Источник

Иудействующие

Иудействующие, как еретики или сектанты, отличительную особенность которых составляет более или менее заметное отклонение в религиозно-бытовом строе и в самых верованиях в сторону ветхо-заветного иудейства с его позднейшими наслоениями, рисуются в историческом развитии не вполне отчетливо. В общем, ход дела таков. Сознательное отклонение иудаистов от ясно выраженной на апостольском соборе нормы учения, вскрывая менее заметную ранее рознь в понимании ими религиозного обновления, произведенного делом Христа и евангельским благовестием, ставило иудействующих христиан на будущее время в обособленное положение еретиков или сектантов. С таким значением они и являются в сочинениях древне-христианских писателей; но отрывочные известия, дошедшие до нас в творениях св. Иустина Мученика, Иринея, Оригена, Епифания и др., не дают возможности – при своей неопределенности, противоречивости и неполноте – составить совершенно ясное представление о древне-христианской ереси иудействующих, с ее различными подразделениями. При пользовании названными источниками одинаково необходимо остерегаться ошибки в двух направлениях: 1) пытаться подвести все отдельные указания под одну общую характеристику ереси и 2) усвоять различным наименованиям, с какими упоминаются еретики иудействующего направления, значение устойчивых терминов, отмечающих определенный оттенок в содержании исповедуемой доктрины. Такого рода ошибку представляет, напр., довольно обычное разграничение «назареев» и «евионитов», при чем под первыми разумеют иудействующих умеренного направления, а под вторыми – группу более строгих и последовательных сторонников этой ереси: то и другое название в действительности было первоначально обозначением всех вообще христиан иудейского происхождения, и впоследствии применялось – не всегда последовательно, – к иудействующим разных оттенков.

Более основательным нужно признать не связанное с традиционными именами деление иудействующих, – по характеру воззрений и их источникам, – на две основные группы: более или менее последовательных сторонников слияния христианства с чистым ветхозаветным иудейством (о них см. «Энц.» V, 197 – 199) и иудействующих – гностиков, в воззрениях которых заметно влияние восточных этнических начал. Следы этого влияния можно подметить в теософически – спекулятивном характере теоретической доктрины этой группы еретиков – иудействующих, в подробностях их религиозного культа и в сильно выраженной наклонности к аскетизму в области нравственного учения. Из разнообразных фракций синкретическо-гностического иудео-христианства более других известны елкезаиты, о которых довольно подробные, но несколько сбивчивые сведения находим у Епифания (Ерес. 19, 30, 63), а отрывочные и не всегда надежные дополнения к ним – в известиях Оригена (Евсевия Ц. И. 6, 38) и особенно Ипполита (Рhilosoph. 9, 13 сл.). Название секты производится древними писателями от имени ее основателя Елксая или Елкесая (Ἠλξαι, Ἠλχασαι, Ἐλκεσαι,), жившего, будто бы, во времена импер. Траяна и изложившего свои заблуждения в особой книге, признанной его последователями за новое, высшее откровение (отрывки из неё – Еssаi fragmenta collecta, digesta, dijudicata – см. у Аd. Нilgenfeld, Hermae Pastor, 2-е Aufl. 1881, в прилож.); но теперь самое существование этого еретика признается более, чем сомнительным. Последнее обстоятельство открывает путь для догадки, что имя Ἠλξαι, переведенное у Епифания словами δύναμις κεκαλυμμένη ( – евр. לּ:םָי חיל ) есть в действительности заглавие вышеупомянутой священной книги еретиков.

Время происхождения этой книги точно не установлено, но с большой вероятностью может быть приурочено к самому началу II в. или, во всяком случае, не позже второй половины его. Изложенное в ней учение представляет смесь иудейско-христианских воззрений с языческо-натуралистическими. Отголоском последних в религиозном культе елкезаитов является призывание в свидетели стихий при частых омовениях (βάπτισμα), совершавшихся для очищения от грехов и исцеления от болезней (Епифан. Ерес. 19, 1. 30, 17. Рhilos. 9, 15), а также занятие астрологией и магией (Рhilos. 9, 14. 16). Элементы иудейства сохранились в признании обязательности предписаний Моисеева закона, в частности – относительно субботы и обрезания (Рhilos. ibid.); но ветхозаветное учение о жертве было отвергнуто (Епифан. 19, 3). В связи с сейчас названным пунктом стоит отрицание елкезаитами некоторых частей ветхозаветного канона (Епифан. 18, 1); равным образом не признавалось ими, по свидетельству Оригена, и многое из новозаветных писаний, между прочим – все послания Ап. Павла (Евсев. Ц. И. 6, 38). Христология еретиков носила на себе отпечаток гностического дуализма: признавая в историческом Христе временное соединение божественной силы со свойствами обыкновенного человека, они допускали возможность многократных воплощений (Рhilos. 10, 29: τὸν Χριστὸν ἄνθρωπον κοινῶς πᾶσι γεγοvέναι. τοῦτον δὲ οὐ vῦv πρώτως ἐκ παρδένου γεγεννῆσθαι, ἀλλὰ καὶ πρότερον καὶ αὖθις πολλάκις γεννθέντα καὶ γεννώμενον). Мораль елкезаитов характеризуется отрицательным отношением к телесным удовольствиям (Епифан. 19, 3), при высоком уважении к брачной жизни ( ibid. 19, 1), и признанием вынужденного отречения от веры, – в случае гонений, – за дело нравственно-безразличное (Евсев. Ц. И. 6, 38). Дальнейшую ступень в развитии начал гностического иудео-христианства представляет та система, памятником которой являются так наз. «Климентины» [см. в VIII томе]. – Внешняя история древне-христианской ереси иудействующих, с ее различными фракциями, известна очень мало. Можно думать, что заблуждения этого рода не принадлежали к числу наиболее распространенных в период, когда христианство стало господствующей религией в римской империи. Во времена Епифания († 403 г.) немногочисленные представители обоих основных направлений ереси встречались в пограничных странах Палестины; позднее известия о них прекращаются. Но отголоски еретической доктрины в IV и V в. дают себя чувствовать в некоторых сектах и ересях, волновавших тогда церковь. Позднее влияние синкретически-гностического иудео-христианства может быть подмечено в возникновении ислама.

И. Громогласов


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. : под ред. проф. А. П. Лопухина : В 12 томах. – Петроград : Т-во А. П. Лопухина, 1900–1911. / Т. 7: Иоанн Скифопольский — Календарь : с 18 рисунками и картами. — 1906. — VII, 892 стб., 893-913 с., [12] л. ил., портр., план.

Комментарии для сайта Cackle