Источник

Слово на литургии. «Верую во едину святую соборную и апостольскую Церковь...»

17 июля 1988 г.

Этими святыми словами мы открыто и всенародно исповедуем свою веру в ту Церковь, которая приняла нас в свое материнское лоно в таинстве крещения, без которой немыслима для нас подлинная духовная жизнь. Церковь питает, врачует, поддерживает нас в трудных обстоятельствах земной жизни, охраняет нас от греховных падений и своей любовью и заботами сопровождает нас от колыбели, или во всяком случае от купели святого крещения, до самой христианской кончины.

Почему мы говорим, что именно веруем в святую Церковь? Ведь верить можно лишь в то, чего мы не видим, не осязаем, что вообще выходит за пределы нашего обычного чувственного опыта. «Верою ходим, а не видением», – говорит св. апостол Павел (2Кор. 5:7).

Очевидно, веруя в Церковь, мы имеем в виду не внешнюю, видимую, хорошо знакомую каждому посетителю храма сторону церковной жизни, а ее невидимую, духовную, сокровенную сущность. Приснопамятный митрополит Московский Филарет Дроздов в своем Пространном Христианском Катихизисе, ставит такой вопрос: «Как может быть предметом веры Церковь?» И отвечает на него так: «Хотя Церковь видима, но невидима усвоенная ей и освященным в ней благодать Божия, которая и есть собственно предмет верования в Церковь».

Вдумываясь в слова девятого члена Символа веры («Верую во едину святую соборную и апостольскую Церковь»), нельзя не обратить внимания на то место, которое они занимают в целом составе этого Символа.

В первых восьми членах Символа говорится о нашей вере в Бога, во Святую Живоначальную и Единосущную Троицу:

«Верую во Единаго Бога Отца, Вседержателя...»

«И во Единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия...»

«И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца псходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и славима...»

И вслед за этим идут слова девятого члена: «Во едину святую соборную и апостольскую Церковь».

Очевидно Церковь есть нечто столь высокое, что богомудрые Отцы Вселенских Соборов не убоялись исповедание веры в Нее поместить рядом с исповеданием веры в Триединаго Бога, тотчас после этого исповедания.

И вот эту веру нашу, веру во Святую Троицу и во Святую Церковь Христову – веру, лежащую в основании всех наших упований на грядущее воскресение из мертвых и вечную жизнь с Богом, мы, следуя примеру многих предшествующих поколений и наставлениям великих учителей благочестия, называем верой православной, т. е. несомненно истинной и спасительной, и именно к ней прилагаем торжествующие слова св. апостола Иоанна Богослова: «сия есть победа, победившая мир, вера наша» (1Ин. 5:4).

Если мы хотим быть действительно православными христианами, подлинными членами Святой Православной Церкви, то нам надлежит со всем вниманием отнестись к тому учению о Церкви Христовой, которое она сама содержит о себе и которое усвоили от святых Апостолов – от тех, кого она в своей дивной молитве, читаемой на вечерне дня Св. Пятидесятницы именует «благовестниками благочестивая нашея веры и исповедниками и проповедниками истинного богословия» (молитва 3-я).

Св. апостол Павел неоднократно говорит о Церкви как о Теле Христовом (Еф. 1:23; Кол.1 и друг.). Православные богословы, употребляя более привичный для нас способ выражения, передают эту возвещенную Апостолом истину так: «Церковь есть богочеловеческий организм, возглавляемый Господом Иисусом Христом и одушевляемый Духом Святым».

В этом таинственном Теле Христовом существует самое тесное неразрывное единение между Божественным Главой и Основателем Церкви Господом Иисусом Христом и верующими в Него людьми. «По выражению св. Иоанна Златоуста, Церковь есть единое тело, к ней принадлежат все верующие, «живущие, жившие... а также угодившие Богу до пришествия Христа» (см.: Прот. Л. Воронов. Богословские основы православного понимания экуменизма, прим. 27-е).

Особенно ярко проявляется и переживается это неразрывное единение в литургической, богослужебной жизни, центром которой является Святая Евхаристия.

Здесь происходит доступное каждому, в меру его благочестивой настроенности, таинственное общение с Главой Церкви Господом Иисусом Христом – чрез причащение Его Пречистого Тела и Его животворящей Крови.

Здесь имеет место п общение земной Церкви с Церковью небесной – с «духами праведников, достигших совершенства» (Евр. 12:23).

Здесь совершается предстояние пред Богом всех, как живых, так и умерших членов Церкви, пребывающих в молитвах друг за друга – во исполнение заповеди о любви (Ии. 13:2, 34–35).

Церковь Христова есть Церковь святая, т. е. нравственно чистая и непорочная, а в хранении вверенного ей учения непогрешимая.

