Письма преподобного Антония, старца Оптинского

Источник

Аудио

 

Содержание

Предисловие к письмам преподобного Антония, старца Оптинского

1. Слава Богу за все 2. Мир и любовь в дому – радость Ангелам, а врагу – нож острый 3. И радости, и скорби нам Господом попущены 4. Без воли Божией ничто не совершается; Господь испытывает нас, чтобы соделать достойными Себе 5. Да возложим мы на Господа печали свои и да несем смиренно крест свой 6. Собирать сокровища небесные – неизмеримо сложнее, чем земные 7. Мы учимся смирению и кротости не менее трудно, чем некогда грамоте учились 8. Вся благая Дух Святой подает нам 9. О вреде уныния и пользе покаяния 10. Во всем сохранять спокойствие и полагаться на Господа 11. О причинах наших горестей и о том, как вести себя в скорби 12. По случаю Дня Ангела – о переменчивости жребия земного 13. Уроки в день тезоименитства 14. Главное – не боязнь людской молвы, а страх Божий 15. Раздражение и пустое времяпрепровождение – из худших пороков наших 16. Лучше правды ничего нет 17. Каждый человек есть образ Божий, посему и чтение нужно выбирать душеполезное 18. Гневливость и нетерпеливость – вот от чего нужно избавляться поскорее 19. Кто как о себе мыслит, тот так мыслит и о ближних своих 20. И одно слово бывает многоценно 21. И печаль, и радость – все возложим на Господа, за все Его благодарим 22. Праведником можно быть везде 23. Душеполезное чтение – нетленная пища 24. О страхованиях нынешнего поколения 25. Каждый человек о других судит по себе 26. Простота лучше витиеватости 27. О двух книгах: одной благодатной, второй неправедной 28. Будем милостивы и снисходительны к обидящим нас 29. Матерь Божия – заступница и прибежище наше 30. Нет нужды заботиться о многих летах – нужно думать, как достойно прожить нынешний день 31. Все наши духовные нестроения – от того, что мы слишком выского мнения о себе, от того, что превыше разговора с Господом ставим собственные помыслы 32. Все наши помыслы Господь знает лучше нас самих 33. Адовы муки – несравненно сильнее, чем все претерпеваемые нами на земле горести 34. Истинный друг, даже когда не пишет писем, об искреннем своем постоянно думает и ему сочувствует 35. Все в сравнении познается 36. О смысле супружеского союза 37. Брак благословен Господом – а значит, благословлено и материнство 38. Предайтесь со смирением на волю Господа, ибо Он управляет всем 39. Болящему должно молиться о выздоровлении, чтобы употребить затем силы на пользу Церкви Божией 40. И праведникам Господь посылает скорби,– тем паче нам, грешным следует быть терпеливыми 41. Все в руках Божиих, поэтому нет нужды печься о том, что должно произойти через полгода или год 42. Не стоит учить несмиренного смирению – лучше молиться о нем 43. О небесной поддержке 44. В связи с рождением младенца 45. Болезни детей неразрывную связь имеют с грехами родителей 46. Скорби детей побуждают нас к искусительным помыслам, но прежде всего о своем убожестве думать должно 47. Письмо матери, адресованное маленькому сыну ее, о послушании 48. Житие св. Иоанна Златоустаго – достойнейший пример для юноши 49. Сокровища земные должны способствовать достижению благ небесных 50. Собственная воля – главный враг человека 51. Епитимия любимому духовному чаду за непочитание родителей 52. Епитимия не только для послушествующего, но и для налагающего ее тяжела бывает 53. Отсечение собственной воли может дать человеку крылья, но это очень сложно осознать и еще сложнее осуществить 54. Исполнение добрых намерений откладывать не стоит 55. Рекомендация настоятельная отложить все дела и ехать на поклон к Божией Матери 56. Сердечная благодарность за посылку и поздравление – и рассказ о скорбях при переезде на новое место 57. О трех опасностях благополучия 58. О грехах духовного чада духовник плачет и за него поклоны кладет 59. Все, что от Господа, есть благо 60. Если мы не можем подражать угодникам Божиим во многом, то хотя бы в малом должно это делать 61. Приглашение в обитель 62. Пути Господни неисповедимы 63. И во время масленицы полезно воспомянуть Великий пост 64. Пожелание о благочестивом проведении поста 65. Победа над своими страстями есть победа над демонами 66. Противоположность ценностей земных и небесных 67. Жизнь беспорядочная есть жизнь богопротивная 68. О духе и букве. О Прощеном Воскресенье 69. Благодарность за присланные книги. О тверди небесной 70. У всех священнослужителей – едина общая цель 71. Как поступать со Святым Антиминсом, если он волею Божией попал Вам в руки 72. Остатки церковных строений только на пользу Церкви должно употреблять 73. Ответ на вопрос – Псалом 26-й 74. Преждевременное безпокойство не имеет оснований 75. Без воли Божией ничего не будет 76. О воинской службе и отношении к ней 77. Участие в дуэли – великий грех 78. Положиться на волю Господню необходимо 79. Честному и добродетельному нет оснований для страхов 80. Прежде всего – молитва 81. Призывание помощи Божией 82. В преддверии празднования дня памяти свт. Николая и при поднесении в дар трех книжек 83. Сравнение своей жизни с житиями святых для нас весьма душеполезно 84. Размышления о грехе против восьмой заповеди 85. У Господа Бога милости много 86. На Бога надеяться, самим не плошать 87. Наставление по случаю рождения младенца. О смирении 88. О царском манифесте по поводу освобождения крестьян. Доброе чтение прогоняет уныние 89. Приглашение приехать в обитель. О злоусердии дворовых работников 90. И искушения могут служить освобождению от вечных мук 91. Нужно обязательно молиться за ненавидящих и обидящих нас! 92. Не наказать виновного, который у тебя в подчинении, значит нанести вред всему делу 93. Разсуждения о крестьянском бунте и об  испытаниях,  выпавших на долю благочестивых помещиков. Все Господом попускается 94. В тяжких испытаниях читай Книгу Иова 95. Всякому человеку дается крест по силам его. О часе смертном. О церковной молитве 96. Как бороться с нашествием ядовитых змей 97. Скорби и огорчения ни царю, ни нищему не чужды 98. Живем на земле – значит терпим скорби за грехи свои 99. Покоритесь воле Божией во всем 100. Все для спасения нашего делается 101. В скорбях и искушениях берите пример со святого богоотца Давида 102. Поздравление с Днем Ангела 103. Еще поздравления к дню тезоименитства. О возвращении птиц 104. Об эпидемии холеры. Маловерие наше – причина бед 105. Не холеры, а Господа единого бойтесь – все в Его воле 106. Смерть идет за человеком всюду, так что укрыться от нее некуда – так притецем же под Покров Матери Божией 107. И за страдание возблагодарим Господа 108. Поздравление с новолетием 109. Чем более земных благ имеем, тем более негодуем и ропщем 110. Душеполезные книги бывают ценнее лекарств 111. Болезнь – посещение Божие 112. О седмице масленой: должно друг у друга прощения просить 113. И при зубной боли надо размышлять о грехах своих 114. Когда болен, не роптать, но каяться надобно 115. И в молитвах умеренность полезна 116. О прекрасных птичьих концертах: всякое дыхание да хвалит Господа 117. И болезни нам во спасение посылаются 118. Надо спешить исправляться, а мы всё не торопимся 119. Страшнее  всего должно быть страха не имеющим 120. Дела добрые лучше делать, не отлагая 121. Кто перед смертию причастился, того душу Ангелы приемлют 122. Соборования и Причастия в болезни опасаться не должно 123. Душа – всего дороже 124. Иной