Источник

Слово на литургии в неделю 5-ю по Пасхе, о самаряныне

20/7 мая 1984 г.

«Ты еси Бог наш. Разве Тебе иного не знаем, Имя Твое именуем...»

Начиная с первого дня Св. Пасхи и кончая субботой пред праздником Пятидесятницы в православных храмах ежедневно звучит благовестие о первых временах бытия Церкви Христовой, – благовестие, которое содержится в книге Деяний Святых Апостолов.

Сегодня апостольское чтение из этой книги повествует о событиях, с которыми связано самое наименование верующих во Христа Христианами.

В городе Антиохии проповедь о Христе впервые была обращена к языческому населению. Имена тех пришельцев с острова Кипр и с берегов Северной Африки, которые были первыми благовестниками и языческой среде, нам неизвестны. Но Дееписатель говорит нам, что «была рука Господня с ними, и великое число, уверовав, обратилось к Господу» (Деян. 11:21).

Духовным окормлением и воспитанием этой новой паствы с большим усердием занимались святые апостолы Варнава и Павел. «Целый год собирались они в церкви и учили немалое число людей, и ученики в Антиохии в первый раз стали называться Христианами» (Деян. 11:26).

В ближайшем и широком смысле слова христианами называют тех, кто принимают Евангелие Христово и стремятся быть последователями Христа в своей жизни. Однако история христианской религии показывает, что наряду с истинным учением о Христе существовали и ложные о Нем учения, что наряду с верными и всецело преданными Христу Его последователями нередко встречались христиане лишь по имени, но не по жизни.

Именно по этой причине святые Апостолы, а после них многие святые Отцы и учители Церкви неоднократно и настойчиво увещевали верующих быть внимательными, испытывать «духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире» (1Ин. 4:1), а с другой стороны, проверять самих себя, свою собственную жизнь, следуя апостольскому совету: «Испытывайте самих себя, в вере ли вы? самих себя исследывайте» (2Кор. 13:5).

Каковы же те признаки, которыми отличается подлинный христианин? Какой должна быть жизнь, достойная называться христианской?

Не может быть признан христианином тот, кто видит во Христе лишь мудрого учителя нравственности, великого гуманиста, преданного идеалам добра и запечатлевшего верность этим идеалам своей мученической смертью, но не верит при этом в истину Воскресения Христова. «Если Христос не воскрес, – говорит Апостол, – то вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших... И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков» (1Кор. 15: 17, 19).

Выражая свою непоколебимую веру в Воскресение Христово, святая Православная Церковь «праздником праздников и торжеством из торжеств» именует «Пасху Божию спасительную», ибо именно чрез Воскресение Христа, как «Первенца из умерших» (1Кор. 15:20), открылся и для всех нас путь к будущей вечной жизни со Христом.

Апостол Павел одним из важнейших условий спасения называет наряду с верой в Воскресение Христово исповедание Иисуса Господом. «Если устами твоими будешь исповедывать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься» (Рим. 10:9).

Какая же истина сокрывается в этом спасительном исповедании?

Слово «Господь» (в форме «Адонаи», то есть, Господь мой) в Ветхом Завете прилагалось к Единому истинному Богу и говорило о безграничной власти Ягве над всем сотворенным миром.

В Новом же Завете Апостолы, как «свидетели воскресения» (Деян. 1:22) – этого неслыханного чуда, завершившегося вознесением Иисуса на небо и седением одесную Бога и Отца (Мк. 16:19), употребляют слово «Господь» и в отношении Того, Кого они знали прежде как любимого Учителя, но Кто, в действительности, есть Бог, воплотившийся Единородный Сын Божий, Которому «дана всякая власть на небе и на земле» (Мф. 28:18). Он владычествует над живыми и мертвыми (Рим. 14:9). Он спрославляется Отцу и Святому Духу, как единосущный Им, и есть воистину «Царь царствующих и Господь господствующих» (1Тим. 6:15).

В своей первой речи к народу, произнесенной в день Пятидесятницы, апостол Петр засвидетельствовал, что «Бог соделал Господом и Христом. Сего Иисуса, Которого... распяли» (Деян. 2:36).

Слово «Христос», или по-еврейски «Мессия», означает «Помазанник».

В 44-м псалме, который Церковь признает «мессианским», т. е. относящимся к Лицу Сына Божия, ставшего чрез воплощение Сыном Человеческим, есть следующее место: «Престол Твой, Боже, вовек... Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие; посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой, елеем радости более соучастников Твоих» (Пс. 44:7–8; Евр. 1:8–9).

