Глава 7
Мих.7:1. У, люте мне, понеже бых аки собираяй сламу на жатве, и яко пародок в объимании винограда не сущу гроздию, еже ясти первоплодная.
По любви пророк оплакивает израильтян, как пойдущих вскоре на погибель и имеющих потом дойти до такого числа, что останутся очень немногие из них, отдельные личности; они подобны будут выпадающим колосьям, которые ускользают из рук жнецов; но и таких даже собиратели соломы44 возьмут очень немного. Точно так же они подобны будут скрывающимся между листьями кистям винограда, которых миновали руки собирателей винограда. Этим, думаю, намекает и на редкость святых, которые будут тогда как бы в малых остатках и окажутся как бы одиночным колосом на сжатых нивах или в первосборных гроздах добавками второго сбора. Когда воздух бывает теплым, тогда из лоз сначала выходят первые грозды в большом числе; но, с течением времени, за ними иногда следует и второй набор гроздов. Собирателям находить такие грозды бывает трудно, потому что они удобно укрываются в густой листве и состоят из немногих ягод; их не без труда собирают те, которые следуют за собирателями винограда и тщательнейшим образом осматривают виноградные ветви. Итак, пророк здесь оплакивает, по-видимому, малое число праведников. А что израильтянам служило во вред это, то есть недостаток святых, – как можно сомневаться в этом? Будучи человеколюбивым Владыкою, Бог готов пощадить страны и города и простить весьма многие преступления, если бы в них находилось хотя и пять только праведников, а содомлян внутри них были бы реки45, так как Бог милостив и во уважение к святым, даже и очень немногим, прекращает Свой гнев.
Мих.7:2–3. У, люте мне, душе, яко погибе благочестивый от земли, и исправляющаго в человецех несть: вси во кровех прятся, кийждо ближняго своего озлобляет озлоблением, на зло руки своя уготовляют: князь просит, и судия мирная словеса глаголет, желание души его есть.
Эти слова, как нам кажется, вполне соответствуют действительности. Он сетует о том, что нет благочестивого во всей земле, очевидно, иудейской, хотя в древности она изобиловала весьма многими святыми и славными людьми. Об этом, Бог говорит устами Исаии: «како бысть блудница град верный Сион полн суда, в немже правда почиваше, ныне же в нем убийцы» (Ис.1:21). В особенности нестерпимо то, что они готовы дойти до крайней степени развращения, обвиняют друг друга в пролитии крови, жестоко убивают, добродетель же отвергают как нечто пустое, так что важнейшим своим занятием считают, как бы наложить только руки на обитателей. Ведь для людей, привыкших к такой жизни, нет ничего непозволительного, хотя бы это преследовалось законом, хотя бы это осуждалось благородными нравами. Итак, из этих слов видно ли, что подчиненные стали немощными, а начальствующие пользуются полной силой, и судьи здравствуют? Никак нет, говорит: ибо «князь просит, и судия мирная словеса глаголет». Нередко многие из поставленных для начальствования оказывались нечестивыми, весьма корыстолюбивыми и легко продающими свои приговоры тем, которые желают изменить их. И если они склонялись на совершение этих дел, то казаться по виду не преданными этим преступлениям, когда (так думалось им) станут, по-видимому, отвращаться от принятия подарков и постараются украсить свой образ жизни доброй славой, – а между тем на самом деле дойти до такой степени низости (о позор!), чтобы едва не протягивать руку и, если судья не получил подарка, нарушать требования правды, и бесстыдно угрожать этим; не было ли это уже выше всякой мерзости? Итак, слово пророка весьма выразительно; оно как бы вопиет против любостяжания: «князь просит, и судия мирная словеса глаголет». Но можно ли обвинять того, кто приглашает к миру разделившихся между собою на свою погибель? Как же в таком случае будет истинным изречение: «блажени миротворцы»? (Мф.5:9). И какая их награда? Но слава, подобающая посредникам мира, остается неприкосновенной. Впрочем, судящий право изъясняет требования божественного закона, и обличит неправедно поступающих, и всегда защитит притесняемых. Но когда они «глаголют словеса мирная» людям, поступающим беззаконно, не обличая их грехов; тогда-то именно ясно нарушают волю Законодателя. Так и Писание говорит, что «устне иереовы сохранят суд46 и закона взыщут от уст его» (Мал.2:7). Привыкшим же принимать подарки уже не свойственно судить праведно, ни с дерзновением обличать нарушителей закона, напротив, они склоняют к миру, хотя бы чрез это они заставляли кого-либо терпеть весьма много от их корыстолюбия. Объясняя причину этого недуга, пророк говорит: «желание души его есть»; по всей вероятности, говорит, ему нравится то, что совершилось противозаконно. Поэтому как же налагать ему наказания на поступивших неправедно? Как он будет порицать то, что прежде одобрял? Итак, любостяжание и притеснение других есть дело беззаконное и поистине вредное. А сверх того отвратительно иметь пристрастие к постыдным прибыткам и доходить до такого безрассудства, чтобы наконец презирать добрые нравы и неподкупный суд и не придавать этому никакого значения, а напротив – склоняться на сторону привыкших поступать беззаконно, разделять с ними их нечестие и таким образом приобщаться к чужим грехам (1Тим.5:22). А что предавшийся столь ужасным грехам всенепременно подвергнется божественному гневу и наказанию, кто из здравомыслящих может усомниться в этом?
Мих.7:3–4. И отиму благая их, яко моль поядаяй, и ходяй по правилам47 яко в день стражбы.
