Примечания
1 Схиигумен Савва (Остапенко; 1898–1980) родился 6 декабря 1898 г. в станице Новоминской на Кубани в благочестивой крестьянской семье и был наречен Николаем. Желание иноческой жизни пробудилось в его душе еще в детстве. Однако возможность исполнить это желание Господь даровал ему не скоро. В 1911 г. Николай окончил двухклассное училище Министерства народного просвещения. С 1916 г. проходил службу в армии и в 1923 г. завершил курс обучения в Московском военно-инженерном училище, получив специальность техника по возведению оборонительных сооружений. После этого работал на производстве и продолжал учиться, так что к 1932 г. окончил строительный техникум по специальности «инженер-строитель».
Только после окончания войны, когда в стране вновь стали открываться храмы и духовные учебные заведения, когда открылась Троице-Сергиева Лавра, Николаю удалось наконец исполнить то, к чему стремилась его душа. В 48 лет он оставляет профессию строителя и поступает в Московскую Духовную семинарию. Учебу в ней он завершил в 1948 г. и тогда же был принят в число братии Лавры. Осенью того же года состоялся его постриг в мантию с именем Савва – в честь преподобного Саввы Сторожевского. В 1952 г. отец Савва был рукоположен в сан иеромонаха и исполнял возложенное на него послушание лаврского эконома.
В 1955 г. указом Святейшего Патриарха Алексия I он был переведен в Псково-Печерский монастырь, в котором по 1957 г. являлся благочинным. В 1958 г. отец Савва был возведен в сан игумена и награжден правом ношения креста с украшениями. Тогда же он был назначен временным настоятелем храма в честь Казанской иконы Божией Матери в Великих Луках; затем недолгое время настоятельствовал в храме святого великомученика Георгия Победоносца в селе Палицы, в 30 километрах от Пскова.
В 1960 г. игумен Савва возвратился в Печерскую обитель и по-прежнему исполнял чреду священнослужения, а также возложенные на него хозяйственные обязанности. Кроме того, он помогал и в различных строительных и реставрационных работах, связанных с благоукрашением монастырских храмов. 16 августа 1973 г. наместником обители архимандритом Алипием (Вороновым) отец Савва был пострижен в схиму без изменения имени, но на этот раз – в честь преподобного Саввы Освященного.
Можно сказать, что вся жизнь старца была непрестанным подвигом служения Богу и людям. Он был известен как замечательный духовник, способный утешить, ободрить, а самое главное – помочь человеку в ходе исповеди буквально переродиться. Был отец Савва вместе с тем и неустанным проповедником слова Божия, и духовным писателем, простым, доступным языком разъясняющим людям святоотеческое учение о спасении. Но более всего привлекала к старцу людей слава о нем как об удивительном молитвеннике, смиренном, но дерзновенном ходатае пред Богом о людских горестях и нуждах. Сохранилось немало воспоминаний духовных чад отца Саввы о случаях чудесной помощи Божией по его молитвам.
В конце 70-х гг. здоровье старца серьезно пошатнулось, им все больше стали овладевать недуги. 26 июля 1980 г. он был соборован, затем причастился Святых Христовых Таин. На другой день он вновь причастился, а после этого наместник архимандрит Гавриил (Стеблюченко) по завершении канона на исход души прочитал над ним отходную молитву, и в 9 часов утра схиигумен Савва отошел к Богу. Отпевание его совершалось 30 июля в Сретенском храме обители, причем на нем присутствовало множество почитателей почившего старца и его духовных чад.
Завещание, составленное отцом Саввой еще за три года до блаженной кончины, содержит в себе наряду с прочим и такие строки: «Преклонный возраст и болезни предвещают мне близкую кончину, мое преселение от временной жизни в жизнь вечную. Перехожу в иной мир с надеждой на помилование предстательством Пресвятыя Богородицы и Всех Святых. Высшим для себя служением почитал быть рабом всех православных христиан. Воистину, возлюбленные отцы и братия во Христе, не было и нет в моем сердце огорчения ни на кого из вас. Я с любовью прощаю всем все, простите и вы меня, недостойного, искренне любящего вас.
