Источник

Отдел I. От первых письменных сведений об обители в начале XVII века до упразднения её в 1775 году

Первые письменные сведения об Николаевском Черноостровском монастыре относятся к началу ΧVII века, и заключаются в выписи из переписных книг 1621 года Ильи Чемесова, в коих сказано: «Ярославце Малом на посаде монастырь, а в нем церковь Николы Чудотворца

ветха, стоит без пения запустела отъ 7118 (1610) года». Спустя слишком 20 лет в переписных книгах Михаила Павлова 1653 и 1654 годов о бывшем монастыре повторяется почти тоже самое сведение: «Ярославце малом была церковь Николы Чудотворца на острову черный монастырь и та церковь запустела от разорения.» Но древние монастырские акты показывают, что к 1659 году Николаевская церковь уже была возобновлена, монастырь возрожден, братство собрано и в главе его стоял старец Ипатий.

По ходатайству этого Старца последовало из Патриаршего Приказа (который тогда был причислен к Приказу Большого Дворца) Царская грамота на имя Патриаршего малоярословецкого десятинника Семена Иванова, в которой изъяснено: «в 167 (1659) году марта в 10-й день по Указу Великого Государя отдана из Патриаршего казенного Приказа (состоящая) в Боровской десятине церковная земля Николы Чудотворца в Ярославце Малом, что на острову черный монастырь; да того ж монастыря пустошь Раменская, да пустошь Шубинская, да пустошь Горелкина, да церкви Успения Пречистыя Богородицы дворовая и огородная земля, да той же церкви пустошь Солоповская, да пустошь Шадуевская, что на реке Луже, которыми владели Степан, да Мирон Меньшовы дети Батурина, Ярославца Малого пустыни Николы Чудотворца, что на острову на оброк Строителю Старцу Ипатею с братией и на нынешний на 167 год оброчные и пошлинные деньги в патриаршую казну на нем строителе взять.» «И велено ему десятиннику как придет к нему эта Царская грамота, чтобы он сам и кто по нем будет иные десятильники и старосты поповские, Ярославца Малого в пустыню Николы Чудотворца, что на острову чёрной монастырь, не въезжать и тех церковных земель и пустошей, которые в сей нашего Великого государя грамоте выше сего имяны писаны на оброк не отдавать и оброчных и пошлинных денег никакого не имать и никаких на строителей с братией тех оброчных денег не править, а велено ему Строителю Старцу Ипатею с братией оброчные и пошлинные деньги с тех церковных земель и пустошей по нашему Великого Государя Указу платить на Москве в Патриаршем казенном Приказе погодно. Да и впредь бы тех церковных земель и пустошей на оброк мимо ево Строителя Старца Ипатия с братией никому на сторону не отдавать, а Степану да Мирону Батуриным в тех церковных землях и пустошах велеть отказать; а прочет сю нашу Великого Государя грамоту и списав на Патриарше десятильниче дворе, а подлинную сю нашу грамоту отдать бы к ним Строителю с братией, но чем им теми церковными землями и пустошами впредь владеть».

Из платёжных квитанций 1660, 1661 и 1662 годов за подписью Патриаршего Казначея Старца Тихона Осбанина видно, что с означенных в приведённой выше грамоте церковных земель и пустошей взималось ежегодно в Патриаршую казну оброку 23 алтына 2 деньги; да казенных платежных пошлин с земли и с пустошей по 2 алтына по 2 деньги.

А с 1662 года кроме поименованных в грамоте земли и пустошей Николаевский монастырь взял на оброк ещё церковные земли двух Малоярославецких церквей: Св. Иоанна Предтечи бывшей на посаде и Михаила Архангела, что была внутри города; первой кроме церковной земли принадлежала ещё пустошь Усовская, сенные покосы с 30 копен; оброку за нее взималось 10, а у второй числилась дворовая и огородная земля, с которой взималось оброку 2 алтына, а пошлины с обеих церковных земель по 2 алтына, по 2 деньги на год.

В 1662 году старец Ипатий утвержден в звании Строителя награжденной им Николаевской обители Царской грамотой, из Патриаршего Приказа писанною, (вероятно) на имя тогдашнего Настоятеля степенного Боровского Пафнутьева монастыря (так как обитель Малоярославецкая находилась в Боровской десятине).

