Карл IX
Карл IX, король Швеции, младший сын Густава Вазы от второго брака с Маргаретою Леонхювюд (1550–1611 г.). Карл IX был „единственный сын, достойный своего отца», „дух Вазы, достигши в нем полного развития и совершенства, проявился во всем богатстве содержания». По завещанию отца Карл IX получил в управление Седерманландское герцогство; после кончины Иоанна III (см. „Энц.“ VII, столб. 108–113 на риксдаге в Седерчепинге (1505 г.) избран в регенты государства с титулом и полномочиями приксферестондар’я“. После поражения Сигизмунда в битве при Стонгебру (1598 г.) и детронизации этого короля (1599 г.) учинил, жестокую расправу с своими политическими противниками, известную в истории под именем „Линчепингской кровавой бани“ (1600 г.); в 1604 г. принял титул короля Швеции, короновался в Упсале в 1607 г.
По природе и образованию Карл IX был более кальвинистом, чем лютеранином: „ею суровое чувство долга, холодный резонирующий ум, его фатализм и недостаток фантазии“ направляли его симпатии „в сторону более рационалистической формы религии“. „Кроме того, он, по-видимому, получил полукальвинистическое образование, и это, унаследованное с детства, впечатление усилилось еще более, благодаря браку с принцессою реформатского Пфальца“. Тем не менее, когда началась так назыв. „литургическая смута“, вызванная антипротестаетскими тенденциями Иоанна III, Карл IX, от всей души ненавидевший „папизм“ и все, что сколько-нибудь запоминало о нем, выступил решительным защитником реформации и врагом „новых и ненужных перемен в религии“, имея для себя твердую опору в политическом завещании покойного отца; около него, как центра, сгруппировались непримиримые враги „религии короля“, и его княжество обратилось в очаг оппозиционных движений. Сам Карл IX, не обращая внимания на протесты брата-короля, раздавал опальным места, ходатайствовал за них пред Иоанном III и всячески заботился об их безопасности. Ему же принадлежит мысль о созыве „всеобщего собора“ и почин в осуществлении ее. Но на том же упсальском соборе (1593 г.) в первый раз ясно обозначились и его симпатии к кальвилизму в нежелании утвердить пункты, узаконявшие экзорцизм и некоторые обряды (элевацию, употребление соли и свечей и др.), заключавшие в себе, по его убеждению, „папистическую закваску“. Самое серьезное столкновение на вероисповедной почве произошло во время коронации по поводу королевской присяги. Карл IX отказался признать безусловный авторитет аугсбургского исповедания и постановлений упсальского собора, упоминаемых в присяге, и настоял на внесении в текст присяги оговорки: „поколику они основаны на слове Божием и пророческих и апостольских писаниях“. – Не в натуре Карла IX, экспансивной и властной, было „хранить свои убеждения для себя одного“; напротив, он считал своим долгом, делом совести, – сделать их достоянием всего народа, но „в силу присущего ему чувства законности“ он в вопросах веры воздерживался прибегать к насильственным мерам борьбы. Обладая солидным богословским образованием и недюжинным литературным талантом, Карл IX для пропаганды своих идей обратился к более благородному средству, – к перу. Литературная богословская полемика Карла IX представляет весьма любопытный эпизод в истории шведской реформации. С одной стороны – властный и высокомерный государь, чрезвычайно горячий и нетерпеливый, в минуты гнева наводивший ужас на всех окружающих, с другой – „кроткий и благочестивый“ архиепископ, бывший свидетелем недавней крутой расправы Карла IX с своим предшественником по кафедре, сильный лишь знанием и непоколебимою стойкостию в своих убеждениях. Как ей трудно было Карлу IX, но он подчиняется в полемике правилу, заимствованному О. Мартини у св. Амвросия: „neque imperiale est libertatem dicendi negare, neque sacerdotale quod sentiat non dicere“. Литературная борьба между Карлом IX и О. Мартини началась по поводу предложенного Карлом IX проекта нового служебника (1600 г.). Духовенство, во главе с архиепископом, отказалось принять проект, в котором были усмотрены „некоторые опасные мнения, проповедуемые кальвинистами и сакраментариями». В 1602 г. Карл IX, при содействии придворного предиканта Теод. Микрониуса, открытого кальвиниста, издал „Христианский чин совершения богослужения в придворной церкви“, взяв