10. Священство
«Люби Христа, имей смирение, молитву и терпение. Это четыре знака твоего духовного компаса»
Макрис Старец Амфилохий. С. 66
Когда святой Филарет говорит о Священстве, то не останавливается на его благодатной стороне, а акцентирует свое внимание на стороне нравственной, практической.
В письме к императору Николаю I Святитель, касаясь тогдашнего положения Православной Церкви в России, хотя и отклоняет критику врагов Церкви, нападающих на духовенство и пытающихся подорвать доверие к Церкви, но, тем не менее, соглашается, что некоторые недостатки есть и их надо незамедлительно исправлять, ибо от сего зависит и здоровье всего государства. – «При движении к совершенству не могли остаться незамеченными и некоторые недостатки, существующие в духовенстве русском. Стали появляться в журналах статьи, в которых указывалось на них, как бы мимоходом в виде намеков... От недостатка духовенства делали заключение к недостаткам Святой Церкви и приглашали легкомысленных разорвать практический союз с ней». Но эти заключения «большей частью поверхностны, преувеличены, несправедливы... То, что составляет порок некоторых, представляется в этих возгласах принадлежностью всех... С другой стороны, нельзя вполне и отвергать этих порицаний. В некоторых из них выражается печальная истина. Недостатки в духовенстве есть... Как болезненное состояние какого-то ни было члена общества не может не отзываться болезненным ощущением во всем великом теле государства, тем паче болезненное состояние духовенства, занимающего по своему назначению весьма важное место в организме общественном. Но не только неблагоразумно и недобросовестно скрывать такое состояние, но, напротив, долг всякого благопотребного члена общества войти с полным вниманием в это положение и изыскать способы ко врачеванию его, чтобы все тело государства, исцеленное от всяких недугов, стройно развило в себе жизненные силы и восходило к указанному ему Богом совершенству» (27:27–28).
В тесной связи с этими мыслями стоит суждение святого Отца «О выборе звания» («К племяннику...»). «При наклонности к ипохондрии, – пишет он, – монашеская жизнь с учеными трудами, соглашаюсь, не удобна. Напротив, была бы удобна и полезна простая монашеская жизнь, при искусном наставнике, к которому есть доверенность и любовь, но сие найти не легко в нынешнее время. Мысль, как смотрят ныне на духовенство, ничего не значит для выбора звания. Мало ли как смотрят и на христианство? Сказано: «Горе егда добре рекут вам (о вас) вси человецы» (Лк. 6:26); а нигде не сказано, чтобы беда была, когда иные худо смотрят. Если мало пастырей духовно пасущих – надобно ревновать об умножении оных, а не презирать звание. Илий и дети его были не духовные пастыри; виноваты, наказаны – все сие не помешало при них образоваться во храме Самуилу. Что если бы мать его стала рассуждать так: нет ныне духовных пастырей, лучше отдать Самуила в военную службу, нежели во храм; а как и сия служба у евреев не в устройстве, то к филистимлянам? Кто не чувствует иного побуждения к вступлению в духовную службу, кроме наемнического, чтобы иметь хлеб, тому лучше не вступать в оную. Но кто видит, что призывается в оную рождением, воспитанием, склонностью и боится духа наемничества, тот может вступить в оную, дав себе слово выбирать место не то, которое выгоднее, но то, на котором удобнее приносить некоторую пользу чадам Церкви. Решать важные дела жребием было бы всего легче; не надобно бы ни рассудка, ни опытности, ни испытания себя, ни трудов исследования. Но из сего самого можно заключить, что жребий позволен не в тех случаях, кои решит труд и разум. По нужде и по вере чрез жребий можно найти волю Провидения... Надобно рассматривать, что найдут в светской службе? Неужели праздность и выгоды? Но и это было бы незавидно. Надобно желать полезного, посильного труда столько же, как честного пропитания... Я спрашивал моего родителя о выборе звания. Он ответствовал: испытай себя. Что сказал отец сыну, более того не может сказать дядя племяннику» (1:1–3).
Испытывать себя самому и теми руководителями, которые возлагают руки на избранников, надо тщательно и долго – годятся ли испытуемые. «Раннее производство во священники дает самых худых священников» (23:98).
