Источник

Глава III

Мал.3:1: Вот Я посылаю [или: пошлю] вестника Моего, и он приготовит путь пред лицем Моим. И вслед затем ко храму Своему придет Владыка, Которого вы ищете, и Ангел Завета, Которого вы хотите.

LXX: «Вот Я посылаю ангела Моего, и он приготовит путь пред лицем Моим, и внезапно придет ко храму Своему Господь, Которого вы ищете и Ангел правды [или: оправдания], Которого вы хотите».

В Евангелии Господь истолковал это место в применении к Иоанну Крестителю так: «Он есть тот, о котором написано: Вот Я посылаю вестника Моего пред лицем Твоим и уготовает путь Твой пред Тобою» (Мф.11:10); но Он употребил не те слова, которые перевели LXX толковников. Евангелист же Марк, соединив в одну речь свидетельства Исаии и Малахии начал [свое Евангелие] так: «Начало Евангелия Иисуса Христа, как написано у Исаии пророка: Вот, Я посылаю ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою» (Мк.1:1–2). Это же мы читаем у Малахии, хотя и в других выражениях. А следующие затем слова: «Голос вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, сделайте прямыми пути Его» (Мк.1:3), сказаны у пророка Исаии (Ис.40:3); и непосредственно затем Евангелист изъясняет то и другое свидетельство, о которых идет речь, так: «Был Иоанн, крестивший в пустыне и проповедавший крещение покаяния во отпущение грехов» (Мк.1:4). Впрочем и Евангелисты, толкуя изречения пророков в отношении к Иоанну, хотя по смыслу и согласны между собою, но в выражениях отличаются. В самом деле, вместо переведенного у LXX: правыми сделайте пути Бога нашего, Марк и Лука употребили слова: правыми сделайте пути Его, а Иоанн говорит: Исправьте путь Господу. Из этого очевидно, что Апостолы и Евангелисты не следовали руководству (auctoritatem) LXX толковников, а как владеющие Еврейским языком не нуждались в нем; но и из Еврейского текста они не переводили буквально того, что читали; они не заботились о слогах и составных частях слов, когда передавали истинное значение мыслей. Что это было так, об этом мы говорили во многих местах, а особенно это подтверждено вместе собранными многими доказательствами в той нашей книге, которая озаглавливается: De optimo genere interpretandi (О наилучшем способе [или роде] толкования). – Итак слова: Вот Я посылаю вестника Моего, и он приготовит путь пред лицем Моим произнесены от лица Иисуса Христа в том смысле, что Он послал Иоанна в пустыне иудейской проповедать крещение покаяния в отпущение грехов. А дальнейшие слова: И вслед затем придет к храму Своему Владыка, Которого вы ищете, и Ангел завета, Которого вы хотите, Он произносит о Себе, как бы о ком-то другом соответственно обычаю Писаний. Но ни для кого не является сомнительным, что этот Владыка есть Спаситель, Который есть Творец всего и Ангел завета и называется Ангелом великого совета. А другие думают, что слова: Вот Я посылаю вестника Моего и приготовить путь пред лицем Моим сказаны от лица Отца; а следующие затем слова: Вслед за тем придет ко храму Своему Владыка, Которого вы ищете и Ангел завета, Которого вы хотите, эти толкователи относят к Господу Спасителю, как сказанный от лица Бога Отца. А путь Иоанном приготовляется, и тропинки для Бога нашего уравнивает он именно в сердцах верующих, в которых прежде этого Бог не мог ходить вследствие развращения их и неверия. А под храмом разумеетcя или церковь, или каждый из верующих в церкви. «Устрояйте жилища духовные, священство святое, принося духовные жертвы и удобоприемлемые Богу чрез Христа Иисуса» (1Пет.2:5). О тех же, которые уверовали, говорится: «Не знаете ли вы, что вы есте храм Божий, и Дух Божий обитает в вас?» (1Кор.3:16). Слова: Вот Я посылаю вестника Моего Иудеи считают сказанными относительно Илии пророка, а следующие слова: Вслед затем придет ко храму Своему Владыка, Которого вы ищете, и Ангел завета, Которого вы хотите, они относят к Помазаннику (ἠλειμμένον), т.е. ко Христу своему, Который по их уверению должен [или: имеет] придти в последнее время. Но я удивляюсь, каким образом исход событий не внушает им познания истины. В самом деле, ведь Владыка [по слову пророка] найдет храм Свой, который [ныне] разрушен до основания, или может быть [они воображают], что пред пришествием Христа он должен быть снова выстроен другим; но тогда что же больше будет делать Он, когда все будет восстановлено другим? Господь наш, изъясняя место Евангелия об Илии в отношении к Иоанну Крестителю, говорит: «Если хотите, он есть Илия, который имеет придти» (Мф.11:14), о котором и здесь тот же пророк, которого мы изъясняем, говорит: «Вот Я посылаю вам Илию пророка, прежде чем наступит день Господа великий и страшный» (Мал.4:5). А. каким образом Иоанн есть Илия, путь к пониманию этого Он дал нам говоря, что Иоанн придет в духе и силе Илии.