Сделал угрозу навести на них двоякого рода наказание, ибо сказал: «и аз начну поражати тя и погублю тя во гресех твоих. Ты ясти будеши и не насытишися. И изжену тя в тебе и постигнеши и не спасешися», а потом присовокупил: «ты посееши, но не пожнеши: ты изгнетеши масличие, но не помажешися маслом: и вино, и не испиете» (Мих. 6:13–15). А что у них вследствие бесплодия полей исчезнет изобилие и будет недостаток в предметах необходимых для жизни, и они будут угнетены недостатком в самонужнейших вещах, – это показывает, говоря, что Он подобно моли истребит вся «их благая», то есть то, чем можно было немало наслаждаться и широко пользоваться в дни счастья. А что они имели подвергнуться бедствиям и истреблению, и изгнанию, как и у себя самих, то есть будут убиваемы друг другом и жалким образом изгоняемы из собственных своих домов и городов, на это он указывает, говоря: «исходяй по правилам в день стражбы». Это изречение очень трудно для понимания. Думаю, что оно не иначе может быть понято нами, как после ясного изложения сюда относящихся исторических событий, что я и попытаюсь сделать. Есть в Иудее одно селение или городок Гава (слав. Гаваон), расположенный на холме и по жребию доставшийся колену Вениаминову; назван же он холмом и местом стражи. Вспомним, что, как написано в книге Судей (Суд. 20:19), один Левит, когда наложница его нагло обесчещена была вениамитянами в самой земле Гава, рассек труп ее на двенадцать частей и послал их во все колена, выставляя всем на вид преступление вениамитян. Вследствие этого произошло то, что остальные колена пошли войною против вениамитян, и пало великое множество народу, сначала когда вениамитяне победили другие колена, а потом когда уже другие колена истребили последних совсем. Об этом событии вспоминает и пророк Осия, и говорит: "изумление (безумие) в дому Божию утвердиша, и растлеша по днем Холма» (Гаваона) (Ос.9:8–9). Поскольку, говорит, идолослужение и лжепророчество (ибо в этом именно состояло их безумие) утвердили в доме Господнем, то и были истреблены как во дни Холма, то есть Гава. А что холм или Гава48 называется и стражей, это ясно увидишь из написанного в третьей книге Царств. Аса царствовал в Иерусалиме, а Вааса в Самарии в одно и то же время. Поскольку они не согласны были в своих стремлениях и, прогневавшись друг на друга, вооружились друг на друга войной, «взыде, – говорит, – Вааса царь Израилев на Иуду и созда Раму, яко не быти на исхождение и вхождение Асе царю Иудину» (3Цар.15:17). Когда же сделал нашествие на Самарию Адер, Вааса, выступая против врагов, оставил Раму; Аса же в это время выступил из Иерусалима и, бывши в Раме, »заповеда, – говорит, – ...Иуде во Енакиме, и взяша камение из Рамы и древа ея, имиже основа Вааса, и созда в них царь Аса окрест (περι)49 Холма Вениаминия и стражбища» (3Цар.15:22). Так толкуется слово Гаваа, потому что он поднят высоко, лежит на холме и месте удобном для стражи. Итак, «начну поражати тя и погублю тя во гресех твоих» и не иным каким способом, а именно тем самым, какой употреблен был в день стражбы. Буду поступать как бы по правилу, не уклонюсь ни направо, ни налево, идя путем отмщения. Кажется, пророческое слово опять указывает нам на почти подобное же. Михей же пророчествовал во дни Иоафама и Ахаза, и Езекии; но Иоафам был муж благочестивый, Ахав же премерзкий и ненавистный, и один из наиболее преданных нечестию. Во времена его царствования Факей, сын Рамелиин, тогдашний царь Самарии, вел войну против Иуды, имея союзником Раасона, царя дамасского. В один день он умертвил весьма многих; ибо во второй книге Паралипоменон так написано об Ахазе: «и предаде его Господь Бог его в руце царя Сирска и порази его, и плени от них плен мног, и приведе в Дамаск, и в руки царя Израилева предаде его, и порази его язвою великою. И уби Факей, сын Ромелиев царь Израилев от Иуды в един день сто двадесять тысящ мужей крепких силою, егда (понеже) оставиша Господа» (2Пар.28:5–6).
Итак, надобно знать, что оскорбляющие Бога немедленно испытают недостаток всякого блага, и поразит нас страшный голод божественных и духовных благ; и мы как бы угрызая будем истреблять друг друга. Христос не дарует Своего мира тем, которые не любят Его, что, как оказывается, случается преимущественно с врагами истины, у которых невозможно найти духовного помазания, но как бы пожирание друг друга и раздор, и ссоры, и спор, и разделение. О них Бог говорит: «понеже отъях мир мой от людей сих, смертию лютою изомрут» (Иер.16:4–5); потому что Бог никогда не подает таким крепости и единодушия, но только чтущим Его, у которых по справедливости может пребывать благо мира, которые уважают значение истины, не перестают пресекать в себе беззаконные и суетные помыслы, – напротив, стараются питать в себе чувство удивления пред красотой истины.
Мих.7:4. У, люте, отмщения твоя приспеша, ныне будут плачы их.
Слышишь, как он подражает воплям плачущих, которые не ожидают только будущих еще бедствий, но уже как бы подверглись им и плачут подобно женщинам; ибо, говорит, «отмщения твоя приспеша», то есть настало время наказания, война уже в руках, бедствие при дверях. Присовокупляя, что «ныне будут плачы их», он ясно показал, что исполнение пророчества не отлагается надолго, но находится как бы пред глазами. Тотчас после Иоафама воцарился Ахаз, нечестивый и отступник, убийца собственных своих детей, которые он приносил в жертву на демонских алтарях. При нем убито было в один день сто двадцать тысяч мужей из колена Иудина и Вениаминова. Надобно заметить, что в то же самое время и сам Израиль подвергся наказанию; ибо в царствование Факея сделал нападение на Самарию Феглаффелласар, царь ассирийский, и разрушил весьма много ее городов. Он взял Дамаск и убил самого Раасона, так что в одно и то же время случилось, что Иуда и Вениамин истреблены были десятью коленами, живущими в Самарии, а сами обитатели Самарии подверглись той же участи от вавилонян. Видишь как Он, как бы «ходяй по правилу» гнева живших во время холма или стражи, сотворил отмщение согрешившим.