О самом возведении в сан – о хиротонии и смысле сего священнодействия Святитель говорит: «Знаменательно то, что низшие священнослужители ходят около престола, в знамение служебных действий, а архиерей, призванный представлять образ Христов в Соборе Церкви, беспримерно для других, идет прямо к престолу и преклоняет главу под Евангелие, как бы непосредственно от Христа приемля освящение» (4:471).
Высшая степень священства – епископ. Его духовный облик Святитель так представляет: у архиерея «дело и люди без остатка разбирают часы дневные, а нощного времени не допускает много употребить немощь» (2:62). Он весь отдается людям; с ними его отцовская теплота и обходительность. – «Служить Богу можем, убегая людей – служить управлению людьми нельзя иначе, как общением. Только надобно, чтобы оно не противоречило характеру служения» (15:39). Те же епископы, «которые приходят на епархии со своей личной мудростью, не видев опыта, нередко затрудняют себя и других, особенно с тех пор, как архимандриты начали учиться не у архиереев, а у духовно-учебного управления» (14:187). И дается пример подобной «мудрости», приведшей к печальному расстройству отношений епископа и монахинь женского монастыря: «Нынешний Преосвященный Уфимский послал в тамошний женский монастырь священника приводить всех сестер к присяге и требовать показаний против игумении; монахини возразили, что им следует показания давать не по присяге, а по монашескому обету. Затем игумения и казначея отрешены – и в одно время преосвященный послал в Святейший Синод донесение на игумению, а пятьдесят монахинь на него» (14:187).
Важное дело епископа – руководить духовенством – «всячески обращать внимание на служение и поведение священника и действовать иногда ... чрез благочинного... Жену священника пусть исправляет сам священник» (14:260). Но прежде руководства епископ являет особую осторожность в самом избрании кандидата на служение и его рукоположении. Святой апостол Павел велит: «Руки скоро не возлагай ни на кого же, ниже приобщайся чужим грехом» (1Тим. 5:22). И Святитель поясняет: «Это значит: не рукополагай недостойного заведомо, ибо это значило бы не только приобщаться чужим грехам, но и делать свой грех. Апостол запрещает рукополагать «скоро» без точного дознания, дабы по неведению и неосмотрительности не приобщиться грехам недостойного, хотя рукополагающий не решался сам на грех. Итак, неточность и неосмотрительность неприметно обращаются в приобщение чужим грехам. Содействующий и споспешествующий похитителю грешит сам; а кто не бдительно стрежет и чрез то допускает похитителя, тот сам не грешит, но, смотря по степени невнимания, приобщается чужим грехам» (7:328–329). И в другом случае Святитель развивает те же мысли: «Вы знаете завещание: «Руки скоро не возлагай». Не сержусь, не осуждаю, но боюсь. Вчера неудержимо слабый, а сегодня иеродиакон – какое тут уважение к Таинствам? Какое наставление для братии? Не соблазнит ли? Не искушение ли самому, кому поблажают? Вы хотите, чтобы благодать сделала то, чего мы не начали – не то говорит благодать: “Сии убо да искушаются прежде, потом же да служат, непорочни суще”» (23:97). «Рассказываю сие, чтобы представления к рукоположению были с предосторожностью и
возможным дознанием благонадежности. Может быть, не худо бы взять и сделать известным представляемым к рукоположению правило, что удостоенный рукоположения не должен по крайней мере три года произвольно искать перемещения из той обители, в которой получил рукоположение» (10:398; 23:96). Святитель решительно возражает против поспешного посвящения незрелого кандидата. «Если попросят позволения посвящать во священники неученых прежде 30 лет возраста, то сделают дело сколь противное церковным правилам, столь же вредное для правления. Эти люди – теперь, обыкновенно, исключенные ученики, то есть выброшенные как негодные. Их долго надобно испытывать, чтобы годились во священники, а раннее производство во священника из таковых дает самых худых священников. Я это знаю по опыту, во время моего управления Ярославской епархией, где мой предшественник наделал таких священников» (4:13). Относительная скорость (но не поспешность) рекомендуется при поставлении священников в сельскую местность. – «Напрасно оставляете долго пустым священническое место, по сомнению в выборе кандидата. Священнические места, особенно в селах, надобно занимать, как можно скоро» (14:155).