Грамота писана на столбце, начало его оторвано: «….быть того Никольского монастыря Старцу Ипатию и дать ему вашу Великого Государя грамоту, почему ему тот монастырь ведать и промеж братий и служек всякую расправу чинить. А как к тебе ея нашего Государя грамота придет и ты б в монастырь что на острову ехал, а приехав, переписал церковь Божию и в церкви Божие милосердие, образы местные и двери царские, и деисусы, и праздники, и пророки, и праотцам, и пятницы, и образов оклады золотые и серебреные, и в прикладе ж венцы и цаты, и жемчуг, и камение, и золотые пелены, и книги, и ризы, и стихари, и палицы, и служебные поясы, и патрахили и поручи, и улари, и кадила, и паникадила, и сосуды церковные серебреные оловянные и всякую церковную утварь на колокольнице колокола и наши Великого Государя жалованные грамоты и всякое монастырское строение, и братию, и служек, и вотчины, села и деревни, и всякие вотчинные крепости, и крестьян, и бобылей во имяном в двои книги имянуя крестьян порознь по статьям, а братьям и служкам, и служебникам и бобылем велел его Строителя Старца Ипатия во всем слушать и почитать, как и в прочих монастырях властей почитают и повинуются им, а ему Строителю Старцу Ипатию велел меж ими всякую расправу чинить по совету с братией, да о том к нам Великому Государю отписал и одне переписные книги за Строительскою и за братскою и за своею рукою прислал к Москве, а отписку и отписные книги велел подать в Патриаршем разряде Патриаршему Боярину Борису Ивановичу Нелединскому, да дьякам Ивану Кокошилову, да Лукьяну Голосову, да Ивану Калитину, а другие книги таковые же слово в слово за руками же оставил в монастырской казне впредь для ведома и спору. А прочет сю нашу Великого Государя грамоту и списав с нее список слово в слово оставил у себя, а сю нашу Великого Государя грамоту отдал бы еси ему Строителю Старцу Ипатию, почему ему в том Никольском монастыре строителем быть, братий и служек, и служебников и вотчинных крестьян, и бобылей ведать и меж ими всякую расправу чинить. Писан на Москве лета 7170-е сентября в день».

Мы кажется не ошибемся, если скажем, что все, относящееся в этой грамоте до вотчин и бобылей, есть не более как форма, ибо не из чего не видио, чтобы Николаевский монастырь имел в то время какие либо вотчины (кроме вышеупомянутых, и то оброчных, пустошей) и владел крестьянами, которых по времени отобрания монастырских имений в казну (в 1764 году) за ним числилось всего лишь 7 душ.

Старец Ипатий, которого по этим сведениям должно считать восстановителем Малоярославецкой Николаевской обители, управлял ею с 1659 по 1671 год.

Преемники его Антоний, Серапион и Нифонт известны лишь по именам из современных их управлению платежных квитанций во взносе ими Патриаршим десятинникам или поповским старостам оброчных и пошлинных денег за упомянутые выше церковные земли и пустоши, состоявшие во владении монастыря.

Строитель Васьян упоминается в двух грамотах, данных на его имя от Патриарха Иоакима. Поводом первой (1685 года) послужило челобитье самого Васьяна, в котором он изъяснял: «Что по Указу Великих Государей послан в Ярославец-Малый писец, а выписи ему Строителю с писцовых книг на церковные земли и пустоши, которые даны на оброк управляемому им Николаевскому Малоярославецкому монастырю, не дано, и потому просил дать таковую. В следствие чего по приказанию Святейшего Патриарха и была ему прислана подробная выпись: 1) С писцовых книг малоярословецкого посаду письма и дозору Ильи Чемесова, да подъячева Василия Прокофьева 1621 года, и 2) С писцовых книг малоярословецкого уезда письма и меры Василия Колычева, да подъячего Василия Рожнова 1628, 1629 и 1630 годов, и 3) Выпись с книг письма и окладу жилых данных церквей и досмотра, и межевания церковных земель Ярославца Малого и уезда Михаила Павлова 1653 п 1654 годов. Выписи же эти даны ему строителю Васьяну по Указу Великого господина Святейшего Иоакима Патриарха Московского и всея России и по помете на выписке Дьяка Перфилья Сменникова (для ведения), почему ему (Строителю) те церковные земли на оброке держать и при писцах написать в писцовые книги в церковные Святейшего Патриарха оброчные земли и отмежевать».

