Письма к мирским особам

Источник

Содержание

Письма 1–100 Письмо 1 Письмо 2 Письмо 3 Письмо 4 Письмо 5 Письмо 6 Письмо 7 Письмо 8 Письмо 9 Письмо 10 Письмо 11 Письмо 12 Письмо 13 Письмо 14 Письмо 15 Письмо 16 Письмо 17 Письмо 18 Письмо 19 Письмо 20 Письмо 21 Письмо 22 Письмо 23 Письмо 24 Письмо 25 Письмо 26 Письмо 27 Письмо 28 Письмо 29 Письмо 30 Письмо 31 Письмо 32 Письмо 33 Письмо 34 Письмо 35 Письмо 36 Письмо 37 Письмо 38 Письмо 39 Письмо 40 Письмо 41 Письмо 42 Письмо 43 Письмо 44 Письмо 45 Письмо 46 Письмо 47 Письмо 48 Письмо 49 Письмо 50 Письмо 51 Письмо 52 Письмо 53 Письмо 54 Письмо 55 Письмо 56 Письмо 57 Письмо 58 Письмо 59 Письмо 60 Письмо 61 Письмо 62 Письмо 63 Письмо 64 Письмо 65 Письмо 66 Письмо 67 Письмо 68 Письмо 69 Письмо 70 Письмо 71 Письмо 72 Письмо 73 Письмо 74 Письмо 75 Письмо 76 Письмо 77 Письмо 78 Письмо 79 Письмо 80 Письмо 81 Письмо 82 Письмо 83 Письмо 84 Письмо 85 Письмо 86 Письмо 87 Письмо 88 Письмо 89 Письмо 90 Письмо 91 Письмо 92 Письмо 93 Письмо 94 Письмо 95 Письмо 96 Письмо 97 Письмо 98 Письмо 99 Письмо 100 Письма 101–200 Письмо 101 Письмо 102 Письмо 103 Письмо 104 Письмо 105 Письмо 106 Письмо 107 Письмо 108 Письмо 109 Письмо 110 Письмо 111 Письмо 112 Письмо 113 Письмо 114 Письмо 115 Письмо 116 Письмо 117 Письмо 118 Письмо 119 Письмо 120 Письмо 121 Письмо 122 Письмо 123 Письмо 124 Письмо 125 Письмо 126 Письмо 127 Письмо 128 Письмо 129 Письмо 130 Письмо 131 Письмо 132 Письмо 133 Письмо 134 Письмо 135 Письмо 136 Письмо 137 Письмо 138 Письмо 139 Письмо 140 Письмо 141 Письмо 142 Письмо 143 Письмо 144 Письмо 145 Письмо 146 Письмо 147 Письмо 148 Письмо 149 Письмо 150 Письмо 151 Письмо 152 Письмо 153 Письмо 154 Письмо 155 Письмо 156 Письмо 157 Письмо 158 Письмо 159 Письмо 160 Письмо 161 Письмо 162 Письмо 163 Письмо 164 Письмо 165 Письмо 166 Письмо 167 Письмо 168 Письмо 169 Письмо 170 Письмо 171 Письмо 172 Письмо 173 Письмо 174 Письмо 175 Письмо 176 Письмо 177 Письмо 178 Письмо 179 Письмо 180 Письмо 181 Письмо 182 Письмо 183 Письмо 184 Письмо 185 Письмо 186 Письмо 187 Письмо 188 Письмо 189 Письмо 190 Письмо 191 Письмо 192 Письмо 193 Письмо 194 Письмо 195 Письмо 196 Письмо 197 Письмо 198 Письмо 199 Письмо 200 Письма 201–300 Письмо 201 Письмо 202 Письмо 203 Письмо 204 Письмо 205 Письмо 206 Письмо 207 Письмо 208 Письмо 209 Письмо 210 Письмо 211 Письмо 212 Письмо 213 Письмо 214 Письмо 215 Письмо 216 Письмо 217 Письмо 218 Письмо 219 Письмо 220 Письмо 221 Письмо 222 Письмо 223 Письмо 224 Письмо 225 Письмо 