Особое место в суждениях Святителя о епископском служении занимают родственники епископа и близкие к нему люди. «Архиерею осторожно должно вести себя в отношении к родственникам, которые служат в его епархии, – утверждает Святитель, – а из других епархий родственников лучше совсем не брать» (23:122). А вот что говорит Святитель о так называемых «близких»: «Некоторые слухи побуждают еще меня сказать Вам, что требуется осторожность от неприметного влияния на наши суждения о делах, от людей находящихся близ нас. Слышите, например, пересказ, по-видимому происшедший от простодушия или от случайности, представляющий по делу виноватого невинным – думаете, что склоняетесь на представление добродушия, а в самом деле, может быть, увлечены будете речами продажными. Блаженной памяти митрополит Платон попрозорливее нас с вами был, но и его обманывал очень неумный письмоводитель, которому он оказал неважную по-видимому доверенность – раскрывать пакеты. Просьба о месте, покровительствуемая письмоводителем, приходила в руки митрополита и без соперничества получала благосклонное решение, между тем как просьба достойнейшего оставалась в кармане письмоводителя и доходила до митрополита поздно, по решении дела. Напомните, владыко святый (епископ Евлампий Пятницкий. – К.С.), об осторожности и Вы мне, как я Вам» (36:22). Не случайно сказано в Священном Писании (в нем нет случайного): «Врази человеку домашние его» (Мих. 7:6). «Сие слово не раз сбывалось над епископами, когда они очень близко себя окружают родственниками и без осторожности приемлют их советы и ходатайства» (19–1:55; 23:123). Посему, если и родственникам желается сделать что-либо угодное, «надобно примирять оное с правдой и порядком службы» (14:186). А лучше разлучится в епархии с родными. – «Разлука с родными также есть выгода, хотя болезненная – замечено, что в нашем состоянии близость родных более стесняет, нежели облегчает, и вообще, когда Промысл отторгает от частного любления, сие, по намерению его, есть влечение ко всеобщей любви, к которой, ей, надобно поспешать, хотя и не без утомления в пути» (23:122). Такая любовь непременно приведет к тому, что всякий порядочный «получит место без просьбы», без родственного заступничества или ходатайства тех, которые вредят справедливости (37:1515).
Не подобает архиерею попадать в зависимость от секретаря, а, тем паче, бояться его. «До сих пор я, – пишет Святитель, – не считал возможным, чтобы кто потребовал, при одном священнике поставить двух диаконов и притом на основании: для меня. И это неожиданное учение, чтобы архиерей боялся сказать слово обличения буйному секретарю, по опасению, что секретарь отомстит архиерейскому письмоводителю. И если это там, где мы думали видеть надежду и опору для Церкви, то что будет с нашими надеждами? Утверждение, на Тя надеющихся, утверди, Господи, Церковь и служащих ей!» (14:186). Горделивого надо останавливать, но только способом пастырским. – «Если протоиерея надобно укрощать, то надобно укрощать кротко. Кротко укрощенный может быть полезный, а доведенный до раздражения вреден» (14:228).
Архипастырская обязанность – возбуждать «церковный дух» «в себе и окрест себя» (19–2:125; 23:120). Но это «возбуждение» опять-таки подобает проводить в той же кротости и любви. «Любовью и молитвой побеждайте огорчение в себе, чтобы победить нерасположение» в другом. «Бог болий есть сердца нашего. Сердце, любящее ради Бога, сильнее сердца нелюбящего» (33:431). «Потребны будут Вам в новом труде и терпение и осторожность. Рязанская епархия, несмотря на то, что имела некоторых преимущественно достойных пастырей, видится не довольно обработанной» (14:277). «Еще скажу: ревнуйте ревностью Божией, чистой и мирной; не раздражайтесь, говорите, что худо и что нужно исправить, но не дразните людей... Надобно побеждать благим злое» (33:430).
В любой епархии есть усердные, верные служители Божии – их надо поддерживать, на них же можно и опереться. «Нужно найти в духовенстве людей, особенно преданных Православию и своему служению, и их со вниманием, благоговением и терпением направлять и поддерживать. Для них особенно должны быть открыты отношения к начальству свободные и простые. Тогда можно пробудить действование одушевленное и можно возбудить других к подражанию» (23:124).