больной человек чаще размышляет о душе, нежели здоровый 125. Похвала духовному чаду 126. Об уходе за больной матушкой 127. Когда болен, не только всех прощать должно, но и самому прощения просить 128. Церковь Божия никого без поминовения не оставляет 129. За долговременное страдание Господь воздает страдавшему сторицею 130. О пожертвованиях в час похорон 131. К часу смертному должно быть готовым в каждый миг жизни 132. По смерти близкого человека – всю печаль свою на Господа возложи 133. Мы не можем знать, какая участь уготована ближним нашим, можем лишь надеяться на лучшее 134. Размышления о христианской кончине 135. В повседневном поведении нам должно брать пример с наших благочестивых предков 136. Все наши грехи терпит Господь, но хулы и ропотливости не выносит 137. «Не окончить жизнь во гневе...» 138. О тяжком горе – смерти брата 139. О кончине старца Макария 140. Об утешении в разлуке 141. Дано ли нам стяжать мирную кончину? 142. О тяжести своих страданий можно судить, лишь сравнив их с чужими 143. Только не роптать на Промысл Божий! 144. «Богу угодить можно и в Ростове» 145. Наставление девице об избрании жизненного пути 146. Супружество – великая радость и тяжкий крест 147. Сомнительные поступки жениха поощрять не должно 148. Таковые поступки должно и пресекать 149. Господь кого любит, того и наказует 150. Наставление духовному чаду о богоугодной жизни 151. Выбор жизненного пути – супружество или монашество –  возможен лишь однажды 152. Похвала достойному решению духовного чада 153. О рассеянии в молитве. О грядущем явлении кометы 154. О трудности расставания с близкими при выборе пути 155. Постепенный уход от мира очень труден, но внезапный – еще труднее 156. На смиренных сердцем – благословение Божие 157. Воздержание от празднословия выше, нежели воздержание от скоромной пищи 158. После зимы приходит весна, посему будем надеяться на радость после тоски и страдания 159. Пост – прежде всего для души, помыслов, словес, а затем уж воздержание в пище 160. Наиважнейшее – любовь ко Господу нашему 161. Употребление икры в пост – меньший грех, нежели уклонение от молитвы 162. К тишине и спокойствию в душе ведет лишь послушание 163. О разнице между подкреплением пищею и чревообъядением 164. Наставление желающему избрать монашеский путь 165. У вступающего на монашескую стезю немало соблазнов 166. От намерения посвятить себя Господу старайтесь ни на йоту не отступать 167. О привычках полезных и вредных, о товариществе худом и добром 168. О сохранении целомудрия 169. Услышав глас, зовущий на служение Господу, должно подчиниться не медля 170. О сетях многих 171. В случае принятия ответственного решения необходимо советоваться с духовником 172. О различных трудностях на пути спасения души 173. Вступающему на равноангельский путь и Господь, и братия помогать будут 174. Поздравление с новолетием 175. Тринадцать и более способов послужить Господу с помощью своего имения 176. Об окончании пути мирского и начале пути иноческого 177. О первых трудностях иноческой жизни 178. Великое утешение для духовного отца 179. Нет в земной юдоли такого места, где не было бы печали, потому необходимо смирить сердце свое, и обретешь покой 180. Как найти духовного лекаря? Как определить, для тебя ли иноческий образ жизни? 