226 Письмо 227 Письмо 228 Письмо 229 Письмо 230 Письмо 231 Письмо 232 Письмо 233 Письмо 234 Письмо 235 Письмо 236 Письмо 237 Письмо 238 Письмо 239 Письмо 240 Письмо 241 Письмо 242 Письмо 243 Письмо 244 Письмо 245 Письмо 246 Письмо 247 Письмо 248 Письмо 249 Письмо 250 Письмо 251 Письмо 252 Письмо 253 Письмо 254 Письмо 255 Письмо 256 Письмо 257 Письмо 258 Письмо 259 Письмо 260 Письмо 261 Письмо 262 Письмо 263 Письмо 264 Письмо 265 Письмо 266 Письмо 267 Письмо 268 Письмо 269 Письмо 270 Письмо 271 Письмо 272 Письмо 273 Письмо 274 Письмо 275 Письмо 276 Письмо 277 Письмо 278 Письмо 279 Письмо 280 Письмо 281 Письмо 282 Письмо 283 Письмо 284 Письмо 285 Письмо 286 Письмо 287 Письмо 288 Письмо 289 Письмо 290 Письмо 291 Письмо 292 Письмо 293 Письмо 294 Письмо 295 Письмо 296 Письмо 297 Письмо 298 Письмо 299 Письмо 300 Письма 301–400 Письмо 301 Письмо 302 Письмо 303 Письмо 304 Письмо 305 Письмо 306 Письмо 307 Письмо 308 Письмо 309 Письмо 310 Письмо 311 Письмо 312 Письмо 313 Письмо 314 Письмо 315 Письмо 316 Письмо 317 Письмо 318 Письмо 319 Письмо 320 Письмо 321 Письмо 322 Письмо 323 Письмо 324 Письмо 325 Письмо 326 Письмо 327 Письмо 328 Письмо 329 Письмо 330 Письмо 331 Письмо 332 Письмо 333 Письмо 334 Письмо 335 Письмо 336 Письмо 337 Письмо 338 Письмо 339 Письмо 340 Письмо 341 Письмо 342 Письмо 343 Письмо 344 Письмо 345 Письмо 346 Письмо 347 Письмо 348 Письмо 349 Письмо 350 Письмо 351 Письмо 352 Письмо 353 Письмо 354 Письмо 355 Письмо 356 Письмо 357 Письмо 358 Письмо 359 Письмо 360 Письмо 361 Письмо 362 Письмо 363 Письмо 364 Письмо 365 Письмо 366 Письмо 367 Письмо 368 Письмо 369 Письмо 370 Письмо 371 Письмо 372 Письмо 373 Письмо 374 Письмо 375 Письмо 376 Письмо 377 Письмо 378 Письмо 379 Письмо 380 Письмо 381 Письмо 382 Письмо 383 Письмо 384 Письмо 385 Письмо 386 Письмо 387 Письмо 388 Письмо 389 Письмо 390 Письмо 391 Письмо 392 Письмо 393 Письмо 394 Письмо 395 Письмо 396 Письмо 397 Письмо 398 Письмо 399 Письмо 400 Письма 401–447 Письмо 401 Письмо 402 Письмо 403 Письмо 404 Письмо 405 Письмо 406 Письмо 407 Письмо 408 Письмо 409 Письмо 410 Письмо 411 Письмо 412 Письмо 413 Письмо 414 Письмо 415 Письмо 416 Письмо 417 Письмо 418 Письмо 419 Письмо 420 Письмо 421 Письмо 422 Письмо 423 Письмо 424 Письмо 425 Письмо 426 Письмо 427 Письмо 428 Письмо 429 Письмо 430 Письмо 431 Письмо 432 Письмо 433 Письмо 434 Письмо 435 Письмо 436 Письмо 437 Письмо 438 Письмо 439 Письмо 440 Письмо 441 Письмо 442 Письмо 443 Письмо 444 Письмо 445 Письмо 446 Письмо 447  

