ЧТО ОЗНАЧАЕТ «БЫТЬ В ТЕЛЕ ЦЕРКВИ»
Быть в теле Церкви и в ней содевать свое спасение – вот к чему обязывает всякого верующего:
а) веровать, как верует вся Церковь, от начала ее доселе, ее голосом поверять всякое свое или чужое соображение и разрешать всякое рождающееся недоумение, и ни под каким видом не позволять себе допускать что-либо хоть на волос несогласное с учением Церкви. Ибо она есть столп и утверждение истины (1Тим. 3:15). Внимай – кто сего не соблюдает, тот язычник и мытарь, по слову Господа (Мф. 18:17);
б) ни в чем не особиться от всех в порядках церковной жизни, – поститься, когда всем предлежит пост, говеть и причащаться св. Христовых Тайн, как установлено в Церкви, и все другие соблюдать молитвенные и освятительные священнодействия Церкви, повинуясь слову апостола, который запрещает оставлять церковные собрания (Евр. 10:25);
в) держать то убеждение, что и небесные и земные состоят в непресекаемом между собой общении, живом и непосредственном. Почему наши к ним и о них молитвы и их молитвы о нас и слышатся, и действенны бывают. Мы – свои, родственны и ангелам и всем от века Богу угодившим: ибо, воцерковляясь, приступаем к граду Бога живаго, Иерусалиму небесному, и тмам Ангелов и Церкви первородных, на небесех написанных (Евр. 12:22, 23). Святитель Феофан Затворник 8, 671.
«Кроме Церкви святыни негде взять», а следовательно, чтобы нам соделаться святыми, как свят Отец наш Небесный, надобно быть в сыновнем страхе и послушании у св. матери нашей – Церкви, исполняя все ее заповеди. Святитель Димитрий Ростовский.
Заповедей церковных, наиболее важных, – девять
1-я заповедь предписывает каждому православному христианину молиться Богу и исполнять относящиеся до богослужения уставы во все воскресные и праздничные дни – есть соборное правило, отлучающее от Церкви того, кто три недели без уважительных причин не присутствует при богослужении.
2-я церковная заповедь повелевает соблюдать посты, определенные Церковью.
3-я церковная заповедь внушает должное усердие и уважение к служителям Христовой Церкви, и особенно к лицам духовным, а мирским людям запрещает вмешиваться в дела духовные.
4-я напоминает долг исповеди и причащения, а больным и елеосвящения.
5-я предписывает, чтобы неопытные в познании Священного Писания и наук не читали книг, написанных еретиками, не слушали богохульного их учения и удалялись от обращения с ними.
6-я заповедь предписывает молиться о всяком звании людей, особенно за тех, иже во власти суть духовной и гражданской. Тут же упоминается и молитва за усопших и об обращении к православной вере еретиков и раскольников.
7-я заповедь учит соблюдать посты и моления, назначаемые особо митрополитом или епископом в своей епархии в случае какой-нибудь общественной нужды и бедствий.
8-я заповедь касается до церковного достояния и имущества.
9-я, наконец, возбраняет совершать браки во дни, запрещенные Церковью, также чтобы православные христиане не присутствовали на непозволенных играх и зрелищах, не следовали языческим обычаям, но воздерживались от них [1, 452–453].