Карл XI
Карл XI, король Швеции, сын Карла X, – типичный представитель шведского единодержавия (1655–1697 гг.). Он был творцом той стройной системы суверенно-бюрократического (коллегиального) управления, которая послужила Петру великому образцом при реорганизации внутреннего управления России. И в церковном отношении время правления Карла XI составляет эпоху громадной важности. Поставив себе целию водворение и упрочение начал единодержавия в области государственного правления, Карл XI, естественно, должен был озаботиться проведением принципа „суверенитета“ и в церковной области. Этого он вполне достиг изданием нового церковного уложения или регламента (Sveriges Kyrkolag) в 1686 г., сохранившего в основных своих положениях силу закона по настоящее время. „Суверенитет королевской власти нашел здесь свое завершение“. Попытки духовенства сохранить хотя бы малую долю независимости в отношении к светскому правительству потерпели полное крушение. Все, что в законопроекте, выработанном по поручению короля духовным сословием, носило даже малейший намек на „унижение верховной власти“, было исключено и заменено узаконениями, предоставлявшими „наместнику Бога“ фактическую власть управления церковию. Такой участи подверглось и предложение духовного чина об учреждении „государственной консистории“ (Соnsistorium regni), предназначавшейся для контроля над выполнением новой ординанции. Функции консистории „сами собою“ перешли к высшей государственной власти. По смыслу нового регламента, епископская власть становится „даром королевской милости“, почему из чина посвящения исключаются слова – „по изволению Божию и церкви“. Духовенство вынуждено было примириться со своею судьбой, зная непреклонную волю короля, не допускавшего никаких уступок или компромиссов в вопросе о суверенстве. Таким образом сформировался в Швеции своеобразный церковный строй, который, в существенных своих чертах, продолжает существовать до настоящего времени. Но насколько „жестокосердным “, „тираном“ и „эгоистом“ казался современникам Карл XI в мероприятиях, направленных к усилению королевского суверенитета, настолько же терпимым и снисходительным он зарекомендовал себя в решении вопросов, не имевших отношения к церковной политике. Здесь Карл XI является „глубоко-религиозным» человеком, пекущимся о благе своей церкви. Попечение Карла XI о благоустроении церковном выразилось в издании исправленных книг: служебника, гимнология и катехизиса. Карл XI принимал в этих трудах деятельное участие в качестве внимательного контролера и усердного поощрителя, – и только благодаря его „нетерпеливости“ и постоянным напоминаниям предпринятые издания могли выйти в свет еще при его жизни. Главными сотрудниками короля были: архиеп. О. Свебелиус, еп. Г. Спегель, пруст И. Сведберг, отец Э. Сведенборга и еп. Э. Бенцелиус. Вопрос об издании нового служебника (Нandbok) вызван был необходимостию согласить его с новым регламентом. Сначала дело поручено было королем Свебелиусу (1686 г.), но по настойчивому предложению архиепископа было передано в руки особой комиссии, которая и закончила работу к 1693 г. С большими трудностями и затратою времени cопряжено было издание нового катехизиса и гимнология. Первая редакция катехизиса принадлежит Спегелю; его труд был одобрен и напечатан, но поднявшиеся вслед за сим с разных сторон протесты принудили короля изъять его из употребления. После безуспешных работ двух новых комиссий составление катехизиса возложено было Карлом XI на Свебелиуса, который с успехом исполнил поручение; катехизис Свебелиуса одобрен был на риксдаге в 1689 г. и принят во всеобщее употребление. Еще большие трудности пришлось преодолеть при издании гимнология (Рsalmbok). Работа была поручена (1691 г.) Сведбергу. Составленный им при содействии „добрых друзей и собратий» гимнологий, после апробации архиепископа, богословского факультета и депутатов от духовенства на риксдаге, был отпечатан (1694 г.), но последовавшая за сим крайне резкая критика еп. вестеросского Карлсона и некоторых других лиц, усмотревших в книге разнообразные ереси и недочеты, вызвала новую ревизию гимнология (1695 г.). Несмотря на „краткое и ясное“ опровержение обвинений, представленное Сведбергом комиссии, гимнологий найден был неудобоприемлемым и изъят из употребления. Только в 1698 г. вышел в свет всеми аппробированный псаломник, признаваемый критикою за „действительно образцовое произведение“. В правление Карла XI были также начаты работы по изданию новой шведской Библии. Королю хотелось иметь издание, „по корректности и доброкачественности в типографском отношении не уступающее имеющимся в других христианских государствах Библиям“ и при том возможно дешевое. Первоначально (1685 г.) дело „исправления и пересмотра“ Библии поручено было Свебелиусу и Спегелю, но в 1691 г. передано в особую „библейскую комиссию“. Труд был окончен в 1691 г. и вручен королю. В основу положен был текст шведской Библии, изданной в 1658 г. книгопечатником г. Кейзером, а для сличения текста пользовались еврейским и греческим текстом, Библиею Лютера и т. наз. Стренгнесскими обсервациями“ (1600 г.). Начавшиеся пререкания о „новизнах“ и смысле предписания, – „исправлять лишь самое необходимое“, – затянулись на столь долго, что Карл XI сошел в могилу, не дождавшись окончания их. Библия была отпечатана при его преемнике (1703 г.) и известна под именем „Библии Карла ХІІ“.
Прилагая старание ко всяческому благоустроению церкви, Карл XI лично подавал пример неукоснительного исполнения уставов церковных, того же требуя и от других. Для насаждения благочестии среди подданных он не гнушался и такими средствами, как обложение ослушников тяжелыми пенями и более суровыми наказаниями. Особенно заботился он об охранении святости воскресного дня. В воскресные дни были запрещены всякие общественные работы, театральные зрелища и общественные увеселения. Мало того: во время богослужения не позволялось никому, – за исключением врачей и духовных лиц, – не только ездить в экипажах или верхом, но и ходить пешком. Ревностный лютеранин, Карл XI весьма строго относился к иноверцам; переход из лютеранства в иное исповедание влек за собою изгнание из страны. Несмотря на значительные пробелы в образовании, Карл XI высоко ценил просвещение. Упсальский университет в его время славился такими выдающимися учеными, как Руцбекий, Пуффендорф и др.
П. Р-цев