Письмо 72
Вот какие плоды приносят твои делания, и чему я тебя наставляю! Не послужит ли соблазном письмо твоё, писанное к матери с такими глупыми выражениями и настоятельными требованиями? Где твоё рвение к монашеству? Так ли должно себя к оному приуготовлять? Отвержение себя, оставление миpa и яже в мире, нищета, терпение, смирение, послушание и прочее, где всё это? А ещё что опаснее: ты впадала в прелесть, от мнимой своей молитвы и правил, на которые ты только и надежду полагаешь; но обольщаешься до такой степени, что уже провидеть стала, когда я к тебе пишу. А между тем страхование, боязнь и привидения показывают тебе гнилые плоды твоего делания. Я тебя много раз предостерегал, чтобы не думала, что ты молишься хорошо, но считала бы себя последнею из всех: ибо Бог приемлет только молитвы смиренных, и сердца сокрушенна и смиренна не уничижит; а у тебя и не бывало оного, а напротив надменная молитва: «молюсь в церкви после утрени, и стою возле крыльца своего и читаю молитвы на небо». Что это, как не явная прелесть вражия, и возмездие оной – страшное явление, и потом страх, и всего боишься и вздрагиваешь. Оставь такие свои высокоумные молитвы, смирись пред Богом и пред людьми, имей страх Божий, то не убоишься от страха вражия. Уединение твоё вот какие плоды тебе принесло! А ты полагаешь, что хорошо проходишь жизнь свою уединенно, и обольщаешь себя, – долго ли врагу поругаться тобою? Ты дала ему веру и стяжала дар прозорливства; думаешь, теперь не будет сего: но он и другим образом может тебя обольстить. Моли Господа со смирением, да не попустит тебе пасть в такую прелесть. Считай себя хуже всех, то силен Господь сохранить тебя.
Хотя мать и прибавила тебе денег и провизии, по грубому твоему требованию, но совесть твоя не может быть спокойна; ты просила прощения: хорошо, она простит тебя, – и оставит на прежней порции. Я же тебя прощать в сем не имею никакого права, пока не примиришься совершенно с теми, кого оскорбила; на это есть правило, да и учение Христово повелевает прежде примириться, потом приходить в храм с даром.
Советую тебе иметь послушание к матери игуменье, и всех сестёр считать лучшими себя, мысленно просить молитв их; и тогда познаешь свои ошибки, и положишь начало к исправлению.
Желая тебе мира, здравия и спасения, остаюсь многогрешный иеромонах Макарий.