Источник

КАК ПРАВОСЛАВНЫЕ ПАСТЫРИ ЦЕРКВИ И ВСЕ ПРАВОСЛАВНЫЕ ХРИСТИАНЕ ДОЛЖНЫ ХРАНИТЬ СВЯТУЮ ИСТИНУ

«Чтоб хранить истину, надо ее возыметь, чтоб иметь, надо ее узнать. Таким образом, всякий, ведущий христианскую истину, становится хранителем, блюстителем и защитником ее. Чем более ведущих истину, тем сильнее защита ее, тем безопаснее сама она, – не сама в себе, а в среде людей. Напротив, чем менее ведущих истину, тем менее оплотов против лжи, – тем опаснее положение истины среди нас. Ибо в этом случае, явись какое ложное учение, неведущий истины пропустит его, потому что нечем ему распознать и обличить его. От него она (ложь) перейдет к другому – неведущему, от другого к третьему, и так далее. Ложь войдет и вытеснит истину.

Прав ли тот, кто пропустил ее?! – Никак. Это будет то же, как если бы воин, по небрежности не узнавший пароля, пропустил врага в стан. В этом отношении, стало быть, всякий неведущий истины есть уже изменник ее, и изменник общества верующих, или Святой Церкви. Строго? Но так и есть!

Само собой разумеется, что эта вина падает всей тяжестью на тех, кои имеют силы и способы узнать истину и не узнают, т.е. преимущественно на класс образованный.

Христианин чужд того позыва, чтоб все по-своему понимать; а ищет одного – как все всегда понимали вещи и судили о них. По его убеждению, отособиться – значит отпасть от истины, – и следовательно, не к совершенству идти, а в пагубу. Но, подчиняясь общему верованию, он не думает, что теряет самостоятельность. В этом общем он усвояет себе только начала, – начала верные, ибо они от Бога исходят, – и, на них основываясь, судит потом о всем и все решает; и решает не заблудно, ибо исходит от истинных положений, запечатленных Божественным авторитетом.

Все ереси и все лжи произошли от нарушения сего основного правила истины. Ересь есть суждение о чем-либо по-своему, не соображаясь с тем, как судить о том предал Церкви Господь. Арий стал судить о Господе по-своему и впал в ересь, не признавая единосущие Его Богу Отцу и Духу Святому. Лютер стал по-своему составлять систему христианского учения, – и сколько лжей изобрел? То же и папа, то же и все новые заблуждения. Когда рождается вопрос, христианин ищет разрешения ему не в себе, не в своем постижении, а в общем всех исповедании. Не то, чтоб он сам не рассуждал и не построевал никаких соображений: они у него родиться могут быстрее, нежели у кого-либо. Но дело в том, что он цены им не даст никакой до тех пор, пока не проверит общим учением. Согласны они с сим учением, он оставляет их за собой, не согласны – отвергает. И в этом покой его. Он стоит на сем общем, как на твердом камне. Ибо по нему восходит он к Богу, как источнику» [9, 100].

«Надлежит нам приобресть знание учения святой веры ясное и определительное, и потом постоянно его поновлять, расширять, очищать и утверждать всякого рода основаниями, – и блюсти всякую часть его как зеницу ока. Как бережливый торговец часто пересматривает и перечищает свои товары, чтобы не залежались и были всегда как новые: так истины веры, познанные и сложенные, как в магазин какой, в память сердца, надо почасту пересматривать внимательным размышлением, чтоб ведение о них всегда было ново. Как хозяин окна дома своего часто велит перетирать, чтоб не затускнели от пота, пыли и жара: так надо и нам истины святые, из которых каждая есть окно в духовный мир, протирать воспоминанием и размышлением, чтобы не затмились и не сделали для нас мира духовного неудобно-невидимым» [9, 152].

«Настоящее положение дел не есть неожиданность. Его во всей подробности провидел св. апостол Павел и тогда же прописал, в лице апостола Тимофея, наставление, как и что должно делать преемникам их в подобных случаях: Сие же веждь, – говорит он св. Тимофею, – яко в последния дни настанут времена люта. Будут бо человецы самолюбцы, сребролюбцы, величави, горди, хульницы, родителям противящийся... нелюбовни, непримирительны... невоздержницы... предателе... сластолюбцы паче, нежели боголюбцы, имущие образ благочестия, силы же его отвергшиися... поныряющии в домы и пленяющии женишца... (2Тим. 3:1–6).

Не так ли это теперь? – Всегда учащася, и николиже в разум истины приити могущия. Якоже Ианний и Иамврий противистася Моисею, тако и сии противляются истине, человецы растлении умом, и неискусны о вере... (2Тим. 3:7, 8). Будет время, егда здраваго учения не послушают, но по своим похотям изберут себе учители, чешеми слухом: и от истины слух отвратят, и к баснем уклонятся (2Тим. 4:3, 4). – Не то ли делается ныне?

Что же делать ревнителю истины в подобных обстоятельствах? – Вот что!

Ты же трезвися о всем, злопостражди, дело сотвори благовестника, служение твое известно сотвори... (2Тим. 4:5). Не постыдися страстию Господа нашего Иисуса Христа... но спостражди благовествованию Христову по силе Бога, спасшаго нас и призвавшаго званием святым... Образ имей здравых словес, ихже от Мене слышал еси... (2Тим. 1:8, 9, 13). Проповедуй слово, настой благовремение, и безвременне, обличи, запрети, умоли со всяким долготерпением и учением (2Тим. 4:2).

Итак, воспроповедуем, братья, в храмах и домах, в общих собраниях и частных беседах, устно, письменно, печатно. Да будем трубами, непрестанно гласящими, но внятными. Бросим разделение, тайно проходящее в рядах наших: составим братский союз, сосредоточим силы, устремим их все на одно. Истина сама за себя стоит: огласим ею слух всех, и она сама привлечет ихже предведе Отец наш Небесный. Только поведем сие дело так, чтоб никто не мог сказать нам по правде: врачу, исцелися сам». Святитель Феофан Затворник [9].

«Прежде всего оставляй сынам твоим в наследие непорочную веру и святые догматы, чтобы тебе не только сынов, но и внуков твоих привести к Господу путем православия». Преподобный Иоанн Лествичник («Слово к пастырю», гл. 14).

«Прошу же вас, будем крепко хранить веру святую; ибо видите, сколько уклонений бывает от нее и сколько должны мы благодарить Бога, что не попали в какое-либо заблуждение, но получили и держим веру православную». Преподобный Феодор Студит (Добротолюбие. – Т. 4. – С. 330).

«Не будем вводить ничего нового! Последуем с точностью учению, преданному Св. Церковью, учению, преданному святыми апостолами и святыми отцами». Святитель Игнатий (Брянчанинов) [7а, письмо 58].

«...Если же, кроме Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви, каковой и называется и есть Церковь Православная, так сомнительно спасение других вероисповеданий, то почему же в России не проповедуется истина сия? На это ответ очень простой и ясный. В России допущена веротерпимость, и иноверцы наравне с православными занимают у нас важные должности: начальники губерний и уездных городов часто бывают иноверцы; полковые командиры – нередко иноверцы. Где ни начни духовное лицо открыто проповедовать, что вне Православной Церкви нет спасения, сановитые иноверцы оскорбятся. От такого положения русское православное духовенство и получило как бы навык и укоренившееся свойство говорить об этом предмете уклончиво. А может быть, некоторые по той же причине и от всегдашнего обращения с иноверцами, а более от чтения их сочинений, стали и думать снисходительнее в отношении надежды спасения и прочих вероисповеданий». Преподобный Амвросий Оптинский (Журнал Московской Патриархии, – 1988, № 6, – С. 70).

«Дружба с еретиками есть грешное и опасное дело. Однажды еретики – ариане, нечестиво учившие о Сыне Божием, распространили молву, будто всеми уважаемый подвижник и пустынник Антоний Великий вступил с ними в дружественные отношения. Удивленный их дерзкой ложью, святой Антоний воспылал праведным гневом и немедленно пошел в Александрию. Там пред епископом и всем народом предал их проклятию, называя предтечами антихриста.

Было бы ошибочно думать, чтобы Антоний чрез этот поступок нарушил добродетель христианского терпения и кротости... Не обличив дерзкую клевету, он подал бы случай другим о себе соблазниться; а что ужаснее, – невежды, которые не могут проникать намерений великого человека, могли бы предаться пагубной ереси. Молчать в этом случае было бы и опасно и грешно» [1, 179].

«Мы и братья наши (т.е. члены Церкви) обязаны везде поддерживать общественный порядок и гражданский закон, не отвергая нигде, в делах мирских, содействия наших сограждан, к какому бы вероисповеданию они не принадлежали. Но не так в делах веры. Как члены Церкви, мы – носители ее величества и достоинства, мы – единственные, в целом мире заблуждений, хранители Христовой истины. Отмалчиваясь, когда мы обязаны возглашать глагол Божий, мы принимаем на себя осуждение, как трусливые и неключимые рабы Того, Кто потерпел поношение и смерть, служа всему человечеству, но мы были бы хуже, чем трусы, мы стали бы изменниками, если бы вздумали призывать заблуждение на помощь себе в проповеди истины и если бы, потеряв веру в Божественную силу Церкви, мы стали искать содействия немощи и лжи. Как бы высоко ни стоял человек на общественной лестнице, будь он нашим начальником или государем, если он не от Церкви, то в области веры он может быть только учеником нашим, но отнюдь не равным нам и не сотрудником нашим в деле проповеди. Он может в этом случае сослужить нам только одну службу – обратиться» (A.C. Хомяков. Собр. соч. – Т. 2. С. 87).

«Не идет ли кто путем Иудиным?

Идет – тот, кто, принимая Тело и Кровь Господа в Евхаристии, принимает их без должной веры (как простой хлеб и вино) и почитает себя чрез то ничем не обязанным своему Спасителю; кто в храме показует некое уважение к Святыне и, когда говорят о грехах и измене закону, готов, подобно Иуде, спросить: «Не я ли, Господи?» – а за храмом явно поклоняется миру и его кумирам; продает бесстыдно веру и закон, стыд и совесть.

Итак, с кем вы? С кем – не здесь и теперь – в храме: а там, где встретит вас искушение; где, может быть, надобно будет приять честь и богатства неправедные или идти на крест за правду?.. Но уже вы избрали что должно: каждый из вас сказал: «Я не дам Тебе лобзания Иудина»! Смотрите: не давайте же сего адского лобзания. Иначе оно будет некогда жечь уста и сердце ваше адским пламенем! Каждый из вас обещал исповедовать Господа, подобно благоразумному разбойнику: смотрите, исповедуйте же! В случаях к сему не будет недостатка, ибо мир и теперь тот же, что был прежде: весь во зле лежит и ко злу всех влечет. Стойте же мужественно против сего зла и в себе и в других...» [1, 547].

«Лжепророки века сего, в том числе многие из тех, кто официально именуются «православными», все громогласнее заявляют о приближении «новой эры Святого Духа», «новой Пятидесятницы», «точки Омега». А это, согласно подлинному пророчеству Православной Церкви, и есть то самое царство антихриста. И именно в наше время, именно сегодня это сатанинское пророчество начинает сбываться – демонической силой. Вся духовная атмосфера современного мира буквально заряжена энергией бесовского опыта посвящений: «мистерия беззакония» овладевает душами людей, стремясь овладеть даже самой Церковью Христовой, насколько это возможно...

Так до какой же степени должны ходить православные в страхе Божием, страшась, как бы не утратить благодать, которая дается отнюдь не каждому, а только тем, кто держится истинной веры, проводит жизнь в христианском борении и кто сокровищем почитает благодать Божию, возводящую к небесам. И с какой великой осторожностью должны ходить православные христиане именно в наши дни, когда они окружены поддельным «христианством», которое предлагает им свои опыты «благодати» Св. Духа и способно в изобилии цитировать Св. Писание и святых отцов, чтоб доказать их...

Православные!

Крепче держитесь за благодать, которую вы имеете, не допускайте, чтобы она превращалась в дело привычки, не пытайтесь измерить ее человеческими мерками и не надейтесь постичь ее человеческой логикой; не надейтесь, что ее могут постичь те, кто ничего не мыслит выше человеческого уровня или считает, что можно получить благодать Св. Духа каким-то другим путем, отличным от того, которым одна Церковь Христова подает нам. Истинное Православие по самой природе своей кажется полностью неуместным в эти демонические времена – тающая кучка презираемых и «тупых» среди религиозного «возрождения», инспирированного духом совсем другого рода.

Но давайте же обретем утешение во вполне определенных словах Господа нашего Иисуса Христа: Не бойся, малое стадо! Ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство (Лк. 12:32). Так пусть же все истинные православные укрепятся для грядущей битвы и никогда не забывают, что во Христе победа всегда будет наша. Он обещал, что врата адовы не одолеют Его Церкви (Мф. 16:18), что ради избранных сократит Он дни последней и великой скорби (Мф. 24:22). И среди самых жесточайших искушений мы должны помнить повеление: Мужайтесь: Я победил мир (Ин. 16:33).

Так давайте же жить так, как жили истинные христиане во все времена, в ожидании конца всех вещей и Пришествия нашего любимого Спасителя, ибо: Свидетельствующий сие говорит: ей, гряду скоро! Аминь. – Ей, гряди, Господи Иисусе! (Апок. 22:20) Иеромонах Серафим (Роуз) [14, гл. 8].

ЛИТЕРАТУРА

1. Священик Григорий Дьяченко. Уроки и примеры православной веры. Опыт катехизической хрестоматии. – М., 1894.

2. Настольная книга священнослужителя. – М., 1986. Т. 5.

3. Раннехристианские отцы Церкви. Антология. – Брюссель, 1978.

4. Митрополит Макарий. Православное догматическое богословие. Б.м., Б.г.

5. Собрание сочинений епископа Игнатия (Брянчанинова) Т. 4. Аскетические опыты. – СПб., 1905. Т. 1–3.

6. Собрание сочинений епископа Игнатия (Брянчанинова). Аскетическая проповедь и письма к мирянам. – СПб., 1905.

7. Отечник, составленный епископом Игнатием (Брянчаниновым). – СПб., 1891.

7а. Соколов Леонид. Епископ Игнатий (Брянчанинов). Его жизнь, личность и морально-аскетические воззрения. Киев, 1915. Ч. 2.

8. Епископ Феофан Затворник. Письма к разным лицам о разных предметах веры и жизни. – М., 1892.

