Источник

Ведель Артемий Лукьянович

Ведель Артемий Лукьянович, один из видных представителей гармонического (партесного) русского церковного пения концертной его эпохи (с половины и до конца XVIII века), ученик знаменитого оперного композитора Сарти и современник Березовского, Дехтерева, Давыдова и Бортнянского, был родом из Киевских мещан (род. 1767 г., или по другим, в 1770 г.), поступил певчим в архиерейский хор и учился в духовном училище, а потом и в Киевской академии, где славился, как образцовый регент. В это время Московский генерал-губернатор П. Д. Еропкин просил Киевского митрополита Самуила прислать к нему знатока церковного пения для устройства хора. Митрополит указал на Веделя, который и отправился в Москву, но вскоре после смерти Еропкина вернулся в 1794 году в Киев. Здесь генерал Леванидов, имевший свою капеллу в Киеве, пригласил Веделя к себе на службу, сделал его адъютантом, управляющим хором капеллы и, будучи им весьма доволен, выхлопотал ему чин капитана и ввёл его таким образом в круг светских людей. Когда Леванидов был переведён наместником в Харьков, вместе с ним переехал и Ведель. Несмотря на любовь к нему Харьковского наместника Теплова, заменившего Леванидова, Ведфль возвратился в Киев. Это время было для Веделя полным расцветом его таланта. Слава Веделя, как отличного певца – тенора, регента и композитора гремела по всей Малороссии. По словам хорошо знавшего Веделя, его ученика Петра Турчанинова, впоследствии так же знаменитого композитора, сам Ведель обладал прекрасным тенором и, как певец, не имел себе соперников в Киеве. «Любил он, рассказывает Турчанинов, дома пред иконой, при Единственном Свидетеле своих подвигов, среди ночной тишины импровизировать вслух священные песни... Великим постом он часто выходил один на амвон церкви исполнять за «Литургиею Преждеосвящённых Даров» песнь «Да исправится молитва моя», также импровизируя при этом чудную трогательную музыку. В это время лицо его просветлялось, слезы ручьём лились из его глаз... что-то небесное, невыразимое было у него в глазах. Все поражались и восхищались его пением». (Автобиография пр. Турчанинова в Дом. Бес., 1863 г., № 24). Несмотря на то, что Веделю, как артисту-композитору и притом любимцу знатного вельможи, улыбалась видная и блестящая карьера, его глубоко религиозная и восторженная натура клонила его в другую сторону. Не чувствуя склонности к жизни и удовольствиям светским, Ведель решился окончательно порвать связи с ними. Вскоре после возвращения в Киев, он испросил себе отставку от службы, роздал все своё имущество и принял на себя юродство, понимавшееся им, как высший подвиг самоотречения, добровольного мученичества. «Я, будучи богатее всего мира, никакой нужды в деньгах не имею», писал Ведель Турчанинову. Такая резкая перемена в положении Веделя подала повод многим считать его лишившимся рассудка, и с сожалением извещали об этом Турчанинова. Но «я, говорит Турчанинов, зная его добродетельную жизнь и вспоминая его благочестивые беседы, а паче одну, в которой он перед отъездом моим прямо утверждал, что высшая степень мученичества есть юродство, полагал, что он добровольно принял на себя этот крест (юродства), да и из писем его ко мне видел, что в нем нет никакого помешательства»? Вскоре по кончине своего отца, Ведель поступил послушником в Киево-Печерскую лавру, но через некоторое время тайно ушёл оттуда и странствовал по соседним губерниям, пока не был задержан за бесписьменность и заключён в Киевский инвалидный дом, где он, по одним известиям, и скончался в 1806 г. По другим же известиям, он скончался в родительском доме, куда за несколько дней до кончины переехал, скончался тихо, стоя на молитве в садике своего дома в 1810 году.

Духовно-музыкальные сочинения Веделя не напечатаны и хранятся в рукописи, писанной самим Веделем. Рукопись Веделя принадлежит ныне Киевской духовной академии и содержит в себе шесть мелких произведений и двенадцать концертов. К мелким произведениям относятся: 1) Слава и ныне – Единородный Dis – dur, – Иже херувимы F-moll, – Милость мира G-moll, – Достойно есть G-moll, – Отче наш G-moll, – Да исполнятся уста наша, Покаяния отверзи ми двери – G-dur трио. Из концертов его известны: 1) Боже, законопреступницы... (С-moll, andante), Призри на мя и помилуй (F-moll, аllegro), Сотвори со мною знамение (F-moll, аdagio), Яко Ты, Господи, помоги ми (С-moll). 2) Ко Господу внегда скорбети ми (С-moll), Стрелы сильного изощрены (Dis-dur), Увы мне, яко пришествие мое (Е-moll), Егда глаголах им, боряху мя (С-moll). 3) Помилуй мя Господи, яко немощен (А-moll, аdagio), Яко несть в смерти (D-moll), Утрудихся воздыхании (Е-moll, аdagio), Смятеся огнь ярости (Е-dur), Отступите от мене (D-moll maeftoso), Яко услыша Господь (Е-moll), Да постыдятся (А-moll). 4) Услыши, Господи, глас мой им же возвах (С-moll), Яко скры мя в селении (С-moll), Едино просих от Господа (dis-dur), Не отврати лица (С-moll).