Прошу вас, сотворите любовь, не лишите меня последнего благодеяния – ваших святых молитв о мне ко Господу. Если я обрету у Господа дерзновение, то надеюсь ходатайствовать пред Ним за всех вас, и особенно за тех, кто будет поминать меня в молитвах» 182.
2 Католикос-Патриарх Илия II(Шиолашвили; 1933 г. р.) родился в г. Орджоникидзе. В 1956 г. окончил Московскую Духовную семинарию, а годом позднее, будучи уже студентом Московской Духовной Академии, принял монашеский постриг и Патриархом Алексием I (Симанским) был рукоположен во иеромонаха. В 1960 г. окончил Академию со степенью кандидата богословия. В 1963 г. состоялась его хиротония во епископа Шемокмедского, викария Католикоса-Патриарха Ефрема II. С 1967 г. – правящий архиерей Сухумо-Абхазской епархии. С 1963 г. исполнял и обязанности ректора Пастырских курсов, а затем, с 1969 г.,– Мцхетской Духовной семинарии. С 25 декабря 1977 г. по сей день возглавляет Грузинскую Православную Церковь.
3 Митрополит Тетрицкаройский Зиновий (Мажуга; 1896–1985) начинал свой монашеский путь в Глинской пустыни. Поступил в обитель в 1914 г. В 1921 г. был пострижен в монашество с именем Зиновий.
После закрытия Глинской пустыни поступил в Драндский монастырь. Там в 1924 г. епископом Пятигорским Никоном был рукоположен во иеродиакона, а в 1926 г. – во иеромонаха.
С 1925 по 1930 г. отец Зиновий служил в Сухуми, затем – в Ростове-на-Дону, где и был арестован. В заключении встретился с отцом Серафимом (Романцовым). С 1942 по 1945 г. отец Зиновий служил в Тбилиси, в Сионском Успенском соборе, был духовником скита святой Ольги в Мцхета. В 1945 г. был возведен в сан игумена.
С 1945 по 1947 г. служил в с. Кирово, в Армении, затем, по 1950 г., в Батуми. В 1950 г. он был назначен настоятелем тбилисского храма во имя святого благоверного князя Александра Невского и возведен в сан архимандрита. С 1952 г. – член Святейшего Синода Грузинской Православной Церкви.
За свою подвижническую жизнь и труды на благо Церкви отец Зиновий в 1956 г. был рукоположен во епископа Тетрицкаройского, а в 1972 г. возведен в сан митрополита.
«Это был старец высокой духовности; его душа была озарена благодатью, обильно изливавшейся на всех, притекавших к его духовному окормлению. Имея во всей полноте дар прозрения, митрополит Зиновий вопрошавшим его открывал волю Божию. Богослужения он совершал с таким благоговением, что схиархимандрит Андроник (Лукаш) писал: “Сколько мне радости, что Господь сподобил меня помолиться в церкви со святителем нашим”.
Неразрывно духовно связанный с братией Глинской пустыни, владыка Зиновий писал, что “всегда молится и призывает благословение на всех Глинских”, и сам просил их молитв» 183.
Достигнув глубокой старости, владыка Зиновий много болел. И уже на закате своей жизни он принял постриг в схиму с именем Серафим, в честь преподобного Серафима Саровского.
Скончался он 8 марта 1985 г. и был погребен в храме во имя святого благоверного князя Александра Невского, где духовно окормлял свою паству на протяжении тридцати пяти лет.
4 Католикос-Патриарх Мелхиседек III (Пхаладзе; 1876–1960) родился в Тифлисской губернии в семье псаломщика и в крещении был наречен Михаилом. Его отец, будучи человеком небогатым, стремился, однако, дать своим детям образование. Когда Михаилу исполнилось девять лет, он был отдан в Духовное училище, а затем продолжил свое образование в Тифлисской Духовной семинарии и Казанской Духовной Академии, которую окончил в 1900 г. со степенью кандидата богословия. Еще в период обучения в Академии будущий Патриарх занимался математикой, причем сохранил любовь к точным наукам и в последующие годы.