9. Епископ Феофан (Затворник). О Православии с предостережениями от погрешений против него. – М., 1894.

10. Деяния Совещания глав и представителей Автокефальных Православных Церквей в связи с празднованием 500-летия автокефалии Русской Православной Церкви. – М., 1949.

11. Протоиерей Сергий Четвериков. Молдавский старец Паисий Величковский, его жизнь, учение и влияние на православное монашество // Вечное. – Париж, 1976.

12. Игумен Никон. Письма духовным детям. – Троице-Сергиева Лавра, 1991.

13. Добротолюбие. – М., 1896, – Т. 2.

14. Иеромонах Серафим (Роуз). Православие и религия будущего, – М., 1991.

Примечания

Вивекананда – монах-индуист, появился в парламенте религий в Чикаго в 1893 г., ставил целью обращения западного мира в индуизм, конкретнее – в учение веданты (мистического индуизма).

«Список цитируемой литературы приводится на стр. 327

Какое лукавствие! Очень многие теперь ни на минуту не усомнились бы, что это явление действительно ангелов света: поднимать на молитву среди ночи, звать к Божественной службе?! – сколь бы многие теперь, не задумываясь, приняли такое призывание.

Но и в наши дни заметны умножившиеся явления духов в виде ангелов или таинственных существ из космоса, которые иногда являются с крестами, «молятся» или поучают чему-либо как бы добродетельному и христианскому, совершающиеся чудесности или явно демонические фантастические фокусы, против которых оказываются бессильными молитвы и даже совершаемые священником молебны и освящения: не подобное ли это вышеописанному попущение Божие – действовать сатане, «как только сам он хочет и может», так что ему уже «не страшно все то, что в других случаях для него грозно и убийственно» – только это попущенно уже не по высоте жизни нашей, а по причине глубочайшего внутреннего отступления от Бога, от Евангелия, от Православия. Та свобода, с которой демоны теперь обманывают, одурманивают людей, напоминает слово из Святого Писания о пришествии антихриста, что оно «по действию сатаны будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными, и со всяким неправедным обольщением.

«Трояким образом, – говорит св. Василий Великий, – мы благоугождаем Богу: из боязни мук, как рабы, ища награды; ради собственной пользы, как наемники; или ради любви к Богу – творить добро ради самого добра, как сыновья» (авва Дорофей, поуч. 4).

Здесь так часто приводятся поучения этого святого отца не из-за какого-либо пристрастия к нему, но ради того, что святитель Игнатий, как никто другой, совершил величайший труд по изучению всего огромного, цельного, богатейшего наследия всех святых отцов Церкви, сделал как бы вытяжку, собрал самое важное и необходимое, наиболее соответствующее потребностям нашего времени учение, изложил его доступно, ясно, обширно. Он пророчески предвидел все коварства последнего времени и оставил последним христианам подробное разъяснение – как им спасаться, как храниться тех сетей.

Действительно, у святителя Игнатия есть такие советы относительно плача, которые несколько сходны с тем, что учат эти «старцы»: «Инокам крепкого телосложения возможно и полезно более усиленное понуждение к плачу и слезам; для них нужно, особенно в начале их подвига, слова молитвы произносить плачевным гласом, чтобы душа, уснувшая сном смертным от упоения греховного, возбудилась на глас плача и сама ощутила чувство плача. Так плакал могучий Давид: Рыках от воздыхания сердца моего (Пс. 37:9), – говорит он о себе, – рыках подобно льву, оглашающему пустыню воплем, в котором страшны и выражение силы, и выражение скорби. Для гласной молитвы и плача необходимо уединение, по крайней мере келейное: это делание не имеет места посреди братий. Из жизнеописаний св. отцов видно, что те из них, которые имели возможность, занимались гласным плачем, невольно раздававшимся иногда за стены келии, хотя они и заботились со всею тщательностью, чтобы всякое делание их оставалось тайной...» т.д. Безусловно, это святое учение, переданное св. Отцами, но какой здесь можно найти опасный повод к тому, чтобы извлечь из этого наставления только внешнее и, не имея смиренномудрия и истинного сокрушения о грехах, вдаться в нервное, кровяное, истеричное делание, воспаленные, надрывные движения души положить самоцелью, упиваться этим состоянием и почитать себя великим подвижником, вроде древних отцов.

Слово епископа Игнатия о Святых Христовых Тайнах

Хлеб сердце человека укрепит (Пс. 103:15), пророчествовал Пророк о некоем чудном хлебе, который, в отличие от обыкновенного вещественного хлеба, укрепляющего тело, долженствовал укреплять сердце человеческое. Нуждается сердце наше в укреплении, страшно поколебалось оно при падении нашем, и само собой не может остановиться от колебания. Непрестанно потрясается оно различными страстями. Тщетно и всуе проповедует падший человек, в ослеплении своем, о твердости воли человеческой. «Этой твердости нет: увлекается воля насилием преобладающего ею греха. Нужен, нужен предвозвещенный чудный хлеб, чтоб укрепить поколебавшееся, ослабевшее сердце человеческое» (прп. Варсонофий Великий, отв. 401; прп. Кассиан, соб. 9, гл. 21).

Совершает укрепление сердца человеческого хлеб, сшедый с небесе, хлеб жизни (Ин. 6:58, 48). Этот хлеб – Господь наш Иисус Христос. Он сказал: Аз есмъ хлеб животный, иже сшедый с небесе: аще кто снесть от хлеба сего, жив будет во веки. И хлеб, егоже Аз дам, плоть Моя есть, юже Аз дам за живот мира... ядый Мою плоть, и пияй Мою кровь, во Мне, пребывает, и Аз в нем (Ин. 6:51, 56).