Но это происходило с древними как образы, «писана же Быша в научение наше» (1Кор.10:11), дабы мы всегда, избегая подобных грехов, проводили жизнь в послушании, и приобретали благоволение и любовь, и защиту Бога всяческих. Но со всей справедливостью это можно отнести и к извращающим правое учение, и разрушающим веру простодушных, так что и мы можем сказать: «у, люте, отмщения твоя приспеша, ныне будут плачы их»; ибо «согрешающе в братию и биюще их совесть немощну сущу, во Христа согрешают» (1Кор.8:12). А что они непременно отдадут за это ответ Судье и вкусят плоды своего нечестия, – как можно сомневаться в этом? «Зане обидеша младенцев, убиени будут, и истязание нечестивыя погубит», – по написанному (Притч.1:32).
Мих.7:5–6. Не верите другом, не надейтеся на старейшины, и от сожителницы твоея хранися, еже сказати ей что. Понеже сын безчестит отца, дщерь востанет на матерь свою и невеста на свекровь свою, врази вси мужие50 домашнии его.
Разнообразно согрешая и возбуждая Владыку всяческих на гнев против самих себя, потом чрез святых пророков получая предвозвещения, что они за это подвергнутся неизбежным бедствиям, если добрым поведением не умилостивят Господа, израильтяне, сокрушаясь должны были бы исправиться в своем настроении и обращением к лучшему умилостивить Бога, но они, жалкие, никогда не делали этого, напротив, дошли до такого безрассудства, что воображали и верили, что они избегнут гнева божественного и весьма легко окажутся победителями во всякой войне, если будут опираться на помощь соседних народов, на содействие и обещания их начальников. Но что они смело полагались на суетные и пустые призраки и питали совершенно бесполезную надежду, пророк пытается показать им, говоря: «не верите другом, не надейтеся на старейшины», ибо это совершенно бесполезно. Так, когда пришел вавилонянин с намерением опустошить Самарию, тогда предводители соседних народов, хотя и обещали им великую помощь, но, имея необходимость вести борьбу за свое собственное существование, особенно заботились о своем собственном спасении, а о помощи другим они, кажется, нисколько и не думали. Посему «не верите другом, не надейтеся на старейшины». Знайте, говорит, что когда Бог воздвигает против вас гнев Свой, тогда перестает оказывать Свое содействие нам и самый закон естества, и сила врожденной любви к ближним по крови и своим по плоти; но они сами будут действовать в отношении друг к другу подобно врагам. Тогда жена забудет мужа, сыновья восстанут против отцов, а дочери против матерей; ибо, говорит, Тот, Кто начертал в природе законы любви, легко может изменять их и ослаблять. Но в этих словах мы можем видеть не один только способ ослабления, но двоякий и различный. Одни нарушают законы любви, беззаконно оскорбляя своих родителей, другие же, поступая так, радуют Бога и спасают собственные души. Посему Спаситель говорил: «мните ли, яко мир приидох дати на землю? ни, глаголю вам, но разделение. Будут бо отселе пять во едином дому разделени, трие на два, и два на три. Разделится отец на сына, и сын на отца: мати на дщерь, и дщи на матерь: свекры на невесту свою, и невеста на свекровь свою» (Лк.12:51–53). Увенчаем же столь славную любовь справедливым приговором; ибо она приближает к Богу, хотя некоторых отторгает от плотского родства, так что они устами Давида вполне справедливо могут сказать: «яко отец мой и мати моя остависта мя, Господь же восприят мя» (Пс.26:10).
Мих.7:7. Аз же ко Господеви воззрю, потерплю Бога Спаса моего, услышит мя Бог мой.
Эти слова весьма удобно можно отнести к раскаивающемуся Сиону и прозревающему конец бедствий плена, как это имело быть со временем. Так Кир победил вавилонян и отпустил из плена едва уже в останках бывшего Израиля, и вместе со священными сосудами повелел возвратиться домой и восстановить храм в Иерусалиме. Тогда как бы избегая тьмы и нерасторжимых уз, они, по милосердию Божию, вышли на свет, и отпущенные и радостные опять достигли изначала им всего более свойственной свободы. Итак, "аз, – говорит, – ко Господу воззрю» очень поздно и после испытания бедствий, о предотвращении которых надо было бы умолять. Но, говорит, я буду иметь надежду на Бога, ожидать от Него спасения и крепко прилепляться к Нему, потому что, будучи человеколюбив, Он услышит вопли и примет моления. А под началом спасения, думаю, надобно разуметь удаление ума от древнего заблуждения и решимость сохранять правое расположение души и мысль, что Сам Господь всяческих есть начальник и виновник спасения, и столь высокое благо не приписывать силам человеческим, и не ожидать, что оно будет даром множества идолов, что весьма безумно и невежественно. Так некогда они ходили к египтянам, отправлялись и к ассириянам, стараясь купить весьма большими деньгами их союз и помощь. Обращались и к бездушным идолам, совершая жертвы и сверх того принося им молитвы о самих себе. Но теперь говорят, что они воззрят ко Господеви и потерпят Его, то есть от Него будут ожидать спасения и милости. И действительно, к Нему, а не к иным обращаясь с молитвами, они будут услышаны Им. А это произошло, когда, как я сказал, Сион протрезвился и проникся мыслью об удалении от древнего того заблуждения, о перемене к лучшему и о решимости совершать добрые дела.