Вторая Патриаршая Грамота к Строителю Васьяну заключает в себе повеление ему от Святейшего Патриарха Иоакима об освящении одной из сельских церквей малоярословецкого уезда и сверх частного имеет и общий интерес, по отношению к церковным порядкам того времени.

Мы Божией милостью Великий Господин Святейший Иоаким Патриарх Московский и всея России: в нынешнем во 194 (1686) году бил челом нам Святейшему Патриарху Стольник Иван Батурин: в прошлом де во 183 (1675) году по челобитью Бориса Насонова с прихожаны дана наша благословенная грамота, велено в поместья их в Ярославецком уезде малого в селе Ивановском Скрыпорова тож старую церковь Николая Чудотворца разобрав подрубить мосты и потолоки положить вновь, и та де церковь Николая Чудотворца построена и стоит не освящена, а ныне де по их челобитью а по нашему благословению велено у той церкви быть по перехожей попу Анисиму Григорьеву. И нам Святейшему Патриарху пожаловати б их велеть тою церковь освятить и дать нашу освященную грамоту и антиминс. И аз Великий Господин Иоаким Божией милостью Святейший Патриарх Московский и всея России стольника Ивана Батурина пожаловал благословил велел тою церковь освятить Ярославца Малого Никольского монастыря Строителю Васьяну соборне, досмотря буде та церковь построена против нашей благословенной грамоты, а святить ему Строителю тою церковь по чиновнику, каков к нему послан с сею нашей грамотой, как в том чиновнике напечатано о положении святого антиминса и антиминс в тою церковь выдать, а вести антиминс со всяким брежением и чистотой попу или дьякону, а не простолюдину, а освятя ему Строителю Иеромонаху Васьяну тою церковь, чиновник держать у себя впредь для освящения иных новопостроенных церквей. Писана на Москве лета 7194 декабря в 16-й день».

У грамоты была печать красного воска (обломилась).

Место Васьяна заступил Строитель Старец Исаия. При нем в 1680 году, единственная монастырская деревянная церковь во имя Святителя Николая, Божиим посещением, сгорела, но Бог не оставил рабов своих скорой помощью и утешением: в следующем 1688 году один из благочестивых владельцев Оболенского уезда князь Константин Осипович Щербатов «поступился в Николаевский монастырь из своей вотчины села Трубина деревянную церковь во имя Святителя Николая с приделом Св. мученицы Екатерины.»

На челобитье о сем Старца Исаии Патриарху Иоакиму в том же 1688 году, последовала от него грамота такого содержания:

«Божией милостью великий Господин Святейший Кир Иоаким, Божией милостью Московский и всея России и всех Северных стран Патриарх, в нынешнем во 196 году били челом нам Святейшему Патриарху Ярославца малого Черноостровские пустыни, Николаевского монастыря Строитель Старец Исаия з братьею, а в челобитной их написано: в прошлом де во 195-м году волею Божией в том их монастыре церковь Николая Чудотворца сгорела и в нынешнем во 196-м году поступился к ним в монастырь Боярин Князь Константин Осипович Щербатов, из Оболенского уезду из вотчины своей из села Трубина деревянную церковь во имя Николая Чудотворца, да с пределом святыя мученицы Екатерины и нам Святейшему Патриарху пожаловать бы их благословить велел бы тое церковь перевесть и поставить на прежнем церковном погорелом месте во имя Николая ж Чудотворца и вместо мученицы Екатерины построить престол во имя святыя мученицы Парасковии Пятницы. И в том дать им нашу Святейшего Патриарха благословенную грамоту. И аз великий Господин Святейший Кир Иоаким Божией милостью Московский и всея России и всех Северных стран Патриарх» (конца не достаёт). Последняя по времени из монастырских грамот относится к Патриаршеству Адриана 7204 (1696) году, и касается упомянутых выше монастырских вотчинных пустошей, которая в силу этой грамоты окончательно выложены из оброка. Приведем и эту грамоту вполне, как составляющую последнюю страницу в истории обители ΧVII столетия.