Не следует торопиться с наградами. «Удивительно, – заявляет Святитель, – услышанное мной, что молодые Оптинские иеромонахи уже получили кресты, в задаток имеющих быть или не быть заслуг» (4:525). Архиереи молодые «спешат награждать молодых и тем искушают более достойных. Святейшему Синоду нужно было бы с осторожным вниманием взвешивать достоинство и заслугу» (10:437). Награждать незаслуженных «было бы не по правде и может быть вредно для представляющего.... Лучше отложить представление... до дальнейшего усмотрения» (14:186). Решительно выступает Святитель и против введения платы за церковные награды и некоторые другие церковные деяния. – «Теперь прислали в указе новое изобретение, чтобы брать деньги за наперсный крест, за камилавку, за набедренник, за метрическую и брачную запись, за жалобу, даже за мертвых на кладбище... Слава Богу, что еще не утвердили сего, а требуют мнения» (4:556–557).
Нарушающих церковную дисциплину подобает для их исправления и вразумления других судить и налагать запрещения. – «Над недостойными служителями алтаря явление правосудия тем необходимее, если прежнее несмотрение умножило поползновение к худым делам. Но точное и неукоснительное правосудие над немногими образумит многих» (6:12). Виновного надо «удержать в запрещении священнослужения на причетническом месте не менее трех лет, как для очищения его совести сей епитимией, так и для достаточного удостоверения в его исправлении» (14:188).
Святитель скорбит, что некоторые архиереи увлекаются «модными, неопределенными, худо исследованными идеями» (19–2:276), но покровительствуемыми «сильными», и служат им в надежде, что и они послужат им (23:100–101). В самом же деле это увлечение «вводит в иерархию разноту направлений, за которой может следовать разделение на партии» (19–2:276). – «Не так созидается истинное благо Святой Церкви. Простите меня» (23:101).
Не украшают служителя Божия и огромные свиты, пышность... «На что огромная свита? – вопрошает святой Иерарх. – Не свитой и пышностью Апостолы просветили мир. Посмотрите, как Павел и Варнава посещали свою епархию. Или, если мы слишком отстали от этих образцов, – митрополит Михаил не ездил ли по епархии с двумя диаконами и одним певчим? Синодское распоряжение позволяет Вам иметь свою свиту более, нежели была у митрополита Михаила, а Вам и того не довольно. Простите моему безумию» (33:425–426).
Готов объявить войну Святитель роскошным рясам. – «Если бы надлежало объявить войну какой одежде, то, по моему мнению, не шляпам священнических жен, но великолепным рясам архиереев и священников. По крайней мере это во-первых; но сие-то и было забыто. “Священницы Твои, Господи, да облекутся правдою”» (Пс. 131:9) (23:121–122).
А вот что должно свято блюсти, так это единство епископата и, прежде всего, викария с правящим. «Мне помнится, говорил я Вам, – пишет Святитель викарию Пермской епархии преосвященному Евлампию, – что единство местного архиерея с викарием есть необходимое средство для полезного действования; и что потому викарий не должен делать никакого сомнительного шага без ведома и согласия местного, чтобы не быть со вредом обращену вспять... Вы не можете действовать отдельно от местного архиерея. Следственно, надобно не переставать искать средства сближения. Старайтесь с терпением и смирением показать преосвященному Аркадию, что Вас затрудняет, и как сие может препятствовать общей пользе; просите Бога, чтобы помог Вам понять друг друга» (36:10, 11). Просит молиться о том же единстве Святитель и других Господних людей: «Помолитесь о единомыслии служителей слова Божия» (10:41).
Заметил Святитель и о распределении наследства епископа после его кончины. – «Трудно выговорить, чтобы облачение приобщить к наследству; ибо по древним церковным правилам церковная собственность всегда отделялась от личной; и не слыхано, чтобы омофор переходил к наследникам или наследницам» (23:125).
Служение епископское славное, а где слава, там и скорбь, но там и помощь Божия! – «Вы, – обращается Святитель к архиепископу Рязанскому Смарагду, – сомневаетесь, перенесете ли скорби. Понимаю, что они есть и, вероятно, не мало. Но есть и сильное утешение, именно, успех в распространении Вашей паствы. Вы исполняете Ваше назначение скорее, нежели ожидать можно было. Государь император и Святейший Синод Вами довольны. Как же, при помощи Божией, не надеяться в сих обстоятельствах переносить трудности, если бы они и казались не выносимыми прежде?» (35:28).
