Источник

Слово на литургии в неделю всех святых

17 июня 1979 г.

Почти два месяца прошли с того дня, когда, после трудов и подвигов Великого Поста, мы встретили всерадостный праздник Светлого Христова Воскресения. За это время мы как бы вновь пережили многие великие события как из земной жизни Господа нашего Иисуса Христа, так и из жизни основанной Им святой Церкви.

Список этот можно продолжать и продолжать. Архивы хранят сведения о многих других репрессированных членах Собора. Об убиенных своих членах Собор совершал моления в перерывах между рабочими заседаниями. Многим из них путь крестоношения и страданий был уготован по завершении работ третьей сессии Собора. Наша задача собрать имеющиеся сведения о мучениках и об исповедниках как ценный фактический материал для истории нашей Церкви и для назидания ныне живущих членов Церкви. Это для нас жития святых совсем недавно живших, творивших и подвизавшихся.

Если посмотреть на Поместный Собор 1917–1918 гг. со стороны условий, в которых протекали его труды, то, как это видно уже из предыдущего, они были чрезвычайно сложными. Большая часть занятий Собора проходила в неблагоприятных условиях правления страной атеистами. По существу, с января 1918 г. был взят курс на уничтожение Русской Православной Церкви. Новые власти этого не скрывали. Данная их позиция относительно веры и Церкви вытекала из их идеологии и предусматривалась программой. Лидеры прикрывали демагогической фразеологией свои действия. Государственный аппарат новой власти по всем направлениям сразу же приступил к выполнению программы. Осуществлял он это во главе с идеологическими институтами со всей жестокостью и цинизмом. Многое Собор испытал уже на себе. Несмотря на это Собор интенсивно работал, старался противостоять доступными средствами мощному натиску темных сил, решая вопросы как внутреннего устроения Церкви, так и необычной текущей жизни общества. Разработки Собора многочисленны и исключительно важны по содержанию. Во многом они не потеряли своего значения и для наших дней. Собор имел возможность по своему составу решать назревшие ранее и вновь возникшие вопросы церковной жизни взвешенно, компетентно и вдохновенно.

Из Деяний Собора по вопросам внутренней церковной жизни важное значение имеют: восстановление соборности в Русской Православной Церкви, преобразование Высшего Церковного Управления, епархиального управления, начал жизни прихода, духовных школ, принципов миссионерской работы, духовного просвещения народа и др. Не все принятые Постановления Поместного Собора 1917–1918 гг. удалось осуществить. Из-за неблагоприятных условий многое осталось невостребованным. Думается, однако, что переживаемое нами время создает условия для того, чтобы мы вспомнили о завещанных нам Собором трудах. Так, труды Поместного Собора 1917–1918 гг. по устроению церковного управления уже положены в основу Устава Русской Православной Церкви, принятого Поместным Собором в 1988 году, который был созван по случаю 1000-летия нашей Церкви. В докладе, предварявшем проект Устава, сказано: «Проект настоящего Устава поставлен в преемственную связь с «Определениями Собора 1917– 1918 гг.» (Поместный Собор Русской Православной Церкви. Троице-Сергиева Лавра, 6–9 июня 1988 г. Материалы. Издание Московской Патриархии, 1990, стр. 381).

Мы слышали ликующие пасхальные песнопения. Мы были участниками торжественных богослужений в дни праздников Вознесения Господня и Пятидесятницы. И сердца наши были полны радости, ибо Церковь чтением Слова Божия, своими молитвами и духовными назиданиями поддерживала и укрепляла наши упования на исполнение Божественных обетований о нашем бессмертии и будущем вечном пребывании со Христом в Царстве Его славы.

В первый день св. Пасхи устами великого вселенского учителя и святителя св. Иоанна Златоуста Церковь призывала нас на время отложить всякую печаль и даже мысли о нашей греховности и недостоинстве. «Постившиеся и непостившиеся, возвеселитесь выне, – говорила она в тот светлый день. – Все насладитесь пира веры; все восприимите богатство благости. Пусть никто не плачет о своих прегрешениях, ибо от гроба воссияло прощение. Пусть никто не боится смерти, ибо освободила нас Спасова смерть. Смерть! где твое жало? Ад! где твоя победа?»

А недавно, на великой вечерне праздника Пятидесятницы, мы слышали ободряющие нас слова другого вселенского учителя и святителя св. Василия Великого: «Когда мы, рабы Твои, Господи, исходим из тела и приходим к Тебе, Богу нашему, – то это не смерть, но лишь переход, преставление от печальнейших на полезнейшая и сладостнейшая, и на упокоение и радость».

Но вот ныне, в первый воскресный день по Пятидесятнице, в день памяти Всех Святых, просиявших верой в грядущего или уже пришедшего Искупителя, а также подвигами благочестия, мы стоим на пороге нового периода церковного года, на пороге нового богослужебного круга, когда Церковь снова напоминает нам о том, что жизнь на земле – это не только пасхальная радость, но и непрестанный целожизненный подвиг ради очищения от греха, ради достойного приготовления себя к будущей жизни в вечном Царстве Божием.