Мих.7:8–9. Не радуйся о мне, враждебница моя, яко падох, и восстану: зане аще сяду во тме, Господь осветит мя. Гнев Господень стерплю, яко согреших ему, дóндеже оправдит прю мою: и сотворит суд мой, и изведет...51 на свет, и узрю правды его.
Весьма радостная, кажется мне, представлена теперь речь Сиона к жестокому, наглому и надменному городу, очевидно вавилонскому, как насмехающемуся над опустошенной страной иудейской. Не величайся, говорит, над поверженной. Ты победил, но не сам собой ты преодолел и поверг меня, изнемогшую вследствие оскорбления Бога и потому поверженную. Но придет время, когда и я восстану, хотя бы, говорит, я и находилась во тьме, говоря дереву: Бог «мой еси ты», и камню: «ты родил мя еси» (Иер.2:27), и к телицам обращалась со словом; ибо говорила, по безумию своему говорила: «сии бози твои Израиль, иже изведоша тя из земли Египетския» (Исх.32:4). Но и я буду во свете и познаю Владыку, Спасителя и помощника, и подателя крепости. Перенесу случившееся со мной и вытерплю страдания, и уже никогда не буду вопиять против Бога, будто несправедливо поступающего, напротив, буду думать, что Он произнес праведный приговор надо мною, хотя и послал меня в плен; ибо я согрешила и несу на себе последствия гнева божественного, «дондеже оправдит прю мою», то есть, пока не соразмерив наказание соответственно с грехами моими, наконец умилосердится надо мною, и некогда помраченную слепотою заблуждения сделает светлой чрез познание истинного и действительного Бога и произведет то, что я буду в некотором свете. Показав надо мною чистоту правды своей, Он, говорит, по справедливости будет служить предметом удивления, ибо как согрешившую Он наказывал не без справедливости; так равным образом правосудие требует того, чтобы уже подвергшуюся наказанию и раскаивающуюся удостоить попечения и поверженную помиловать. Итак, Владыка всяческих благ и обращающимся к Нему нежданно дарует милость, и весьма щедро увеселяет благами милосердия Своего, долготерпеливо прощая прежние грехопадения.
Мих.7:10–11. И узрит вражебница моя, и облечется в студ глаголющая ко мне: где есть Господь Бог твой? Очи мои воззрят на ню, ныне будет в попрание аки кал на путех. День глаждения плинфа, изглаждение твое день оный.
Взята была, взята страна иудейская, и израильтяне в качестве военнопленных отведены были некогда в Вавилон и к мидянам, не потому, что победитель одолел их своими собственными силами, но потому, что спасающий Бог отверг их за их грехи и покорил их врагам за то, что они поклонялись бездушным идолам, отвергли древле данный чрез Моисея закон и вообще были преданы всему непозволительному, и ни одного вида беззакония не оставляли без совершения. Потом, взяв их и приписывая победу своим собственным силам, вавилоняне тем унижали самую славу божественную, и думали, что они будут владычествовать над Иудеей, если бы даже захотел их спасти Бог всяческих. Взяв согрешивших под свою власть, они подвергли их страшным и невыносимым страданиям, держа их в тяжком рабстве. Посему Бог негде через Иеремию сказал нечестивому народу ассирийскому или Вавилону: «се, аз на тя горде» (Иер.50:31), и о самих израильтянах: «аз вдах я в руку твою, ты же не дала им милости, старчий ярем отягчила еси зело и рекла еси: в век буду владычица» (Ис.47:6–7). Ибо у них не было милости, не было сострадания к юности, почтительности к старости, и не имели они человеколюбия. Посему по справедливости и сами они были преданы в руки персов и мидян под предводительством Кира, который взял Вавилон. О нем-то вероятно и говорит негде пророк Иеремия: «взыдут на тя, и пленен будеши Вавилон и не познаеши: обретен и ят еси: понеже разгневал еси Господа. Отверзе Господь сокровища своя и изнесе сосуды гнева своего» (Иер.50:24–25). Сосудами же гнева называет опустошителей его. Итак, случилось то, что страна вавилонская взята была Киром и Израиль освобожден был из плена. Посему освобожденные говорят: «узрит вражебница моя, и облечется в студ». Когда она увидит своих детей поверженными на землю, погибших жалким и неожиданным образом, а своих некогда подвластных радующимися и отпущенными на свободу, и возвращающимися на родину; то не покроется ли она всенепременно стыдом, хотя некогда и говорила: «где есть Господь Бог твой»? Ибо я посмотрю на нее, как на грязь на дороге, поверженную под ноги врагов и попираемую ими. А потом, обращаясь к самому Вавилону, говорит: «изглаждение твое день оный», вместо: время, в которое он, говорит, будет повержен под ноги врагов, очевидно, когда Кир будет попирать и давить подобно грязи гордый и надменный Вавилон. Итак, что касается исторического изъяснения этих слов, то для этого нами сказано вполне достаточно и удовлетворительно.