Какое чудное установление! Естественно уму человеческому придти в недоумение пред установлением сверхъестественным, непостижимым. Услышали установление люди, омраченные плотским мудрованием и неверием, не захотели получить объяснение от Бога о Божественном установлении, произнесли о Божественном установлении свой суд в осуждение и погибель себе. Жестоко слово сие, сказали они: кто может его послушати?.. От сего мнози от ученик Его, всуе носивших имя учеников, идоша вспять, и ктому не хождаху с Ним (Ин. 6:60, 66). И ныне наветуются сомнением о великом таинстве те, которые только носят имя христиан, придерживаются наружных обычаев христианских, а по жизни и сердечному залогу чужды христианства. Жестоким было бы слово, если бы произнес его человек; послушание слову было бы невозможным, если бы слово произнес человек. Слово произнесено Богом, принявшим, по бесконечной благости Своей, человечество для спасения человеков: и потому слово должно быть преисполненным благости. Слово произнесено Богом, принявшим человечество для спасения человеков: и потому внимание к слову и суждение о нем не должны быть поверхностными. Послушание слову должно быть принято верой, от всей души, как должен быть принять и вочеловечившийся Бог. Принятие Богом человечества непостижимо для человеков; столько же непостижимы установления и действия Богочеловека: они человека, зачатого в беззакониях и рожденного во грехах, человека, обреченного вечной погибели и вечному томлению в темницах и пропастях ада, усвояют Богу, соделывают богом по благодати, возводят на небо для вечного жительства и для вечного блаженства на небе. Осудившие слово и установление Богочеловека, отвергшие слово и установление, осудили и отвергли Слово – Дух и живот (Ин. 6:63), осудили и отвергли установление, которым преподается ученику Христову Дух и живот. Аминь, аминь глаголю вам, сказал Господь, аще не снесте плоти Сына человеческого, ни пиете крове Его, живота не имате в себе (Ин. 6:53). «Подобает научиться, – говорит святой Иоанн Златоуст, – чудному свойству и действию святых тайн: что – они? для чего они преданы? какая польза от них? Мы – едино тело с телом Господа нашего Иисуса Христа, мы – плоть от плоти Его, кость от костей Его (Быт. 2:23). Тайнонаученные! внимайте тому, что говорится: мы соединяемся со всесвятой плотию Господа не только при посредстве любви, но и при посредстве самого таинства. Всесвятая плоть Господа соделывается нашей пищей! Он даровал нам эту пищу, желая показать любовь, которую имеет к нам. Он смесил себя с нами, и возмесил в нас Свое тело, чтоб мы были соединены с Ним, как соединено тело с главой: таково свойство неизреченной любви. Предызображая собой Господа, Иов поведал о рабах своих, которыми был особенно любим, что они, в объяснение великой любви к нему, говорили: кто убо дал бы нам от плотей его насытитися (Иов. 31:31). Доставил нам это Христос, вводя нас в величайшую любовь, и Свою любовь являя к нам, подавая желающим не только видеть Себя, но и прикасаться к Себе, и снедать Себя и соединяться с Собой, и исполнить всякое желание». Господь, заменив для нас Собой нашего праотца, Адама, от которого рождаемся в смерть, соделавшись нашим родоначальником, заменяет плоть и кровь, заимствованный нами от Адама, Своей плотию и кровию. Такое действие Господа, при благочестивом созерцании искупления человеков вочеловечением Бога, пребывая непостижимым и сверхъестественным, вместе становится и ясным и естественным. Непотребные плоть и кровь естества падшего и отверженного должны быть заменены в естестве, которое обновил Богочеловек, всесвятой плотию и кровию Богочеловека (Св. Исаак Сирин, сл. 68-е).

«Благий, всеблагий и преблагий Бог, – богословствует святой Иоанн Дамаскин, – будучи весь благость, по безмерному богатству Своей благости, не потерпел, чтоб благо, то есть естество Его, пребывало одно, и никто не был причастником этого естества». Таково воззрение ума человеческого, озаренного светом Святого Духа, на действия Божии: таково объяснение действий Божиих этим умом; так объясняет этот ум для самого себя действия Божии: действия Божии и начала действий Божиих в точности и с полной определенностью постижимы для одного Бога. Просвещенный Свыше ум человеческий издает следующее священное вещание: Состоялось благоволение Божие, чтоб всесовершенная благость, то есть существо Божие, отразилась в других существах, как отражается солнце на предметах, которых оно прикасается лучами. Для этого Бог первоначально сотворил духов и тот мир, в котором они обитают, потом чувственный мир, наконец человека, принадлежащего по душе к сотворенным духам, принадлежащего по телу, в которое облечена душа, к миру чувственному. Бог, будучи жизнь, саможизнь, пролил из себя жизнь во все живущее и существующее. Жизнь мира есть отражение в нем саможизни – Бога. И духи, и человек, и вся прочая тварь вышли из рук Создателя совершенными, совершенными относительно ограниченному естеству своему, исполненными цельного добра, без малейшей примеси зла. Добро в тварях, соответственное естеству их, было отражением беспредельной благости беспредельного Творца. Ограниченное совершенство тварей было отражением всесовершенного совершенства, составляющего свойство единого Творца. Духи и человек сделались между тварями ближайшим и яснейшим отражением Бога. В самом существе их Творец начертал Свой образ; этот образ Он украсил качествами, подобньми тем качествам, которые в беспредельности и совокупности своей составляют сущность Бога. Бог – благость, и разумных тварей Он соделал благими. Бог – премудрость, и разумных тварей Он соделал премудрыми. В решительный оттенок подобия Он даровал разумным тварям Святого Духа Своего, – этим соединил дух их, все существо их с Собой.

Зло явилось от свободного произволения разумных тварей. Зачади зло в себе, и родили его в отрицательное бытие его, духи. Яд зла они сообщили всему человеческому роду, заразив злом корень рода, праотца, обольстив праотца обещанием состояния, равного Богу. Здесь является благость Божия в поразительнейшем проявлении. Чтоб извлечь человечество из падения и погибели, триипостасный Бог единым из Лиц Своих приемлет человечество, в Себе и Собой обновляет человека, доставляет ему этим соединение с Собой, несравненно теснейшее, нежели какое даровано было при сотворении. Сын Божий по естеству, вочеловечившись и соделавшись родоначальником человеков, соделал их сынами Божиими по благодати. Зачатие и рождение скотоподобные, которому человеки подчинились по падении, отвергается: покрывается оно, так сказать, рождением от Святого Духа при крещении. Возрожденные человеки претворяются из плоти в дух, не по естеству, по свойству: рожденное от плоти, плоть есть, рожденное от Духа, дух есть (Ин. 3:6). Христиане, родившись от Адама в смерть, рождаются крещением в жизнь, рождаются от Бога, рождаются уже чадами Божиими (Ин. 1:12, 13). Бытие их названо пакибытием и есть пакибытие (Мф. 19:28; Тит. 3:5): оно – бытие в жизнь вечную, бытие совсем иное, нежели каким было бытие в смерть; оно – бытие второе, вторично преподанное по утрате первого бытия падением, вечной смертью. Состоянию пакибытия дарована пища, соответствующая состоянию. Как рождение в пакибытие есть рождение от Святого Духа; так и питание, преподаваемое обновленному человеку, приуготовляется Святым Духом. Питание это – плоть и кровь Богочеловека. «Плоть Господа – Дух животворящий, сказал святой Иоанн Дамаскин, так как зачата она от животворящего Духа: говорю это, не уничтожая (не отвергая) естество тела, но желая показать всю Божественность и животворность его».