По завершении образования Михаил какое-то время работал преподавателем в духовных школах. Затем, в 1915 г., принял священство и служил в Подольской епархии, а позднее, когда Грузинская Церковь восстановила свою автокефалию, возвратился на родину. Овдовев, отец Михаил в 1925 г. принял монашество с именем Мелхиседек и в том же году был хиротонисан во епископа. С 1943 г. он – митрополит Урбнисский, а с 1952 по 1960 г.– Католикос-Патриарх всея Грузии.
5 Католикос-Патриарх Калистрат(Цинцадзе; 1866–1952) родился в семье священника. Учился в Кутаисском Духовном училище, затем – в Тифлисской Духовной семинарии и Киевской Духовной Академии. Окончил Академию в 1892 г. со званием кандидата богословия, годом позднее был рукоположен в сан священника и в течение тридцати двух лет проходил служение в различных храмах Тифлиса. При этом пастырская деятельность сочеталась в его жизни с общественной. Будучи священником, отец Калистрат вместе с тем в разное время исполнял обязанности члена Городской думы, секретаря и члена ученых обществ, члена правления Тифлисской Духовной семинарии, законоучителя в мужских гимназиях. После смерти жены он принял монашество и в 1925 г. был возведен в сан епископа. С 1932 по 1952 г.– Католикос-Патриарх всея Грузии.
6 Католикос-Патриарх Ефрем II(Сидамонидзе; 1896–1972) родился в Картли в семье сельского псаломщика. В восемь лет был определен в Горийское Духовное училище. Закончив его в 1912 г., тогда же поступил в Тифлисскую Духовную семинарию. Обучаясь в семинарии, вплоть до окончания ее в 1918 г., Григорий (таково было мирское имя будущего Патриарха) все свое свободное время посвящал посещению монастырей – Кватахебского, Шио-Мгвимского и других,– в которых читал, пел и иподиаконствовал.
В 1923 г. Григорий закончил историко-филологический факультет Тбилисского университета. Еще на последнем, четвертом, курсе он принял монашеский постриг с именем Ефрем. В 1927 г. Католикосом-Патриархом Христофором II (Цицкишвили) он был хиротонисан во епископа, а в 1945 г. Католикосом-Патриархом Калистратом возведен в сан митрополита.
Много трудов владыка Ефрем положил на ремонт и украшение храмов, в частности, на восстановление храма святого Георгия на территории Бодбийского монастыря святой Нины, где находится место ее упокоения. Его попечением был перестроен в древнем грузинском стиле иконостас Светицховели, а также перенесены из музея святые мощи мучеников Давида и Константина, князей Арагветских, в Моцаметский монастырь, где покоились они прежде. В 1960 г. владыка Ефрем был возведен на патриарший престол.
В период его патриаршества в 1963 г. были открыты Пастырские курсы, в 1969 г. реорганизованные в Духовную семинарию, переизданы Новый Завет на старогрузинском языке, Полный Молитвослов, иллюстрированный изображениями грузинских святых.
Помимо этого Патриарху Ефрему принадлежат: переработка акафиста святым мученикам-князьям Давиду и Константину, монография о преподобном Максиме Исповеднике и словарь грузинских архаизмов. Также, совместно с Патриархом Калистратом, он участвовал в составлении церковного календаря, выявляя грузинских святых в древних письменных источниках.
