ЧТО НЕОБХОДИМО ДЛЯ СПАСЕНИЯ
1. Вера
Вера есть первое из условий, необходимых для оправдания; она есть начало спасения людей, основание всего оправдания.
Без веры невозможно угодить Богу (Евр. 11:6).
Благодатию вы спасены через веру (Еф. 2:8).
Все, еже не от веры, грех есть (Рим. 14:23) [1, 4].
«Оправдываемся не сами собой, и не своей мудростию, или разумом, или благочестием, или делами, в святости сердца нами совершаемыми, но посредством веры, которой Вседержитель Бог от века всех оправдал». Св. Климент, епископ Римский [3, 63].
«Вера не в том только состоит, чтобы несомненно веровать, что благодатию Божию верующему во Христа прощены грехи ради заслуг Его, но вера оправдывающая состоит в искреннем принятии всех истин откровения, как преподает и разумеет их вселенская Церковь. В особенности необходимо веровать, что есть Бог, Милосердый Отец и Верховный Судия всего. Веровати подобает приходящему к Богу, яко есть, и взыскающим Его мздовоздаятель бывает (Евр. 11:6). Также необходима вера в таинства Пресвятой Троицы и воплощения. Се есть живот вечный, да знают Тебе, единого истиннаго Бога, и егоже послал еси, Иисуса Христа (Ин. 17:3). Несть иного имени под небесем, данного в человецех, о нем же подобает спастися нам (Деян. 4:12) [1, 4].
«Везде нам, возлюбленное, нужна вера». «Вера – мать всех благ, врачество ко спасению». «Как змий ничего не бережет, и когда само тело его рассекают на части, не сильно защищается, чтобы соблюсти голову; так и ты все отдай: и имение, и тело, и самую душу, чтобы сохранить веру. Ибо вера есть глава и корень, если ты сохранишь ее, то, хотя бы и все потерял, опять все приобретешь с большей славой». Святитель Иоанн Златоуст [1, 14].
«Ни одно дело не может быть совершено надлежащим образом без благочестивой веры во Христа. Человеческие намерения в рассуждении доброго дела не совершаются без помощи свыше. Для совершения добродетели должны соединиться и человеческое усердие, и помощь, приходящая по вере свыше». Святитель Василий Великий [2, 490].
«Кто, не имея истинной веры, совершает некоторые добрые дела, тот подобен черпающему воду и вливающему ее в худой сосуд». Преподобный Иоанн Лествичник [1, 14].
«Общество людей без веры в Бога и бессмертие души, – это почти стадо диких зверей, хотя и одаренных разумом, которые всегда готовы терзать и истреблять друг друга». Макарий, митрополит Московский [1, 15].
«Вера приближает человека к Богу и усвояет человека Богу. Она представит человека пред лице Божие и поставит его в последний день жизни этого мира – в начале вечного дня – одесную Престола Божия для вечного наслаждения в Боге, для вечного соцарствования Богу» [6, 141].
«Вера во Христа – жизнь. Питающийся верой вкушает уже во время земного странствования вечную жизнь, назначенную праведникам по окончании этого странствования» [5, 177].
«Признающий возможность спасения без веры во Христа отрекается от Христа и, может быть, не ведая, впадает в тяжкий грех богохульства» [6, 471].
«Все добрые немощные человеческие дела, нисходившие в ад, заменены одним могущественным добрым делом: верой в Господа нашего Иисуса Христа». Свт. Игнатий (Брянчанинов) [6, 471].
«Страшитесь отступления от веры, как начала всех зол... тот, кто верует в Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает во век». Преподобный Антоний Великий [7, 12].
«Одна вера без добрых дел недостаточна для спасения. Верующему необходимы для оправдания еще добрые дела». От дел оправдается человек, а не от веры единыя (Иак. 2:24) [1,6]
2. Дела веры
«Для спасения недостаточно одной веры, холодной и мертвой. Нет, спасает нас вера только живая, деятельная – выражающаяся в нравственно-добрых делах.
Где нет добрых дел христианских, там, без всякого сомнения, нет и истинной христианской веры: и наоборот, где является истинная христианская жизнь, там необходимо предполагается истинная христианская вера...» [1, 3].
«Не думай, что вера, если только можно назвать верой твою веру, обличаемую делами, сможет спасти тебя, потому что вера, оправдавшая вначале, требует согласных с нею дел, без которых спастись невозможно... Веру должны проповедовать более дела, чем слова... Ибо делами, а не словами должно быть обнаруживаемо сокровенное». Преподобный Исидор Пелусиот [2, 492].