Богочеловек, будучи всесовершенным Богом, по наружности, для телесных чувств человеческих, запечатленных падением, был только человеком. Святые человеки, соделавшиеся чрез крещение чадами Божиими, соделавшиеся духом, сохранившие и развившие усыновление и духовное состояние богоугодным жительством, пребывали для наружных чувств человеческих, запечатленных падением, обыкновенными человеками, неотличавшимися ничем от прочих человеков. Святые Христовы тайны, будучи телом и кровию Богочеловека, будучи Духом, сохраняют для телесных чувств наружный вид хлеба и вина. И видится хлеб и вино, и обоняются хлеб и вино, и осязаются хлеб и вино, и вкушаются хлеб и вино. Обнаруживаются и являются святые тайны чрез действие свое. Так обличался Бог, прикрытый человечеством: Он обнаруживался и свидетельствовался действиями Своими. Так обличались святые Божии, сосуды Духа: обнаруживались они и разоблачались действиями. Наружность глубоко смиренная, покровенная простотой, чуждая изысканности, чуждая эффекта, – действие сверхъестественное, Божественное! Действием Божественным возвышается достоинство дивно-смиренной наружности. Точно! Бог смирился несказанно вочеловечением и земной жизнью Своей: все действия Его несказанно смиренны, несказанно благолепны и величественны в смирении своем. Это относится и к святым тайнам. Что может быть по наружности смиреннее, обыкновеннее пищи, предлагаемой обновленным человекам, той необыкновенной, чудной, страшной пищи, в которой преподается в снедь Святой Дух, в которой преподается в снедь Богочеловек? Ядый Мою плоть, и пияй Мою кровь, – сказал Он, – ядый Мя, той жив будет во веки (Ин. 6:56, 57). «Причащающиеся пресвятого тела и пресвятой крови, сказал великий Отец, стоят с Ангелами и Архангелами, и горними силами, одеянные в самую царскую Христову порфиру, препоясанные оружием духовным. Этим я еще не сказал ничего великого: они бывают облечены в самого Царя». При установлении преобразовательных жертв дозволено было употребление в пишу мяс, приготовленных на огне, воспрещено употребление крови. В причину воспрещения объявлено: зане душа всякия плоти кровь его есть (Лев. 17:11). Когда была принесена новозаветная Жертва, Прообразованная слабыми тенями – ветхозаветными жертвами; когда принесена была новозаветная Жертва Жрецом – Господом, Который был и Жертва и Жрец: тогда вышло от Бога иное повеление о жертвенной крови. Пийте от нея вси, – повелевает Господь всем, – призывая всех, сия бо есть кровь Моя нового завета (Мф. 26:27, 28). Все приглашаются к употреблению крови Христовой! Приглашение совершается по той же причине, по которой произнесено воспрещение. В крови Христовой – душа Его. Ясно ощущается при причащении святых тайн прикосновение души Христовой к душе причащающегося, соединение души Христовой с душой причащающегося. Без слов, без наставления словами, начинает душа ощущать в себе чуждые падшему естеству ее успокоение, кротость, смирение, любовь ко всем, холодность к тленному и преходящему, сочувствие к будущему веку. Навеваются эти ощущения, насаждаются в душу из души Христа, как сказал Он: Научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим (Мф. 11:29). «Научитесь не от Ангела, не от человека, не из книги, научитесь от Меня, – говорит святой Иоанн Лествичник, – объясняя слова Спасителя, от Моего усвоения вам, от Моего сияния и действия в вас, что Я кроток и смирен сердцем, и помыслом, и образом мыслей, и обретете упокоение от внутренней борьбы, облегчение душе вашей от тягости и смущения, причиняемых ей помышлениями, приносимыми из области падших духов. Таково действие святых тайн: они, действуя на нас, вместе действуют на невидимых и неусыпных врагов наших, на демонов, ограждая от них свой сосуд – человека, достойно вмещающего их в себя. Пища, по наружности вещественная, приемлемая устами, действует против духов, оковывает их как бы цепями! Трапеза, на которой, по наружности, представлены хлеб и вино, борется с духами, попирает их! Уготовал eси предо мною трапезу, – воскликнул в восторге к Богу Пророк, указывая издали на жертвенник христианский, – уготовал eси трапезу сопротив стужающим мне! (Пс. 22:5). Это действие святых тайн в особенности известно инокам, проводящим жизнь безмолвную, и подвергающимся усиленному нашествию бесовских помыслов. «Они горят – выразился преподобный Пимен Великий, выразился из собственного опыта – от яда злобных демонов, и с нетерпением ожидают субботы и дня недельного, чтоб придти на источники живой воды – к телу и крови Господним – ими очиститься от горечи, которой напоил их враг». И падшие духи ведают силу святых тайн. Они трепещут ее, ненавидят ее, завидуют причащающимся, завидуют той завистью, к которой способны демоны... Часто с исступлением нападают они на готовящегося к причащению, расхищают его мысли, наводят на сердце холодность и ожесточение, приносят тяжкие греховные воспоминания и мечтания, стараются осквернить совесть, привести христианина в недоумение, воспрепятствовать причащению; часто после приобщения совершают духи подобное нападение, опять с целью ввергнуть в недоумение, смущение, с целью поколебать веру, насеять мысль, что причащение святым тайнам не приносит никакой пользы. Эта невидимая брань, воздвигаемая духами злобы на причащающихся, служит свидетельством величайшей важности и пользы святых тайн. Драгоценно сокровище, к получению которого так усиливаются не допустить человека враги его! Драгоценно сокровище, которое так неистово стараются восхитить у человека враги его! Утвердимся верой, и противостанем мужественно супостатам нашим. Постараемся, при приготовлении нашем к принятию святых тайн, сохранить всевозможное бодрствование над собой; постараемся, по принятии святых тайн, сохранить это бодрствование над собой. Не убоимся душевной бури, производимой нашествием духов! Не допустим унынию и смущению овладеть нами. Действие святых тайн не преминет явиться в душе терпеливого подвижника, как является солнце на небе, по очищении его от облаков. На враги моя воззре око мое (Пс. 53:9), сказал святой Давид, по миновании возмущения, произведенного ими в душе его. Произнесет это исповедание о себе и причастник святых тайн, освободившись от нашествия духов, которых тем яснее обличит пред ним действие святых тайн. Всякий, приобщившийся со вниманием и благоговением, с должным приготовлением, с верой, чувствует в себе изменение, если не тотчас по причащении, то по прошествии некоторого времени. Чудный мир нисходит на ум и сердце; облекаются спокойствием члены тела; печать благодати ложится на лице; мысли и чувствования связываются священными, духовными узами, воспрещающими безрассудную вольность и легкость, обуздывающими их. При постоянно благочестивой и внимательной жизни действие святых тайн делается яснее, ощутительнее, обильнее. Действие это уподоблено Писанием помазанию главы, т.е. ума, духовным елеем, уподоблено державной, царственной чаше, властительски упоевающей душу ощущениями, исходящими из Святого Духа, исходящими из Христа. При постоянно внимательной и благочестивой жизни делается отчасти постижимой непостижимая милость Божия, явленная человекам в даровании им небесной пищи. Эта милость Божия поженет ко спасению, сверхъестественной силой своей, причащающегося по возможности часто, по возможности достойно, вся дни земного живота его, вселит его в небесный дом Господень на бесконечную долготу дний вечных (Пс. 22:5, 6).

Хлеб вещественный есть образ хлеба небесного, и вино есть образ истинного духовного пития. Действие вещественных хлеба и вина служит образом действия тела и крови Христовых. Хлеб, будучи употребляем в пищу, отделяет из себя, при посредстве пищеварения, соки в тело, неизвестным и непостижимым для человека образом. Образ действия неизвестен и непостижим: последствия действия, а потому и самое действие, очевидны. Сходственно с действием хлеба действие вина, действующего преимущественно на кровь. Оно отделяет из себя газы, которые изменяют состояние крови, посредством крови действуют на душу, действуют на ум, действуют на сердце. Действие вещественных хлеба и вина – вещественно. Хлебом поддерживаются и укрепляются силы тела; вино, действуя на кровь, возбуждает в ней деятельность, содействует хлебу в питании и укреплении тела. Тело, лишенное вещественной пищи, должно по необходимости сделаться жертвой смерти. – Духовный хлеб – тело Христово – укрепляет сердце человека, укрепляет все существо его, укрепляет волю, укрепляет ум, доставляет правильность пожеланиям и влечениям души и тела, естественные свойства человеков освобождает от недугов, которыми оно заразилось при падении, которые называются страстями, т.е., страданиями, болезнями. Духовное питие содействует духовной пище. Оно сообщает душе качество свойств Христовых. Христос принял на Себя все свойства человеческие, кроме греха: свойства человеческой души Христовой чужды повреждения греховного, непорочны; по причине соединения с Божеством, они Божественны. Этими обоженными свойствами напаивается душа пьющего кровь Христову. «Как вещественное вино, – сказал святой Марк, – растворяется во всех членах пьющего, и бывает вино в нем и он в вине: так и пьющий кровь Христову, напаивается Духом Божества, растворяется в совершенной душе (Христовой), и эта душа в нем, – освятившись таким образом, соделывается достойным Господа» Удаляющийся от причащения святых тайн, отчуждается от Христа, предоставляется самому себе, своему естеству, пораженному вечной смертью. Вечную смерть уничтожает в человеке, внутри его, в уме и сердце, един Христос. Он входит, как всемогущий Бог, в невходные сокровищницы человека, там поражает смертью Смерть. Если не будет совершено этого, – вечная смерть пребудет в человеке, пребудет, как начало и залог вечной погибели. Нет возможности избежать вечной погибели тому, кто имеет и хранит в себе начало и залог ее – вечную смерть.