7 Митрополит Бодбийский Димитрий(Иашвили; 1872 – 1961). Владыка Димитрий (в миру – Давид Иларионович Иашвили) родился в Кахетии в селении Сакобо Сигнахского района. Первоначальное образование он получил в Телавском духовном училище, которое окончил в 1888 г., и в том же году перешел в Тифлисскую Духовную семинарию. По окончании семинарии в 1896 г. он два года служил в должности учителя в школах Ведомства православного исповедания. В 1898 г. он принял сан и был назначен в родное село настоятелем храма. Одновременно с этим отец Давид продолжал преподавательскую деятельность: состоял наблюдателем церковно-приходских школ и председателем Сигнахского епархиального училищного совета.
В 1912 г. отец Давид был переведен в Тбилиси настоятелем храма во имя Святого Архистратига Михаила. В течение 12-летней плодотворной педагогической деятельности, совмещаемой с должностью настоятеля храмов, отец Давид был удостоен нескольких духовных наград, до протоиерейства включительно.
Потеря супруги произвела глубокий переворот в жизни отца Давида и указала ему путь к более широкому пастырскому поприщу: в 1952 г. протоиерей Давид Иашвили принимает монашеский постриг с именем Димитрий и возводится в сан митрополита Бодбийского.
На пути своего церковного служения владыка Димитрий был неизменно добросовестным исполнителем своих сначала пастырских, а затем архипастырских обязанностей, искренне заботился о людях, вверенных ему Богом. В бытность свою на приходе он построил в селе храм на доброхотные пожертвования верующих. Он был прекрасным проповедником, человеком высокой культуры. Помимо проповедей, его перу принадлежат целые тома сочинений.
«Характерными чертами его души являлись чуткость, доброта, отзывчивость, исключительная простота, ласковость и обаятельность, располагавшие к нему сердца многих людей» 184. Митрополит Димитрий похоронен в кладбищенском храме Святых апостолов Петра и Павла в Тбилиси.
8 Католикос-Патриарх Леонид(Окропиридзе; 1861–1921) родился неподалеку от Тифлиса в благочестивой христианской семье. Учился в Киевской Духовной Академии и еще в период обучения принял монашество и был рукоположен в сан иеромонаха. По окончании Академии в 1888 г. работал инспектором училищ «Общества восстановления православного христианства на Кавказе», а затем занимал различные церковные посты в Грузии до 1898 г., когда состоялась его хиротония во епископа Горийского. В марте 1917 г. в качестве Местоблюстителя Патриарха возглавил Временное Управление Грузинской Церкви до избрания Католикоса-Патриарха Кириона. В 1918 г. был избран Католикосом-Патриархом. Известен как духовный писатель и миссионер.
9 Схиархимандрит Андроник(Лукаш; 1889–1974) – глинский старец. В обитель поступил в 1906 г. Нес послушание в монастырской гостинице, на мойке белья, на кухне, в саду, на пасеке, затем – в скиту. В 1915 г. был призван в армию. Попал в плен, провел три с половиной года в Австрии. После окончания войны в 1918 г. вновь вернулся в обитель. В 1921 г. был пострижен в монашество с именем Андроник. После закрытия обители в 1922 г. был келейником епископа Павлина (Крошечкина), викария Курской епархии, и им в том же году был рукоположен в сан иеродиакона.
В 1923 г. отец Андроник был сослан на пять лет на Колыму. По амнистии вернулся из ссылки раньше срока и по-прежнему был келейником у владыки Павлина, который в 1926 г. рукоположил его в сан иеромонаха. Годом позже отец Андроник сильно заболел и был пострижен в схиму с сохранением прежнего имени.
В 1939 г. снова был осужден и сослан на Колыму. Пережил в ссылке много скорбей и невзгод, но затем, в 1948 г., опять смог возвратиться в открывшуюся к тому времени Глинскую пустынь. Там вскоре был назначен благочинным и ризничим обители.
«Душа отца Андроника,– пишет о нем архимандрит Иоанн,– очищенная многими скорбями, была переполнена благодатных даров Святого Духа. Эта духовность и привлекала людей к старцу. Смирение и кротость безраздельно царили в его душе, даже ходил старец смиренно согнувшись. Вначале братия обращались к нему лишь по делам послушаний, но, чувствуя его горячую, искреннюю, снисходительную ко всем человеческим немощам любовь и духовную опытность, стали поверять ему всю свою душу. После беседы со старцем, его молитв тихое и благодатное утешение наполняло их сердца. В короткое время он снискал такое доверие, что стал братским духовником» 185.
