НАСКОЛЬКО НЕОБХОДИМЫ ВНЕШНИЕ ЦЕРКОВНЫЕ ЧИНЫ И ОБРЯДЫ В ДЕЛЕ СПАСЕНИЯ; МОЖЕТ ЛИ БЕЗ НИХ БЫТЬ ВНУТРЕННЯЯ ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ
«Враг многих уже сбил с пути, внушая, что Богу надо служить духовно и что внешнее бросить надо. Справедливо, что Богу надо служить духовно: но чтоб дойти до духовного служения, надо прежде поупражняться во внешнем и затем, достигши духовного, если кому Бог даст, поддерживать, оживлять и укреплять сие духовное необходимо опять тем же внешним. Детям где вдруг браться за духовное? Пусть прежде поучатся служить Богу внешне: а подрастут, научатся служить Ему и духовно. Но, научившись и духовно Богу служить, они не бросят и внешнего, потому что оно, подобно подкладыванию дров в печь, разогревает и разжигает внутреннее духовное» [8, 280].
«Слыша: уставы Церкви – закон, не подумай, что закон сей обязателен потому, что определен общим голосом Церкви, – т. е. в том же смысле, как в житейском быту обязателен для каждого приговор общества, ибо общество властвует над частными лицами. В Церкви Божией не так. Святая Церковь – не обыкновенное человеческое общество, а есть тело, состоящее под главой – Христом Господом, Духом Святым руководимое и животворимое, и благоговением Бога Отца объемлемое. Потому все в ней, – и ей на свободу предоставленное, не есть одного человеческого происхождения, и обязательно не потому, что все решили быть так, а потому, что так благоизволил Триипостасный Бог. Покорность Церкви есть покорность Богу, в той силе, прибавлю опять, в какой что установлено, т. е. иное как необходимое, другое как полезное, то как утешительное, это как благоукрасительное. Почему веруем, что, исполняя все от души, мы Богу служим и Ему благоугождаем, хотя действование наше бывает лишь видимое, телесное, Бог же – Дух есть: ибо действуем с духовным настроением». Святитель Феофан Затворник [8, 273].
Всякое исполнение обрядов церковных должно совершаться с полным благоговением. «Поскольку в Церкви Божией все есть по Божию изволению и поскольку, исполняя то, мы службу Богу приносим, то все, малое и великое, должно быть исполняемо с полным благоговением, Богу приличествующим. Благоговение наше должно быть соизмеряемо не с великостию или малостию делаемого, а с лицем Бога, к Коему относится. Кадит ли кто, или читает и поет, или другое что делает, коль скоро небрежно то исполняет, подлежит суду творящих дело Божие с небрежением. Равно и из присущих в церкви, стоит ли кто, или поклоны кладет, или свечу ставит, если делает это небрежно, столько же погрешает, и тому же подлежит суду. Все сии и подобные действия не сами по себе важны, и не неотложно необходимы такие именно: на месте их могут быть всякие другие, – но коль скоро они приняты и установлены, и коль скородействованием к Богу относятся, то небрежничающий в них Бога презирает и оскорбляет. То же самое должно сказать и о действованиях вне церкви (дома). – Коль скоро они к Богу относятся и Ему посвящаются, то должны быть совершаемы с полным благоговением, не соразмерно со своей важностью или малостью, а как подобает действовать пред Всемогущим Богом, в честь и славу Его» [8, 280].
«Блюдитеся, чтобы, предаваясь заботам о внешних делах благочестия, не забыть внутреннего духа его: но блюдитесь и того, чтоб под предлогом предпочтения внутреннего внешнему не оставить совсем внешнего. Внешнее без внутреннего еще бывает, а внутреннее без внешнего никогда. Видали ль вы когда силу растительную без видимого тела растения?! А тел растений – дерев, сколько есть без внутренней жизни?! Внешнего не оставлять – это закон! Но да не будет нам: останавливаться и на нем одном, а под ним – под его влиянием, руководством и указанием, зреть и внутренно. Внутреннее веры слагается из ведения святой веры и соответственных ему дел, – или из совокупности здравых понятий и святых чувств и расположений». Свт. Феофан Затворник [9, 43].