О! Как делается понятным, естественным, приглашение всемилосердого Господа ко вкушению Его всесвятых тела и крови, к питанию ими. Приглашение это – самое убедительное, оно соединено с великими обетованиями и с великими угрозами. Господь, по неизреченной любви Своей к нам, спас нас Собой, заменив наши казни Своей казнью, заменив наше оскверненное достоинство Своим святейшим достоинством: по этой же неизреченной любви, в чудных порядке и системе, установленных этой любовью, Он призывает нас в теснейшее единение с Собой причащением святых тайн, как в вернейшее, как в необходимое условие нашего спасения. Делайте не брашно гиблющее, – говорит Он, – но брашно, пребывающее в живот вечный, еже Сын человеческий вам даст (Ин. 6:27). Отец Мой даст вам хлеб истинный с небесе. Хлеб бо Божий есть сходяй с небесе и даяй живот миру (Ин. 6:32, 33). Аз есмь хлеб животный (Ин. 6:48). Аз есмь хлеб животный, сшедый с небесе: аще кто снесть от хлеба сего жив будет во веки, и хлеб егоже Аз дам, плоть Моя есть, юже Аз дам за живот мира (Ин. 6:51). Плоть бо Моя истинно есть брашно, и кровь Моя истинно есть пиво (Ин. 6:55). Аминь, аминь глаголю вам: аще не снесте плоти Сына человеческого, ни пиете крове Его, живота не имате в себе (Ин. 6:53). Приобщение святым тайнам установлено ежедневное. Ежедневное приобщение жизни Христовой долженствует ежедневно оживлять христианина духовной жизнию. «Частое причащение жизни, – сказал Василий Великий, – что иное значит, как не частое оживление?» Частое причащение что иное значит, как не обновление в себе свойств Богочеловека, как не обновление себя этими свойствами? Обновление, постоянно поддерживаемое и питаемое, усваивается. От него и им истребляется ветхость, приобретенная падением; смерть вечная побеждается и умерщвляется вечной жизнью, живущей во Христе, источающеюся из Христа; жизнь – Христос водворяется в человеке. Особенное действие слова Божия, описанное святым апостолом Павлом, имеют и святые тайны. Это – естественно! Как в слове Божьем действует Христос, действует Святой Дух, действует Христос и Святой Дух, содействуя друг другу, действуя из единого, равночестного и единоестественного Им начала – Отца, так действуют Они и в святых тайнах. Живо слово Божие, – возвестил великий Павел, – и действенно, и острейше паче всякого меча обоюдуостра, и проходящее даже до разделения души же и духа, членов же и мозгов, и судително помышлением и мыслем сердечным (Евр. 4:12). То же должно сказать о святых тайнах! «Они входят в нашу сущность, – говорит святой Иоанн Дамаскин, – для сохранения и очищения нас от всякой скверны, для отражения от нас всякого вреда. Если же встречают в нас поддельное золото, то очищают его огнем суда, да не с миром осудимся в будущем веке: очищают болезнями и всякими бедствиями». Причащающийся святым тайнам, должен знать, что, приемля их, он суд себе яст и пиет (1Кор. 11:29), – как сказал Апостол. Этот суд оправдывает проводящих жизнь богоугодную, раздает, расточает им духовные награды: он судит погрешности тех, которых богоугождение недостаточно, врачует погрешности временными наказаниями во отвращение вечных; он поражает казнями, казнями страшными, тех, которые дерзают приступать к святым тайнам, проводя жизнь произвольно греховную, противную заповедям Христовым.

На этом основании завещается желающим приступить ко святым тайнам тщательнейшее приуготовление. Да искушает же себе человек, – говорит Апостол, – и тако от хлеба да яст, и от чаши да пиет (1Кор. 11:28). Должно углубляться в самовоззрение, внимательно рассматривать, исследовать себя; должно очищать себя от согрешений, искоренять их из себя исповедью и покаянием; должно исправлять уклонения от пути заповедей Христовых и самые тонкие, возвращением на этот путь, полагать в душе намерение всеусильно держаться этого пути, укреплять намерение чтением, изучением Слова Божия, теплейшими молитвами, учащенным причащением святых тайн. Должно рассматривать ничтожество, бедность, греховность, падение человеческие, с одной стороны, с другой – величие Божие, неизреченную благость Спасителя, предавшего за нас на убиение Свое тело, на пролитие Свою кровь, – неизреченную любовь Спасителя, питающего нас Своей плотию и кровию, этим питанием вводящего в теснейшее единение с Собой. От такого рассматривания и суждения себя является сокрушение сердца, приготовляется христианин к достойному принятию святых тайн искренним сознанием своего недостоинства. Такое рассматривание себя изложено святыми Отцами в молитвах ко причащению, которыми Отцы вспомоществуют нашему тупозрению и ожесточению, которыми они облекают души наши, как в брачные одежды, в смирение столько возлюбленное Спасителю нашему. Смиряяй себе вознесется (Лк. 18:14), – сказал Спаситель, – и аще снесть от хлеба сего, жив будет во веки (Ин. 6:51).

Достойное причащение святых тайн возможно только при постоянно благочестивой жизни, или после решительного раскаяния в жизни греховной и решительного оставления ее, засвидетельствованного и запечатленного принесением покаяния по наставлению святой Церкви. Рассеянная, невнимательная жизнь, неозаренная и неруководимая словом Божиим, направленная по представлениям собственного разума, по влечениям грехолюбивых сердца и тела, оставляя человеку тщетное имя христианина, лишает его основательного Богопознания и самопознания, лишает должного понятия о святых тайнах, лишает приличествующего приготовления пред принятием их, приличествующего настроения и состояния при принятии, необходимого хранения по принятии. Ядый и пияй недостойне суд себе яст и пиет, неразсуждая тела Господня (1Кор. 11:29), не давая ему должной цены, не приготовив сосуда своего к принятию величайшего, святейшего сокровища. Сокровище спасительнейшее есть вместе и сокровище самое страшное по неизреченной святыне своей. Не карал бы нас суд Божий, если бы мы проводили внимательную жизнь по заповедям Христовым, тщательно исполняя их, тщательно врачуя упущения в исполнении покаянием. Аще быхом себе разсуждали, не быхом осуждени были (1Кор. 11:31). Легкомыслие и недостаточно добродетельную жизнь карает суд Божий, возбуждаемый недостойным принятием святых тайн, карает с милосердием, карает казнями во времени с целью спасения в вечности. Судими же, от Господа наказуемся, да не с миром осудимся (1Кор. 11:32). Исчисляя казни, которым коринфяне подвергались за недостойное причащение святых тайн при недостаточно богоугодной жизни, Апостол говорит: сего ради, ради недовольно достойного причащения святым тайнам, в вас мнози немощни и недужни, и спят довольни (1Кор. 11:30), т.е. значительное число умирает.