Мал.3:2–5: Вот Он идет, говорит Господь воинств, и кто может помыслить о дне пришествия Его, и кто станет для созерцания Его. Ибо Он как бы огонь, плавящий и как бы трава суконщиков. И сядет Он, чтобы плавить и очищать как бы [Вульг. не имеет: как бы] серебро, и очистит сынов Левия и процедит их, как бы золото и как бы серебро, и будут они приносить жертвы Господу в правде. И будет угодна Господу жертва Иуды и Иерусалима, как во дни века, как в годы древние. И Я приступлю к вам в суде, и буду скорым свидетелем [обличителем] для злодеев и прелюбодеев, и дающих лживую клятву, и неправильно рассчитывающих плату у наемников, и клевещущих на вдов и сирот, и угнетающих чужестранца и не боявшихся Меня, говорит Господь воинств.

LXX: «Вот Он придет [или: приходит], говорит Господь всемогущий, и кто стерпит день пришествия Его, или кто будет в силах посмотреть на Него? Ибо Он явится, как огонь горнила и как бы трава моющих; сядет Он как бы расплавляющий и очищающий серебро и золото, и очистит Он сынов Левия, и прольет их, как бы золото и серебро, и будут они приносить жертвы Господу в правде [или: правдою], и угодна будет Господу жертва Иуды и Иерусалима, как в дни прежние, как в годы древние. И Я приступлю к вам в суде, и буду быстрым обличителем против злодеев и против прелюбодеев, и против тех, которые ложно клянутся именем Моим, которые обманывают наемника при расплате, и силою притесняют вдов и отталкивают сирот, и извращают суд против пришельца и не боятся Меня, говорит Господь всемогущий; ибо Я есмь Господь Бог ваш, и не изменяюсь».