«От великого Господина Святейшего Кир Адриана Архиепископа Московского и всея России и всех Северных стран Патриарха в Верею Вход-Иерусалмского монастыря Игумену Тимофею».

«В нынешнем в 204-м году октября в 23-й день били челом нам Святейшему Патриарху Ярославца Малого Николаевского Черного монастыря Строитель Старец Антоний з братьею, а в челобитной их написано: в прошлом де во 198-м году января в 8-й день, по Указу блаженная (памяти) Святейшего Иоакима Патриарха Московского и всея России, а по челобитью того монастыря прежнего Строителя Старца Васьяна з братьею велено им Николаевского Черного монастыря вотчинными пустошами Раменской, Горелками, Шубина тож, владеть безоброчно, потому что де те пустоши Николаевского монастыря вотчинные и дань с того Николаевского монастыря, которую положил во 182-м году староста поповской 25 алтын с деньгой, заезда гривна из окладу выложить и в приходной книге данных церквей очистить и впредь не писать; для того, что у того монастыря приходских дворов ничего нет, а пустошную церковную Успенскую землю кладбище и з двемя огороды и пустошми Соменовскую и Шадуевскою им Строителю Васьяну з братьею велено владеть из оброку до Указу, а оброку и пошлин платить им в нашу домовую казну по рублю по тридцати по два алтына по три деньги на год. А против того де Указу с того Николаевского монастыря данные деньги и до ныне не сложены. И нам Святейшему Патриарху пожаловати их церкви Николая Чудотворца и с монастырских их пустошей Раменской, Горелково, Шубино тож, против прежнего Указу данных денег платить не велели б. И мы Святейший Патриарх слушав докладной выписки и указу блаженныя памяти брата нашего великого Господина Святейшего Кир Иоакима Московского и всея России и всех Северных стран Патриарха, указали Ярославца Малого Черного Николаевского монастыря данные деньги, которые положил во 182-м году староста поповской сложить и из оклада выложить и в приходской книге данных церквей очистить и впредь во оклады не писать, и пустошми Погорелою Шубино тож, да Раменскою владети им Чёрного монастыря Строителю Старцу Антонию з братией, потому что те пустоши Николаевского Черного монастыря вотчинные. И как к тебе ся наша Святейшего Патриарха грамота придет и ты б Верейские десятины с церкви Николая Чудотворца Черного монастыря данных денег на нынешний 204 год старост поповскому и впредь иным старостам имати не велел и в сборных книгах старосте поповскому под тою церковью очистил, а пустошми Погорелою, Шубиной тож, да Раменской велел владеть Чёрного монастыря Старцу Антонию з братьею и впредь иным Строителям, потому что те пустоши того Николаевского монастыря вотчинные, а церковное Успенское кладбище велел Николаевского монастыря Строителю все кругом огородить забором столбы, чтоб усопшим телам от всяких скотин повреждений не было. А прочет сю нашу грамоту и список с нее за своею рукою оставил на нашем десятильничем дворе, а подлинную сю нашу Святейшего Патриарха грамоту отдал Николаевского монастыря Старцу Антонию з братьею с распискою. Писан на Москве лето 7204-го ноября в 28-й день.»

С того времени, как монастырь обеспечил хотя несколько свое существование освобождением от оброка своих старинных вотчинных пустошей благосостояние его стало заметно упрочиваться. На одной из этих пустошей мало по малу образовался посел, деревня Шубина, в которой в 1726 году считалось 5 душ мужеска пола; в первой половине XVIII столетия учреждено в обители Настоятельство Игуменское, что в истории всех обителей служит признаком их процветания. Первым Настоятелем Игуменского сана был Вассиан упоминается (с 1724 по 1751 год); с достаточной вероятностью можно полагать, что в его Настоятельство прежняя деревянная Соборная церковь перенесённая (как мы видели) из села Трубина заменена новой каменной: двухпрестольной Владимирской Божией Матери с приделом во имя Св. Николая Чудотворца в теплой трапезе. Храм этот простоял целое столетие (сломан в 1811 году).

Игумен Вассиан управляя монастырём, был в тоже время управителем в Духовом Правлении Оболенской десятины.