Здесь говорится о том, что Бог Отец помазал Сына Своего «елеем радости», т. е. Духом Святым, как это становится очевидным при сопоставлении с известным пророчеством Исаии, которое применительно к Себе изъяснил Господь в Своей проповеди в Назаретской синагоге.

Сын Божий Единородный всегда пребывает «в недре Отчем» (Ин. 1:18) в нераздельном единении со Отцем и Святым Духом, Который от Отца исходит (Ин. 15:26). И потому помазание, о котором говорит пророческое и апостольское слово, не может, конечно, быть подобным тому помазанию елеем или оливковым маслом, которое совершалось над ветхозаветными людьми, когда они поставлялись на то или иное служение.

Воплотившийся Сын Божий, согласно Его собственным словам, «пришел, чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мф. 20:28). Его служение было неизмеримо выше, чем служение любого ветхозаветного царя, священника или пророка. И потому помазание «елеем радости» следует понимать как преизобильное облагодатствование той созданной Им для Себя человеческой природы, которую Сын Божий благоволил воспринять от Пресвятой Девы Марии, «нас ради человек и нашего ради спасения».

«Помазание», или облагодатствование по человечеству, было для Него предначатием великого искупительного подвига. Совершив этот подвиг, Христос – Божественный Помазанник пребывает ныне в основанной Им Церкви и делает Своими причастниками – христианами – тех, кто, глубоко и искренне веруя в Него как Бога и Спасителя, получают облагодатствование действием Духа Святого в святых таинствах, становятся Христовыми (1Кор. 3:23) по самой жизни своей во Христе и со Христом.

Личное имя нашего Спасителя «Иисус» (что значит Ягве – Спаситель) Апостолы обычно сочетают со словами: Господь и Христос, подчеркивая спасительную силу Имени Богочеловека.

В известном месте послания ап. Павла к Филиппийцам, которое мы слышим в литургийном апостольском чтении в Богородичные праздники, почитание Имени Господня ставится в прямую связь с исповеданием Иисуса Богом и истинным Мессией, т. е. Господом и Христом: «Бог превознес Его и дал Ему Имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца» (Фил. 2:9–11).

В Символе веры мы говорим: «Верую... во Единаго Господа Иисуса Христа Сына Божия Единороднаго...». Перед началом важнейшей части Божественной Литургии – ее Евхаристического канона – мы слышим слова апостольского благопожелания: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любовь Бога и Отца и причастие Святого Духа буди со всеми вами!»

В так называемой «Иисусовой молитве», которую Церковь советует чаще произносить каждому христианину, мы также употребляем это сочетание трех священных наименований нашего Спасителя: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго!»

Православные богословы подлинно церковного направления, говоря о Спасителе, как правило, не называют Его просто именем «Иисус», а пользуются исполненным благоговения выражением: «Господь наш Иисус Христос».

Мы стали христианами с того момента, когда над нами были совершены таинства св. крещения и миропомазания. «Все вы, – говорит ап. Павел, – во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» (Гал. 3:27). "Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог» (2Кор. 1:21). Как бы комментируя эти слова Отец Церкви II века св. Феофил, епископ Антиохийский, говорит: «Мы потому и называемся христианами, что помазываемся елеем Божиим» (К Автолику 1:12). Святой отец как бы напоминает нам, что мы потому становимся христианами, что получаем помазание от Того же «елея радости», т. е. от Духа Святого, Которым по человечеству был помазан Сам Господь наш Иисус Христос.

Цель же подлинно христианской жизни, по словам великих подвижников веры и благочестия, состоит в «стяжании Духа Святого» (преп. Серафим Саровский) или в том, что жизнь наша стала «жизнью во Христе».

Будем же стремиться к тому, чтобы благодать Божия, дарованная нам в крещении и миропомазании, не осталась бездейственной в нас по причине нашей беспечности и нерадения, но чтобы, облекшись во Христа, став ветвями Божественной Лозы, мы смогли принести угодный нашему Господу и Спасителю плод подлинно христианского благочестия во славу возлюбившего и спасающего нас Триединого Бога – Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.


Источник: Воронов Ливерий, прот. Проповеди // Христианское чтение (Спец. вып. памяти прот. Ливерия Воронова). 1996. № 11. С. 5-190.

Комментарии для сайта Cackle