Источник

Слово на литургии в неделю о расслабленном

5 мая 1985 г.

«Приидите вси вернии! Поклонимся святому Христову Воскресению. Се бо прииде Крестом радость всему миру!»

Христос Воскресе!

Сегодняшний воскресный день, четвертый, если считать, начиная от дня Св. Пасхи, называется Неделей о расслабленном. В евангельском чтении этого дня говорится о чудесном исцелении Господом Иисусом Христом несчастного беспомощного парализованного человека, страдавшего в этой тяжкой болезни уже тридцать восемь лет.

А апостольское чтение рассказывает нам о том, как Апостол Петр именем Господним исцелил некоего Енея, лежавшего в расслаблении восемь лет, и затем воскресил умершую благочестивую христианку Тавифу из сострадания к бедным людям, лишившимся ее помощи, ибо, как говорит книга Деяний святых Апостолов, она «была исполнена добрых дел и творила много милостынь» (Деян. 9:36–40).

С какой целью Святая Церковь после светлых и радостных воспоминаний предшествующих недель теперь обращает нашу мысль к теме человеческих страданий: немощей, болезней и смерти – к той так хорошо знакомой нам реальности, в которой единственное подлинное утешение можно найти лишь в твердой христианской надежде на всесильную Божественную помощь? – Очевидно, Церковь делает это не случайно. Она хочет преподать нам полезное для души наставление, помочь нам «о горнем» помышлять, «а не о земном» (Кол. 3:2). Она хочет, чтобы близкими нашему сердцу стали святые слова: «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (1Сол. 5:16–18).

В светлые дни Пасхи радость, которую мы все переживали и о которой постоянно свидетельствовали друг другу нашими взаимными пасхальными приветствиями, была дана нам даром, без какой-либо нашей заслуги, единственно по безграничной любви Божией и снисхождению к нам. Великий вселенский учитель и святитель св. Иоанн Златоуст в своем бессмертном Огласительном слове на Святую Пасху обращал свой призыв ко всем, без каких-либо ограничений: «Все войдите в радость Господа своего!.. Постившиеся и непостившиеся, возвеселитесь ныне!.. Все насладитесь пира веры, все восприимите богатство благости!»

Теперь же пришло время снова вспомнить и задуматься о том, что радость Воскресения пришла к нам через Крест, что славе Воскресения Христова предшествовали дни и годы добровольного уничижения, что путь к ней лежал через тяжкие искупительные страдания, что без Креста не было бы и Воскресения!

И эта неразрывная связь между Крестом и Воскресением, во всей полноте открывшаяся в жизни и смерти Богочеловека, в известной мере имеет отношение и к каждому из нас. Ведь и к нашему личному воскресению мы также идем через труды, скорби, испытания и через неизбежную смерть. Принимая таинство святого крещения и звание христианина, мы обещали умереть для греха (Рим. 6:2), чтобы жить для Бога (Гал. 2:19). Мы обещали «взять крест свой» и безропотно, не колеблясь, следовать за Христом (Мф. 16:24).

Нелегко человеку умереть для греха. И благодетельный Промысл Божий нередко посылает нам болезни как важное вспомогательное средство для этого жизненно важного умирания. Апостол говорит: «Как Христос пострадал за нас плотию, то и вы вооружитесь тою же мыслью: ибо страдающий плотию перестает грешить» (1Пет. 4:1).

Всем хорошо известно, что болезни подтачивают и разрушают физический организм, постепенно приближая нашу смерть. Но, если люди, «не имеющие надежды» (1Сол. 4:13) на будущую жизнь, унывают и отчаиваются перед лицом тяжелой изнурительной болезни, то христиане смотрят на нее иначе. "Мы, – говорит Апостол, – не унываем; но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется» (2Кор. 4:16).

Для человека «плотского», мысли и интересы которого всецело привязаны к земле, смерть есть величайшее горе, крушение всех надежд, прекращение существования. Христианин воспринимает смерть по-другому. В физической смерти он видит не просто остановку дыхания и прекращение биения человеческого сердца, но нечто гораздо более важное. На великой вечерне праздника Пятидесятницы мы скоро услышим замечательные слова св. Василия Великого: «Когда мы, рабы Твои, Господи, исходим из тела и приходим к Тебе, Богу нашему, то это не смерть», а лишь переход, «преставление от печальнейших на полезнейшая и сладостнейшая, и на упокоение и радость».

И потому человек «духовный», движимый верой во Христа и надеждой на будущую жизнь со Христом, убежден в том, что не только земная жизнь, но и физическая смерть есть дар Божий, который нужно принимать с благодарностью, когда Господу угодно бывает призвать нас к Себе.

Но душа праведника, да и каждого богобоязненного христианина, не страшась смерти физической, содрогается при мысли о смерти духовной. Духовная смерть, т. е. отчуждение навеки от Бога – Источника жизни, это уже не дар Божий, а союзник греха и диавола (1Ин. 5:16; Ин. 8:44), лютый враг человека (1Кор. 15:26).

