Карпини
Карпини. Иоанн де Плано Карпини происходил из фамилии del Plan di Carрini в Перуджии; родился, как полагают, 1182 г. О его жизни известно мало. Современник Франциска Ассизского, – он был одним из известнейших членов основанного им ордена, прославился проповеднической деятельностью и основанием монастырей в Польше, Германии, Испании, Богемии, Венгрии. Так как разрушительные орды монголов по завоевании Руси в сороковых годах XIII столетия стали угрожать Европе, то папа Иннокентий IV положил на Лионском соборе 1245 г. отправить миссию, чтобы, сколько можно, отвлекать монголов от Европы; вместе с тем миссионеры должны были попытаться расположить монголов к христианской вере и собрать по возможности сведения об этом народе. Для миссии был избран Иоанн Карпини вместе с другими братьями по ордену – Бенедиктом из Польши и другими. Миссия отправилась в конце 1245 г. чрез Южную Россию и приволжские степи, предварительно накупив для подарков бобровых и равных других мехов. В приволжских степях Карпини видел хана Батыя, встретившего послов с почетом. Батый отправил их к самому великому хану, в главный стан кочевников. Путь послов пролегал чрез громадные пространства, занятые татарами. Последним хотелось уверить послов в огромности и могуществе их царства. Путь был очень трудный – тем более, что ехали очень быстро, несколько раз меняя в день лошадей. Монголы готовились в это время избрать на «курултае» (на сейме) хана Каюка, старшего сына хана Угедея, и послы торопились поспеть к самой церемонии восшествия на престол. 22 июля, совсем измученные, Карпини и его спутники прибыли к месту своего назначения; им отвели удобную палатку, богато снабженную всем, что только нужно. Здесь они прожили довольно долго, присутствовали при всех торжествах, причем им всегда оказывали особый почет. Они были ласково приняты новым ханом, представили ему папскую грамоту, на которую получили ответную с царской печатью, после чего были отпущены. Обратный путь пришлось совершить зимой, почему должны были переносить еще более трудностей. В июне 1247 г. они добрались до Киева, где их приветствовали точно воскресших мертвецов. Отсюда они благополучно приехали к папе и донесли ему об успехе своего посольства. Отчет Карпини был милостиво принят папой, который наградил своего посла многими знаками своей благосклонности. Последующие годы своей жизни Карпини не оставлял проповеднической деятельности: мы встречаем его потом в Чехии, Венгрии и др. странах, где он проповедовал Евангелие. Он умер в сане архиепископа Антивари. Год смерти его неизвестен.
Карпини со вниманием наблюдал жизнь и занятия татар как по дороге, так и во время пребывания среди них. Свои наблюдения он изложил в сочинении «Libellus historicus» на латинском языке. За исключением нескольких, вставленных туда нелепых басен, переданных Карпини, сообщения его заключают в себе много интересных данных для этнографии и географии Южной России и монголов. Между прочим, Карпини сообщает о царстве пресвитера Иоанна, которое помещает в Индии (см. «Энц.» VII). Карпини видел на своем пути князей Василька Владимиро-Волынского, Даниила Романовича Галицкого, убеждал их принять унию, признав главенство папы, на что, будто бы, на обратном пути получил согласие их (Языков, Путеш. к татар., стр. 9. 63; ср. Е. Е. Голубинский, История русской церкви т. II, 1, стр. 82–87). В главном стане Карпини встретился с князем Суздальским Ярославом Всеволодовичем, которого Батый отправил присутствовать при восшествии на престол Каюка. О самих татарах Карпини отзывается с похвалой, отмечает их веротерпимость, верность хану, честность во взаимных отношениях, целомудрие их жен; но в отношении к прочим народам татары отличаются гордостью, надменностью, изменчивостью, жадностью: – ничего нельзя у них добиться без подарков.
Б. Груздев.