КАКАЯ ЦЕРКОВЬ СПАСАЮЩАЯ?
Какой же Церкви даны обетования непогрешимости и вечности? Другими словами, какая Церковь спасающая? – Несомненно, что та только Церковь может быть признана «столпом и утверждением истины» или церковью спасающей, которую руководит и спасает Сам Господь, ибо, говорит Спаситель: Без Мене не можете творити ничесоже (Ин. 15:5); Господь же, по свидетельству ап. Павла, Спаситель только той Церкви, которая в слове Божием именуется Его Телом: Христос глава Церкви, и Той есть Спаситель тела (Еф. 5:23).
1. Истинная Церковь – одна
«Истинная церковь, подлинно древняя есть одна... Ибо как один Бог и один Господь, так и истинное достоинство выражается единством во образ единого Начала. Итак, единая Церковь, которую ереси усиливаются рассечь на многие, уподобляется (единством) природе Единаго. Мы называем древнюю кафолическую Церковь единой по ее существу, по понятию об ней, по ее началу и превосходству». Св. Климент Александрийский [1, 31].
2. Истинная Церковь – свята, управляется благодатию Всесвятого Духа
«Церковь есть общество православноверующих и крестившихся во Иисуса Христа, Им Самим основанное непосредственно и посредством святых апостолов, Им же Самим оживляемое и ведомое к животу вечному: видимо – посредством духовных пастырей, чрез учение, священнодействия и управление и вместе невидимо – посредством вседействующей благодати Всесвятого Духа». Митрополит Московский Макарий [4,306].
«Святая соборная Церковь – повсеместно и в полноте преподает все то учение, которое должны знать люди, учение о вещах видимых и невидимых, небесных и земных, она весь род человеческий приводит к истинной вере, она повсеместно врачует и исцеляет все роды грехов, имеет в себе всякий вид совершенства, в делах, словах и всяких духовных дарованиях. Она одна во всем мире имеет беспредельную силу. В ней мы, приемля наставления и ведя добрую жизнь, получим Царство Небесное и наследуем вечную жизнь». Святитель Кирилл Иерусалимский (Огласительное поучение 18).
3. Истинная Церковь – соборна (кафолична)
«Церковь соборной называется потому, что находится во всей вселенной от концов земли до концов ее». Святитель Кирилл Иерусалимский (Огласительное поучение 18).
«Церковь одна по всей земле и на море, – почему мы и говорим в молитве: о святой и единой, кафолической и апостольской Церкви, сущей от пределов и до пределов вселенной». Блаженный Феодорит [4, т. 3, 316].
4.Истинная Церковь – апостольская
«В той Церкви должно пребывать, которая, будучи основана апостолами, существует даже до сего дня». Блаженный Иероним [4, т. 3, 320].
«Не должно у других искать истины, которую легко заимствовать от Церкви: ибо в нее апостолы в полноте положили все, что принадлежит истине, так что каждый желающий может принимать от нее питие жизни». Св. Ириней Лионский [1, 26].
5. Истинная Церковь – православная
«Православие есть истинное Богопознание и Богопочитание, православие есть поклонение Богу Духом и Истиной, православие есть прославление Бога истинным познанием Его и поклонением Ему, православие есть прославление Богом человека, истинного служителя Божия, дарованием ему благодати Всесвятого Духа. Дух есть слава христиан. Где нет Духа, там нет православия.
Православие – учение Св. Духа, данное Богом человекам во спасение. «Иже хощет спастися, прежде всех подобает ему держати кафолическую веру, еяже аще кто целы и непорочны не соблюдет, кроме всякого недоумения, во веки погибнет», – говорит Афанасий Великий. Святитель Игнатий (Брянчанинов) [6, 78].
«Св. Церковь православная есть сокровищница благ спасения. Что бы тебе не нужно было для спасения – все то найдешь в ней, и только в ней. Помимо ее и Сам Господь не дает сих благ. Так благоволил устроить Сам Он. Став главой Церкви, Он не иначе действует во спасение наше, как через сие тело Свое. И не ищи к Его сокровищам спасения другого доступа. Его нет.