«Господь объявил, что для спасения тех, кто не верует во Христа, необходима вера во Христа; а для спасения верующих во Христа необходимо жительство по заповедям Божиим. Неверующий во Христа погибнет во веки, и верующий во Христа устами, но не исполняющий Его всесвятых заповедей и потому отвергающийся Его делами, погибнет навеки. Иначе: для спасения нужна живая вера во Христа» [6, 206].
«Когда иудеи спросили Господа: Что сотворим, да делаем дела Божия? – Господь отвечал им: Се есть дело Божие, да веруете в Того, Его же посла Он (Ин. 6:28, 29). Живая вера во Христа есть дело, и дело Божие столь обширное, что им вполне совершается спасение. Такая вера выражается всей жизнью, всем существом человека: она объемлет его мысли, его сердечные чувствования, всю деятельность его. Верующий такой верой имать живот вечный (Ин. 6:47). Се же есть живот вечный, да знают Тебе, единаго истиннаго Бога, и Его же послал еси Иисуса Христа (Ин. 17:3). Живая вера – жизнь, посвященная всецело благочестию и умерщвлению для мира. Живая вера – дар Божий. Испрашивали себе этот великий дар у Господа Его святые апостолы, когда говорили Ему: Приложи нам веру (Лк. 17:5). Только при посредстве живой веры может человек отречься от мнимых достоинств падшего естества своего, соделаться учеником и последователем Господа разумом и деятельностью, подобающими естеству обновленному». Святитель Игнатий (Брянчанинов) [6, 207].
«...Но одной веры недостаточно для спасения, надобно и жить свято по заповедям Господним. Не всяк, глаголяй Ми: Господи, Господи, внидет в Царствие Божие, но творяй волю Отца Моего, – говорит Господь (Мф. 7:21). Воля же Отца Небеснаго выражена в заповедях Его...» [8, 61].
«Веруй и, приемля благодатные силы, яже к животу и благочестию, чрез святые таинства, живи по заповедям Божиим, под руководством богоучрежденных пастырей, состоя в живом союзе со св. Церковью...» Святитель Феофан Затворник [8, 57].
3. Для спасения также необходимо получать благодатные силы для соблюдения заповедей и совершения всех необходимых дел веры
«Для того чтоб и вера была, как следует, и дела совершались достодолжно, необходима нам благодать Св. Духа. Без нее не только поверовать, но и подумать о добром не можем. Но если б и подумали, исполнить то не имеем сил. Ибо, как говорит апостол, загадывать доброе мы еще загадываем: но как только подойдет дело, мы и прочь: еже хотети, говорит, прилежит ми, а еже содеяти доброе, не обретаю (Рим. 7:18).
«Знай и твердо держи то убеждение и ту веру, что благодать святого духа не иначе подается и принята быть может, как через таинства, Самим Господом учрежденные в Церкви руками св. апостолов» [8, 62–63].
«Чтоб тебе яснее было, как все это необходимо, сравни шествие путем спасения с обыкновенным путешествием. Чтоб путнику удобно и безопасно было идти, надобно, чтоб был свет, чтоб была проложенная дорога, чтоб сам он был здоров и крепок, чтоб в случае нужды, например, при поворотах и перекрещиваниях дорог, был кто-нибудь, кто бы указал ему, по какой дороге идти. Подобное сему необходимо и в шествии путем спасения: необходим свет – это вера; необходима проложенная дорога – это заповеди; необходимы здравие и крепость – это благодатные силы, чрез таинства подаваемые; необходимы путеуказатели и руководители – это пастыри Церкви. Все сие видишь ты действующим во святой Божией Церкви, с которой потому состоит в живом союзе всякий, надлежащим образом содевающий свое спасение. Все спасшиеся сим путем шли, и все спасающиеся им идут... другого пути спасения нет» [8, 57].
«Коротко всю веру можно совместить в следующем положении: Бог в Троице покланяемый, мир создавший и о нем промышляющий, спасает нас, падших, по благоволению Отца в Господе Иисусе Христе благодатию Святаго Духа во святой Своей Церкви, спасает спасением, здесь сокровенно в духе совершающимся, в будущей же жизни имеющим явиться во всей неизреченной светлости его». Святитель Феофан Затворник [8, 57].