* * *
Служителями Церкви, зависящими от епископа, являются священники. Кто они? Какими они должны быть? Каковы их особенности и обязанности?
Священнослужители – это органы благодати Божией, полученной через епископское возложение рук. Это миссионеры Церкви, исполненные крепкой верой, самоотверженной любовью к Богу и людям.
На вопрос: «Что делать служителям Церкви?» Святитель отвечает: «Вспомнить и в дело употребить воспоминание, что Апостолы и древние Отцы Церкви устрояли и распространяли Церковь, и разрушали взгромождение ересей не силой внешних законов языческого мира, но силой крепкой веры, любви и самопожертвования. Да усилит духовенство свою ревность действовать на совращенных своим примером и молитвой» (14:269; 23:98–99). «И когда гонят – Господь не говорит: отойдите и сядьте без дела, но бегайте в другой город, чтобы там продолжать прежнюю Апостольскую службу» (14:233). Надо молиться о пасомых и охранять «достоинство церковного служения», хотя бы это «некоторым было неугодно» (14:173). Вместе (вернее: также вместе, ибо и к епископу относится выше изложенное) с правящим епископом исполнять церковные правила. – «Немощны мы ныне для строгого исполнения правил, но, с другой стороны, ослабление правил в клире в одних раждает неуважение к клиру, в других увеличивает небрежение о себе самих. Если церковники не исполняют древних правил, почему мирянину не жить, как захочет?» (2:75).
Важнейшее в служении священника – совершение Святой Евхаристии. И Святитель говорит о сем с величайшим благоговением. – «Правила церковные обязывают нас еще с вечера готовиться к Литургии молитвой и охранением себя от всего нарушающего мир душевный и чистоту мысли; и я, будучи на месте священника, не позволял бы себе, облачившись к Литургии, затем разоблачиться и обратиться к посторонним делам» (23:117). На что священник должен быть всегда готовым ответить? – «Исповедует ли он больных, причащает ли Святых Таин, беседует ли с ними о душе, предлагает ли им иметь терпение и безропотное послушание воле Божией, приемлют ли они слова утешения, и тем, доставляют ли ему утешение и ободрение в его подвиге?» (9:405).
Каждое Богослужение сопровождается проповедью. Проповедовать – обязанность всех священнослужителей. «Благодарю за книгу поучений Ваших, – пишет Святитель архиепископу Каменец-Подольскому Кириллу. – Добрый пример подаете не только подчиненному духовенству, но и архиереям. Ибо мне кажется, что и нас архиереев надобно побуждать, чтобы чаще проповедовали» (33:437). В проповеди, как и в отношении к своему епископу, должно соблюдать определенные нормы. Вот что пишет Святитель к преосвященному Евлампию: «Употребление в проповеди: «Ура» и притом против запрещения, есть такой случай, которого не должно было пропустить, если надобно поставить преграду нелепостям. А пропустить – значило отворить дверь неповиновению. Вы могли послать сию проповедь в Святейший Синод официально или полуофициально, то есть к одному из членов, и просить предписания к поддержанию порядка и послушания. Не сделать же сего могли с тем, чтобы архимандрит дал честное слово впредь не выходить из послушания, а самую проповедь в сем случае Вы оставили бы у себя. Когда же подчиненному однажды удалось поставить на своем против распоряжения начальника – естественно тому же быть и далее» (36:20). Считается нехорошим деянием (и для епископов) подготовка проповеди во время Божественной Литургии. – «На объявление преосвященного Кирилла, что он решился приготовлять поучения не прежде, как во время Литургии, некоторые благоговейные люди заметили, что это нарушение Богослужения, ибо архиерей должен предшестовать всем находящимся в церкви непрерывным вниманием к молитве и к Таинству, а не оставлять оное без внимания, занимаясь приготовлением к поучению» (19–1:20).