за образец Гейдельбергскую агенду. О. Мартини в представленном отзыве об этой книге („Христианское суждение о чине“ и пр.) обличил единомыслие приемлющих новый чин с кальвинистами. Карл IX ответил опровержением обвинения („Справедливый и христианский ответ и объяснение на отзыв архиепископа...»), но придворный требник все-таки скоро был изъят из употребления, а Микроний вынужден был оставить Швецию. Во время коронационных дней Карл IX еще раз возбудил вопрос о служебнике и посему случаю написал новое сочинение, в котором не без юмора критикует лютеранский чин богослужения. В следующем году он издал другое сочинение на ту же тему. Епископы наконец взялись за исправление служебника, но составленный ими в 1608 г. чин пришелся не по душе Карлу IX. На том дело и остановилось. Почти одновременно с изданием придворного служебника Микроний по поручению Карла IX составил и издал в форме 56 тезисов изложение главных пунктов кальвинского вероучения. О. Мартини, хотя и „осторожно“, опроверг главнейшие тезисы вероучения. С 1604 г. Карл IX прекращает „приватную» полемику с архиепископом и пробует склонить на свою сторону общественное мнение. С этою целию он печатает „анонимно“ „Катехизис», с содержанием, заимствованным из Гейдельбергского катехизиса, но расположенным в порядке лютеранского, и перевод немецкого труда („Некоторые нарочитые доказательства“ и пр.), заключавшего в себе апологию учения Кальвина о „communicatio idiomatum“ и евхаристии на основании цитат из творений отцов церкви и сочинений Лютера и Меланхтона. Архиепископ в том же году поспешил опровергнуть эту книгу, чем вызвал крайнее неудовольствие Карда IX. В 1606 г. появился обстоятельный „Ответ“ Карла IX на „Доказательную книгу“ О. Мартини. По отзыву критики это – самая лучшая литературная работа Карла IX, как в отношении остроты и логичности мыслей, так и по ясности изложения. Государственный Совет, опасаясь, вероятно, худых последствий от продолжения полемики, запретил О. Мартини отвечать на последнее сочинение короля. Тем и закончилась достопримечательная полемика. Но Карл IX все еще не терял надежды на успех своего дела. В конце 1608 г. он пригласил в Швецию пресвитерианского предиканта, шотландца Джона Форбса или Форбезия, известного Карлу IX своими „еruditio et modestia“. Карл IX устроил в Упсале диспут между ним и упсальскими теологами, не давший однако никаких положительных результатов. О. Мартини издал подробное опровержение тезисов Форбезия под заглавием: „Ехаmen соnfessionis J. Fоrbеsii“. Ничем кончилась агитация шотландца и во второй приезд его в Швецию в 1610 г. Карл IX сложил оружие. Несмотря на все усилия, ему не удалось достигнуть своей цели, главным образом по причине решительной оппозиции его замыслам со стороны духовенства, нашедшего в своем архиепископе талантливого и неустрашимого вождя. В конце концов Карлу IX пришлось следовать, как он сам говорит, немецкой поговорке: „Was ich nicht bessern kann, das will ich lassen wie иch’s kann“. В остальных случаях его отношение к церкви было совершенно „в стиле Густава Вазы“. Полемика настолько прочно установила за Карлом IX репутацию кальвиниста, что в одной, вышедшей в 1605 г. в Лифляндии, книге предлагалось „отлучить короля от истинной евангелической и апостольской церкви“. В действительности же Карл IX не был ни лютеранином, ни кальвинистом в строгом смысле слова, а вернее всего – беcконфессиональным протестантом: признавая за единственное правило веры „слово Божие и пророческие и апостольские писания с тремя главными символами“, он относился „пренебрежительно“ ко всякого рода вероисповедным формулам, основанным на „человеческом авторитете“. По мнению некоторых, безразличное отношение его к конфессиям находит объяснение и высшее оправдание в политической программе короля, конечною целию которой было создание коалиции всех протестантских государств против Габсбургского дома. Литературная деятельность Карла IX не ограничивается одною полемикой. Ему принадлежат сверх того: проект церковного регламента, новые издания сочинений Олая Петри, руководство для проповедников, опыты исправления Библии. Наконец, он известен как автор рифмованной хроники-автобиографии и гимнолог, но его хроника и псалмы не отличаются особыми достоинствами.
П. Р-цев