Иное значение имеет недостойное причащение святых тайн при произвольно и намеренно греховной жизни, при впадении в смертные грехи, при неверии и при зловерии. Причащающиеся в таком состоянии, совершают преступление, навлекающее казни уже не исправительные, казни решительные, навлекающие вечную муку. Преступление это равно преступлению, которое совершили убийцы Богочеловека, осыпавшие Его поруганиями, ударявшие по ланитам, покрывавшие заплеваниями Его лице, истерзавшие тело Его жестоким биением, гвоздями, распятием. Иже аще яст, – сказал великий Павел, – хлеб сей, или пиет чашу Господню недостойне, повинен будет телу и крови Господни (1Кор. 11:27). Страшно некое чаяние суда, и огня ревность поясти хотящаго сопротивныя. Отвергся кто закона Моисеева, без милосердия при двоих или триех свидетелях умирает: колико, мните, горшия сподобится муки, иже Сына Божия поправый, и кровь заветную скверну возмнив, еюже освятися, и Духа благодати укоривый (Евр. 10:27–29). Да искушает человек себе (1Кор. 11:28), да рассматривает себя, прежде нежели приступить к святым тайнам, – и, если он погряз в скверне греховной, да устранится страшного причащения, чтоб не навершить и чтоб не запечатлеть грехов своих самым тяжким грехом: наруганием над святыми тайнами Христовыми, наруганием над Христом. Прежде дерзновенного вшествия на брак к Сыну Божию, да позаботится о своей душевной ризе: она измывается, очищается от греховных пятен, каковы бы эти пятна ни были, неизреченной милостью Господа, при нашем покаянии. Преподобный Марк Подвижник сделал следующее замечание: «Между сеятвой и жатвой определено некоторое пространство времени: по этой причине мы не веруем воздаянию». Этого рода неверию подвергаются почти все причащающаяся недостойно. Приступая к Христовым тайнам из смрада греховного, повергаясь в смрад греховный после принятия тайн, не видя над собой немедленного наказания, они полагают, что никогда не последует никакого наказания. Ошибочное заключение! Иудеям предсказана была решительная казнь за богоубийство; но она последовала чрез несколько десятков лет по совершению ужаснейшего преступления. Неизреченное милосердие и долготерпение Божие еще ожидало покаяния их. Это милосердие и долготерпение ожидает и нашего покаяния. Казнь отсрочивается и отсрочивается, но она непременно постигнет нераскаянных, намеренных, упорных грешников. Начало ее видим наиболее во внезапной смерти, или в смерти, произведенной такой болезнью, которая отнимает возможность покаяния. Самая казнь выполняется в стране загробной. Не льститеся, – говорит Апостол, – не обманывайте себя: Бог поругаем не бывает: еже бо аще сеет человек, тожде и пожнет. Яко сеяй в плоть свою, от плоти пожнет истление: а сеяй в дух, от духа пожнет живот вечный (Гал. 6:7, 8).

Установлено Богочеловеком таинство Евхаристии сегодня, после вкушения прообразовательной пасхи и последовавшей за ней вечери, пред исшествием на спасительные для нас страдания. Участниками вечери были двенадцать апостолов. Воспоминая и празднуя великое событие, святая Церковь, в великий четверток, собирает в лоно свое чад своих к Божественной Литургии, по полудни, необычно, в часы вечерние, чтоб совершение таинства и причащения святым тайнам последовало в те самые часы, в которые Господом совершено в первый раз таинство, возглашено приглашение к питанию телом и кровию Его. Таким образом великое событие, самой обстановкой воспоминания о нем, живо напечатлевается в душах наших, и завещание Господа сие творите в Мое воспоминание (1Кор. 11:24) исполняется с особой точностью. «Господь – поведает святой Василий Великий, заимствуя поведание из Священного Писания и священного Предания – хотя изыти на вольную и приснопамятную и животворящую Свою смерть, в ночь, в нюже предаяше Себе за живот мира, прием хлеб на святыя Своя и пречистыя руки, показав Богу и Отцу, благодарив, благословив, освятив, преломив, даде Своим учеником и Апостолом, рек: Приимите, ядите: сие есть тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов. Подобие и чашу от плода лознаго прием, растворив, благодарив, благословив, освятив, даде святым Своим учеником и Апостолом, рек: Пийте от нея вси, сия есть кровь Моя нового завета, яже за вы, и за многия изливаемая, во оставление грехов». Эти тело и кровь суть истинные тело и кровь Богочеловека, заимствованные Им от Пресвятой Девы; это тело и кровь – Божественны, как истинно соединенные с Божеством. «Не вознесшееся тело, – говорит святой Иоанн Дамаскин, – сходит с небес, а самые хлеб и вино претворяются в тело и кровь Божии. Если же спросишь, каким образом это совершается? То довольно тебе услышать, что совершается это Святым Духом, так же, как Господь и от Святой Богородицы составил Себе и в Себе плоть Духом Святым. Более – мы не знаем ничего: знаем только, что слово Божие истинно, действенно и всесильно. Образ действия Его – неисследим». Сие творите в Мое воспоминание, сказал Спаситель мира избранным ученикам Своим, уединившись с ними в горнице для тайной вечери. И исполняется доселе повеление Господа во вселенной, во всех храмах, принадлежащих православной Церкви. Какое всемогущее повеление! дано оно двенадцати простейшим рыбарям и мытарям, дано за смиренной, предсмертной вечерей, за которой произнесено много горьких предречений, долженствовавших немедленно исполниться, дано в тишине и сумраке вечера, в уединении горницы, составлявшей верхнюю, отдельную часть дома, – действует по всей земле, действует через столетия, через тысячелетия. – Божественная Литургия, на всем протяжении своем, всеми обрядами своими, представляет ряд и цепь воспоминаний о Господе. Самое приготовление хлеба и вина к освящению начинается с этого воспоминания. Облеченный во все облачение священник, прежде начатия Божественной Литургии, совершает проскомидию; так называется приношение хлеба и вина и приготовление их в тот вид, который они должны иметь для совершения Литургии. Священник берет просфору, и знаменуя на ней копием знамение креста трижды, трижды произносит слова: «В воспоминание Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа». При дальнейших действиях он говорит, что Господь яко овча на заколение ведеся, и яко агнец, непорочен, прямо стригущаго его безгласен, тако не отверзаешь уст Своих (Ис. 53:7). Далее воспоминаются различные события из страданий Господа. Приготовленные хлеб и вино, освященные святейшими воспоминаниями, получают значение и название образов тела и крови Христовых. Затем начинается Божественная Литургия. По призвании архиереем или священником Святого Духа и по освящении образов, эти образы тела и крови Христовых пресуществляются в тело и кровь Христовы. Во время совершения великого таинства воспевается песнь: Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим, и молимтися, Боже наш. Песнь эта – повторение произнесенных Господом благословения, благодарения, хваления при освящении и пресуществлении хлеба и вина в тело и кровь Его на тайной вечери. Нет места для других слов при совершении великого таинства. Таинство непостижимо, необъяснимо. Пред ним и ум человеческий, и ум ангельский должны благоговеть, от обильного благоговения – безмолвствовать. Если ж допущены слова и голос: то ими должно выражаться одно благодарение и славословие, равносильные и ровнозначущие благоговейному молчанию.