В поле зрения священника должен быть всякий пасомый. – Смотрите на Единого Доброго Пастыря и благодарите Его – Того, «Который оставляет девяносто девять овец, чтобы идти искать одной заблудшей, и знает место и время – где и когда – и средства, чрез которые уловить ее во спасение» (29:237). Возвращать заблудшего, исправлять должно с доброжелательностью, являя пример терпения. – «Призвание наше, по возможности, исправлять людей, а не раздражать. Кому можно, надобно сказать с кротостью и доброжелательством наедине, как оскорбительно для Церкви и для него лично презреть благочестивые правила, чтобы уловить сладкий кусок или приятный звук, и как это соблазнительно для других; и горе тому, кем соблазн приходит. Потом учить и обличать в проповедях, без близкого указания лица» (23:99–100). «В обличении заблуждений и заблуждающихся терпимость, спокойствие, кротость, снисхождение, осторожность также нужны, как и ревность» (23:100). Строгим надо быть, но больше к себе, чем к другим. – «Теперь посторонние к нам строги, а мы хотим быть к себе снисходительны. По порядку, посторонние должны быть к нам снисходительны, а мы к себе строги» (23:102).
В обращении с паствой должно быть бескорыстие. – Увидит народ «в чаемых Богоугодных молитвенниках служителей корысти и хищения» – «ограничит свою щедрость и может охладеть в своих чувствованиях» (10:501). «Если и светские должны служить бескорыстно, кольми паче духовные» (14:253). Как отрицательное явление отмечается то, что после кончины одного епископа обнаружилась крупная сумма без христианского завещания. – «Не светлая то черта, что преставившийся епископ оставил около 100 тысяч рублей. Может быть, она просветлеет, если найдется о них завещание общеполезное» (23:121).
В священном звании «надобно поступать беспорочно» (14:228). «Апостол требует, чтобы священнослужитель даже чада имел (бы) не в укорении» (23:105). И жена его должна быть целомудренна. – «Жена священника, приписывающая себе незаконность по насилию, не оправдывает его. Он был бы прав только тогда, когда бы открыл сие при исповеди пред посвящением. Не сделав сего, он, против правил и не по совести, достиг посвящения. Вы говорите: определить в сельские учители с запрещением священнослужения до времени. Удовлетворительно ли сие будет? Не необходимо ли: на всегда? По силе правил так. И если усилиться искать способа к снисхождению, то его можно найти разве в замечании святого Василия Великого, что тайные грехи могут врачеваться тайно, а явные явно. Но и сие не помогает. Дело священника явно. И знающим видеть его священнодействующим – будет искушение» (6:18).
Имея постоянное общение с людьми, священник должен хорошо чувствовать пульс времени – быть «рассудительным и честным» (16:59). – «Заставляете меня судить о речах, – пишет святой Иерарх к Тверскому архиепископу Алексию. – Замечал я, что некоторые старые люди образ воззрения на людей и дела, приобретенный в молодости, удерживают в старости, тогда как около них многое изменилось; а потому суждения их признаются более способными поступить в архив, нежели в дело. Может быть, я принадлежу к таким людям. Однако как всегда говорил Вам свободно, так и теперь» (14:252).
Являя во всем усердие, полезно помнить: «Лучше умеренно употреблять силы (что их не только сохраняет, но и возвышает), нежели чрезмерными усилиями истощать их и потом тратить время на лечение, не всегда верное» (14:179).
Между собой – с сослужителями – имеющие священный сан должны блюсти мир. – «Болезненно, что между служителями мира недостает мира» (8:412).
Если паче чаяния появится смрад табака в служении священника – его должно немедленно изгнать. – «Позволительно ли служителю алтаря христианского приносить к нему смрад по неестественной прихоти употребленной ядовитой травы, и не должен ли готовящийся к сему служению предварительно остеречься, чтобы не оставить в себе привычки, несообразной с достоинством служения» (23:117). Вина увеличивается тем, что «смрадом» могут заразиться и другие – соблазниться и заразиться. – «О естественном и законном употреблении сказал Апостол: не имам ясти мяса во веки, да не соблазню брата моего. Неужели служащий алтарю или готовящийся к сему решится сказать: буду угождать неестественной прихоти – пусть соблазняются» (23:118).
Но как может «смрад», или как смеет враг «коснуться служителя алтаря? – Так же, как дождь сквозь худую кровлю приходит в алтарь и в комнату, как ветер сквозь скважину задувает свечу в алтаре и в комнате. Алтарь и служение остается святым, а небрегущий о целости своей храмины обличается последствиями сего небрежения, малого или великого, и побуждается поправить кровлю, заградить скважину, чтобы предупредить большой вред» (3:15).