Выше мы читали обращенный ко Господу вопрос со стороны тех, которые говорят: Всякий, делающий зло, является добрым в очах Божиих, и таковые угодны ему; или если не угодны, то где же Бог правосудия [на них]? Другими словами: Где истинность суда? Для разрешения этого вопроса слово Господа дает такой ответ: Я пошлю вестника Моего, который приготовит путь Мой, и придет ко храму Своему Владыка, Которого вы ищете, Который есть судия истины, о чем говорится в Псалме: «Боже, дай суд Твой царю и правду Твою сыну царя» (Пс.71:1), ибо: «Отец не судит никого, но суд весь отдал Сыну» (Ин.5:22). И Он есть Ангел завета, Которого вы ищете, Которому злое не угодно, Который на суде не взирает на лице человеческое (Кол.3:25), Который не изменяется ни движимый милосердием, ни побуждаемый строгостию, ибо «чаша в руке Господа наполнена чистым нерастворенным вином и Он наклонил отсюда туда» (Пс.74:9), т.е. милосердие умеряет справедливость, а справедливость – милосердие. Итак, Он вслед затем быстро придет к храму Своему, т.е. в Церковь. И кто может помыслить о дне пришествия Его. Если же вследствие величия могущества Его – никто, то кто может перенести Его? И кто станет для того, чтобы созерцать Его, т.е. кто может, имея слипающиеся, почти закрытые глаза, созерцать сияние Того, Который есть Солнце правды, носящее на крылах своих спасение. Он придет, как огонь расплавляющий и как трава, которую употребляют суконщики для мытья, ибо «огонь будет пылать на лице Его и вокруг Его сильная буря» (Пс.49:3). Тогда Он призовет небо свыше и землю, чтобы рассудить народ Свой; тогда потоки огня, покрывая всех грешников, увлекут их пред Ним. А огнем называется Господь и огнем поядающим (Втор.4:11–12), как, – выражаясь на нашем языке, – сено и солому. Но Он но огонь только, а и трава суконщиков, называемая по-еврейски borith (בורית), а у Семидесяти переведено πόαν [от πόα], т.е. трава суконщиков. Он есть огонь, расплавляющий и поядающий для тех, которые тяжко согрешили; а для тех, которые допустили незначительные грехи, Он есть трава суконщиков для того, чтобы омытым подавать им чистоту, соответственно тому, что написано у Исаии: «Омыл Господь нечистоту сынов и дочерей Сиона и очистил кровь из среды их духом суда и духом огня» (Ис.4:4). Те, которые имеют нечистоту, нуждаются в духе суда, чтобы быть омытыми; а те, которые наполнены кровию, нуждаются в духе огня, чтобы была уничтожена кровь, которою они покрыты снаружи. И будет Он сидеть как расплавляющий и очищающий как бы серебро, чтобы, как говорится у пророка Иезекииля, было сожжено в горниле Господа, то, что есть в нашем золоте и серебре, т.е. в разуме и слове, смешанного с медью, оловом, железом, свинцом, чтобы осталось чистое золото и серебро. Посему Господь и говорит в Евангелии: «Огонь пришел Я низвести на землю и как хочу, чтобы он возгорелся» (Лк.12:49). И очистит Он сынов Левия, ибо «пришло время, чтобы в доме Божием начался суд» (1Пет.4:17); и в другом месте пишется: «Начните от святых Моих» (Иез.9:6). А под сынами Левия понимай всякое священническое достоинство. Если же священники должны быть очищены и омыты, чтобы осталось чистое золото и серебро, то что сказать относительно остальных? Когда они будут очищены и омыты, тогда принесут Господу праведные жертвы, и богоугодно будет священнодействие их жертвы, которую они принесут за Иуду и Иерусалим, т.е. за тех, которые исповедуются Господу и мысленно созерцают мир Его; как дни века, как дни древние, [т.е.] как первоначально они были угодны Богу, так и после греха и покаяния они будут снова угодны Ему, когда будут очищены от всякой греховной скверны. И приступлю, говорит, к вам в суде и буду обличителем скорым. Какой страшный суд, когда Он сам будет и обличителем и судиею; обличителем же для всех злодеев и прелюбодеев, ибо сии преступления вкрадываются тайно, а потому теперь они выводятся на свет (in medio), чтобы далее они уже не скрывались. После злодеев называются прелюбодеи, после прелюбодеев – дающие ложную клятву, после дающих ложную клятву – те, которые ложно высчитывают плату наемника, не желая платить за исполненный труд, сколько следует. Вдов и сирот (подразумевается) оклеветывают, и угнетают чужеземца и иноплеменницу, т.е., как кажется, оглашенного, который еще не сделался гражданином в Царстве Христовом; и хотя бы они и не сделали всего этого, однако для наказания их достаточно и одного преступления, именно того, что они не боятся Бога. И так, мы никоим образом не считаем маловажными грехами ложную клятву, недоплату трудящемуся заработанной платы, поругание над сиротами и вдовицами и угнетение иноплеменницы и чужеземца; ибо эти грехи приравниваются к злодеяниям, отравлению и прелюбодейству. – Сказанное нами мы понимаем и в отношении к действительным прошедшим событиям, и в переносном смысле относительно настоящего времени, так что обращенное в свое время к вождям иудейским ныне имеет силу в отношении к владыкам Церкви. А следующие слова: Я есмь Господь, и не изменяюсь, прибавляются Им потому, что выше Он сказал: Он как огонь расплавляющий и как трава суконщиков, с тем чтобы мы не думали, что Он не изменяет природу Божества, когда пред нами является с именем то Ангела, то огня, то borith [herba – трава].