В 1955 г. отец Андроник был возведен в сан игумена. Авторитет его в обители был столь велик, что не только братия, но и сам настоятель ее, схиархимандрит Серафим (Амелин), исповедовался у него.
После закрытия Глинской пустыни в 1961 г. отец Андроник переселился в Тбилиси под непосредственное попечение митрополита Тетрицкаройского Зиновия (Мажуги), очень любившего старца. И здесь он продолжал свое старческое служение. В храм святого благоверного Александра Невского, где отец Андроник служил и исповедовал, как прежде в Глинскую пустынь, стекались люди, ищущие спасения, со всех концов страны. В 1963 г. по благословению Святейшего Патриарха Алексия I (Симанского) митрополит Зиновий возвел отца Андроника в сан архимандрита.
В 1973 г. старец тяжело заболел, у него отнялась левая часть тела. Не имея возможности участвовать в богослужении, он переносил болезнь безропотно, постоянно пребывая в молитве и ежедневно причащаясь Святых Христовых Таин. Уже незадолго перед смертью, находясь в забытьи, он неожиданно внятно произнес: «Милость Божия все покроет» – и стал кого-то благословлять.
Так, вероятно, Господь сподобил его увидеть кого-то из уже отошедших в мир иной собратий. После этого отец Андроник пришел в сознание и тихо сказал: «Я буду умирать», сомкнул глаза и ни с кем не разговаривал, хотя и пребывал в полном сознании. 21 марта 1974 г. он тихо и безболезненно отошел в вечную жизнь.
Тело схиархимандрита Андроника предал погребению митрополит Зиновий. А тогдашний Католикос-Патриарх всея Грузии Давид V (Девдариани), посетив могилу старца, положил на нее красное пасхальное яйцо и, обращаясь к нему, сказал: «Отец Андроник! Христос воскрес! Мы знаем, что ты теперь в Царстве Небесном. Что отличало тебя в этой жизни? Ты не имел врагов, и потому все любили тебя. Ко всем было открыто твое любящее сердце. Молись за нас, чтобы и нам разделить радость твоего блаженства».
10 Католикос-Патриарх Давид V (Девдариани; 1903–1977) родился в семье служащего. Священный сан принял в 1927 г. Служил на различных приходах, а с 1930 г.– в Тбилиси. В 1956 г. принял монашеский постриг и в том же году был хиротонисан во епископа. В бытность Урбнисским митрополитом преподавал в Мцхетской Духовной cеминарии древнегрузинский и церковнославянский языки. С 1972 по 1977 г. – Католикос-Патриарх всея Грузии.
11 Схиархимандрит Серафим(Романцов; 1885–1976) – глинский старец. В Глинскую пустынь поступил в 1910 г. Проходил различные послушания. Затем был призван в армию, воевал. В 1916 г. был ранен и по выздоровлении снова возвратился в обитель. В 1919 г. был пострижен в монашество с именем Ювеналий. В 1920 г. – рукоположен во иеродиакона. После закрытия в 1922 г. Глинской пустыни поселился в Драндском Успенском монастыре Сухумской епархии. Там в 1926 г. был рукоположен во иеромонаха и пострижен в схиму с именем Серафим. После закрытия Драндского монастыря жил в окрестностях Алма-Аты, работал сторожем на пасеке. В 1930 г. арестован и выслан на строительство Беломорканала. С 1934 по 1946 г. жил в Киргизии. Образ жизни вел самый аскетический. Летом поднимался высоко в горы, где жил как отшельник в плетеной хижине. Время проводил в молитве, чтении Священного Писания и богомыслии. Спал очень немного, прямо на полу. Зимой жил в одной благочестивой семье, где для него специально была устроена келия. По ночам совершал богослужения, исповедовал, причащал, давал спасительные наставления обращавшимся к нему. В 1947 г. вернулся в Глинскую пустынь. В 1948 г. был назначен на должность ее духовника.
