Источник

Внешняя миссия Православной Церкви сегодня

Проведём краткий обзор современного состояния православной миссии в мире.

Африка. Наибольших успехов православные миссионеры добились на Африканском континенте. К настоящему времени здесь построено свыше тысячи храмов и число православных приближается к семи миллионам, из которых подавляющее большинство – новообращённые коренные жители. Действуют православные семинарии, школы, больницы, появились первые монастыри. Африка входит в сферу канонической ответственности Александрийского Патриархата, миссией по преимуществу занимаются греки, но оказывают поддержку также православные американцы и финны. Миссия интенсивно развивается, – например, только в Танзании за последние шесть лет Православие приняли 70 000 человек. Активные действия ведутся в подавляющем большинстве стран, за исключение мусульманской Северной Африки, где проповедь христианства или запрещена или сильно ограничена. Устроение миссий часто было ответом Православной Церкви на запрос самих африканцев. Некоторые местные общины сами в результате религиозного поиска приходили к Православию, – так было в Уганде, Нигерии, Гане, – где-то первым проповедником оказывался африканец, обратившийся во время обучения в Греции, – так было в Зимбабве, – а где-то люди приходили к Православию в результате сверхъестественных событий – так было в Бенине, где местная протестантская община, просившая в молитве Бога открыть, как должна называться Его подлинная Церковь, получили в откровении ответ: «Моя Церковь называется Православная Церковь». Спустя несколько лет они нашли эту Церковь и присоединились к ней156. О большой склонности африканцев к Православию свидетельствует случай, произошедший на Мадагаскаре в 1996 г. Православный миссионер архимандрит Нектарий совершал поездки, рассказывая о Православии, но никого не крестил сразу, чтобы не было необдуманных и незрелых обращений. Как-то раз он проповедовал в деревне Амбовондраманеси, а после него туда прибыли два американских баптистских миссионера. Настойчиво проповедуя, баптисты пробыли в деревне три дня. В конце своего визита они хотели устроить массовое крещение и обещали селянам одновременно построить для них церковь, школу и больницу. Услышав это, глава деревни Фокотани, встал и от лица всех жителей произнес: «Мы могли бы потребовать вашего отъезда в первый же день, как вы прибыли. Но мы выслушали, что вы хотели нам сказать. Теперь, когда вы закончили своё проповедничество, мы просим вас покинуть нашу деревню и никогда не возвращаться. Нам не нужны ваши церкви, школы и больницы, так как мы православные христиане!»157 Такая твёрдость была проявлена жителями при том, что они ещё не были даже крещены в Православие, и о. Нектарий не обещал им ничего из упомянутых материальных благ. В настоящее время эта деревня, как и ряд других, полностью православные.

Говоря о причинах особой расположенности африканцев к Православию, часто выделяют две основных. Во-первых – близость Православия к традиционной африканской культуре и миросозерцанию. Например, священник Иосиф Кваме Лаби из Ганы указывает на общинность африканцев, для которых чужд западный индивидуализм и близко православное понимание церковного единства. В качестве точек сопркосновения он также упоминает развитое чувство близости невидимого мира, традиции поминовения умерших, посты и другие обычаи158. Во-вторых, – Православие никогда не было религией колонизаторов и угнетателей, напротив, в ряде случаев Православная Церковь даже поддерживала право местных народов на самобытность. В некоторых странах первые православные чернокожие священники пострадали от колониального правительства, как, например, в Уганде, где священник провел в тюрьме пять лет за то, что организовал обучение детей на местном языке в то время, когда закон предписывал проводить обучение только на английском. Православные христиане никогда не приходили, чтобы что-то отнять у африканцев, извлечь какую-то материальную выгоду, так что в их отношениях с местными жителями нет чёрных страниц истории.

Способствует миссии и то, что в ней активно принимают участие монахи из монастырей святой горы Афона. Видя в их лице тех, кто на деле исполняет Евангелие, а не только говорит о нём, африканцы проникаются уважением к Православию. Особенно известен стал иеромонах Косьма (Асланидис), которого называют «апостолом Заира». Многие в Конго (бывш. Заир) убеждены в его святости.

