Источник

Беседы с паломниками

Беседа с группой монахов и мирян

Всё, что вы отдали, чтобы доехать сюда на поезде, всё, что потратили, добираясь на автобусе, всё, сколько прошли пешком, – Ангел Божий сосчитал все ваши шаги, он взвесил их и измерил, ведь вы направили их не к винному магазину, не на свадебное веселье с лэутарами,293 а к святым монастырям, чтобы увидеть благолепную службу, услышать Божие слово и исповедаться, дорогие мои.

Дело вот в чём. Когда твой малыш проснулся, ты, мама ты или папа, возьми и научи его правильно креститься, научи его молитве «Отче наш». Затем выучи с ним «Верую» – наш Никео-Цареградский Символ веры с 325 года. Правая вера утверждена двумя первыми Вселенскими Соборами, а православный Символ веры подтверждали все Соборы вплоть до наших дней.

У нас была единая вера до 1054 года. До этого не было ни католиков, ни протестантов. Православными были мы все, во всём мире. Теперь католики уступили нам около 13 пунктов, чтобы сблизиться с нами. Остаётся ещё 10. И из этих десяти самым трудным является вопрос о филиокве.

Это вопрос догматический. Они говорят, будто Дух Святой исходит и от Отца, и от Сына, что неверно. Тогда Троицу ты превращаешь в четверицу. Святой Иоанн Евангелист, однако, ясно говорит, что Дух Святой исходит от Отца и послан в мир Сыном.294

Католикам хотелось бы объединиться с нами, ибо они видят ошибку, имевшую место, ведь с тех пор, как они отделились от нас, появилось столько ересей. Особенно среди протестантов, ведь протестанты откололись от католиков в 1517 году во главе с Мартином Лютером, Кальвином, Цвингли и прочими реформаторами XVI века.

Итак, если вы хотите быть истинными чадами Православной Церкви, не соглашайтесь на беседы с сектантами, не берите у них книг. Ведь эти христиане, отвергнувшие Церковь и хулящие Бога, прибывают с Запада, чтобы уничтожить и нашу веру, и народ и разрушить наше национальное единство. Помните это! Мы сыны земли Румынской и истинные чада Православной Церкви! У нас нет ничего общего с этими антихристами, борющимися против Святого Креста, против святых икон.

Мы знаем, что теперь, перед концом света, появятся лжехристы и лжепророки, чтобы прельстить мир. Это слуги антихриста (см.: Мф. 24, 24; 1Ин. 2, 18, 22).

* * *

– Мне теперь уже пора подумывать о гробе, и лопате, и заступе, и кирке, и кресте. Вот так-то! Вот о чём мне нужно думать.

Ваше преподобие, как нам вести себя, чтобы угодить Богу? – спросил старца Клеопу один верующий.

– Каждый знает как, нужно только захотеть!

Ваша святость знаете как, дайте нам несколько наставлений.

– Кто не знает, что нужно иметь страх Божий и страх смерти? Они спасут тебя. Это два крыла души. Нужно знать, что Бог присутствует везде и знает все твои мысли; нужно знать, что смерть ходит рядом с тобой и рядом со мной, и мы не знаем, когда она за нами явится, и не нужно забывать, что мы умрём. Что говорит Писание? Сыне, поминай последняя твоя, и вовеки не согрешиши (ср.: Сир. 7, 39). И Христос сказал тебе, сказал и мне: бодрствуйте и молитесь, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий (ср.: Мф. 25, 13).

А если хочешь стать мудрейшим человеком на свете, знать всё Писание и всегда иметь его с собой, то тебе всего-то и нужно, что бояться Бога и смерти. Ведь страх Господеньначало премудрости, как говорит Давид (ср.: Пс. 110, 10), а его сын, Соломон, сказал больше: страх Господень научает мудрости (Притч. 15, 33). Иисус, сын Сирахов, в Книге своей премудрости сказал: страх Господень превосходит всякую мудрость (ср.: Сир. 25, 14).

Вот что нужно тебе и мне: бояться Бога и смерти, ведь я не знаю, когда она меня заберёт. Кого ублажает Дух Святой? Того, кто боится Бога: блажен муж бояйся Господа, в заповедех Его восхощет зело (Пс. 111, 1). Мы только тогда хотим исполнять волю Божию и заповеди Его, когда боимся Его. А о страхе Божием и страхе смерти забываем, потому и ходим по всем злым путям.