К его настоятельству относятся два любопытных акта: эго две выписи, данные ему Игумену с братией из «Серпуховской Канцелярии свидетельства мужского полу душ, находившихся под ведением Господина генерал-майора Григория Петровича Чернышева, на бывшего церковного причетника Федота Акимова и на сына его Петра, что быть им по желанию их в вечном услужестве в Николаевском Черноостровском монастыре.» 2) Такая же выпись на попова сына Сергея Киприанова, также в том, что быть ему по желанию его в вечном услужестве в Черноостровском монастыре.

Поводом этому распоряжению был разбор безместных церковнослужителей, с наблюдением, чтоб отнюдь не было праздных, и таковых повелевалось непременно записывать в податное состояние.

Из монастырских же дел 1742 года видно, что в этом году с монастырской деревни Шубино с 5 душ взято в казну на Ростовский пехотный полк, на первую и вторую половины года по 60 коп. с души 3 рубля, да с того платежа по 2 копейки с рубля, а с 1747 году на тот же полк на обе половины по 70 коп. с души, накладных 7 копеек, да прибавочных по 10 копеек на душу.

С монастырской мельницы, что на ключе, как видно из квитанции (с 1740–1746 г.) платилось оброку в Воеводскую Канцелярию по 50 коп. на год.

С 1755 года упоминается новый Настоятель Игумен Ириней, управлявший Николаевским монастырем до 1762 года (скончался и погребен в той же обители в январской трети сего года).

К первым годам настоятельства Игумена Иринея относятся две инструкции, данные им старшему Иеромонаху вверенного ему монастыря о. Павлу, относительно смотрения за монастырским благочинием и хозяйством; из этих актов надобно предполагать, что Игумен Ириней, до отпуска в свой монастырь занимал какую либо должность (вероятно экономскую) при доме Московских Преосвященных в Москве или Севске.

Инструкции эти знакомят нас с тогдашним состоянием обители и вообще характеризуют современную им эпоху и потому мы помещаем их вполне в приложении к сему отделу.

В 1758 году Игумен Ириней вошёл с прошением к Преосвященному Тимофею Митрополиту Московскому и Севскому (к Епархии коего принадлежал тогда Малоярославец) о том «что имеется в оном монастыре церковь во имя Пресвятые Богородицы Владимирская с приделом Чудотворца Николая и в том приделе имеется ж деревянный пол ветх, от которой ветхости и престол находится в поколебании, зачем и служба Божия происходит не без нужды». Почему и просил позволения «во оном приделе ветхость возобновить и освятить на прежнем антиминсе». На это прошение последовала резолюция Его Преосвященства: «ветхость показанную возобновить и по чиноположению церковного установления как надлежит освятив на прежнем святом антиминсе, священнодействовать Николаевского монастыря Игумену Иринею с братией.»

Притом же Игумен в 1760 году по Указу из Московской Духовной Консистории 20 сентября 1760 года, прислан на пропитание в сей монастырь: «отставной от службы капрал Апшеронского пехотного полку Кирилла Усачев и велено ему производить по силе Высочайшего 1731 года января 31 дня Указа денег по 3 руб. 36 коп.; хлеба буде женат муки ржаной по 6 четвертей, круп по 3 четверика в год, а ежели холост то хлеба в полы».

По кончине Игумена Иринея, во Игумены Николаевского Черноостровского монастыря посвящен Преосвященным Тимофеем Митрополитом Московским и Севским из Чудова монастыря иеромонах Мануил, который управлял сею обителью до конца 1764 года, а в этом году по учреждении о духовных штатах перемещен в Малоярославецкую (ныне Калужскую) Тихонову пустынь.

Этот трёхлетний период особенно богат сведениями о состоянии монастырского хозяйства, ибо различные о сем ведомости следовали одна за другою непрерывно и все не лишены любопытства.

К тому же 1764 году относится ведомость знакомящая нас с тогдашним состоянием монастырских зданий.

Оный Николаевский монастырь когда и по каким грамотам или указам и чьим коштом построен и на каком основании, о том никаких известий не имеется, ибо оный монастырь, по власти Божией пожаром посещен был, причём как церковь Божия, так и весь монастырь сгорели. При оном монастыре недвижимого имущества имеется всяких угодьев: огородной земли на острове 1 десятина, и на ней небольшой сад и около оного (монастыря) большого толстого старого леса на 2 десятины. Во оном монастыре имеется каменная церковь во имя Пречистыя Богородицы Владимирская с приделом Николая Чудотворца крыта тесом.

