Да увижу вас всех в Раю!

Источник

Содержание

Вступление

Жизнеописание старца Клеопы Илие Отчий дом Семья отца Клеопы Жизнь и подвиги Как был подарен Матери Божией младенец Константин Детство С овцами в скиту Козанча Как трое братьев избавились от искушений молодости Как диавол искушал брата Георгия Как брат Георгий был принят в скит Сихастрия Уход в монастырь братьев Василия и Константина Поступление в монастырь и духовный искус Духовный авторитет настоятеля Иоанникия Мороя Первые искушения брата Константина Иеродиакон Христофор исихаст Сила Псалтири Подвиги брата Василия Пророчество святого епископа Иоанна Чудесная кончина брата Василия Подвиги и кончина монаха Герасима Илие Чудесные видения брата Константина Если бы мне прожить до тридцати лет Брат Константин – пономарь Брат Константин – иконописец Монах Галактион Илие, первый духовный отец брата Константина У овец в Сихастрии Молитва и послушание Как исцелился брат Константин Чудо святого Поанна Нового Встреча с рясофорным монахом Илией Иаковом (святым Иоанном Иаковом Нямецким) Уход в армию Договор схимонаха Паисия и брата Константина Пострижение в монашество Искушение сребролюбием Пожар в монастыре Сихастрия Как был избран заместителем игумена монах Клеопа Кончина настоятеля Иоанникия Мороя Как был избран игуменом монах Клеопа Скит Сихастрия в 1945–1946 годах Святой епископ Поанн из гор Сихлы Возведение скита Сихастрия в ранг монастыря Пострижение в монашество матери отца Клеопы Чудо Матери Божией Освящение нового храма Скорби Искушения Поступление отца Паисия в киновию Сихастрии Первое удаление в горы архимандрита Клеопы Архимандрит Клеопа – настоятель монастыря Слатина Духовный наставник многих монастырей Молдовы Как отец Клеопа избежал настоятельства над монастырем Нямц Второе удаление в горы настоятеля Клеопы в 1952–1954 годах Паломничество в святые монастыри Монастырь Сихастрия в 1989–1959 годы Гонение на Церковь в 1959–1964 годах Третье удаление в горы отца Клеопы Сихастрия без отца Клеопы Слезы матери Агафии Возвращение отца Клеопы в монастырь Сихастрия Духовничество отца Клеопы Духовные советы монахам Духовные советы мирянам Дар молитвы Два старца-монаха, имевшие дар молитвы О верующей, имевшей дар Божественной молитвы Паломнические поездки старца Клеопы Паломничество ко робу Господню и нагору Синай Паломничество на гору Афон и в другие святые места Перосхимонах Паисий и архимандрит Клеопа Духовное подвижничество старца Клеопы Отец Клеопа – настоятель-миссионер Последний год жизни старца Клеопы Погребение Последнее слово отца Клеопы к братству монастыря Сихастрия, произнесенное 1 марта 1998 года Воспоминания о старце Клеопе Он был великий подвижник Я увидел неправду и восскорбел Бдите и молитесь Святая могила Брат, когда я вижу тебя, то не могу забыть... Два кукурузных початка Не делай аборт Ты будешь служить Матери Божией Может, хоть одному будет на пользу Не осуждай старика! Девочка поправится! Не оглядывайся назад! Следуй путем послушания! Молитвенное правило старца Клеопы Дар отца Клеопы – избавлять нас от искушения Благодать Духа Святого Отец Клеопа – настоятель Если б у меня была большая котомка, я бы посадил всех вас в нее и отнес бы в рай А вы сами что скажете? Мудрые слова святых отцов, говоренные старцем Клеопой Поучения и беседы старца Клеопы Беседы старца Клеопы О канонах церкви Правая вера румынского народа Беседа отца Клеопы с богословом и мирянином Двадцать причин, по которым человек живет на земле Беседы отца Клеопы с неправославными христианами Слова и поучения старца Клеопы  

 

Если б у меня была большая котомка, я бы посадил всех вас в нее и отнес бы в рай!

Старец архимандрит Клеопа

Вступление1

Румынская земля процвела множеством велики угодников Божиих. Имена некоторых из них – мученицы Филофеи, мученика Иоанна, Валаха, святителей Досифея, митрополита Молдавского, и Григория, митрополита Валашского, преподобных Феодосия Бразского и Василия Поляномерульского – мы встречаем в месяцеслове Русской Православной Церкви. О других знаем очень мало или вовсе не знаем ничего. Но одно имя, упоминаемое в месяцесловах и Русской, и Румынской Православных Церквей, является знаковым и одинаково важным для обеих. Это имя Паисия Величковского. Труды великого молдавского старца, настоятеля Немяцкого монастыря, предобного Паисия по переводу святооотеческих писаний с греческого на славянский язык долгое время были единственными в России и читались повсюду. Он перевел «Добротолюбие», творения преподобных Исаака Сирина, Феодора Студита, Максима Исповедника, святителей Григория Паламы и Иоанна Златоуста и многое другое. Эта сторона его дейятельности является важной, неотъемлемой, но – частью дела всей его жизни. С именем преподобного Писия главным образом связано возрождение старчества. Хорошо известны слова преподобного Иоанна лествичника: «Свет монахов суть Ангелы, а свет для всех человеков – монашеское житие» (Лествица. Слово 26, п. 31). И если само монашество является цветом христианства, то старчество – это лучшее выражение монашества.