Православная Церковь в миссионерской работе допускает инкультурацию – богослужения совершаются на местных языках, во время литургии используются барабаны, а сразу после службы прихожане танцуют, диавола изображают не черным, а красным, распространяется почитание преподобного Моисея Мурина – древнего подвижника, который был чернокожим. Но во всех существенных пунктах и вера и практика африканских приходов не отличается от общеправославной.

Наиболее сильные общины в Кении (где уже миллион православных), Танзании, Уганде, Конго, Камеруне, и на Мадагаскаре, в некоторых других странах миссия только начинается. Большую часть миссионерской работы выполняют священники из местного населения. Есть и свои проблемы, – поскольку значительную часть поддержки традиционно оказывали христиане Греции и Кипра, то сейчас, в связи с экономическим кризисом в этих странах, возникла серьезная угроза финансовому обеспечению миссий.

Азия. Традиционно православной миссией в этом регионе занималась Русская Церковь, но политические потрясения ХХ века внесли существенные коррективы. Только в Японии местная православная Церковь, основанная выдающимся русским миссионером святым Николаем (Касаткиным), смогла благополучно сохранить свое преемство. Ныне это автономная Церковь в рамках Русской Православной Церкви, большинство её священнослужителей и прихожан составляют японцы, семьи которых исповедуют Православие уже несколько поколений. Хотя Японская Православная Церковь предпринимает некоторые усилия по организации проповеди, количество новообращённых невелико. Во многом это результат спада религиозности в японском обществе в целом, который сказывается на всех религиях, присутствующих в стране.

В Корее русские миссионеры в начале ХХ века также вели успешную миссию. После разделения страны на Севере христианство почти исчезло, а на Юге американцы изгнали в 1949 г. последнего русского главу Корейской Православной миссии. Несколько лет спустя православных Южной Кореи взяли под своё начало греки из Константинопольского патриархата. Им удалось сохранить корейскую паству, однако сейчас, не смотря на значительный рост католиков и протестантов в стране, православная община почти не растет. По признанию некоторых корейцев, такое положение дел вызвано тем, что многие греки как само собой разумеющееся предполагают, что кореец, становясь православным, должен стать и греком, но далеко не все к этому готовы. Русские же миссионеры были более гибкие и открытые для местной культуры и менталитета.

В 2006 г. был образован приход и построен Свято-Троицкий храм в столице Северной Кореи. Это случилось по личной инициативе покойного лидера КНДР Ким Чен Ира. Здесь служат корейские священники в юрисдикции Русской Церкви, однако ни о какой миссии говорить не приходится, – храм существует для немногочисленых православных иностранцев, работающих в КНДР.

Православная миссия в Монголии, прекратившая существование в 1920-е годы, возрождена в последние годы священником Алексием Трубачом, крестящим монголов и ведущим большую работу по переводу православной литературы на монгольский язык.

Самое тяжёлое положение из старых русских миссий – с Китайской миссией. Она имела значительные успехи в конце XIX – первой половине XX веков. Твердость и искренность новообращённых хорошо видна на примере 222 китайских мучеников, убитых во время знаменитого «боксерского восстания» 1900 г.

Как известно, кровь мучеников – семя христианства, и после погрома, учинённого ихэтуанями, количество православных китайцев многократно возросло. Но коммунистические гонения второй половины ХХ века серьезно подорвали позиции Православия. До сих пор в континентальном Китае проживают 15000 православных, сохранивших веру не смотря на крайне тяжелые условия. У них есть несколько храмов (в Урумчи, Кульдже, Харбине и Лабдарине), но ни одного священника. Усилия Русской Православной Церкви во многом сосредоточены на том, чтобы возродить нормальную церковную жизнь среди оставшихся верующих континентального Китая.

Однако в других частях китайского мира таких затруднений нет. Приходы и общины Русской Православной Церкви свободно действуют в Гонконге, Тайване и Сингапуре, в этих же местах есть и приходы Константинопольского патриархата.