181. Поздравление и наставление в начале иноческого пути 182. Покой душевный важнее, нежели красота  келлии 183. Бог видит все, поэтому важно  исповедоваться, не стыдясь 184. Об исповеди и прощении грехов 185. На греховные помыслы не ропщите, ибо они – дело невольное 186. Кого любишь – того и бранишь 187. Оказывается, своим искренним надо чаще писать письма 188. За душеполезным знанием не за тридевять земель стремиться должно, но смиренно стараться и в родных краях его получить 189. О послушании 190. Кто живет в любви, тот живет с Богом 191. Если не удается переменить обстоятельства, надо менять себя 192. Своеволие отсекать и одной лишь воле Божией покоряться 193. В матушке настоятельнице необходимо зреть образ Христов 194. Поздравление с возведением монастыря на степень первоклассных 195. В чем состоит путь спасения 196. «Святые старцы говорят, что полезнее переменить себя, а не обитель» 197. Слово Игумении – закон для инокини, ибо в нем воля Божия 198. В поведении на службе прежде всего бери пример с настоятеля, а не со старцев 199. Для духовного наставника наибольшая радость – когда чада живут в послушании 200. Желающий попасть в Царство Небесное да несет крест свой без ропота и в смирении 201. Учиться церковному уставу – благое дело 202. О пользе простонародной медицины 203. Отрадно наблюдать, как чадо возрастает духовно 204. Лучшее средство в скорбях – молитва и терпение 205. Самоукорение – начало доброму в человеке 206. Пятнадцать советов духовной дочери 207. Главное – помнить, что все искушения терпишь для Господа 208. Советы на память молодой послушнице 209. Благодарность Господу за поставление юной души на путь истинный 210. Пострижение в рясофор – милость Божия, путь к ангельскому житию 211. Главное – не перемена имени, но перемена себя 212. Не унывать, на Бога уповать, и благо будет 213. Поздравление в связи с возведением обители на степень монастыря 214. «Господь будет нас судить не о том, была ли на нас мантия с длинным хвостом...» 215. Суть пострижения не в том, из чьих рук сей чин принимаешь 216. Не ропщите, если на письмо нет ответа, причиною  может быть и болезнь 217. Царствие Божие только скорбями достигается 218. Письмо к братии Малоярославецкого монастыря 219. Разсуждение о разсуждении 220. В первую очередь нужно избегать судить ближнего своего 221. Оставление церковной службы и келейной молитвы влечет за собою остывание души 222. Призывание Господа согревает сердце 223. Сердце рассеянное надобно разогревать молитвою 224. Об избавлении от мрачных мыслей 225. О дне тезоименитства 226. Причина скуки для человека – в нем самом 227. Мир из своей души изгоняет сам человек 228. Не призывайте смерть, ибо никто не знает своей загробной участи 229. В первый год иночества человек часто тоскует 230. Благодарите Бога за то, где Он поместил Вас для служения Ему, и не ищите места иного, а просите себе покоя на небесах 231. Когда человек бывает подобен раку 232. «Посреде мира несть мира» 233. Нет человека, которого не бороло бы уныние 234. Выход из келлии – всегда сопряжен с искушениями 235. Частые отлучки из обители не душеполезны 236. Поездка к святым местам – утешение 237. В чем человек должен быть подобен пчеле 238. Поступая в обитель, необходимо осознавать, с чем сопряжен этот шаг 239. Монастырь – не острог, а келлия – не темница 240. Испрашивайте помощи Божией во всем 241. Праздношатание крайне вредно для души человеческой 242. В молитве сказано «да будет воля Твоя», а не «да будет воля моя» 243. О смене некоей инокиней места жительства 244. Себя грешнее всех человек считать должно 245. Перемена обители может послужить и во благо 246. Недопустимо просить у Господа о прекращении своего жизненного пути 247. Встреча дня  рождения – воспоминание милости Божией и Его к нам долготерпения 248. Сырая келлия – не главное бедствие 249. Поздравление духовного чада с Днем Ангела 250. Лучший подарок старцу – детская привязанность духовного чада 251. Новолетие – новые надежды и ожидания 252. У кого нестроения внутренние – тому и сахар несладок 