Источник

Письмо 134

Ты жалуешься на то, что сестры из-за тебя соблазнялись за посещение тебя родными, и говоришь, что и к другим ходят; а еще и за М. С–ву возводят на тебя соблазны, и скорбишь о сем зело, укоряя и зазирая сестёр. Так всегда бывает, когда мы смотрим на свои дела сквозь завесу самолобия, и не хотим себя укорить. Посещение родных потому, может быть, соблазняло сестёр, что необычно во многом числе, и не малое время продолжалось: ходят и к другим, но редко и мало их бывает; я же тебе говорил, что даже и сестры с зятем частый вход может подать соблазн, и ты дала слово не учащать. Лучше укорить себя за пристрастие к родным, нежели возлагать на других укор за соблазнение. Чрез сие скорее успокоишься, нежели чрез оправдание себя: здесь гордость, а там смирение; а св. Иоанн Лествичник учит в 4 степени, что правильное или неправильное обличение отвергши, своего спасения отвергся. А касательно М–и и очень большой подала соблазн: ты могла делать ей наставления нравственные, помогать имуществом, а иметь старание о сватовстве совсем не твое дело: это многих соблазнило, но я молчал, пока время не пришло. Пусть бы делала это Н. С–на, ей прилично: в этом ты верно будешь оправдываться, что этого не было; после этого я замолчу, ибо делать ясные доводы и своды для меня невместительно: а из сего заведется токмо крамола, да ссора. Я говорю: лучше смириться и положить вину на себя, что подала сестрам соблазн, молить Бога, да известит им Господь простить тебя, в самооправдании же никакой пользы не получишь. Не думай, чтоб ты была умнее других, а считай себя последнею и разумом и делами, да оправдишься пред Богом. Ибо мняйся что быти ничтоже есть (Гал.6:3); а хотяй мудр быти в вас буй да бывает, яко да премудр будет, пишет св. Апостол (1Кор.3:18). Прочти-ка о гордости и о смирении у св. Леств. и св. аввы Дорофея, и поверь свои внутренние чувства: найдешь там довольно дряни, а хорошего мало, или ещё и ничего. Ты называешь себя ослом, но слово твоё несть истинно; когда бы ты говорила от смирения, то и от других бы понесла укоризну; когда какими показывает нас зеркало, и другие о нас так думают и говорят: за что́ же на них скорбеть? Не сочти, чтобы я написал сие, скорбя на тебя, отнюдь нет, – но, желая тебе истинной пользы и спокойствия, а когда иначе примешь, Бог с тобою. Иеромонах Макарий. 29 июля 1844 года.


Источник: Издание Козельской Введенской Оптиной пустыни. Москва, типография В. Готье, 1863. Печатать позволяется с тем, чтобы по отпечатании представлено было в Цензурный Комитет узаконенное число экземпляров. С.-Петербург, ноября, 17 дня, 1861 года. Цензор, архимандрит Фотий.

Комментарии для сайта Cackle