Особенно стоит отметить миссию архимандрита Олега (Черепанина) в Таиланде. За пятнадцать лет ему удалось построить в стране шесть храмов и монастырь, подготовить к рукоположению первого священника-тайца, организовать перевод православной литературы и фильмов на тайский язык. Отец Олег говорит, что «тайцам нельзя уделить два-три или даже двадцать три часа твоего времени и оставить что-то для себя. Им надо отдать всё, отдать свою любовь и сердце. Тогда вы узнаете, что такое Таиланд и кто такие тайцы... Когда первого, крещенного мною тайца Даниила спросили в Департаменте по делам религий: почему именно Православная Церковь? Есть католики, есть протестанты. Он ответил: “В Католической церкви поют, у протестантов танцуют, а молятся только у православных”... Стоит также отметить внутреннюю тягу тайцев ко всему подлинному, к первоисточнику. Поэтому если таец решает сознательно принять христианство, и при этом отсутствуют какие-либо меркантильные моменты, то с большой долей уверенности можно говорить: если ему будет известно о Православии, он придёт в Православную Церковь. Не случайно при регистрации крещеные тайцы решили слово “православная” перевести как “дан-дээм”, что означает “подлинная, неизмененная, истинная, настоящая”»159. В последние годы отец Олег распространил миссионерскую деятельность также на соседние страны – Лаос и Камбоджу. Во всех трёх странах православная проповедь зазвучала впервые в истории именно сейчас.

У греческих миссионеров самой успешной миссией «классического типа» в Азии является миссия в Индии. Успешная проповедь греческого священника Афанасия и его преемников в 1980-е годы в Калькутте привела к тому, что около пяти тысяч бенгальцев приняли Православие, были образованы приходы, построены храмы, рукоположены священники из числа местного населения. Среди крестившихся есть даже брахманы. Впоследствии индийские власти перестали давать греческим священникам-миссионерам визы, и это затруднило развитие миссии, хотя и не прекратило его.

В отличие от «классического типа» миссии, который предполагает прибытие в страну миссионера-иностранца, в последние годы некоторые миссии в Азии образовались по новому типу. При нем инициатива шла от местных жителей, которые самостоятельно убеждались в истине Православия и уже сами просили Православную Церковь о том, чтобы она их приняла в число своих чад. Таким образом возникли миссии в Индонезии, Пакистане, Филиппинах, в Индии – в штатах Махараштра и Карнатака, где с 2012 г. появились общины новообращённых индийцев в лоне Русской Церкви.

В миссиях нового типа местные жители сами проповедуют и устраивают церковную жизнь, а православные греки или русские только помогают им. Хотя количество обращенных здесь не такое огромное, как в Афрке, именно страны Азии сейчас становятся тем регионом, где православная миссия развивается всё более интенсивно.

На Ближнем Востоке, который составляет каноническую территорию Антиохийской и Иерусалимской Церквей, в силу того, что в неё входят в основном мусульманские страны (а также Израиль и Ливан), в которых запрещена или сильно ограничена христианская проповедь, целенаправленной миссии не ведётся, хотя имеют место инивидуальные обращения как мусульман, так и иудеев. Такие случаи, как правило, остаются в строжайшей тайне; часто мусульманам, желающим принять Православие, приходится выезжать в другие страны для того, чтобы там получить крещение. В Центральной Азии и Закавказье имеются епархии Русской Православной Церкви, однако целенаправленной миссии среди местного населения здесь также нет.

В Северной Америке православная миссия ведётся достаточно активно, особенно это касается США, в меньшей степени Канады и в еще меньшей степени Мексики. Некоторые исследователи даже указывают Православие в США как самую быстрорастущую деноминацию, нередки случаи, когда обращаются целые общины вместе со священниками и пасторами, а иногда и епископами.

В Центральной Америке Православие активно укрепляет свои позиции именно в настоящее время. Православные храмы появились на Гаити, Кубе, Багамских островах, в Белизе, Доминиканской Республике, Коста-Рике и других государствах. Наиболее яркое событие произошло в Гватемале, где пять лет назад к Православию присоединилась деноминация, насчитывающая 170 000 человек.

В Южной Америке православная миссия почти отсутствует. Хотя в некоторых странах континента, прежде всего в Аргентине и Бразилии, проживает значительное число выходцев из православных народов и действуют епархии различных Православных Церквей, основные их усилия направлены на духовное окормление паствы. Только в Чили действуют приходы, состоящие из обратившихся местных жителей. При этом есть все основания полагать, что если бы канонические Православные Церкви вели полноценную миссию в Южной Америке, она тоже имела бы успех.