Схиархимандрит Иоанн (Маслов) в книге об истории Глинской пустыни пишет о нем: «Это был духовник опытнейший, знаток всех сокровенных движений человеческого сердца, обладатель духовных сокровищ, которые он приобрел долгим многотрудным подвигом. Его беседы, преисполненные истинного смирения, согревали охладевшие сердца людей, открывали им душевные очи, просвещали разум, приводили к раскаянию, душевному миру и душевному возрождению» 186.
Помимо трудов по окормлению множества прибегавших к нему за помощью монашествующих и мирян, вел отец Серафим и обширнейшую переписку. В 1960 г. он был возведен в сан игумена. После вторичного закрытия обители переехал в Сухуми и здесь также продолжал подвиг старческого окормления. За свое ревностное служение в 1975 г. был возведен в сан архимандрита митрополитом Сухумским и Абхазским Илией (нынешним Католикосом-Патриархом всея Грузии).
Замечательна была кончина отца Серафима. В канун праздника святителя Николая, 18 декабря 1975 г., он занемог и вынужден был слечь в постель. Во время своей болезни старец непрестанно читал Иисусову молитву, а устав, просил кого-то из присутствовавших продолжать ее чтение. На протяжении двух недель он каждый день причащался Святых Христовых Таин. Находясь в полном сознании, отец Серафим сподобился увидеть многих своих братий по духу, певших, как говорил он, стихиру Божией Матери «Совет Превечный». Затем старец слабым от болезни голосом запел и сам: «Вкусите и видите, яко благ Господь. Аллилуиа». После этого видения он сказал: «О чем я молился всю жизнь и чего искал, то открылось сейчас в моем сердце; моя душа исполнилась благодати настолько, что не могу ее даже вместить». И добавил: «Теперь я буду умирать». 31 декабря отец Серафим закрыл глаза и уже ни с кем более не говорил. А на следующий день, 1 января 1976 г., он в мире предал дух свой Богу.
Отпевание почившего старца совершил митрополит Илия в сослужении множества клириков. На сороковой день по кончине отца Серафима владыка вместе с прибывшими из разных мест священниками – духовными чадами усопшего – совершил в кафедральном соборе Сухуми панихиду и произнес слово. В нем, обращаясь к отцу Серафиму, как к живому, митрополит Илия сказал: «Молись за нас, отче, Богу, потому что ты приобрел пред Ним дерзновение».
12 Схиархимандрит Виталий(Сидоренко; 1928–1992) родился в селе Екатериновка Краснодарского края в крестьянской семье, при Крещении наречен Виталием. Как только он освоил грамоту, его любимым чтением стало Евангелие. Уже в детстве он полюбил молитву, а с 14 лет взял на себя подвиг странничества. На монашество его благословил слепой старец отец Алексий, живший в Таганроге, где некоторое время подвизался отец Виталий. В 1948 г. он приехал в Троице-Сергиеву Лавру, только открывшуюся после войны, и участвовал в восстановительных работах. Но в число послушников он принят не был, так как уже в ранней юности сознательно отказался от каких-либо документов. Лаврские монахи посоветовали ему поехать в Глинскую пустынь, известную своими опытными старцами. Его духовником стал старец Серафим (Романцов). В конце 50-х гг. брату Виталию пришлось уехать в Таганрог, так как находиться в монастыре стало опасно: власти ужесточили контроль за приезжающими в обитель и запретили оставлять паломников на ночлег. В 1961 г. Глинская пустынь была закрыта властями, а для брата Виталия начался период странничества. Многие версты прошел он, посещая святые места вместе с постепенно собиравшимися вокруг него верующими, его будущими духовными чадами. Не раз его арестовывали власти, избивали, бросали в тюрьму. В эти суровые годы странничества он заболел туберкулезом. В 1958 г. он приехал в горную пустынную местность близ г. Сухуми, называемую Барганы, где стал подвизаться в трудах и молитве. В начале 60-х годов он был пострижен в мантию с наречением имени Венедикт, а затем тайно принял схиму с именем Виталий. В 1969 г. отец Виталий прибыл в Тбилиси, в 1976 г. митрополитом Зиновией (Мажугой) он был рукоположен во иеродиакона, а через несколько дней – во иеромонаха. В Тбилиси старческое окормление искавших спасения людей стало главным делом его жизни: за советом и утешением к нему приезжали люди со всей страны. Схиархимандрит Виталий почил о Господе 1 декабря (н. ст.) 1992 г. Отпевание старца в храме святого благоверного князя Александра Невского совершил Святейший Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II, в сослужении причта храма, тбилисского клира и священнослужителей, приехавших из России и Украины.