Господь Спаситель, яко ипостасная Премудрость, принес в Себе Самом на землю, из таиниц Триипостасного Божества, всю спасительную премудрость. Но не удержал ее сокровенной в Себе Самом, а сначала преподал ее Апостолам, заповедав им преподать ее и всем верующим из всех языков! Апостолы предали ее всему сонму верующих, заповедав преемникам своим блюсти ее. И стала Церковь столп и утверждение истины, которая, водворившись в ней, пребывает в ней и будет пребывать до скончания века. Хочешь ведать сию премудрость? Иди в Церковь православную, верную блюстительницу всего, преданного апостолами, – и у ней поучайся ей». Святитель Феофан Затворник [8, 237].
«Премилосердый Бог совершает спасение душ православных христиан, православной верой, добрыми делами и своей благодатью. Вера православная есть та, которую содержит единая святая и апостольская Церковь, и без этой веры никак невозможно спастись кому бы то ни было. Дела добрые суть евангельские заповеди, без которых, как и без веры православной, также невозможно никому спастись: вера православная без добрых дел мертва есть, и дела добрые без веры православной мертвы суть. Хотящему спастись необходимо соединять и то и другое, и таким образом благодатию Христа Бога, сказавшего: Без Меня не можете творить ничего, достигать спасения». Преподобный Паисий Величковский [11, 237–238].
«Познание учения православной Церкви – самое нужное познание для всякого православного христианина и необходимо должно продолжаться во всю его жизнь».
«В православной Церкви преподается то самое учение, которое открыто Богом и в священных книгах Ветхого и Нового Завета и в священном предании; – которое раскрыто и уяснено св. отцами Церкви на семи вселенских и девяти поместных соборах и которое всегда и неизменно содержала и до сих пор содержит одна только православная Церковь во всей чистоте и неповрежденности» [1, 2].
6. Вне православной Церкви негде взять благодатных сил
Вне православной Церкви негде взять благодатных сил ко спасению и невозможно спастись. «Ипостасная Премудрость Божия, создав себе дом святой Церкви, утвердила в нем столпов (отделений) седмь и всех, приходящих к ней, по ее призыванию, обильно питает и напояет разнообразной своей благодатью. Семь источников благодати, но два из них текут неразлучно с течением всей жизни спасаемого. Это таинства покаяния и святого причастия, дающие благодать оправдания и благодать освящения – благодати, неточные в жизни спасительной. Они развивают, укореняют, возвышают в духе человека все, потребное для спасения. И чем кто чаще пользуется ими, тем успешнее зреет его духовная спасительная жизнь. А без этого она скоро засаривается, вянет и глохнет. Видишь, что вверено святой Церкви?! Не думай же и другому никому не позволяй думать, будто можно без живого союза с Церковью устроять свое спасение, когда без сего союза с нею нельзя нигде найти, получить благодатные силы ко спасению. Да, живое общение с Церковью и есть приятие через ее таинства сих сил. Почему живое общение со святой православной Церковью столько же необходимо, сколько необходимо сподобление благодатных во спасение сил». Святитель Феофан Затворник [8, 240].
«Кто не между членами Христовыми, тот не может иметь христианского спасения. Можно иметь почесть, можно иметь таинство, можно петь «аллилуия», можно отвечать «аминь», можно держать Евангелие, можно иметь веру во имя Отца и Сына и Святого Духа и проповедовать ее, но нигде, кроме православной кафолической Церкви, нельзя найти спасения». Блаженный Августин (Прибавления к творениям св. отцов. – 1843. – С. 236).
«Люди, не хранящие союза и приискреннего общения с Церковию, хоть бы предали себя смерти за исповедание Имени Христова, грех их не омоется и самой кровию, неизгладимая и тяжкая вина разделения не очищается даже страданиями. Находящийся вне Церкви не может быть мучеником, оставляющий Церковь, имеющую царствовать, не может сподобиться царствия». Священномученик Киприан [1, 438].
7. Церковь православная пребудет домом спасения до конца веков
«Церковь пребудет на сей земле не на краткое время, но до конца века... Церковь не будет побеждена, не искоренится, не уступит никаким искушениям, доколе не настанет конец мира». Блаженный Августин.
«Блаженна ты, Церковь верных: ибо Царь царей утвердил в тебе Свое жилище. Твои основания никогда не поколеблются: ибо Господь страж твой: и врата адова не одолеют тебя и хищные волки не могут сокрушить или ослабить твоей крепости. О как велик ты, дом Божий! Как ты прекрасен!» Преподобный Ефрем Сирин (Творения. – М., 1858. – С. 28).