Святость Церкви не означает конечно, что нравственно чисты и безупречны все без исключения верующие ее члены. Ведь мы с вами сами по себе отнюдь не составляем Тела Христова: мы только, по милости Божией, причастны ему, если действительно пребываем «во Христе», если не оскорбляем Господа своим недостойным поведением и упорным противлением Его святой воле.

Церковь, как непорочная Невеста Христова, свята потому, что свят ее Глава Господь Иисус Христос. И мы исповедуем это за литургией, когда на возглашение священника: «Святая святым!» – отвечаем словами: «Един Свят, Един Господь Иисус Христос в славу Бога Отца. Аминь».

Церковь свята потому, что по неложному обетованию Спасителя, в ней неотлучно пребывает, живет и действует Дух Святой, которым «всяка душа живится» и вследствие этого «чистотою возвышается».

Святы в Церкви ее богоучрежденные таинства, ее священнодействия, чтимые ею священные изображения или святые иконы; святы непрестанные церковные молитвы о живых и умерших.

Особенно ярко святость Церкви видна на примерах жизни прославленных Богом подвижников благочестия, которых мы именуем святыми угодниками Божиими. И источником этой святости являлась обитавшая в них сила Божия, двигавшая их мыслями, стремлениями и поступками.

Не препятствует Церкви быть святой и наличие в ней тех, кто согрешает, но не упорствует во грехах, а очищает себя истинным покаянием. Для них Церковь является и местом духовного врачевания и школой благочестия.

Остановимся кратко и на том, какой смысл заключен в слове «Православие». Мы говорим, что принадлежим к Православной Церкви, что вера наша православная, что сами мы – православно верующие ее члены.

Православие – это неповрежденное хранение того благодатного наследия, которое было вверено Церкви чрез святых Апостолов самим Ее Основателем.

На протяжении многих веков своего существования Церковь Христова неоднократно подвергалась испытаниям ее веры. Особенно соблазнительными и опасными для ее чад были разного рода ложные учения. Это были не только ереси, открыто и дерзко восстававшие на Церковь, но и многочисленные «ветры учения», увлекавшие неустойчивых и внушавшие им, что следует как-то обновить веру, приспособить ее к вкусам современников, сделать ее якобы более соответствующей прогрессу человеческого мышления.

Апостолы, следуя пророческим предупреждениям Самого Господа (Мф. 24:4, 24–26), постоянно увещевали верующих «бодрствовать и стоять в вере» (1Кор. 16:13), отвергая все, что не согласно с их благовествованием (Гал. 1:8).

В V веке преп. Викентий Лиринский в своем сочинении, посвященном верному хранению и неповрежденному истолкованию Церковью Божественных и Апостольских догматов, писал:

«Церковь Христова, заботливая и осторожная блюстительница вверенных ее хранению догматов, никогда в них ничего не изменяет, ничего не уменьшает, ничего не прибавляет» и потому ее пастыри и богословы «обязаны и сами блюсти, и другим сообщать неповрежденное знание Божественной веры» (Коммониториум, 1:21–23).

В своем известном «Окружном послании ко всем православным христианам» восточные иерархи говорят: «Отцы наши пребыли твердыми и непреклонными в вере, по преемству им переданной, сохранили ее неизменной и чистой... как она истекла из уст первых служителей Слова... И мы предадим ее в грядущие поколения такой же, какой сами приняли, без всякого изменения».

Когда мы говорим, что мы – православные, это не должно быть для нас поводом к гордости и самопревозношению пред другими людьми. «Что ты имеешь, – говорит св. Апостол Павел, – чего бы не получил? А если получил, что хвалишься, как будто не получил?» (1Кор. 4:7).

С чувством великой ответственности за свое поведение, будем бережно хранить и возгревать в наших сердцах полученный нами дар непорочной православной веры. Будем готовы всякому, требующему у нас отчета в нашем уповании, »дать ответ с кротостью и благоговением» (1Пет. 3: 15).

И пусть одной из важнейших забот наших станет верность святому Православию и молитва о его утверждении и процветании:

«Премилосердый и Всесильный Господи! Буди милостив нам, укрепи нас в правоверии силою Твоею, заблуждающим же просвети разумный очи светом Твоим Божественным, да уразумеют Твою истину» (молитва из Чина Недели Православия). «И в первых помяни Церковь Твою Святую, Соборную и Апостольскую, юже стяжал еси честною Твоею Кровию, и утверди, и укрепи... умножи, умири, и непребориму адовыми враты во веки сохрани» (из Утренних молитв). Аминь.


Источник: Воронов Ливерий, прот. Проповеди // Христианское чтение (Спец. вып. памяти прот. Ливерия Воронова). 1996. № 11. С. 5-190.

Комментарии для сайта Cackle