Драгоценность дара, святость, возвышенность, Божественность дара могут быть необъяснимо объяснены одним благодарением и славословием Бога.

Величие таинства возлагает на нас соответствующие обязанности. Мы должны не только души, но и тела наши представить в жертву живу, святу, благоугодну Богови (Рим. 12:1). Тело – Господеви, и Господь – телу (1Кор. 6:13). Телеса ваша удове Христовы суть (1Кор. 6:15), – говорит Апостол. Назначение человека по душе и по телу – быть обителью Богу (2Кор. 6:16), сосудом Божества (1Сол. 4:4). Сообразно этому назначению должна быть настроена душа, должно быть настроено тело. Невозможно, невозможно приять Бога в душу, заимствовавшую свое настроение от сатаны! Невозможно приять Бога в тело, которым владычествуют нечистые вожделения. Воспрещено Богом такое приятие под страшными угрозами. Попирающие воспрещение Божие, попирающие величие Божие, попирающие Самого Бога, совершают грех безмерной тяжести.

Освободим от дебелости, от греховных похотений, стремлений, увлечений наше тело. Очистим душу как от тех страстей, которые принадлежат исключительно ей, от гнева, сребролюбия, тщеславия и других подобных, так и от тех, которыми заражает ее тело, каковы чревонеистовство и сладострастие. Очистим дух от свойственной ему скверны, от мыслей ложных, богохульных, от ощущений неправильных, из чего составляется самообольщение, ослепление, умерщвление вечной смертью. Израбатывается освобождение наше святой Истиной (Ин. 8:32). Израбатывается освобождение и очищение наше воздержанием от излишества в пище и питии, бдением, молитвенными стояниями и коленопреклонениями, обузданием неосторожных и любопытных взора, осязания, слуха и прочих телесных чувств, которыми грех входит в душу, оскверняет и тело и душу. Израбатывается освобождение и очищение наше Словом Божиим. Напитаем себя чтением слова Божия, оживим в себе, соделаем действующим Слово Божие деятельностью по воле и завещанию Господа, возвещаемыми нам Словом Божиим. Часто да возобновляются в памяти нашей благочестивым размышлением и созерцанием страдания Спасителя нашего, Его смерть на кресте, которой мы искуплены от вечной смерти, Его земная жизнь – это постоянное выражение смирения и любви – проведенная среди лишений, преисполненная скорбями. Положим твердое намерение провести благоразумно и Богоугодно наше краткое земное странствование. Проведем его в приготовлении себя к вечности, в приготовлении на суд Божий. Для этого необходима тщательная бдительность над собой, тщательное настроение себя по учению Евангелия, тщательное исправление упущений и уклонений покаянием. Страшны – ликование сынов мира, их непрерывающаяся рассеянностью и многопопечительность о тленном, их упоение обольщением суетного мира. В этом состоянии – условие погибели. Уже отверзла на самопроизвольные жертвы свои вечная смерть темную, адскую пасть, готова пожрать и поглотить их, при первом миновании попущения Божия, по миновании долготерпения Божия, ожидающего покаяния грешников, при решительном отступлении Бога от нераскаянных грешников. Убоимся впадения в состояние, точно страшное! Устремим во времени и благовременно все силы наши к Богу нашему, чтоб усвоиться Ему навечно, и в усвоении Ему обрести наше спасение и блаженство во времени и в вечности. При таком жительстве, когда оно будет постоянно, и тем докажет верность нашу Богу, осеняет нас Божественная благодать, укрепляет колеблющийся подвиг наш, изменяет и перерождает его, дарует нам подвиг новый, – сильный, духовный, небесный; этим подвигом вводит нас в скорое и обильное преуспеяние. И при собственном подвиге – и собственному подвигу человека содействует благодать, но не обнаруживая себя, – служитель Божий, хотя борется еще со страстями, но уже причащается достойно тела и крови Христовых, когда причащается их в сокрушении духа и в полном сознании своего недостоинства. Тело и кровь Христовы содействуют его подвигу, подвигу мученическому: они очищают и наказуют его по милосердому, Божественному суду своему, пожигая и истребляя в нем те скверны, которых он не может ни усмотреть, ни истребить сам собой. По осенении подвижника благодатью, тело и кровь Христовы оживотворяют его, возбуждают в нем новые, доселе бывшие ему вовсе неизвестными, духовные, высшие разумения и ощущения, открывают Божественные таинства, исполняют действий Святого Духа, доставляют смирение, несравнимое, по глубине его и по производимому им чудному успокоению, со смирением, доставляемым страданиями под гнетом страстей и падших духов. Прилепляяйся Господеви, един дух есть с Господем (1Кор. 6:17). Господь – Дух, и человека, прилепляющегося к Господу, Господь соединяет с Собой, соделывает духом, несмотря на то человек этот остается в теле: человек этот соделывается духовным, заимствуя из Духа Господня духовные свойства, причем отделяются и отпадают от него, как струп от заживленной раны, свойства скотоподобные, которыми заразило его падение. Жительство по евангельским заповедям, молитва в сокрушении духа вводят в соединение с Господом: навершается это соединение Божественной благодатью и причащением всесвятых Божественных тела и крови Христовых.

Бог питал манной, падавшей с неба, избранный народ свой – Израильтян, когда этот народ путешествовал по пустыне из Египта в Землю Обетованную: одожди им манну ясти, – говорит Писание, – и хлеб небесный даде им. Хлеб ангельский яде человек (Пс. 77:24, 25). Хлебом этим преобразовался Христос, питающий Своим словом (Мф. 4:4), Своей плотию и кровию христиан, странствующих в юдоли изгнания, шествующих и возносящихся в горнее отечество при многоразличных и многочисленных препятствиях, страданиях, бедствиях. Египет знаменует состояние человеческого падения, состояние порабощения греху и падшим духам. Исшествием из Египта изображается отвержение греховной жизни, принятие веры во Христа, вступление в жительство по заповедям Христовым. Обетованная земля – небо; путешествие по пустыне – земная жизнь; хлеб небесный – Христос. Хлеб бо Божий есть сходяй с небесе, и даяй живот миру (Ин. 6:33). Отцы ваши, – говорит Христос новому Израилю о ветхом Израиле, – ядоша манну в пустыни и умроша. Сей есть хлеб, сходяй с небесе, да аще кто от него яст, не умрет (Ин. 6:49, 50) вечной смертью ни во время земной жизни, ни по разлучении души с телом смертью тела. Аминь.


Источник: Таинство Исповеди : О грехах явных и тайных недугах души / Сост. архимандрит Лазарь. – Изд. 2-е. - Киев : Тип. Киево-Печерской Лавры, 2005. - 479 с.

Комментарии для сайта Cackle