 

Собрание писем Блаженной памяти оптинского старца иеросхимонаха Макария

Учаще их блюсти вся, елика заповедах вaм

(Матф. 28:20)

И ты со мною грешным и худым иноком совета о сем не имей: еже бы высоту небесную увидети и глубину морскую измерити, и концы земныя обтицати и исчислити, и озерам и рекам каменная стезя художествовати, и весь мир строити, и якож в круг некий вселенную всю объяти, и всех в един нрав привести и от всея поднебесныя неправду, и лукавство, и всякое злохитриство изгнати, не навыкл есмь: понеже безумен и окаянен есмь человек, и не делатель ни которому благу; но точию Божественныя и Отеческия писания глаголю слышащим и приемлющим и хотящим спастися.

(Из письма одного инока XVI столетия)

Предисловие

Предлагаемые в настоящем сборнике письма блаженные памяти оптинского старца, иеросхимонаха Макария, составляют богатую сокровищницу духовных советов, как применять к жизни учение евангельское и святых отцов.

Смеем думать, что не одни иночествующие и почитатели покойного старца, но и все нуждающиеся в указаниях и советах относительно христианской жизни, все труждающиеся в делании спасительных Христовых заповедей, служащих к очищению сердца, все обремененные многоразличными скорбями и искушениями житейскими и духовными, найдут в опытных писаниях блаженного наименованием и делами, любвеобильного и мудрого старца, вразумление, утешение, подкрепление и отраду.

При сем не излишним находим предупредить ответом замечание, которое не раз случалось нам слышать от некоторых, но поводу подобных нынешнему изданий: какой, говорят они, совет может дать живущим в мире – монах, житель пустыни? Укажем таковым на сонм святых мужей, просиявших в монашеском жительстве и ублажаемых православною Церковью, между прочим за то, что они «дея учили прилежати о душе, вещи бессмертней» (Тропарь преподобным). A читая жития их, можно видеть: что одни из них, пребывая в совершенном безмолвии, поучали ближних лишь примером своей Богоугодной жизни; a другие, напротив, по трудах и подвигах пустынной жизни, получив от Бога духовные дарования, послужили пользе ближних словом и учением: различно «врачуя души притекающих к ним с верою». Сравнивая между собою два сии делания, св. Иоанн Лествичник говорит: «по истине великое дело благодушно и мужественно подвизаться в безмолвии; но без сравнения большее дело не бояться внешних молв, a среди шума их сохранять неподвижное и небоязненное сердце, и с человеками обращаясь по внешности, внутренно пробывать с Богом» (Слово к Пастырю, гл. 9.).

Надобно ли говорить, что сей меры достигают не многие и не просто: a получают ее как воздаяние за многие труды и подвиги, a наипаче за смирение; и тогда-то, будучи промыслительно вызваны на подвиг служения ближним, могут приносить им великую духовную пользу, сами не вредясь ни мало от сообращения со многими. Таковым подвигом подвизались и оставили по себе вечную память многие святые мужи древних и новых времен, восточные и отечественные. Из пользовавших письменною беседою святых мужей древности преимущественно известны преподобные: Исидор Пелусиот, Нил Синайский и блаженный Иероним Стридонский. Из новейших подвижников благочестия давали письменные ответы вопрошающим блаженные старцы: Паисий Величковский, Феофан Новоезерский, Филарет Глинский, Филарет, иеромонах Новоспасского Московского монастыря (в схиме Феодор), затворник Георгий и наконец иеросхимонах Макарий, духовные ответы которого на письма мирских особ всех сословий служат самым убедительным ответом на вышеупомянутый вопрос.

Сей приснопамятный муж, вступив в монастырь в юношеских летах (22 лет) и проведя в двух обителях около 50 лет, достиг чистоты сердечной и получил дар духовного рассуждения, посредством коего сделался способным различать, в относившихся к нему пользы ради и совета духовного душевное устроение и действительную потребность каждого и, сообразно сему, преподавал изустно и письменно монашествующим и мирянам духовно-опытные советы, как поступать в многообразных нуждах и скорбях душевных, как применять к своему положению евангельское и отеческое учение. Действуя силою личного примера, терпением и любовию, он успел многих привести к Пастыреначальннку Христу, присно уча их соблюдать вся, елико заповедал нам Божественный Учитель наш в Своем святом учении.

Все помещенные здесь письма старца разделены на два отдела: 1) к мирским особам, 2) к монашествующим.

