Источник

Письмо 47

Пишешь ты от 30 июня о немирстве к тебе О–ны и о желании, с твоей стороны, умиротвориться: но все средства находишь к тому ненадёжными; а ища в себе вины, не обретаешь. Я думаю, не послужит ли средство к умиротворению таковое, какое употребил св. Зосима. Ничем не быв виновен пред диаконом, и когда себя оправдывал, то не мог умиротворить; а когда истинно обвинил себя и в том, чего не делал, но приписал забвению, увидел его самого припадающа к ногам его. Ты же не можешь иметь себя совершенно правою; а не видишь своей вины потому, что видишь их вины. Ежели не в настоящее, то в прошедшее время, сколько ты была виновна своим языком (в дерзости которого нельзя не сознаться), а ежели бы ты имела свободный доступ, то и теперь не могла бы удержать себя от укорения ближних с дерзостью. Вероятно, сего не хотят и опасаются (пусть хотя по страсти их), дабы не входила в дела и не подавала советов; но, видно, смотрением Божиим, ради твоей пользы, воспящаешься. Обвиняя себя, благодари Бога, спасающего тебя невольными скорбями. Мысль об оставлении обители неосновательна и душевредна; в уме твоём живописуется, что там тотчас уже и покой обрящешь, а сим обольщаешься; а ты напротив представь, что можешь встретить сугубейшие скорби, и испытай себя: готова ли ты к оным? По словам старцев: кто ищет покоя, оный от того удаляется; а кто предает себя на скорби и почитает себя недостойна покоя, обретает его. Да куда пойдешь, при слабости твоего здоровья? И известно ли, сколько странствие твоё здесь продолжится? Оставь эту мысль, не сходи со креста, вини себя, а не других и Господь тебя успокоит. Ты упоминаешь, что не имеешь чистой молитвы, а парение помыслов. Цену дать нашей молитве есть не наше дело, а Испытующего сердца и утробы и Дающего молитву молящемуся. Молись, но смиренно, к чему и невольно понуждает нас парение помыслов. – Понуждать себя надобно не к одной молитве, по слову св. Макария, но и ко всякой добродетели. Ты находишь в себе грех к смерти – леность: а гнев и ярость не в том же ли ряду стоят? Многогрешный И. М. 14 июля 1845 года.


Источник: Издание Козельской Введенской Оптиной пустыни. Москва, типография В. Готье, 1863. Печатать позволяется с тем, чтобы по отпечатании представлено было в Цензурный Комитет узаконенное число экземпляров. С.-Петербург, ноября, 17 дня, 1861 года. Цензор, архимандрит Фотий.

Комментарии для сайта Cackle