Тем не менее, эти слова можно относить и к духовному Сиону, то есть к Церкви, преодолевающей врагов и попирающей гонителей, и посмеивающейся над бессилием привыкших враждовать против нее, хотя иногда и кажется, что они берут верх и владычествуют над нею. Ведь очень много есть людей, которые нечестиво скрежещут зубами против нее, пылают гневом и всячески злоумышляют против нее: с одной стороны против нее немало восстают чада эллинов своими неразумными измышлениями, и мужественно подвизаются за идольское заблуждение; с другой стороны еретики особенно громко вопиют против святых, и даже, кажется, ожесточеннее вооружаются против имеющих правый образ мыслей, чем те, которые не приняли веры. Да, когда всемогущий Бог укрепляет силы святых и, подвергая искушениям, испытывает их, и как бы в огне узнает истинных своих поклонников; тогда они, жалкие, поднимают против них надменную бровь свою, и, видя их страдающими, пустословно вопиют: «где есть Господь Бог твой»? Но мудрая и пречистая, и Святая Дева, не имущая скверны и порока (Еф.5:27), со всей справедливостью скажет: «аз же к Господеви воззрю, потерплю Бога Спаса моего, и услышит мя Бог мой», и будет попирать противников своих как грязь дорог. А что те, которые обыкновенно подвергают ее искушениям, никогда вообще не восторжествуют над нею, хотя бы она и подвергалась как бы некоторому унижению, – как можно усомниться в этом? Ибо она основана на скале (Мф. 7, 25; Мф. 16, 18), и Христос есть ее опора, непоколебимое основание, постоянная защита, Спаситель и Искупитель.
Думаю, что слова: «не радуйся о мне, враждебница моя, яко падох» и последующие за ними может сказать и душа человека, согрешившая и подвергшаяся за это осуждению, но пришедшая к сознанию необходимости покаяния и чрез Христа получающая благодать спасения. Владычествовавшему над нею врагу своему – греху, она скажет: «не радуйся о мне яко падох», ослабев, очевидно, в совершении угодного Богу и направив ум свой к мирским наслаждениям. Но я недалека от упования, что восстану. Хотя я и была как бы во мраке и тьме, но сама и найду свой свет – Христа, – и солнце правды, воссияв уме, явит меня убеленной. «Гнев Господень стерплю, яко согреших ему»; ибо хотя я и была, говорит, удалена ненадолго от лица Его и предана была в неискусен ум (Рим.1:28), но опять буду мудрой, и, справедливо потерпев отвержение, перенесу суд и утверждаю, что он был справедлив; ибо я наказана не напрасно. А поскольку я перенесла вполне должное наказание, то узрю правду Его. Правдою же Бога и Отца кто может быть, кроме Христа? Так ведь называл нам Его Бог и Отец, говоря: «приближися скоро правда моя52 приити, и милость моя открытися» (Ис.56:1). Потом, размыслив о благодати оправдания во Христе и об уничтожении греха, такая душа, как и следует, премудро и рассудительно воскликнет: «и узрит вражебница моя, и облечется в студ глаголющая ко мне: где есть Господь Бог твой? Очи мои воззрят на ню, ныне будет в попрание аки кал на путех. День глаждения плинфа, изглаждение твое день оный». И действительно, когда пришел Христос, оправдывая верой согрешивших, тогда заграждены были уста беззаконного греха и как бы приведен был в стыд изобретатель его. Он был изгнан и лишился власти над нами, и наконец повергся попранию как грязь на дорогах, как бы поверженная под ноги святых. А изглаждением его греха соделался день Христов, когда каждого из приходящих к Нему Он соделает чистым от древних грехов чрез святое крещение, и запечатлеет Духом во освящение, и впишет в число чад Божиих.
Мих.7:11–13. И отженет законы...53 день оный. И гради твои приидут на поравнение и в разделение Ассирийско: и гради твои твердии в разделение от Тира даже до реки...54, и от моря даже до моря, и от горы даже до горы...55. И будет земля в пагубу с живущими на ней, от плодов начинаний их.
В средине речи пророческой выведено лицо Сиона или Иерусалима, как бы уже обратившегося к покаянию и возложившего упование на Бога, и уверенного в том, что он освободится и увидит попрание Вавилона, надменно говорящего ему: «где Господь Бог твой»? Но мысль объясняемых слов можно отнести не только к вставленным посредине речи словам, высказываемых от лица Сиона, но и к тем, которые помещены немного прежде. Какие же это, напомним вкратце. Бог повелел им не доверять друзьям и не надеяться на предводителей; указывал также на то, что даже жена с пренебрежением отнесется к мужу, сын не придаст значения отцу и дочери не окажут почтения к матерям, к чему вызывали ужасы войны; ибо где страх перед страданиями объемлет в равной мере всех, там, без сомнения, сильнее всего будет забота о собственной жизни, а жизнь другого будет оставлена в совершенном пренебрежении. Итак, в то время, говорит, или в тот день, в который сыновья пренебрегут отеческой любовью, а дочери со своей стороны – любовью материнской, отвержены будут законы, то есть, обессилеет наконец закон долга; ибо отец при случае не будет обвинять сына за пренебрежение законов естества, и мать, оскорбленная, не будет подвергать дочь свою упрекам за нарушение требований долга в отношении к ней, когда иная забота, а в особенности погибель и крайнее бедствие угрожали им. Города подвергнутся опустошению, и разделению, и разрушению; одни будут воевать против этого города, другие – против соседнего, иные – против пограничной страны, и будут делать набеги на всю землю от горы до горы, от востока до запада, от севера до юга, и опустошать всю землю до границ, «от Тира даже до реки, и от моря даже до моря, и от горы даже до горы». Кажется, законным опять в этих словах называет установленные обычаем в идольских капищах праздники или жертвы; ибо после разрушения самых городов и домов и расхищения в них всего, кто же еще будет соблюдать установленное законом и возносить молитвы в капищах и храмах идольских?