В Австралии живут значительные диаспоры выходцев из православных народов, есть епархии, храмы, монастыри, учебные заведения и т.д. Некоторые священники стараются миссионерствовать, но число их незначительно и успехи пока невелики. В качестве основного препятствия для миссии многими отмечается отсутствие серьезного интереса к религиозной жизни у австралийского общества в целом. Тем не менее, православная миссия здесь существует, и даже охватывает австралийских аборигенов, которым проповедует священник РПЦЗ отец Серафим Слэйд.

В Новой Зеландии Православие является самой динамично развивающейся конфессией – за последние годы количество православных в стране утроилось, но это в основном за счет иммиграции, а не за счет миссии. Хотя есть обращённые как среди белого населения, так и среди коренных жителей – маори.

В Океании православная миссия началась только в XXI веке. На Фиджи успешно действуют греческие миссионеры, а на Тонга трудится миссионер Русской Зарубежной Церкви. В обоих случаях местное население очень активно откликается на проповедь, но Православие здесь пока что лишь совершает первые шаги.

Что касается Западной Европы, то наиболее значительные результаты были в Чехии, где после развала Австро-венгерской имеприи и обретения свободы значительная часть верующих порвала с Римо-католической Церковью ради поиска подлинной церковной идентичности. В результате этот поиск привёл к обращению многих чехов в Православие. Этому процессу способствовала Сербская Православная Церковь в лице священноисповедника Досифея (Васича). Значительную роль в становлении будущей Поместной Православной Церкви Чешских земель и Словакии сыграл священномученик Горазд (Павлик), убитый фашистами в 1942 г. Похожее движение, хотя и в меньших масштабах, было в Венгрии, и оно также привело к созданию полностью венгерской православной общины в стране.

Некоторое количество местных жителей, принявших Православие, есть в приходах почти всех западноевропейских стран. Во Франции и Италии случались переходы в Православие целых общин, в Польше, Бельгии и Франции имели место случаи, когда целый монастырь переходил из католицизма в Православие. Многие новообращённые отмечают, что осознают свой переход в Православие как возвращение к той истинной вере, к которой принадлежали их далекие предки и которая ведет начало от апостолов. В связи с этим за последние десятилетия в Православной Церкви значительно распространилось почитание древних западноевропейских святых, охватившее не только новообращённых европейцев, но и многих представителей традиционно православных народов.

Для многих путь к Православию начинался с глубоко личного переживания красоты византийской литургии. Со второй половины ХХ века православная литература стала переводиться и издаваться на английском, французском и немецком языках, в меньшей степени – на остальных. Стали популярны иконы, православные песнопения. И для кого-то это тоже становилось дверью в мир Православия. Но в любом случае речь идет о личном духовном поиске человека, а не о следствии какой-то целенаправленной миссионерской работы со стороны православных.

В настоящее время во многих западноевропейских православных приходах уже никто не удивляется, когда видит коренных жителей не только в числе активных прихождан, но и священников.

Тем не менее масштабы этого процесса не стоит переоценивать. В современных тенденциях западного общества, всё больше отдаляющих европейцев от христианства, лишь для немногих людей, идущих вопреки этим тенденциям, и ищущих живой связи с Богом, актуально знакомство с Православием. В силу направленности на серьезную духовную жизнь с аскетизмом и самопожертвованием, а также смирением своего ума, Православие заведомо не может стать массовой религией для Запада.

Содержание

* * *

156

Подробнее см.: http://www.pravoslavie.ru/put/4223.htm.

157

http://www.pravoslavie.ru/orthodoxchurches/40217.htm.

158

http://religioscope.info/article_242.shtml.

159

http://www.pravoslavie.ru/orthodoxchurches/40217.htm.


Источник: Святоотеческое понимание миссии / Диакон Георгий Максимов. - Москва : Православное миссионерское общество им. прп. Серапиона Кожеозерского, 2014. - 192 с.

Комментарии для сайта Cackle