Издатели писем старца, по взаимному соглашению с принесшими оные в жертву общей пользе и духовному назиданию нашли неудобным означать имена сих лиц ни вполне, ни одними начальными буквами; тем более, что такое умолчание нимало не вредит главной цели издания: общей духовной пользе и назиданию; a объявление, не принося никакой существенной пользы, служит лишь к удовлетворению праздного любопытства; с тою же целью опущены и светские титулы: сиятельство, превосходительство.... Каждое письмо имеет свой отдельный номер. Письма, писанные разновременно к одному и тому же лицу, расположены подряд в хронологическом порядке и число их обозначено в подстрочном примечании, или словами: к тому же, к той же, в заглавии.

Великодаровитый Господь Сам, ее же весть мерою, да воздаст за труд любви и усердия к покойному старцу всем, которые: а) почтили нас своей доверенностью, доставив немедленно письма старца, к ним разновременно писанные; б) тем, которые прежде нас потрудились в подобном же собрании, собственно для своей душевной пользы, избранных писем старца, списывая их y разных лиц; в) наконец тем, которые способствовали сему изданию вещественными средствами и личными трудами.

В письмах старца встречаются указания на следующие сочинения:

1) Книги священного ветхого и нового завета.

2) Добротолюбие московской печати, листовое и четвертное.

3) Постнические слова преподобного отца нашего Исаака Сирина, издание Молдавского Нямецкого монастыря 1812 года.

4) Преподобного Макария Египетского 7 слов.

На следующие книги, изданные в разное время Оптиной Пустынью:

1) Житие и писания молдавского старца Паисия Величковского. Москва, издание первое 1847, и второе 1848 годов.

2) Восторгнутые класы в пищу души, то есть несколько переводов из святых отцов, старца Паисия Величковского. Москва, 1849 года.

3) Преподобного отца нашего Нила Сорского предание ученикам своим о жительстве скитском. Москва, 1849 года.

4) Преподобных отцов Варсануфия Великого и Иоанна руководство к духовной жизни, в ответах на вопрошение учеников, на славянском наречии гражданской печати. Москва, 1851 года.

5) Преподобного отца нашего Симеона Нового Богослова слова (12 слов) весьма полезные. Москва, 1852 года.

6) Преподобного отца нашего Исаака Сирина слова духовно-подвижнические. Москва, 1854 года.

7) Преподобного отца нашего аввы Фалассия главы о любви, воздержании и духовной жизни, в русском переводе с славянским текстом. Москва, 1855 года.

8) Преподобного отца нашего аввы Дорофея душеполезные поучения и послания, в русском переводе. Москва, 1856 года.

9) Преподобного отца нашего Марка подвижника нравственно-подвижнические слова, в русском переводе. Москва, 1858 года.

10) Лествица: до 1850 года места из лествицы старец приводил частию по рукописному переводу старца Паисия, a частию по печатному славянскому; a после 1850 года исключительно по рукописи, составленной самим старцем, в коей основанием служит тот же перевод старца Паисия, исправленный сличением со всеми прежними переводами; преимущественно же с переводом алтайского миссионера, архимандрита Макария, a равно и с греческим подлинником.

При извлечениях из всех вышеупомянутых сочинений старец ограничивался лишь указанием: из какого слова, или степени (в лествице), отдела, или главы взято то, или другое выписываемое им из святых отцов место; или просто указывал, где и что прочесть, в подтверждение его наставлений; но желающим навести подробную справку, имея под руками выше-исчисленные книги, не составит большого труда, по сему указанию, отыскать место, на которое сделана ссылка в письмах.

В заключение сего необходимого предисловия, находим нужным упредить читателей, что памятуя изречение: «слог есть сам человек», и по личному глубокому уважению к блаженному старцу, издатели его писем, не позволяя себе делать никаких изменений в его простом, естественном слоге, нашли нужным исключить из них те частные известия, которые имели значение только в свое время и притом для тех только лиц, которым писаны письма.


Источник: Собрание писем блаженной памяти Оптинского старца иеросхимонаха Макария. – Изд. Козельской Введенской Оптиной пустыни. – Москва : Тип. В. Готье, 1862. – VII, 760, [2] с.

Комментарии для сайта Cackle