Но если угодно, эта речь идет, и со всей справедливостью, и к самым иномыслящим, и считающим себя мудрецами, и извращающим правые догматы церкви. Город их взят, и они достались в разделение врагам, очевидно, миродержителям века сего и «части лисовом» Быша, по написанному (Пс.62:11), получив в удел нечестие и осуждение истины. То же случилось и с народом иудейским за то, что нечестиво надругавшись над Еммануилом, они извлекли Его из виноградника, по написанному (Мф.21:39), и пригвоздили ко кресту, хотя и говорили, и признавали, что Он наследник. Посему они подверглись опустошению и бесславно погибли не ради чего другого, а за «плоды начинаний своих». Ведь они должны были прославлять Творца за Его любовь к миру, «яко и Сына своего единородного дал есть, да всяк веруяй в Он не погибнет, но имать живот вечный» (Ин.3:16); Однако же они этого не сделали, но по надменности своей убили Владыку, воздающе Ему лукавая возблагая», – по написанному (Пс.34:12), и безбожно совершая всякий вид нечестия. Посему пусть выслушивают слова: «ходите светом огня вашего и пламенем, егоже разжегосте» (Ис.50:11), и еще: «снедят плоды начинаний своих" (Ис.3:10).
Мих.7:14–15. Паси люди твоя, жезлом колена твоя, овцы наследия твоего, вселяющияся едины в дубраве среде Кармила, попасут Васанитиду, и Галаадитиду, якоже дние века. И по днем исхода твоего из Египта, узрите чудесная.
Слово пророческое опять обращается к вводному олицетворению и склоняет к добру, надеждою благ во Христе увещевая к лучшему и сильно располагая вести правую жизнь. Предсказанием бедствий оно привело в немалое смятение удобопреклонных к беспечности; но теперь оно старается ободрить их, искусно вводя в речь то, что может доставить радость, чтобы те, которым сказано было слово вразумления, не пришли в отчаяние, и безрассудно и неудержимо не понеслись со скал, в пропасть, как написано: «егда приидет нечестивый во глубину зол, нерадит» (Притч.18:3). Итак, введено лицо Самого Бога Отца, говорящее Сыну: «паси люди твоя, жезлом колена твоя, овцы наследия твоего», или же опять пред нами лицо пророка, как бы взывающее самому Еммануилу, что надобно пасти жезлом народ иудейский или наследие. Под народом же Христовым и овцами могут быть разумеваемы как уверовавшие из обрезания, так и призванные к освящению из среды язычников; ибо эти два народа Он создал во единого нового человека, творя мир, и чрез Свое тело примирил обоих для единения духовного (Еф.2:15–16). Так и Сам Христос говорил: «и ины овцы имам... (очевидно кроме тех, которые от обрезания) и тыя ми подобает привести,... и будет едино стадо и един пастырь» (Ин.10:16). Народ же Христов, колено, и овцы, и наследие суть те, которые оправданы не от дел закона, но чрез веру, ибо одни находились под клятвою, по слову блаженного Павла (Гал.3:10), другие же истинно могли сказать о себе самих: «благословени мы Господеви, сотворшему небо и землю. Бог Господь и явися нам» (Пс.113:23; Пс. 117:27). Христос же пасет Своим жезлом, не поражая жезлом железным и не сокрушая как сосуд скудельничий, по словам Псалмопевца (Пс.2:9), но обращая их в кротости и как пастырь добрый умеренными наказаниями пресекая в уверовавших наклонность к беспечности. Так Господь всяческих, в лице Давида обращаясь к Сыну Своему, говорит: «аще оставят сынове его закон мой и в судьбах моих не пойдут: аще оправдания моя осквернят, и заповедей моих не сохранят: посещу жезлом беззакония их, и ранами неправды их: милость же мою не разорю от них» (Пс.88:31–34). Итак, сокрушает, как бы ударяя жезлом железным, необузданного, непокорного и надменного, не принявшего веру; уверовавших же в Него руководствует благостно, пасет их среди лилий и выводит их на пастбище доброе и на место тучное, очевидно на пастбище богодухновенного Писания, разъясняя Духом способнейшим из них сокровенное в нем (Писании), дабы они достигли «в мужа совершенна и в меру возраста исполнения Христова» (Еф.4:13) имели здоровый и благовоспитанный ум, и преданный духовным наслаждениям. Избранные и отделенные, они обитают наедине и удалившись от других, которые мудрствуют только о земном и слишком много ценят приобретение временных благ, – которые, будучи привязаны к плотским удовольствиям, склонны бывают ко всему беззаконному. Итак, имея в душе мир и удаляя ее от пустого и скверного смятения, мы как бы устроили себя вне его и проводим жизнь почтенную и достославную, и пребываем наедине, – именно так, как жил пророк Иеремия, ибо он сказал: «Господи Боже сил, не седох в сонме их играющих, но бояхся от лица руки твоея: на едине седях, яко горести исполнихся» (Иер.15:16–17). Мы обитаем наедине как бы в дубраве и на горе. Под дубравой многодеревною и благоцветной разумей произросшее научение, говорю нравственное и догматическое; а под горою разумей – как бы высоту и возвышенность учения, ибо в церкви между предметами, о которых мы любопытствуем и которое старательно изучаем, нет ни одного низкого. А что это пастбище тучно и обильно кормом, на это указывает посредством чувственных примеров, говоря, что руководимые Христом «попасут Васанитиду и Галаадитиду»; а эти местности изобилуют очень многими и обширными пастбищами для стад и богато красуются разнообразной растительностью. От телесного и подлежащего чувству благоразумно возвышаясь к духовному, вдумаемся во внутренний и сокровенный смысл сих