Источник

Письмо 57

8 янв. Упоминаешь о своём устроении и спокойствии; но оному советую не доверять и не обольщаться, а более взирать на мимошедшее время жизни и окаявать себя: да почему знать, может и мнимое спокойствие не есть ли подсада вражия, дабы обеспечилась, что уже спасена? И сего не надобно делать, чтобы нарочно попущать себя поползновениям на ярость. Я писал к тебе, что должна прочитывать, к вразумлению себя, и паче должна быть в страхе и трепете, ради подсад и стремнин (2 сл. Исаака Сир). Ты скорбишь, что нет слёз; но слёзы без смирения могут более повредить, нежели воспользовать; а ты уже ищешь успеха и плодов; ты ещё не вошла в огнь искушений. – Прочти в 49 слове, с половины, св. Исаака, как благодать Божия попущает на нас укрепляться искушениям; и в 78 слове также, подобно и в 61 слове: о познании своих немощей и проч., – читай и всю книгу; там научишься, как надобно смиряться; а я чему тебя научу, когда сам не имею оного? Ты пишешь о неотступно находящейся при N. N. молитве и о прочем; надобно узнать, нет ли у ней тайного мнения о сем, и от того увеличиваются её немощи; надобно молиться Господу, да не попустит впасти в прелесть.

9 января. Ныне ещё получил твоё письмо от 2 января и спешу дополнить к сему же письму: о молитвенном устроении я, сколько мог, тебе написал, но, сам слеп сый очима, могу ли просветить других в сем великом деле? Прелесть так тонка и многообразна, что и не увидишь, как может подкрасться; одно смирение только может избежать всех сетей вражиих; но кто похвалится оное имети? А потому не должно обнадеживаться ни тебе, ни м. Е..., и не надобно совсем оставлять псалмопение, ибо оное словеса Духа Святого; но сколько можно, по силам и времени; только не малодушествовать за оставление, когда случится. Великие отцы не оставляли псалмопения, как сказано об одном, что он, начиная псалмы, только одну славу мог ощущать, а прочее был в восторге, пока солнце всходило и согревало его лицо; неужели он не имел дара молитвы? А вы ещё не в такой мере, чтобы совсем оставить псалмы и прочее. Ты упоминаешь о предисловиях, данных тебе, писанных; да неужели ж ты не читала оных печатных в книге: жизнь св. Паисия? Там и все четыре напечатаны; вот как вы читаете книги-то.

10 января. В той же книге есть Свиток старца Паисия об умной молитве: весьма полезно, советую читать; в житии св. Паисия, первого издания, на 60-й странице напечатано его наставление к братиям; там сказано после некоторых наставлений: «времени же и деланию сему предрастущу, даруются, по мере делания, слезы, плачь и малая некая надежда во утешение души». Надобно же помнить, что все это – как рождается от смирения – то и должно быть растворено смирением. Преподобный Нил в 123-й главе говорит: «блажен есть инок, всех отреби себе быти непщуяй.» Проходя молитву, должно уготовляться противу бранем вражиим; того же Нила глава 91-я: «аще молитве прилежной» и проч. и Иоанна Карпафийского глава 41-я: «елицы молитву зельне употребляют, сии от страшных и свирепых искушений пленяемы суть»; – надобно быть бодрым. – Хорошо, что Е... П... к вам попала, и это всё Бог строит, по благому её и простому произволению, в искании спасения; однако ж вы не думайте, что только у вас спасение, а у других нет; но напротив считайте себя последнейшими всех и неразумнейшими; а ежели кто и пользуется в чём, то Сам Господь подаёт им оную, по вере их, и чрез недостойных. Помещение же её как-нибудь устроит Господь, всякой птичке гнёздышко даруяй.

О С.... К–ной не знаю, что и сказать, видно надобно потерпеть её немощам за малость её разума; и прочих всех да сохранит Господь в страхе Его, и дарует им силу и крепость на умной сей духовной брани. – На всех вас испрашиваю мир и благословение Божие, и прошу молиться и о мне, многогрешном И.М.


Источник: Издание Козельской Введенской Оптиной пустыни. Москва, типография В. Готье, 1863. Печатать позволяется с тем, чтобы по отпечатании представлено было в Цензурный Комитет узаконенное число экземпляров. С.-Петербург, ноября, 17 дня, 1861 года. Цензор, архимандрит Фотий.

Комментарии для сайта Cackle