Источник

Иудействующие

Иудействующие (иудаисты). – По аналогии с другими сходными наименованиями, «иудействовать» (ἰουδαιζειν) должно означать «подражать нравам или обычаям иудеев», не будучи иудеем. В этом смысле встречается данное слово в кн. Есф.8:17. Здесь рассказывается, что многие персы, из боязни иудеев, обрезывались и иудействовали (mityahadim; у LХХ-ти ἰουδάϊζον). Слово ἰουδαισμός четыре раза употребляется во второй книге Маккавейской (2Макк.2:21, 2Макк.8,1, 2Макк.14:38 – дважды), для которой оригинальным языком был греческий: во всех этих случаях указывается совокупность «обычаев иудеев» – по противоположности термину «эллинизм», употребляемому в смысле совокупности обычаев греков [ср. еще 4Макк.4:26, а равно ἰουδαϊστι: 4Цар.18:26,28; 2Пар.32:18. Неем.13:24, Ис.36:11,13]. В том же смысле Апостол Павел упрекал Ап. Петра за то, что последний своим хождением в Антиохию заставлял язычников иудействовать (Гал.2:14: τί τὰ ἔθνη ἀναγκάζεις ἰουδαιζειν), т. е., очевидно, соблюдать иудейскую практику в отношении пищи законнических очищений, пищи и т. п. (ср. Гал.2:12; см. еще Гал.1:13,14).

Современное употребление данного термина довольно широко и недостаточно определенно. Именем «иудействующие» называются вообще члены древней церкви, иудеи или язычники по происхождению, которые полагали, что всеобщее или частичное соблюдение Моисеева закона необходимо и для христианина. Такое направление имело свои степени и получало различные, иногда существенно, оттенки. В этом отношении «иудействующие» могут быть разделены на несколько категорий (разграничение которых, впрочем, друг от друга представляется делом затруднительным, если вообще оно в точности возможно). «Иудействующими» называются, во-1-х, те, которые смотрели на христианство, как на иудейскую секту, и неиудеев соглашались допускать в церковь не иначе, как при условии их обрезаяия; во-2-х, понятием «иудействующих» обнимаются те, которые признавали обрезание обязательным для иудеев; язычников же хотя они и допускали и без выполнения этого условия, но считали их низшим, не полноправным элементом в христианстве, на подобие «прозелитов». Далее, под «иудействующими» можно разуметь и тех, которые, не считая обрезания необходимым для спасения, однако, находили нужным настаивать на его желательности или полезности в виду разных соображений, чтобы, например, привлечь иудеев к христианству, чтобы обеспечить близость и солидарность обеих половин христианства, язычества и иудейства (ср. Деян.10:28); в 4-х, наконец, в объеме этого понятия должны быть включены те, которые, не считая закона Моисеева обязательным принципиально, продолжали соблюдать его по привычке и, имея «немощную совесть», соблазнялись и возмущались, видя его нарушение. Ясно, что еретическую окраску носили только первые две категории. Что же касается соблюдения иудейских обрядов и установлений в качестве доброго обычая, то оно исторически было полезным и даже необходимым, так как спасало христиан от языческой распущенности и давало основу и определенный опорный пункт для постепенного формирования христианской обрядности, внешнего благоустроения, форм благоповедения и т. п.

Происхождение и значение «иудействующих» в первоначальный период христианской церкви обусловливалось тем фактом, что ясное определение истинного взаимоотношения между домостроительством законническим и благодатным было жгучим, неотложным вопросом христианской истории. Решение последней было не менее определенно. Первое резко обозначившееся, – по поводу успешного и обильного притока язычников в церковь Христову, – движение «иудействующих» послужило поводом к Апостольскому Собору. «Некоторые, пришедшие из Иудеи, учили братьев: если не обрежетесь по обряду Моиссеву, не можете спастись» (Деян.15:1). Апостольский Собор отклонил такую исключительную точку зрения и постановил не возлагать на христиан из язычников этого «бремени» (ст. 28), хотя, очевидно, не высказался и против соблюдения иудейской обрядности, как доброго обычая для тех, кто не мог или не хотел с нею порывать связи. Но, – как ясно из дальнейшей истории, «иудействующие» не захотели поступиться своими воззрениями и продолжали настаивать на проведении в практику своей не редко исключительной и нетерпимой точки зрения, смущая тем совесть верующих и нарушая мир церкви. По всему видно, что они составляли сильную и влиятельную партию в церкви, опираясь на авторитет Ап. Иакова, если они своим появлением заставили поколебаться в своем поведении в отношении к язычникам даже Ап. Петра (Гал.2:12–13). Ап. Павел обличает Ап. Петра не в заблуждении, а в непоследовательности (Гал.2:14 сл.). В дальнейшей истории церкви Христовой «иудаисты» заявили себя постоянными, последовательными и настойчивыми противниками св. Павла; они по пятам всюду преследовали этого благовестника, искажали основной смысл его учения, всеми мерами тормозили успешное осуществление его миссионерского подвига, возбуждали иротив Апостола языков гонения и преследования и т. п. При этом «иудействующие» оспаривали у св. Павла самый апостольский титул (2Кор.11:5, 2Кор.12:11–12); чтобы унизить его, тенденциозно возвеличивали авторитет ХІІ-ти (1Кор.9:1–5; ср. Гал.2:6–9). «Иудаисты» всюду твердили, что Павел – не истинный Апостол, равный ХІІ-ти; что он не видал Господа и, след., не может оправдать своего посланничества; что он проповедует Евангелие человеческое и т. п. (ср. Гал.1:1,7). Во всех случаях центральным пунктом иудаистического разномыслия служило «обрезание» (ср. Гал.5:2), как необходимое (на ряду с искупительным подвигом Христа) спасительное средство, которое, принималось, очевидно, лишь в качестве преддверия к целостной оправдательной системе законничества. Таким образом предлагалось оправдывание себя «в законе», со стремлением найти в нем всю правду. В результате неизбежно получалось бы отлучение от Христа, выпадение из благодатно-спасительного царства Христова (ср. Гал.5:4). «Иудаисты» искренне хотели сделаться христианами, но в то же время сохранить важнейшее из прежнего иудейства, т. е. не хотели отказаться от веры в спасительность закона. Следов., «иудействующие» неустойчиво колебались между крестом Христовым и обрезанием (ср. Гал.6:12).

С. Зарин


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. : под ред. проф. А. П. Лопухина : В 12 томах. – Петроград : Т-во А. П. Лопухина, 1900–1911. / Т. 7: Иоанн Скифопольский — Календарь : с 18 рисунками и картами. — 1906. — VII, 892 стб., 893-913 с., [12] л. ил., портр., план.

Комментарии для сайта Cackle