Сущность старчества заключается в том, что в монастыре избирается старцем – руководителем, духовным отцом – опытный в духовно аскетической жизи инок. К нему во всякое время могут обращаться ученики, которые раскрывают перед ним всю свою душу, открывают помыслы и поступки, спрашивают совета и все делают лишь с его благословения. Иными словами, духовные чада отказываются от своей воли, мыслей и разумения, передают все это духовному отцу, повинуясь ему беспрекословно и без рассуждения. Говоря образно, старец – это кормчий корабля. Вся сила его руководства заключается именно в завете между ним и учеником, по которому старец берет на себя руководство ко спасению души ученика. Ученик же в свою очередь безбоязненно, душой и телом, вверяет себя учителю. Именно в строгом послушании состоит особенность старчества по сравнению с другими видами монашеского жительства. Даждь кровь и прими дух; оставь свои хотения и разумения, чтобы сотворить Божеские хотения и разумения, – вот суть старческого руководства.

В России преемниками преподобного Паисия явились старцы Оптиной пустыни. Первые из их – преподобные Лев (Леонид), Макарий, Моисей – были учениками учеников преподобного Паисия. По словам религиозного мыслителя, историка и публициста Г.П. Федотова, Паисий Величковский стал отцом русского старчества, а непосредственно связанные с ним Оптина и Саровская пустыни стали двумя центрами духовной жизни, кострами, у которых отогревалась замерзшая Россия.

И если старчество, пришедшее в Россию с учениками великого старца Паисия, принесло столь великий духовный плод в нашем отечестве, мы можем представить, как процвело оно в монастырях Румынии.

Настоящая книга посвящена одному из прямых духовных наследников преподобного Паисия – великому румынскому старцу архимандриту Клеопе Илие. Монастырь Сихастрия, в котором духовно сформировался и подвизался старец Клеопа, до 1947 года был скитом, приписанным к Нямецкому монастырю. Духоносные старцы, воспитавшие архимандрита Клеопу – протисингел Иоанникий Морой и иеромонах Паисий Олару, – принадлежали к той ветви румынского монашества, которую преподобный Паисий принес со Святой Горы Афон и насадил в Румынии.

Один из многочисленных учеников старцы Клеопы говорил, что он был «яко един от древних». Читая о его молитвенных и постнических подвигах, отшельнической жизни в лесу, все вермя напоминаешь себе, что это житие не какого-либо великого подвижника древности, что старец Клеопа – наш современник. Слова святого апостола Павла: Все могу в укрепляющем меня Иисусе (Флп. 4:13) – напрямую относятся к отцу Клеопе. Жизнь архимандрита Клеопы – это жизнь человека, который жил в Боге, и Бог жил в нем. Свидетельство тому – обильные дары благодати Божией, источавшейся через него. Своим великим подвижничеством отец Клеопа стяжал самую главную из христианских добродетелей – любовь, которую явственно ощущали на себе сотни и тысячи людей, приезжавших к старцу. Ее хватало на всех, никто не отходил от него неутешенным. И после праведной кончины отца Клеопы эта любовь не оскудела – существует множество свидетельств о различных чудотворениях, происходящих на его могиле.

Старец Клеопа своей жизнью засвидетельствовал слова апостола Павла, что Господь Иисус Христос вчера и сегодня и во веки тот же (Евр. 13:8).

* * *

1

Настоящая книга составлена из двух изданий, вышедших на румынском языке: In memoria Parintelui Cleopa. Manasstirea Sihastria, 2004; Arhimandrit Ioanichie Balan. Viata Parintelui Cleopa. Editia a 2-a Iasi: Trinitas, 2002. Эти книги, написанные в разные годы разными авторами, мы объединили в одну, постаравшись исключить содержащиеся в них повторы. Благословение на перевод и составление этой книги было получено непосредственно из монастыря Сихастрия.

В комментариях дается пояснение некоторых богослужебных терминов, слов и понятий, употребляемых в Румынии и не встречающихся в нашей церковной жизни, а также – по возможности – рассказывается об упоминаемых в тексте святых подвижниках, исторических лицах и церковных деятелях. Не все получилось, как хотелось бы: информацию о некоторых людях найти не удалось (например, о святом епископе Иоанне, бывшем викарии Киевской митрополии, подвизавшемся в горах Сихлы). Но мы надеемся, что комментарии все же облегчат читателям понимание текста.


Источник: Да увижу вас всех в Раю! : Румынский старец архимандрит Клеопа Илие. – Москва : Класы Духовные, 2010. - 365 с.

Комментарии для сайта Cackle