Другие: «Спаси мя Боже, яко внидоша воды»... «Воскресни Боже»... «Доколе, Господи, забудеши мя до конца». Известные по разным рукописным сборникам сочинения: псалом 103-й (С-dur), Блажен муж (А-moll), Свете тихий (Е-dur), Ныне отпущаеши (А-dur), Херувимская песнь (А-moll), На реках Вавилонских; – это более соответствующие характеру творчества Веделя. Указывают ещё несколько №№ с именем Веделя, но принадлежность их ему сомнительна, так как, многие, приписываемые ему вещи, не в духе творчества Веделя.

В духовно-музыкальных сочинениях Веделя, как непосредственного преемника итальянской школы, преобладает элемент мелодический, ариозный, где поочерёдно выдаются и блещут своею красотой отдельные голосовые партии и ходы, отдельные мелодические фигуры и обороты, в ущерб гармонической полноте, самостоятельности и разнообразию ведения других, сопровождающих мелодию, голосов. Главная особенность творчества Веделя и преимущество его в сравнении с предшественниками – это стремление согласовать музыку с текстом, подыскать известному молитвенному содержанию соответствующие движения мелодии. Как человек глубоко религиозный, Ведель имел большую потребность музыкою выражать свои сокровенные движения души; ни у одного автора нет такой близкой связи между сочинениями и фактами жизни. «Пою Богу моему дóндеже есмь» – может вполне считаться девизом жизни Веделя. Его всегдашняя покаянная настроенность духа, как нельзя рельефнее, выразилась в трио «покаяния отверзи ми двери», изображающем вопль души и глубокое сокрушение о грехах. Восклицание баритона «Окаянный трепещу» как бы невольно и весьма естественно исходит из сердца, проникнутого благодатным трепетом пред страшным судом2. В концерте «помилуй мя, Господи», на словах, «да постыдятся и посрамятся зело вскоре», частым и многократным повторением голосами «зело вскоре», музыка довольно точно выражает неотступную к Богу мольбу о скорейшем поражении врагов. Сердечность, теплота и искренность составляют общие черты музыкальных произведений Веделя, которые (черты) искупают внешнее ариозное их построение и неотразимо действуют на слушателей. Князь Дашков, выслушав (в Киево­-Михайловском монастыре) концерт Веделя – «Доколе, Господи, забудеши мя до конца», исполненный под управлением самого композитора, снял с себя золотой шарф и подарил его Веделю вместе с 50-ю червонцами. Д. М. Трощинский (бывший министр юстиции) заплатил за музыку Веделя, на две полные службы, триста рублей.

Имея потребность выражать в музыке самые сокровенные движения души, Ведель иногда не находил соответствующих им звуков и музыкальных форм, что, по мнению некоторых исследователей, могло зависеть и от односторонности его музыкального образования, и бессодержательности воспитавшей его музыки, и от недостаточной самодеятельности в направлении его природного дарования. После исполнения двух своих концертов: «Боже, законопреступницы воссташа на мя» и «Ко Господу внегда скорбети ми», в 1798 г., Ведель писал, «что и он весьма недоволен тем, что они не могли его тронуть, ибо ничего того не могли выразить, что там изображено». В этих словах ясно слышится самоосуждение русской натуры.

Свящ. В. Металлов, Очерк истории пр. церк. пения в России. 1889 г. стр. 67–69; П. Д. Разумовский, Церк. пения в России. Μ. 1867 г., Вып. 2-й стр. 229–230; И. Д. Перепелицын, История музыки в России. 1888 г., стр. 78–79; А. Преображенский, Словарь русского церк. пения, стр. 20–22; Н. Всеславинский, Деятели в области теории и практики русского церк. пения. Био-библиографические очерки. Μ. 1899 г. стр. 65. Обзор историч. концертов Синодального Училища в 1895 г. Москва. Синодальн. типография, стр. 39–41.

Свящ. А. Митропольский

* * *

2

О музыкальном достоинстве этого «трио», без отношения к церкви, пишет пр. Д. Разумовский, Церковн. пение в России. Вып. 3, гл. 4. О нецерковности же трио и друг. сочинений см. отзыв Архиеписк. Никанора Херсонского, «Церк. Вед.», № 23, 1890 года.


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.: под ред. проф. А. П. Лопухина: В 12 томах. — Петроград: Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 3: Ваал — Вячеслав. — 1902. — IV с., 1222 стб., 18 л. портр., к.: ил.

Комментарии для сайта Cackle