В оном монастыре прочего строения:

Каменного:

Колокольня над монастырскими воротами, крыта тесом, на ней 5 колоколов.

Хлебня мерою в длину 4 сажени, при ней сени деревянные, мерою в длину двух саженей с чуланами, крыты тесом.

Древянного:

Келья Игуменская новая, мерою двух саженей с половиной, и при ней сени и кухня мерою по две сажени, крыты тесом.

Братская келья двух саженей с половиной, при ней сени полторы сажени, с двумя чуланами, крыты тесом, крышкой обветшали.

Погребица и под ней погреб мерою двух сажень деревянный, крыт тесом.

Амбар хлебный двух сажень с половиной, крыт тесом.

При оном монастыре пруд небольшой.

Баня двух сажень, крыта соломой.

Ограда около оного монастыря с передней стороны 9 сажень каменная, а прочие две стороны, мерой по 20 сажень огорожены новым забором.

Ныне на лицо во оном монастыре всех монашествующих имеется:

1)  Игумен Мануил из Малороссиян, пострижен в монашество в Малороссии в городе Батурине в Николаевском Крупицком монастыре в 1749 году августа 6 числа, по Указу Киевософийской Духовной Консистории из студентов, а в Иеромонахи посвящен Его Преосвященством Митрополитом Московским и Севским смиренным Тимофеем (бывшим Киевским) в Кафедральном Киево-софийском монастыре в 1754 году, а в оный Николаевский монастырь произведен во Игумена им же в 1762 году.

2)  Иеромонах Павел из священников Малоярословецкого уезда Покровской церкви, что на Кориже, пострижен в оном Николаевском монастыре в 1751 году марта первого дня Игуменом Вассианом по указу Московской Духовной Консистории.

3)  Иеромонах Даниил из Священников малоярословецкого уезду Николаевской церкви, что в Скрыпорове, пострижен в оном Николаевском Черноострожском монастыре в 1762 году по Указу Московской Духовной Консистории.

Два белых священника определены в прошлом 1763-м году, по Указу Московской Духовной Консистории, для священнослужения: Петр Иванов Оболенского уезда, села Покровского, да Василий Яковлев малоярословецкого уезда села Сетуни.

И оные настоятель с братией, пропитание имели от монастырской земли, которой оного от монастыря крестьянами сеялось хлеба по 3 десятины, да в наем отдавалось монастырской земли на 20 рублей в год, да за мельницу (получалось от наемника) по 7 рублей в год, и от доброхотных деталей (см. приходо-расходные ведомости за 1762 и 1763 годы), а починка всякая нужная в оном монастыре исправлялась оного ж монастыря крестьянами.

И впредь ко оному монастырю и монашествующих содержанию полагается надежда таковая: ежели бывшая земля и вышеописанные бы с земли и мельницы денежные доходы указом оставлены будут за монастырём, то до 5 человек во оном монастыре, содержать можно.16

А в одном из последующих донесений на имя Преосвященного Амвросия Архиепископа Крутицкого и Можайского о. Игумен Мануил ссылаясь на выше приведённую ведомость (представленную в Крутицкую Консисторию) писал: «что хотя тогда в оной (ведомости) к содержанию монастыря и назначено было, что ежели прежние оного монастыря с земель и мельницы денежные доходы указом отданы будут, то оный монастырь и монашествующим себя содержать возможно будет; а ныне мы именованные по обнадеживании Малоярославецких помещиков, которые в той подлинной ведомости показаны17, оный Николаевский монастырь починкою всяким нужным строением и прочим содержать можем». В заключение сего донесения Игумен с братией объясняя Преосвященному Амвросию, если монастырь сей в силу именного Указа будет в Духовной Консистории определён в приходскую церковь, то всепокорнейше просим Ваше Преосвященство нас в Пафнутьев Боровской монастырь высокомилостивейшим указом определить».

Но опасения старцев по счастью не оправдались: по духовным штатам 1764 года Малоярославецкий Николаевский Черноостровский монастырь оставлен в числе 7 заштатных монастырей Крутицкой Епархии на своём содержании с 7-ю монашествующими.