Схиархимандрит Виталий погребен во дворе Александро-Невского храма, в Тбилиси 187.
13 Католикос-Патриарх Христофор(Цицкишвили; 1873–1932). После окончания в 1893 г. Тифлисской Духовной семинарии принял сан священника и служил на приходе, затем – исполнял должность законоучителя Тифлисской мужской гимназии. В 1918 г. посещал историко-филологический факультет Тифлисского университета. В 1921 г. без пострижения в монашество был хиротонисан во епископа Урбнисского. С 1927 по 1932 г. являлся Предстоятелем Грузинской Православной Церкви.
14 Святой Католикос-Патриарх Амвросий (Хелая; 1861–1927). Закончив в 1885 г. Тифлисскую Духовную семинарию, служил священником в Грузии. Затем поступил в Казанскую Духовную Академию (окончил в 1901 г.); на третьем курсе ее принял монашеский постриг. Впоследствии служил как в Грузии, так и в России. В октябре 1917 г. был хиротонисан во епископа Чкондидского. С 1921 г. – Католикос-Патриарх всея Грузии. В 1926 г., под давлением атеистического правительства, был устранен от дел управления. Причислен Грузинской Церковью к лику святых как исповедник.
15 Святой Католикос-Патриарх Кирион III (Садзаглишвили; 1854–1918) родился в семье священника. По окончании Тифлисской Духовной семинарии и Киевской Духовной Академии (1880 г.) некоторое время занимал должность помощника инспектора Одесской Духовной семинарии; затем работал преподавателем Кутаисского и Тифлисского Духовных училищ. В 1896 г. принял монашеский постриг и два года спустя был хиротонисан во епископа Алавердского. В дальнейшем служение проходил в различных епархиях Грузии и России. С 1915 г. епископ Полоцкий и Витебский. В августе 1917 г., согласно собственному прошению, от управления епархией был уволен и возвратился в Грузию. С сентября того же года – Католикос-Патриарх всея Грузии. В 1918 г. был зверски убит в Марткопском монастыре. Грузинская Церковь канонизировала его как священномученика. Оставил после себя ряд научных трудов, посвященных исследованию истории Церкви.
* * *
См.: У «пещер, Богом зданных». Псково-Печерские подвижники благочестия ХХ века. М., 1999. С. 438.
Архимандрит Иоанн (Маслов). Глинская пустынь. История обители и ее духовно-просветительная деятельность в XVI-XX веках. М., 1994. С. 533.
Иерарх Грузинской Церкви митрополит Бодбийский Димитрий (Иашвили). Некролог / ЖМП 1961. №11. С. 64.
Архимандрит Иоанн (Маслов). Цит. соч. С. 464–465.
Архимандрит Иоанн (Маслов). Цит. соч. С. 471.
Жизнеописание схиархимандрита Виталия (Сидоренко) составлено по кн.: О жизни схиархимандрита Виталия. Воспоминания духовных чад. Письма. Поучения. М.: Новоспасский монастырь, 2002.