253. Всякое смирение награждено будет 254. О скорбях душевных и телесных, Господом попускаемых 255. Путем смирения и страданий Господь ведет нас в Царствие Свое 256. Когда у духовного чада на сердце спокойно – тогда  и старцу радостно 257. Нужно всегда начинать с собственных прегрешений 258. О горькой  редьке и липовом меде 259. Причина уныния – в желании собственными силами бороть скорби 260. «Без Бога, своими силами, и с мухами не сладим» 261. И муки вечные самим своим существованием благодетельны для человека 262. Поздравление с днем тезоименитства 263. «Каждому человеку свой крест, который должен он несть» 264. Болезни посылаются нам Господом для вразумления и обретения памяти смертной 265. Огорчение наше подобно малой искорке 266. Духовный отец одною рукою по голове гладит, другою же строго наказывает 267. Господу не угодно, когда мы просим у Него для себя смерти 268. Письма искренних – вино на раны и елей утешения 269. Если близкий человек не пишет – в печали помогут святоотеческие книги 270. По скорбям придут и радостные дни, нужно уповать на Господа и укрепляться духом 271. Ангел наш Хранитель при нас неотступно 272. Болезнь – не наказание, но милость Божия 273. Терпение паче нападения 274. И в городах, и в пустыне – всюду скорби и печали, и лишь  смирение дает покой 275. Если долго нет писем от ближнего – быть может, он повержен тяжким недугом 276. Многие и многие болезнуют за грехи свои 277. Поздравление с получением иноческого чина 278. Освобождение от должности в обители не принесет свободы от искушений 279. Всего хуже – тревожные мысли и сомнения в вере 280. Быть может, лучше оставаться смиренною послушницей, нежели получить мантию с длинным хвостом 281. Игуменская должность всяких вериг тяжелее 282. С начальствующих в мире ином взыщется много – сколько и дано в мире нашем 283. Об освобождении от игуменской должности молитвы не существует 284. Ушедшие от нас праведники становятся ближе к Господню престолу и молятся за нас 285. Кто же кого забыл и кто кому не пишет? 286. Сетование о том, что долго  не посещала духовная дочь 287. Если не будешь нести крест свой смиренно – воспоследует ли награда от Господа? 288. О приготовлении к часу смертному 289. «Во имя Господа Иисуса Христа все буду терпеть...» 290. Враг человеческий не грешников, но праведников пугает 291. Не с крестом наперсным, а с крестом, на рамена возложенным, поздравлять должно 292. Все в  жизни посылается нам по Божией милости, и скорби в том числе 293. Прежде всего стремитесь любить тех, кто вас не любит 294. О пожаре в домах и в душах 295. В ожидании встречи с духовною дочерью 296. Духовной дочери – в минуту смятения и скорби 297. Находясь под крылом Божией Матери – ничего не бойтесь, но веруйте! 298. Взгляд в прошедшее – чтобы понять настоящее 299. Истинную цену чего-либо узнаем лишь тогда, когда лишаемся оного 300. О нестяжании, коего надобно иноку держаться неукоснительно 301. Нести свой крест, довериться Господу и никого не судить 302. Лесть пагубна для души – не унывай, если тебя хулят 303. Главное – преданность воле Божией 304. О кресте духовничества 305. О вопреки глаголющих бесы радуются 306. О немощах по принятии схимы 307. Из писем к настоятелю Боровскаго монастыря, о. архимандриту Геннадию 308. О путешествии по святым местам – подробный и очень увлекательный рассказ 309. Душеполезная книга – истинное сокровище 310. И еще раз о питии нетленном – чтении 311. Покаянное письмо – просьба о прощении 312. Всякую заблудшую овечку Пастырь на плечах несет 313. Образ смирения – деревья плодовитые, а ели и осине уподобляться не должно 314. Всякое доброе дело награждено бывает небесною наградою  