Монастыри эти, как видно из указа Крутицкой Консистории от 20 декабря 1764 года были следующие: 1) Приписной к Крутицкому Архиерейскому дому Московский Покровский училищный, 2) Мещевский Георгиевский, 3) Мещевский Казанский Юхнов, 4) Малоярославецкий Николаевский Чсриоостровский, 5) Перемышльский Успенский Шаровкин, 6) Малоярославецкий Тихонов, 7) Козельский Оптин Макариев. В тоже время велено и «упразднить и приходскими церквами по приличеству состоящих при тех монастырях приходов и при них причта учинить» мужских восемь: 1) Мещовский Дорогошанский, 2) Серпейская Городеченская пустынь, 3) Приписной к штатному Боровскому Пафнутьеву Высоцкий Покровский, 4) Лихвинский Успенский Гремячев, 5) Приписной к Крутицкому Архиерейскому дому Лихвинский Рождественский Настасов, 6) Приписная к штатному Белевскому Спаса-Преображенскому монастырю Введенская Жабынская пустынь, 7) Мосальский Боровенский, 8) Перемышльский Николаевский. Да шесть девичьих: 1)Боровской Рождествен, 2) Козельский Вознесенский, 3) Мещевский Афанасьевский, 4) Перемышльский Рождествин, 5) Белевский Крестовоздвиженский, 6) Можайский Петровский18.

Из одной ведомости того же 1764 года видно, что в конце сего года (по объявлении духовных штатов) в Николаевском монастыре было всего и с настоятелем 3 человека, 1 игумен Мануил, иеромонахи Павел и Даниил; за тем недоставало до положенного по штату числа (7 человек) 4 человек, 1 иеромонаха, 2 иеродиаконов и 1 монаха. На иеромонашескую вакансию переведён из упразднённого Боровенского Мосальского монастыря Иеромонах Авраамий, на две иеродиаконские вакансии переведены: из упразднённых монастырей: Белевской Жабынской пустыни иеродиакон Макарий и Мосальского Боровенского моиастыря иеродиакон Игнатий; на монашескую вакансию переведен из упразднённого Мещовского Дорогошанского монастыря монах Никодим».

Игумен Мануил в начале 1765 года, был перемещен в Настоятели Малоярославецкой Тихоновой пустыни, а место его занял в Николаевском Черноостровском монастыре иеромонах Макарий, духовник Крутицкого Архиерейского дома; он управлял сею обителью до самого ее упразднения в 1775 году.

О. Макарий нашел вверенную ему обитель, как оставленную на собственном содержании, без всяких к тому средств, ибо прежние земли и угодья принадлежавшие обители поступили в ведение Коллегии Экономии; это заставило попечительного настоятеля войти в означенную Коллегию с прошением такого содержания:

«По конфирмованному Ея Императорским Величеством от учреждённой о церковных имениях Комиссии доклада марта 31-го прошлого 1761 года и учиненного в 1765 году января 10-го дня в Государственной Коллегии Экономии определению велено оставляемым на своём пропитании монастырям и пустыням оставить земли и угодья, коими они прежде владели, дабы от того монашествующие могли себя содержать безнуждным пропитанием.

A означенный Николаевский монастырь, от Крутицкой Консистории в ведомости с прочими в числе семи (заштатных) в Крутицкой Епархии состоящих монастырей и пустынь включен, и оставлен на своём содержании, в коем монашествующих ныне на лицо с Настоятелем имеется пять человек, коими отправляется повседневное священнослужение, точию в силу вышеизображенных узаконений; помянутому Николаевскому монастырю, как пашенной земли, так и сенных покосов и ничего не дано, без чего во оном монастыре в церковных требах, яко то в вине, ладане, в просвирах, свечах и в строении, да и монашествующим в пропитании, имеется большой недостаток.»

