Письмо 133
Ты пишешь, что в посещении тебя болезнью покоряешься воле Божией: ибо подаст ли Он что не на пользу? Точно так. Ничто нас не может так успокоить и в самых тягчайших испытаниях, как предание себя в волю и в Промысел Божий, который и кажущееся нам неполезное прелагает на благое и полезное. «Не имею должного рассуждения и недостаток большой духовной премудрости», вот твои слова; весьма скоро захотела ты стяжать сии высокие дарования. Знаешь ли, кому оные даются? – Смиренным и кротким, по многих трудах, искушениях и скорбях, пришедших в сие состояние; а ты что понесла таковое? – И не видишь ещё своих немощей и грехов как должно, почему и не смиряешься. Слово сие весьма опасно: «Спаситель не отринет желающую посвятить каждое биение сердца для Него Одного единственно». Это так высоко: но оно-то тебя и обольщает, и не попущает смириться; между тем как это только в мнении и словах, а на деле ещё и следа нет; «пыл в нраве, и как ракета вспыхну», что это значит: пыл в нраве? Следовательно, ты невинна в нраве – я так сотворена. Но это происходит от гордости, которую должно упразднить смирением, сокрушением и всегдашним самоукорением; пока они водрузятся в тебе, и будут как природные, тогда и пыл остынет. Читай у Марка подвижника к Николаю иноку послание. Когда ж бы не было сего пылу, то, как вижу из некоторых твоих попадавшихся в письмах выражений, ты была бы уже свята, и желания твои все бы к Богу стремились. Опасайся сего о себе мнения: оно подвержено опасности и прелести. Читай отеческие книги, найдёшь бездну своих пороков; да ты еще носишься, на дланех рук Божиих поддерживаема, еще не было никакого искуса твоему самовластию и благому произволению; прочти у св. Исаака Сирина 33-е слово, найдёшь там, что и благое наше произволение требует помощи Божией и молитв о сем к Нему: ибо не всегда оное бывает благо, и прочее. В Отечнике есть, что один брат говорит старцу: «отче, мысль моя всегда зрит Бога»; по-видимому, и добро сие, но старец отвечал ему: «блажен, кто зрит грехи своя». Всякой вещи время: время сеяти и время плоды собирати, и дерзновенная мысль твоя о смерти также находится под опасением. Надеюсь, что не взыщешь с меня, что так грубо пишу: право боюсь чесать ваши струпы, но желаю хотя некоторое врачевание подать по вере вашей. Твой богомолец, многогрешный иеромонах Макарий. 19 апреля 1840 года.