слов, потому что наслаждаясь созерцаниями богодухновенного Писания, ум святых просветляется, наполняется как бы некоторым туком, практической, как я сказал, и теоретической добродетелью, щедро сообщая ее другим, не на краткое какое-либо и ограниченное время, но, как говорит пророк, «якоже дние века», то есть, на продолжительное и бесконечное. Это потому, что доставляющее удовольствие плоти с ними отпадает и засыхает, и наподобие тени скоро преходит, а участие в высших и духовных благах продолжается на многие веки, ибо обладание такими благами не отъемлемо. Сказал еще, что «узрите чудесная по днем исхода твоего» из земли египетской. Избавляя Израиля от рабства, Бог всяческих подвергал разнообразным наказаниям желавших притеснять его и изнурявших его выделыванием глины и кирпича; так и нас, уверовавших, Он освободил из руки дьявола, как сам говорит, и изгнал вон начальника века сего (Ин.12:31). И как фараон утонул в море и погиб вместе со своими воинами; так опять и сатана вместе с нечистыми духами оказался как бы потопленным и низверженным в мрачных подземельях тартара (2Пет.2:4). И как и израильтяне в Моисея, в море и в облаке, крестились, так и мы крещены во Христа (1Кор.10:1–5). Он есть духовное облако, орошающее вселенную, как бы некоторыми дождями, евангельской проповедью. И как тем ниспосылает воду в пустыне, так и нам дарует Себя в пищу хлеб живой, сшедший с небеси и дающий жизнь миру (Ин.6:33). Те введены были в землю чувственную, а мы получаем в наследство вышний град, небесный Иерусалим, церковь первородных (Евр.12:22). Спаситель говорит, что это и есть та земля, которую Он обетовал и отцам (Мф.5:5). Итак, из сходства того, что в древности было с Израилем, ты ясно узнаешь значение совершенного в нас чрез Христа. А как нам необходимо отовсюду добывать все, что может служить на пользу слушателей; то, идя и другим путем и взяв за исходное начало изъяснение имен, скажем следующее. Кармил ведь в переводе значит: «познание обрезания»56, Васанитида же – «стыд», а Галаадитида – «перемена завета». Посему здесь пророческое слово заключает в себе нечто, весьма заслуживающее веры. Таким образом при пастырстве Христа мы будем в познании обрезания, очевидно понимаемого духовно; ибо мы обрезаны нерукотворным обрезанием и носим, «иже в тайне», иудея, между тем Израиль по плоти имеет только чувственное обрезание и заключающееся в букве, а никак не в сердце совершаемое духом (Рим.2:28–29). Оно-то и есть истинное обрезание и приемлющих его делает близкими Богу. Посему-то пророческое слово и говорило нам: «обратитеся Богу вашему, и обрежите жестосердие ваше мужие Иудины и обитающии во Иерусалиме» (Иер.4:4). Итак, при пастырстве Христа мы будем в Кармиле, то есть, в познании обрезания, но тем не менее будем и в Васанитиде, то есть в смятении и стыде, не вследствие посрамления нас за грех, но потому, что согрешили, и потому раскаиваемся, и приходим наконец к сознанию грехов, совершенных по неведению. Это и есть путь спасения; ибо очевидным признаком крайней бесчувственности служит то, что некоторые избрали себе жизнь как бы при зачерствелом и бесстыдном сердце и нимало не стыдятся своих грехопадений, но пребывают, кажется, даже в неведении своих грехов. Итак, обладающие познанием духовного и божественного обрезания будут стыдиться своих грехов и, придя к сознанию того, что имеет свойство вредить им, непременно обратятся к тому, что больше всего прилично им самим. Но таковые будут и в Галаадитиде; ибо, находясь под владычеством Христа, мы будем устроять свою жизнь уже не по обрядовому Моисеевому закону, но будем жить по-евангельски и, оставляя чувственность по букве, будем совершать духовное служение Богу, и, переходя к несравненно лучшему, заменим образы истиной.
Мих.7:16–17. Узрят язы́цы и усрамятся от всея крепости своея, руце возложат на уста своя, и уши их оглохнут, полижут перст яко змиеве плежуще по земли, смятутся во облежении своем.
В сих словах народами называет мерзкие и нечистые полчища демонов, которые, когда увидят призванных во Христе к оправданию, к освящению, к искуплению, к сыноположению, к нетлению, к славе, к приятной и свободной жизни, всенепременно «усрамятся», потому что они лишены будут своего могущества и увидят силу свою падающей и изнемогающей. Даровал ведь нам Господь наш Иисус Христос власть «наступати на змию, и на скорпию, и на всю силу вражию» (Лк.10:19). Итак, прежние победители будут простерты под ноги уверовавших, обессиленные и пораженные Христом. «И возложат руце на уста», уже не имея возможности обвинять согрешивших; ибо «Бог оправдаяй, кто осуждаяй?», – по написанному (Рим.8:33–34). И блаженный Давид негде сказал: «всякое беззаконие заградит уста своя» (Пс.106:42). Итак, говорит, смолкнут, и притом невольно, те, которые были искусны на обвинение, и как бы пораженные громом, очевидно чудом, совершенным из-за нас, они оглохнут. Да, необычайное повествование о совершенном ради нас есть поистине как бы великий и чрезвычайный удар грома, если истинно, что «еще грешником нам сущим, некогда Христос за нечестивцев умре" (Рим.5:8), дабы мы, некогда преданные страшным и невыносимым грехам, ныне стали освященными, и «не от дел праведных, ихже сотворихом мы» (Тит.3:5), но по милости и благодати, – прежде бывшие ненавистными и лишенными всякого упования, ныне соделались возлюбленными и