 
Предисловие к письмам преподобного Антония, старца Оптинского

Отец игумен Антоний, коего письма к разным лицам предлагаются здесь, происходил из благочестивого купеческого семейства. На 21-м году своей жизни (в 1816 г.) он удалился из мира, и более пяти лет провел в Рославльских лесах, в трудах и подвигах сурового пустынножительства вместе с старшим братом своим о. Моисеем. Потом, опять вместе с ним же, был одним из первых основателей и тружеников Предтечева скита при Оптиной пустыни, в котором 14 лет был и начальником, прожив в нем всего лет 18. Здесь постигла его страшная, мучительная болезнь в ногах, утружденных многолетним подвижничеством, болезнь продолжавшаяся около 30 лет, т. е. до самой его кончины, и причинявшая ему жестокие страдания, которые он переносил с изумительным терпением и благодушием, не оставляя притом и добровольных монашеских подвигов и трудов, и занятий по должности. В 1839 году, не смотря на болезненное его состояние, он, к великому своему прискорбию, был назначен игуменом Малоярославецкого Николаевского монастыря, и лет 13 нес весьма тягостное для него бремя настоятельства. Последние 12 лет своей жизни он провел на покое в Оптиной пустыни, где и почил о Господе в 1865 году в ночь на 8-е августа.

С того времени еще, когда о. Антоний жил в Оптином скиту, многие лица, как мирские, так и монашествующие, смотря на жизнь его стали обращаться к нему за духовным советом. По смирению своему, о. Антоний всегда, по возможности, уклонялся от высокой обязанности духовного руководителя; но с другой стороны, по любви к ближним, не мог презирать их просьб и душевных потребностей; а потому не отказывался, сколько позволяли силы его, подавать как словесно так и письменно духовные свои назидания тем, кто с верою к нему прибегал. Получив в детстве недостаточное первоначальное образование (домашнее), о. Антоний впоследствии пополнил скудость оного постоянным, внимательным чтением Отеческих и других общеполезных книг, долголетним опытом; притом обладал даром естественнаго красноречия, или даже сладкоречия. Слово его как устное, так письменное, по свойству своему простое, мягкое, всегда было растворено духовною солию, и отличалось особенною какою-то меткостию и своеобразною выразительностию и силою; и часто в простой, или даже и шутливой форме содержало высокое назидание. Всеми чувствовалось, что поучения о. Антония, устные и письменные, были плод многолетних иноческих трудов, опытного знания Отеческих писаний, личной, внимательной наблюдательности всякого рода людей, и монашеского деятельного жития и разумения. Часто как в письмах, так и в беседах, он приводил в пример, в шутливом виде, себя и свои немощи; но знавшие его хорошо понимали, что, прикрывая таким образом свою строго-монашескую жизнь, он при этом имел в виду душевную пользу ближних: говоря как бы о себе, он высказывал другим полезные уроки.

Издаваемые ныне письма о. игумена Антония, им самим, по всему вероятию, не предназначались к печати. Но зная по опыту, как полезны и дороги в настоящее время истинное, духовное ведение и искреннее слово такого подвижника, мы считаем себя не вправе скрыть в безвестности этих писем; и думаем, что издавая их, поступаем не противно воле почившего Старца, потому что по самой жизни его видим, что он всегда готов был сделать все возможное от себя, в чем видел душевную пользу ближних, и желал благодетельствовать им даже и по смерти.

Из доставленных нам писем, при печатании их, исключено то, что относится собственно к частным обстоятельствам тех лиц, кому было писано, и потому только для них имеет особенное значение; а помещается лишь то, в чем, по нашему крайнему разумению, может содержаться общее для всех духовное назидание. По переписке писем оказалось, что некоторые приписки (Post scrиptum) помещены не на своих местах; но это ничему не мешает.

Всем лицам, которые сообщили нам хранившиеся у них письма о. игумена Антония, приносим искреннюю нашу признательность; а мы с своей стороны, просим читателей покрыть христианскою снисходительностию все погрешности и недостатки, какие окажутся в настоящем издании.

Оптина пустынь, 9-го марта 1868 г.


Источник: Письма к разным лицам игумена Антония, бывшего настоятеля Мало-Ярославецкого Николаевского монастыря / Изд. Введен. Оптиной пустыни. - Москва : Синод. тип., 1869. - [4], IV, 424 с.

Комментарии для сайта Cackle