Амвросий (Протасов), архиепископ
Амвросий (Протасов), архиепископ. В мире Алексей Иванович, родился в 1762 г. в Московской губернии, образование получил в Перервинской и Троице-Сергиевской семинариях и в Московской славяно-греко-латинской академии. По окончании академического курса в 1790 г. остался в академии учителем поэзии, потом был назначен учителем красноречия и истории. В 1794 г. принял монашеский сан, был назначен проповедником в академии, потом учителем философии и префектом. В 1799 г. назначен архимандритом Троице-Сергиевой пустыни близ Петербурга, вместе с тем определен на чреду священнослужения в Петербурге с поручением преподавать богословие в Петербургской Александро-Невской академии. Получил было в управление Новгородский Антониев монастырь, но почти тотчас же возврашен в прежнюю пустынь и назначен ректором Петербургской академии и членом духовной консистории, а затем, в начале 1800 г., и наместником Александро-Невской Лавры, затем, вместо пустыни, получил настоятельство в Новгородском Иверском монастыре, а с 1802 г. – в Новгородском Юрьеве монастыре. В январе 1804 г. хиротонисан во епископа Тульского, в 1816 г. назначен архиепископам Казанским, в 1826 г. перемещен в Тверь вследствие высочайшего повеления о назначении в Казань другого епископа «человека опытного и твердого в характере». Здесь во время холеры 1831 года, при обнесении в крестном ходе вокруг города мощей св. Михаила, князя Тверского, заболел нервной горячкой и скончался 1 июля 1831 г. Тело его погребено в загородном Желтикове монастыре. В своих епархиях преосвященный оставил, по выражению его биографов, память начальника внимательнейшего и бескорыстного, пастыря доброго и ученого, милостивого и щедродательного к бедным, для всех являвшего собою пример христианского терпения и преданности божественному промыслу.
Однако, право на вечную память в потомстве приобретены преосвященным Амвросием не его епархиальной деятельностью, а его замечательным проповедническим талантом. Знаменитый Московский митрополит Платон, сам хороший проповедник, ставил проповеди Амвросия гораздо выше своих. И действительно, проповеди преосвященного Амвросия и в наше даже время при чтении их поражают и восхищают своими достоинствами, своей силой выражения, благородством мысли и слога, сжатостью и полнотой содержания и тою цельностью и красотой, которые служат неоспоримым свидетельством крупного таланта. В наше время почему-то они полузабыты, хотя и внесены в христоматии (Галахова и др.) в качестве образцов церковного красноречия; в свое время они имели широкую известность и, например, слово Амвросия на случай присяги избранных по Тульской губернии судей, 1815 г., император Александр I дал вместо инструкции одному губернатору, просившему себе инструкции. В свое время проповеди преосвященного Амвросия печатались отдельными брошюрами. Собрание их издано в 1856 г., под названием: «Слова и речи Амвросия, бывшего епископа Тульского и Белевского, и архиепископа Казанского и Симбирского, Тверского и Кашинского». С.-Пб. При книге приложен портрет и автограф автора. В книге напечатано 37 слов, 4 речи и 2 незначительных письма. Тут же и краткая биография преосвященного. Преосвященным Амвросием была составлена и латинская грамматика, долго бывшая в употреблении в духовных училищах. См. «Русск. биогр. словарь» и «Обзор дух. лит.». архиеп. Филарета.