Письмо 130
Можно ли быть без брани, находясь в воинстве духовном? Брань невидимая и всегдашняя! К тому же враги злы, сильны, хитры и коварны; а еще более укрепляются нашею леностью и нерадением, а больше всего гордостью, чрез которую имеют смелый и дерзкий приступ. Ты пишешь, что побеждаешься пылкостью и другими поползновениями, чрез что после малодушествуешь, но пocле раскаянием, сознанием своей немощи и сокрушением мстишь врагу, подущавшему тебя на поползновения. Как нельзя из рекрута вдруг или скоро сделаться генералом, и не быв на многих сражениях быть искусным воином, так равно, а ещё и более, не успевши вступить в поприще духовной брани, уже думать, что оной научилась; или желать скоро свободиться от страстей и лететь выспрь, день от дня возвышаясь. Не думай о себе, что будто бы ты уже и научилась духовной брани; нет, оная многообразна и не надейся в скорости победить страсти: это требует многого времени, подвига, труда, смирения и помощи Божией. Но хотя бы мы имели подвиги, труды, но всё без смирения и помощи Божией ничего не успеем. Смирение же не в одном только слове состоит, но залог чувства, в сердце хранящийся; человек тот, при добродетелях, видит себя худшее всех; при таком чувстве воспалится ли он на кого-либо? А как сего-то в нас нет, то и попущается смотрительно нам побеждаться немощами, чтобы познали свою немощь и смирились пред Богом и пред людьми. Но ведь это дело не одного дня или года, но многого времени потребно. Однако о сем не унывай, что не видишь в себе святыни; это бы был верный знак гордости и прелести, когда бы ты утешалась мнимою своею святостью. Помни, что пред Богом лучше грешник с покаянием, нежели праведник с гордостью, и что смирение, кроме дел, прощает много согрешения; а дела без смирения бесполезны. Итак, опять повторяю: не малодушествуй от частости браней и побеждений; ибо и малодушие есть знак гордости. Читай св. отцов учение, и со временем навыкнешь должному и избежишь прелести, и во всем безмерия или оскудения, но царским путём да сподобит тебя Господь идти. Вручая тебя покрову Божию, остаюсь твой богомолец, многогрешный иеромонах Макарий. 22 августа 1839 года.