Знаете, какой я? Я как дерево, на котором одни только листья и которое Спаситель проклял, ибо не нашёл на нём плода (см.: Мф. 21, 19). Вот я какой. У меня одни только слова, а добрых дел нет.

Богу известны плоды, отец Клеопа.

– Да иди ты! Я человек сухой, понимаешь? Ты слышишь, что говорит святой Исаак Сирин? «Каков тот, кто рисует воду на стенах, а сам может умереть от жажды возле этой воды, таково и слово, которое бездействует».295 Так и со мной – я умираю от жажды. Ты слышишь, что он говорит? «Одно дело – слово от деятельности, а другое – слово прекрасное. Слово прекрасное залог стыда».296 Почему? Потому что оно постыжает совесть говорящего: «А ну-ка, скажи ещё, скажи! Ну, так что же ты говоришь, а что делаешь?»

А слово от деятельности – то есть когда кто-нибудь говорит своей жизнью, своими делами – это сокровищница надежды.297 Оно тешит человека надеждой: «Да. Ты говоришь. Но и сам сделаешь это».

И вот ты приходишь ко мне, как к яловой298 корове. У меня же одни только слова, а дел нет! Кто тебя привёл сюда?

Бог, чтобы я донёс слово и до других.

– Послушай, Христос сказал так: не «кто научит, тот велик», а кто? Кто сотворит и научит, тот великим наречётся в Царстве Небесном (Мф. 5, 19). Делание добрых дел Он поставил на первое место.299 Тот блажен, кто молчит и творит. Святой Иоанн Златоуст говорит: «Слово и взывая сердит других, а жизнь и молча приносит пользу». А святой Исидор Пелусиот, великий учитель, написавший несколько тысяч писем к Церкви Христовой, учитель святого Иоанна Златоуста и других отцов пустыни, говорит: «Когда в человеке соединяются они оба – слово и дело, то делают его воплощением всей премудрости».300

Но у меня ты найдёшь одни только голые слова и эти голые слова разнесёшь в этом аппарате301 по миру. Но моё слово не имеет никакой силы, потому что оно не соединено с делом, жизнью, опытом.

Я был бы рад, если бы сделал хоть тысячную долю из всего, что услышал от вашей святости.

– Одно дело – слышать, а другое – делать. Я говорю, но не делаю. Слышишь, что говорят святые отцы? «Ты молчи, пусть говорят дела твои». Пусть люди увидят, что ты делаешь то, о чём говоришь. И ещё говорит святой Исаак: «Обличай и запрещай силою дел, а не обилием слов».302

Ты хочешь, чтобы я всё время говорил тут попусту! А не спросишь меня: «Батюшка, а почему ты спишь всю ночь напролёт? Почему постоянно ешь и не имеешь ни хранения ума, ни молитвы, ни слёз, ни сокрушения сердца?» Не спрашиваешь меня о трезвении внимания, ни спрашиваешь и о внутреннем делании! Ты говоришь только: «Батюшка, говори сюда, в аппарат!»

Поглоти вас рай! А если я умру, вы будете поминать меня в молитвах?

Да-а-а! – ответили монахи и верующие.

* * *

293

Лэутары – народные музыканты.

294

Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне (Ин. 15, 26; ср.: Ин. 16, 7).

295

Ср.: Прп. Исаак Сирин. Слова подвижнические. Слово 1. С. 12.

296

Ср.: Прп. Исаак Сирин. Слова подвижнические. Слово 1. С. 12.

297

См.: Там же.

298

Яловая – бесплодная, неоплодотворённая.

299

См.: Свт. Иоанн Златоуст. Беседы на книгу Бытия. Беседа 8. § 5. С. 64.

300

См.: Достопамятные сказания. Об авве Исидоре Пелусиоте. § 1. С. 185. См. также: Прп. Исидор Пелусиот. Письма. Т. 1. Письмо 46. С. 23; Т. 2. Письма 292, 452, 521, 583, 587. С. 185–186, 282–283, 319, 370, 373.

301

Магнитофоне.

302

Ср.: Прп. Исаак Сирин. Слова подвижнические. Слово 56. С. 435.


Источник: Поучения сердца моего / Архимандрит Клеопа (Илие) ; сост. архимандрит Иоанникий (Бэлан) ; пер. с румын. З. Пейковой. - Москва : Русский Хронограф, 2015. - 383 с.

Комментарии для сайта Cackle