Пасха Христова это праздник дивной ПОБЕДЫ над смертью. «Смерти празднуем умерщвление...» – говорят нам ликующие слова Пасхального канона. Низвержен, сокрушен, уязвлен в голову лютый враг человечества – духовная смерть. Однако смерть еще не окончательно уничтожена, ибо лишь в конце времен «последний враг истребится – смерть» (1Кор. 15:26; Откр. 20:14). И христианин должен всегда помнить наставление Апостола: «смотрите, поступайте осторожно» (Еф. 5:15), зная, что жизненный путь наш на земле проходит по самой грани между жизнью и смертью.

Блаженнопочивший великий иерарх Русской Православной Церкви Святейший Патриарх Сергий, основываясь на учении святых Отцов, говорил: «Вечная жизнь как состояние души человеческой не приурочена исключительно к миру загробному. Она может начаться и в здешней жизни» (Православное учение о спасении. Сергиев Посад, 1895. с. 115).

И в самом деле, там, где в основе жизнедеятельности людей лежит любовь к ближнему, готовность пожертвовать своим ради блага других; где царят честность, трезвость, воздержание; где не слышно ни одного бранного слова; где ценят и берегут супружескую верность; где любят и разумно воспитывают своих детей, – разве там не присутствуют уже начатки вечного Царства Божия, которое есть «не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе» (Рим. 14:17)?!

И напротив, там, где отношения между людьми строятся на себялюбии, черствости, равнодушии к ближнему, на вражде; где пьянство и распутство губят добрые семейные отношения; где самый воздух беспрестанно оскверняется непристойными словами и кощунствами: где люди сходятся, движимые похотью, и расходятся только потому, что «не сошлись характерами»; где родители не думают о воспитании своих детей и даже портят их примерами своего недостойного поведения, – разве там не царит уже тлетворный запах духовной смерти, не ощущается начало горьких и вечных мук ада?!

Однако пока у человека еще не отнят священный дар жизни, для него не все потеряно. Св. Иоанн Златоуст говорит о возможности духовного воскресения еще здесь, на земле. «Когда блудник делается целомудренным, сребролюбец – нищелюбивым, жестокосердый – кротким, тогда еще здесь в человеке совершается воскресение, являющееся началом будущего» (Беседа 10-я на послание к Римлянам).

Но и получив эти нравственные наставления о необходимости умереть для греха и жить для Бога, мы можем остановиться в недоумении. Откуда же нам взять силы, которые необходимы для воскресения от греховной жизни. Откуда взять их, если мы подобны беспомощному ребенку, только что начинающему жить, или – если обратиться к сегодняшнему евангельскому рассказу – подобны тому несчастному расслабленному, который тридцать восемь лет пребывал в тяжком недуге и у которого не находилось сил даже для того, чтобы доползти до целебного источника, в котором многие получали полное исцеление?

Ответ на этот вопрос, как всегда, дает нам слово Божие и богопросвещенная святоотеческая мысль. Господь спросил у расслабленного: «хочешь ли быть здоров?» (Ин. 5:6). И когда тот смиренно ответил, что он действительно хочет этого, но у него нет человека, который помог бы ему, – Господь тотчас словом Своим исцелил его. Значит и нам нужно прежде всего по-настоящему захотеть выздороветь духовно и нравственно, и Господь непременно поспешит нам на помощь.

Преподобный Макарий Египетский говорит: «Хотя младенец ничего не может делать и не в состоянии собственными ногами идти к матери, тем не менее он двигается, кричит, плачет, ища матери; и мать сжаливается над ним, подходит к нему, берет на руки, ласкает, кормит его. – То же делает и человеколюбивый Бог с душой, которая приступает к Нему и сильно к Нему стремится».

Пусть же это стремление ко Христу станет неотъемлемой чертой нашей жизни. Будем чаще призывать на помощь бедствующей душе нашей Божественного Чудотворца: «Душу мою, Господи, во гресех всяческих и безместными деяньми люте расслабленную, воздвигни Божественным Твоим предстательством!»

Дорогие братия и сестры! Христианство это религия света, радости и надежды. Каким бы ни оказался у каждого из нас ниспосланный нам свыше жизненный крест, мы должны знать и помнить, что Искупитель наш жив, что Он с любовью взирает на нас и среди любых временных испытаний нашей верности Ему готов озарить наше сердце тихой святой непрестающей пасхальной радостью.

Будем же просить Его об этом, как просит в своем обращенном к Нему в акафисте великий молитвенник нашей Русской земли святитель Тихон Задонский: «Господи, мой Господи! Радость моя! Даруй ми, да возрадуюся о милости Твоей». Аминь.


Источник: Воронов Ливерий, прот. Проповеди // Христианское чтение (Спец. вып. памяти прот. Ливерия Воронова). 1996. № 11. С. 5-190.

Комментарии для сайта Cackle