славными, – некогда отверженные стали наместниками Бога и сонаследниками Христа (Рим.8:17). Итак, они оглохнут, говорит, как бы громом пораженные милосердием к ним Бога и преизбытком необычайной Его любви. «Полижут перст яко змиеве», то есть, не найдут себе пищи; ибо змеи, когда бывает у них недостаток в еде, имеют обычай иногда месить языком землю и принимать за пищу все, что попадется. И нечистые демоны, говорит, будут в подобной же нужде. Издревле привыкшие роскошествовать и с силой поглощая всех живущих на земле, они уже не найдут никого, кто позволил бы себе стерпеть это, вследствие того, что все спасены Христом и достигли наконец столь великой силы духовной, что уже не терпят этих древних угрызений, напротив, наступают «на аспида и василиска», – по написанному (Пс.90ср. Лк.10:19). И не только полижут землю, но «и смятутся во облежении своем», то есть стесненные вследствие бессилия и скорби и осаждаемые силою угнетающего, говорю, Христа, они будут испытывать немалый страх. Вероятно впрочем, что в этих словах нам указывается и некоторое другое «облежение». Став подобным нам, Единородный творил бесчисленные чудеса и, готов я думать, невидимых было больше видимых. Так Он повелевал нечистым духам сходить в ад и, наконец, быть заключенными в бездне, чтобы освободить землю от свирепейших зверей (Лк.8:27). Образ этого события мы созерцаем и в древнейших писаниях. Так, когда Иисус, сын Нави, взял страны язычников, пять царей он заключил в пещере и к устою ее подкатил камень, прообразуя собою, как я сказал, силу домостроительства Спасителя (Нав.10:16–18). Так и демоны просили Его, чтобы Он не приказывал им уходить в бездну. Итак, "смятутся, – говорит, – они во облежении своем», как бы заключены уже будучи в ад и низвержены в мрачные ямы тартара, дабы, как я сказал, избавить наконец род человеческий от этих страшных и неукротимых зверей.
Мих.7:17–20. О Господе Бозе нашем ужаснутся, и убоятся от тебе. Кто Бог, якоже ты, отемляй беззакония, и оставляя нечестия останком наследия своего: и не удержа гнева своего во свидение, яко волитель милости есть. Той обратит и ущедрит ны и погрузит неправды наша и ввержени будут57 в глубины морския вся грехи наша. Дасть воистину Иакову, милость Аврамову, якоже кляхся58 еси отцем нашим во дни первыя.
Таинство Христа есть дело поистине изумительное и величие его превыше всякого слова того, кто способен чувствовать удивление пред милосердием Его к нам. Посему и божественный Аввакум, изумившись способу вочеловечения, ясно провозгласил: «Господи, услышах слух твой и убояхся: Господи, разумех дела твоя и ужасохся» (Авв.3:1); ибо Единородный, будучи в образе и в равенстве с Богом и Отцом (Флп.2:6), и будучи богат как Бог, обнищал, дабы мы обогатились нищетой Его (2Кор.8:9), – дабы спасти погибшее, дать силы изнемогшему, укрепить сокрушенное, оживотворить подвергшееся тлению, очистить загрязненное и украсить почестью усыновления рабское по природе. Итак, да слышат все: «кто Бог, якоже ты»? Очевидно благой и незлопамятный, прощающий преступления «останком наследия своего». Под сими последними можно разуметь уверовавших из израильтян, тогда как остальное множество их погибло, потому что они не уверовали. Так и Христос негде сказал: «веруяй в Сына не судится: а не веруяй уже осужден есть, яко не верова во имя» Бога (Ин.3:18). Он преходит грехи и милует преступления и «не удержа во свидение гнева своего». «Во свидение» вместо: «до конца» или «навсегда». Мы отвергнуты в Адаме, но восприняты во Христе; в том Он подверг нас проклятию, а в этом снова благословил; ибо »якоже..., – говорит, – прегрешением единаго мнози умроша, ...такожде и единаго оправданием» мнози будут живы (Рим.5:15, 18). Посему Он прекратил свой гнев, «яко волитель милости есть»; и во время обращения, то есть вочеловечения, Он как бы в море погрузит грехи всех людей. Поскольку же, говорит, Он обещал святым отцам, то есть Аврааму и Иакову, преумножить их семя как звезды небесные, то даст, говорит, им обетованное. Они назовутся отцами многих народов, чад, исчисляемых не среди только потомков Израиля, но и среди тех, которые по обетованию суть чада. Те же, которые от веры и от так называемого необрезания, и те, которые от законного обрезания, как бы содружены в единство духовное; ибо написано: «не вси... сущии от Израиля, сии Израиль;... но чада обетования причитаются в семя» (Рим.9:6, 8). Которые суть от веры, благословятся с верным Авраамом. А под образом благословения надо разуметь благодать во Христе, чрез Которого и с Которым Богу и Отцу слава, со Святым Духом во веки. Аминь.
* * *
После жатвы или нивы.
Т.е. превеликое множество.
Слав.: «разум».
В слав. «яко» отсутствует.
Русск.: «Гива», слав.: «Гаваон» и «Гаваа».
Слав.: «всяк».
В слав.: «врази вси мужу домашнии его».
Опущено: με. Слав. «мя».
В слав.: «приближися спасение мое.»
Слав.: «и сотрет законы твоя».
В слав. прибавлено «Сирския», соответственно чтению многих списков: Συρία, но в Ватиканском тексте этого слова нет.
В слав. далее читается: «дние воды и молвы», соответственно чтению многих списков.
Περιτομής ερίγνωσις (Cfr. Origen. Lex. у Migne, Patr. Curs. compl. Ser. lat. t. 23, col. 1232). Так и Иероним: cognitio circumcisionis (ibid. col. 804), или: tenellus, aut mollis, sive scientia circumcisionis (De nom. hebr. ib. col. 820).
Слав.: «ввержет».
Слав.: «истину».