С завтрашнего дня начнется новый пост, так называемый Петров пост, который в этом году будет продолжаться три с половиной недели н закончится пред праздником святых первоверховных Апостолов Петра и Павла. И каждому из нас уместно, пусть не так напряженно, как это было в Великом Посту, но все же с достаточной внутренней собранностью вспомнить о своей греховной испорченности и вновь возбудить в себе дух покаяния, сердечного сокрушения и усердной молитвы о прощении и об исцелении наших греховных язв и недугов.

Совершая сегодня благодатную молитвенную память Всех Святых, от века Богу угодивших, задумаемся над самым понятием святости и над тем, в каком смысле употребляет это слово Священное Писание и св. Церковь, говоря о жизни христианина.

Св. апостол Павел во многих своих посланиях называет свех верующих, уже принявших святое крещение, «призванными святыми» (Рим. 1:7; 1Кор. 1:2) или «святыми и верными братиями во Христе Иисусе» (Кол. 1:2). А св. апостол Петр говорит всем верным, рассеянным по различным странам: «вы – род избранный ... народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» (1Пет. 2:9).

Такой способ обращения к верующим, принявшим таинство св. крещения, т. е. наименование всех их «святыми», имело целью напомнить, что все они принадлежат к святому Телу Церкви Христовой, все освящены святостью Главы этого Тела Господа Иисуса Христа и напоены Духом благодати (1Кор. 12:13; Евр. 10:29), и потому обязаны всячески хранить себя в нравственной чистоте и избегать всего, что несовместимо со святостью Церкви.

«Призвал нас Бог не к нечистоте, но к святости« (1Сол. 4:7), – внушает св. апостол Павел верующим фессалоникийцам. »По примеру призвавшего вас Святаго, – говорит св. апостол Петр, – и сами будьте святы во всех поступках. Ибо написано: »будьте святы, потому что Я свят« (1Пет. 1:15–16). Здесь он приводит на память верующим слова Самого Господа, несколько раз сказанные Им еще в дни Ветхого Завета чрез пророка Божия Моисея.

Первые христиане с великим усердием старались поступать достойно Бога, во всем угождая Ему (Кол. 1:10), так что Апостол имел основание сказать Римлянам: «ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец – жизнь вечная» (Рим. 6:22).

Однако, впоследствии многие христиане стали забывать о высоте своего призвания к чистой и святой жизни. Стало проявляться греховное своеволие. Начались ненужные споры о первенстве. Появилось небрежное отношение к святыне. Христианскую свободу некоторые стали обращать в повод для оправдания своего соблазнительного поведения. Дух ревности о вере и благочестии стал постепенно ослабевать, вопреки призывам Апостола: «Духа не угашайте... Все испытывайте, хорошего держитесь. Удерживайтесь от всякого рода зла» (1Сол. 5:19, 21–22).

И тогда св. Церковь для блага самих верующих стала чаще напоминать им уже не столько об их освященном состоянии, сколько о том, что в собственном и строгом смысле свят один лишь Господь. И эту истину все мы исповедуем теперь за каждой Божественной Литургией, когда в ответ на возглашение возносящего Св. Агнец предстоятеля: «Святая святым!» – единодушно восклицаем: «Един свят, един Господь Иисус Христос в славу Бога Отца!»

Святость же, к которой Господь призывает всех нас и которая состоит в неустанном уподоблении Божественному Первообразу и в живом общении со Всесвятым Богом, имеет свое истинное выражение в личности и жизни тех лишь людей, которые, пламенея верой, много потрудились в борьбе с грехом и с помощью благодати Божией преуспевали в делах любви и милосердия.

Как истинно святых Божиих Церковь прославляет и ублажает святых праотцев, пророков, апостолов, мучеников, исповедников, святителей, преподобных и праведных подвижников благочестия, в особенности же Пресвятую Пречистую Преблагословенную Приснодеву и Богородицу Марию, твердо веруя в силу их молитвенного предстательства пред Богом за тех, кто, находясь в подвиге веры, живо чувствуя свою немощь и недостоинство, просит их о помощи и заступлении.

Испросим же у Всещедрого Бога благословения на предлежащий нам подвиг поста и молитвы. Будем помнить, что Господь, призывая нас к святости, не требует от нас невозможного. Он ждет от нас не столько нашей праведности, сколько смирения и чистоты сердца, делающих нас способными к искреннему и глубокому раскаянию и исправлению. Ведь, по словам пророка Исаии, «вся праведность наша – как запачканная одежда» (Ис. 64:6). Сердца же сокрушенного и смиренного Бог не уничижит (Псал. 50:19).

И в этот день, посвященный Церковью памяти Всех святых, от века Богу угодивших, прославим их подвиги и труды, прося их молитвенного о нас пред Господом предстательства. «Предтече Господень, Апостолов двоенадесятице, святии вси с Богородицею, сотворите молитву, во еже спастися нам!» Аминь.


Источник: Воронов Ливерий, прот. Проповеди // Христианское чтение (Спец. вып. памяти прот. Ливерия Воронова). 1996. № 11. С. 5-190.

Комментарии для сайта Cackle