Источник

Веельзевул

Веельзевул или Вельзевул (Баал-зебуб), – библейское название сиро-финикийского божества Ваалзевув, считавшегося покровителем и защитником от мух, рои которых составляют ужасную казнь для людей и животных в жарком климате Востока. Очевидно, это одно из частных проявлений общего сиро-финикийского Ваала (см. это слово). В библейских книгах это слово встречается в двух неодинаковых смыслах. В Ветхом Завете оно употребляется в значении местного аккаронского божества филистимлян, пользовавшегося известностью в качестве оракула и у соседних народов, между прочим, и у евреев, в период их уклонения от истинной религии. Так, царь Израильский Охозия, заболев, посылал в Аккарон послов с поручением спросить у Веельзевула, – «выздоровеет ли он от болезни?» (4Цар.1:2). В Новом Завете мы встречаем то же слово в смысле сатаны или главы злых духов или демонов. Каким образом иудейская демонология дошла до отождествления Веельзевула с сатаной – неизвестно. По мнению некоторых, в этом сказалось желание унизить сатану низведением его на степень жалкого «бога мух». Эта тенденция проявляется ещё яснее при другом филологическом толковании рассматриваемого слова, – толковании, по которому Веельзевул означает «бога навоза» или всякой нечистоты и грязи. Он считался главным виновником мучительной болезни бесноватых, обыкновенно, удалявшихся от общества людей в нечистые места (кладбища и проч.). Согласно с таким воззрением, фарисеи, видя, как Христос изгонял бесов, дерзко утверждали, что Он делал это «силою Веельзевула, князя бесовского» (Мф.12:24–27; Мк.3:22; Лк.11:15–20).

А. Л.


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.: под ред. проф. А. П. Лопухина: В 12 томах. — Петроград: Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 3: Ваал — Вячеслав. — 1902. — IV с., 1222 стб., 18 л. портр., к.: ил.

Комментарии для сайта Cackle