Хотя и мимоходом, но даются советы и мирянину в его отношении к священнослужителю. – «Когда хочешь принять благословение – надобно смотреть, имеет ли право благословлять обещающий благословение, и в какой степени получил он сие право» (3:3) – «Часто служит и говорит проповеди – следственно, он не горд. Неужели гордый не может служить и говорить проповеди?» (10:196).
Внешним свидетельством законности служителя алтаря служит «ставленная грамота». Она – «существенный церковный документ, что имеющий ее рукоположен. И потому не должно выдачу ее откладывать далее того, когда рукоположенный достаточно наставлен будет к совершению служения» (19–1:2020).
Итог подводит сам святой Иерарх: «Надобно, чтобы священник был бдителен и деятелен, и умел приобретенное хранить и одушевлять, и пользоваться случаями к распространению паствы. Надобно ему думать, что он, по обстоятельствам прихода, по необходимости есть и приходский священник и миссионер» (15:38).
* * *
Третья степень священства есть диакон. О нем Святитель говорит мало.
Святой Иерарх не рекомендует рукополагать совсем юных и напоминает о сем церковные правила: «Во все управление мое не производилось даже студентов ранее двадцатилетнего возраста – и вы, кажется, не чужды справедливого мнения тех, которые жалуются на раннее производство в церковные степени. Надобно по возможности приближаться к правилам церковным, если нельзя вдруг ввести строгости их» (13:32). «Правила церковные требуют для диаконства 25, а для иподиаконства 20 лет возраста» (VI Вс. Соб., 14 и 15) (14:146). Но в другом письме, рекомендуя диакона во пресвитера, святой Филарет оговаривает, что главное не возраст: «Может быть, он покажется Вам молодым, но по его нраву и усердию к службе, надеюсь, никтоже о юности его вознерадит» (16:57–58). И еще: «Худая жена у диакона не такая большая беда, как если бы худ был диакон» (14:219). И защищает диакона: «Священник, который, идя к алтарю, отгоняет диакона, ему не нравящегося, и потом говорит, что не он отказал диакону, а сей отказался – не то, что птенец, который клюнул другого» (7:365).
Касаясь института диаконисе, Святитель лишь ставит вопросы, почему они прекратились и возможно ли восстановление. – «Вы говорите о диакониссах, но от чего сей чин прекратился в Церкви? От того ли, что отцы наши меньше нас знали, что для Церкви полезно, и что по времени удобно или не удобно? Я не почитаю восстановление сего чина ни бесполезным, ни невозможным, но Вы видели, что Ваши мысли о диакониссах дошли до начальства и встретили только молчание» (19–1:131).
* * *
Раскрыв учение Святой Церкви и изложив свой взгляд на служителей святого алтаря, Святитель просит благосклонно принять то, что покажется суровым и паки высказывает ряд отеческих пожеланий:
«Если мысли и слова мои покажутся вам суровы, то вспомните слова Соломона: “Достовернее суть язвы друга, нежели вольная лобзания врага”» (23:194).
Пастырям желаю «живой веры и жизни по вере, которым Господь не откажет в силе. На свою же силу опираться не надежно. Надобно бы еще пожелать пастырям древнего искреннего общения и взаимного совета о полезном для Святой Церкви, без предубеждения к собственному каждого мудрованию» (19–2:250).
«Нам, которых доверчиво и вместе поучительно называют духовными, должно пещись о внутренних и духовных упражнениях. Тем, которые вводили разнообразие внешних украшений, надлежало иметь проницательную и осторожную мысль. Но когда обычай установлен – не удобно сделать ненужным то, в чем прежде нужды не знали» (23:103).
«Благо пастырям словесного стада, если по торжественному благовестию Церкви, отвсюду мысленно притекают в Вифлеем, и, дивясь чуду, радуясь о благодати, Селящему на Херувимех, Почивающему в яслех, поклоняются в единомыслии веры, в единодушии любви» (15:50).
«Утешайтесь в трудностях помощью Божией и успехом служения вашего» (35:29).
«Родная матерь епископа и собора священников, по моему мнению, есть Православная Церковь» (14:252).