«При оном же Николаевском монастыре напредь сего во владении имелись две пустоши Шубина, да отхожия Раменская, а в них числилось в первой 145-ть, во второй 99 десятин, из коих на Шубинской ныне жительство имеют бывшие оного монастыря крестьяне приписные по ревизии из церковников 8 душ, а Раменская состоит за рекою Лужею и от той пустоши и деревни Шубиной в 6-ти, а от монастыря в 2-х верстах и отдавалась оная пустошь вся, а от Шубиной остаточная от монастырского и крестьянского владения напредь сего от монастыря, а ныне от Государственной Коллегии Экономии посторонним крестьянам ежегодно в наем, да состоящая под монастырём на ключе об одном поставе мельница на городской земле, в расстоянии с небольшим 600 сажень, коя построена монашеским имением, також и состоящий вокруг оного монастыря на острове и оврагах по более десятины леса, да кузня, которая ныне стоит впусте и в ведомстве оной Коллегии Экономии, а прежде состояла за оным монастырём. Того ради, Государственную Коллегию Экономии всепокорнейше сим представлением просим, за силу конфирмованного Ея Императорского Величества доклада из той же Коллегии Экономии, на потребы церковные, на пропитание Настоятелю с монашествующими, чем и прежде владели: вышеописанную пустошь Раменскую с состоящим при оном же монастыре лесом, мельницу и кузню определить по прежнему во владение к оному монастырю и об отдаче во владение прислать Указ».

Из этого прошения видно, что скудный и прежде монастырь, при учреждении о духовных штатах хотя и был оставлен на своём пропитании, но в тоже время через отобрание всего своего небольшого недвижимого имущества, и в том числе не населенной пустоши, окружавшего его стены леса, мельницы и кузницы его собственным иждивением построенной, внезапно очутился в самом крайнем нищетном состоянии, что и вынудило его Настоятеля к приведённой выше просьбе. Была ли она удовлетворена вполне или хотя отчасти? Ответа на это в уцелевших актах обители не находим, да и предположить сего нельзя, судя потому, что в 1775 году Николаевский монастырь был упразднен вовсе, вследствие представления Преосвященного Самуила Епископа Крутицкого и Можайского, именно по случаю совершенного неимения средств к дальнейшему поддержания оскудевшей во всех частях обители; церковь её обращена в приходскую и прописана к городскому Казанскому Собору. Братия были размещены по другим монастырям. О. Строитель Иеромонах Макарий определен по резолюции Преосвященного от 9 февраля 1776 года в число братий Козельской Оптиной пустыни.

Так окончился 155-летний период существования обители, со времени первых письменных о ней сведений, то есть, с 1620 года.

Но запустение её, попущенное по неисповедимым судьбам Промысла Божия, продолжалось не долго: через 25 лет ей суждено было возродиться снова, но и то не надолго, дабы пройдя через новое тяжкое испытание, утвердиться незыблемо вековечным историческим памятником, события великого и в малом месте по своим благим последствиям.

И действительно в настоящем своем виде Николаевский Черноостровский монастырь из рода в род будет передавать память о событии, священным памятником которого служит величественный храм его.

История восстановления обители в начале текущего столетия, разорение её в приснопамятный 1812 год и затем построение в память бывшей здесь упорной битвы и славной над неприятелем победы величественного храма с помощью усердия всякого чина людей, в особенности же участников отечественной войны, составит предмет следующей главы.

* * *

16

Земли за монастырем по ведомости сего года значилось: близ ограды сад и огород с полдесятины, пруд длиной в 13-ть, а в ширину 9 сажень. По дачам и крепостям: в пустоши Шубиной пашни и лесом поросло и с припускной землею 202 четверти в поле, а в дву потому ж; в пустоши Раменской пашни 30 четвертей; в поле и в дву потому ж, лесу непашенного 2 десятины, сенного покосу 2 десятины.

17

К сожалению списка или черновой ведомости не осталось.

18

После сего легко определить верность таблицы помещенной в памятной книжке Калужской Губернии на 1861 год в статье г. Ляметри: “Исторические сведения о монастырях Калужской губернии”. Эта очевидно сочиненная г. Ляметри таблица показывает время основания и время упразднения исчисленных выше монастырей?!!


Источник: Историческое описание Малоярославецкого Черноостровского Николаевского общежительного монастыря / Сост. А.Л. [архимандрит Леонид (Кавелин)]. - Санкт-Петербург : В тип. Якова Трея, 1863. - 158 с. (Авт. установлен по Рус. биогр. словарю).

Комментарии для сайта Cackle