); по вере матери-хананеянки (язычницы) выздоровела бесноватая дочь ее (Мф. 15:22–28); по вере отца исцелился бесноватый сын его (Mф. 17:15–18); по вере принесших расслабленного он не только исцелился, но и получил прощение грехов. Об этом ев. Матфей так повествует: «И вот, принесли к Нему разслабленнаго, положеннаго на постели. И видя Иисус веру их (то есть принесших), сказал расслабленному: дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои» (Mф. 9:1–2), (Mк. 2:5).
Следовательно, и по вере родителей, восприемников и священнослужителей, совершающих крещение, дети могут получить прощение прародительского греха. В этом случае восприемники, или кумовья, то же, что и приносившие детей ко Христу, по вере которых Он обнял детей, «возложил руки на них и благословил их» (Mк. 10:13 и 16).
3) Откуда видно, что можно и детей крестить?
3) Крещение заменило собою обрезание, как учит Ап. Павел: «В Нем (во Христе) вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховнаго тела плоти, обрезанием Христовым, быв погребены с Ним в крещении» (Кол. 2:11–13). А обрезание совершалось над детьми (Быт. 17:10–14); следовательно, над детьми же должно совершаться и крещение.
4) Обетование, или обещание, о крещении дано только взрослым или и детям?
4) Да, – и детям; почему и их должно крестить: «Покайтесь, говорит апостол Петр, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа, ибо вам, поясняет Апостол, принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш» (Деян. 2:38–39). Здесь Апостол уже прямо и ясно велит крестить и детей, ибо и им дано обетование о спасении (Иер. 31:34); оттого первые христиане крестились целыми семействами, например, крестилась разом семья Стефана (1Кор. 1:16), семьи Лидии (Деян. 16:15) или семья начальника синагоги, Криспа (Деян. 18:8).
5) Откуда особенно ясно видно, что нужно и детей крестить?
5) Из слов Самого Христа Спасителя, сказанных Никодиму: «Истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3:5). Здесь Христос не делает исключения ни старому ни малому, а говорит для всех ясно, что кто не родится от воды и Духа, то есть не примет св. крещения, не может войти в Царство Божие; почему необходимо крестить и детей.
6) Облечены ли дети сектантов во Христа?
6) Нет! Только «во Христа крестившиеся во Христа облеклись» (Гал. 3:27); а они не крещены, следовательно, не облечены в Него и потому они не Его дети.
7) Соединены ли со Христом некрещенные дети сектантов и воскреснут ли они для вечной жизни с Ним?
7) Нет! «Крестившиecя во Христа Иисуса в смерть Его крестились, и будучи соединены с Ним подобием смерти, должны быть соединены с Ним и подобием воскресения» (Рим. 6:5), а дети сектантов не соединены со Христом в крещении и для вечной с Ним жизни не воскреснут; они духовно мертвые.
8) Омылись ли дети сектантов от первородного греха, освятились ли Духом Божиим, оправдались ли пред Богом?
8) Нет! Только крестившиеся «омылись, освятились и оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего» (1Кор. 6:11), (Деян. 2:38 и 22:16), а они не крещены, они, несчастные, остаются во власти диавола, греха и духовной смерти.
9) Чему уподобляет Христос тех, кто не родился в святом крещении?
9) Уподобляет плоти: «Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух» (Ин. 3:6). Дети сектантов рождены только по плоти и не рождены от воды и Духа: значит, они – плоть.
10) Какая ждет участь некрещеных?
10) «Кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3:5).
«Но то скажу вам, братия, что плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия» (1Кор. 15:50).
11) Какая участь ждет родителей, препятствующих детям приходить ко Христу чрез крещение и тем губящих их души?
11) «Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне» (Mф. 19:14).
«Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете царство Небесное человекам; ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете» (Mф. 23:13).
Очень многие отцы Церкви учили о необходимости крещения детей, как то: Климент Александрийский, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Амвросий Медиоланский, Блаженный Августин и другие; но в этом отношении особенно важны для нас свидетельства отцов и учителей первых веков христианства.
Св. Дионисий Ареопагит, обращенный в христианство ап. Павлом (Деян. 17:34), в своей книге «О церковной иерархии» пишет: «Божественным наставникам нашим угодно было допустить до крещения и младенцев... Думаю, что ничего нет страннаго в том, что младенец допускается до крещения» (гл. 7, парагр. 11).
Св. Иустин Философ, замученный за Христа в 165 году, учил: «Младенцы удостаиваются благ, даруемых чрез крещение, по вере тех, кто приносит сих ко крещению» (Посл, вост. патриархов, член 16).
Св. Ириней, епископ Лионский, замученный в 202 году, в своей книге «Против ересей» (кн. 2-я, гл. 39) пишет: «Христос пришел спасти чрез себя всех, – всех, говорю, которые возрождаются от Него для Бога: младенцев, детей и отроков, юношей и старцев».
Знаменитый учитель Церкви Ориген, умерший в 270 году, пишет о крещении младенцев следующее: «Церковь получила от Апостолов предание крестить детей»... «Дети крещаются во оставление грехов; каких грехов, или когда они согрешили? Какая может быть у них другая причина крещения, кроме той, о которой мы упомянули: кто родится чистым от нечистаго? ни один (Иов. 14:4). Поскольку же в таинстве крещения омываются нечистоты рождения, то поэтому крещаются и младенцы, ибо если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Догм. Бог. Макария т. 2, стр. 340–342).
Да образумятся же сектанты и не губят по упорству себя и детей своих для вечной жизни!