4. Богоучрежденное пастырство
«Три изложенных пункта – вера, жизнь по заповедям в духе веры и благодать через таинства – требуют четвертого – богоучрежденного пастырства. Надо веровать, но как уверуют без проповедающего? И како проповедят, аще не посланы будут (Рим. 10:14, 15)? Потребно благодать приять через таинства: но как же это было бы без строителей и совершителей тайн Божиих? (1Кор. 4:1). Необходимо жить по заповедям в духе веры: но как сему быть в исправности без руководителя, который бы указывал, остерегал, ошибки поправлял, падающих поднимал и направлял опять на путь уклоняющихся с настоящей дороги? Таким образом, для устроения спасения необходимы лица, от лица Божия действующие, которые бы вере учили, освящали благодатию через таинства и руководили в жизни, – необходимы пастыри богодарованные и богопоставляемые. Их и благоволил учредить Господь. Вот тебе на это апостольское удостоверение! И Той (Господь) дал есть овы убо апостолы, овы же пророки, овы же евангелисты, овы же пастыри и учители, в совершение святых, в дело служения, в созидание Тела Христова (Еф. 4:11, 12). Да и само дело показало сие» [8, 65].
«Вот четыре пункта, которые мы должны содержать и по которым должны вести дело своего спасения, если желаем воистину спасенными быти.
Но есть и еще один, именно: Быть в теле Церкви живо сочетанными со всем сонмом верующих.
Господь назвал Церковь Свою виноградным деревом, в коем Он – лоза, или ствол дерева, а все верующие – ветви на лозе. Церковь, или вся совокупность верующих, есть потому единое нераздельное целое, живо сочетанное с Господом и в себе во всех частях. Как ветвь, отломившись от дерева, засыхает и перестает жить, так перестает жить и всякий, кто каким-либо образом отделяется от Церкви Божией, а чрез то и от Господа (Ин. 15–16). Св. Павел яснее это представил, назвав Церковь телом Господа. Мы все верующие – тело Христово; Христос же Господь есть глава этого тела. Как в теле всякий член живет не своей, а общей всему телу жизнью, и если отделится от тела, умирает и истлевает, так и ни один верующий не живет особняком, но живет общей всего сонма верующих или всей Церкви жизнью, и если отделится от них или отособится, замирает духовно и погибает (Рим. 12:5; 1Кор. 12:12–14, 27; Еф. 4:15, 16; Кол. 1:18). Так это велось и доселе ведется в среде истинно верующих, что законом жизни своей, жизни, ведущей ко спасению, считают – быть в Церкви. Церковь, исповедуем мы, есть матерь наша. И верно слово, что кому Церковь не мать, тому Бог не Отец. А если не Бог ему Отец, то кто же?! Господь, устроив чрез св. апостолов св. Церковь, все спасительное в нее вложил для хранения и распространения на земле. В ней все тайны веры и все разумение истины; в ней вся благодать и все таинства, подающие ее; в ней истинное пастырство, истинно ко спасению руководящее; на ней почивает благоволение Божие, блюдущее ее и послушающее молитвенного гласа ее: ангелы и человеки, и вся разумная тварь, объединившись, единому служат всеблагому Богу». Святитель Феофан Затворник [8, 66–67].
«Никто не достигает спасения и вечной жизни, кроме того, кто имеет главою Христа: а иметь главою Христа может лишь тот, кто находится в Его Теле, которое есть Церковь...
Кто не между членами Христовыми, тот не может иметь христианского спасения. Всякий, отделившийся от общения с Церковию, хотя бы жизнь его была достойна похвалы, за то одно беззаконие, что отторгся от единения со Христом, не будет иметь жизни, но гнев Божий пребывает на нем». Блаженный Августин [1, 439].
«Невозможно переплыть море без корабля. А корабль сей означает единую святую соборную апостольскую Церковь: Господин сего духовного корабля Сам Всемогущий Бог Отец; кормчий – Единородный Сын Его; благоприятный ветер – Дух Святой; подчиненные правители корабля – Церкви – апостолы и их преемники: пастыри и учители церковные; плывущие на сем корабле – все правоверующие христиане; дно и основание сего корабля есть правая вера во Святую Троицу; бока корабля, передняя часть его и кормила означают правые догматы веры, заповеди Божии, предания Церкви, правила апостольские и вселенских соборов и вообще постановления церковные; мачта – святый Крест Христов, которым все в Церкви скрепляется и утверждается; паруса – любовь, якорь – надежда.
Духовный сей корабль Церкви из разных мест и стран перевозит чрез житейское море всех правоверующих и истинных христиан в небесный Иерусалим». Святитель Иоанн Златоуст [1, 421].