Мал.3:6–7 [конец 6-го и начало 7-го]: А вы, сыны Иакова, не истреблены. В самом деле вы от дней отцов ваших отступили от законов Моих и не сохранили их.

LXX: «А вы, сыны Иакова, не отступили от грехов отцов ваших, уклонились от законов Моих и не сохранили их».

Выше Он сказал: Я есмь быстрый обличитель для злодеев и прелюбодеев, и дающих ложную клятву, и удерживающих плату у наемника, и ругающихся над вдовицами и сиротами и угнетающими чужеземца, и не боявшимися Меня, так говорит Господь всемогущий; а называя Себя праведным Судиею, Который на суде не взирает на лице, Он присоединяет: Я есмь Господь и не изменяюся. Смысл [в связи речи] получается такой: Вы чрез злодеяния, прелюбодеяния, ложные клятвы, клеветы и насилия непрестанно (quotidie) изменяетесь, Я же во время суда не изменяюсь ни пред каким разнообразием лиц. Сыны Иакова! Хотя Я сознаюсь, что Я – строгий и праведный судия, однако вы не были истреблены различными испытаниями согласно тому, что пишет пророк Иеремия: «Без причины [т.е. напрасно] Я поразил сынов ваших, но не приняли вы наставления» (Иер.2:30). И делаете вы это не недавно, и не один раз, так что не можете получить прощения своего греха; нечестие ваше наследственно, ибо вы отступаете от законов Моих со времени отцов ваших и не соблюдаете того, что Я заповедал. Под сыновьями же Иакова, – в переносном значении являющегося распространителем рода и похитителем прав первородства [у брата], – под этими сыновьями, не отступающими от грехов отцов своих, мы должны разуметь тех, которые, будучи поставленными в Церкви, не отступают от пороков и не по праву усвояют себе имя (falsutn sibi nomen assumant) христианского исповедания.

Мал.3:7–12: Обратитесь ко Мне, и Я обращусь к вам, говорит Господь воинств. И вы сказали: В чем мы должны обратиться? Оскорбляет ли какой человек Бога, как вы оскорбляете Меня, и вы сказали: В чем мы оскорбили Тебя? В десятинах и приношениях начатков. В [Вульг: И в] бедности вы прокляты, и вы, – весь народ – оскорбили Меня. Внесите каждую десятину в житницу, и тогда будет пища в доме Моем, и в этом испытайте Меня, говорит Господь. Не открою ли Я вам глубины неба и не изолью ли на вас благословения до изобилия. Ради вас Я запрещу прожорливому [насекомому], и оно не испортит плода земли [или: виноградника] вашей [его], и не будет бесплодным виноград [вам] на поле, говорит Господь воинств. И блаженными назовут вас все народы, ибо вы будете землею желанною, говорит Господь воинств.

LXX: «Обратитесь ко Мне. и Я обращусь к вам, говорит Господь всемогущий. И вы сказали: В чем мы должны обратиться? Обманывает ли [какой-либо] человек Бога так, как вы обманываете Меня? И вы сказали: В чем мы обманываем Тебя? Ибо у вас есть десятины и начатки приношений. И взирая [на них] вы раздумываете и обманываете Меня [или: обманули Меня]. Исполнился год, и вы внесли плоды в кладовые; и будет расхищение в домах ваших. Итак, вот в этом обратитесь, говорит Господь всемогущий. Разве Я не открою вам глубины неба и разве не изолью на вас благословения Моего пока не будет его достаточно, разве не разделю вам хлебы; и разве Я не заставлю истлеть плоды ваши; и разве не будет крепким ваш виноградник на поле, говорит Господь всемогущий. И блаженными назовут вас все народы, ибо вы будете землею желанною, говорит Господь всемогущий».

Мы и в начале сказали, что под пророком Малахиею нужно разуметь священника Ездру, потому что все, что пишется в повествовании сего последнего, содержится также и в объясняемом нами свитке [в книге пророка Малахии]; и ныне мы говорим, что во время его и Неемии, – который, очевидно, жил одновременно с ним, – был весьма большой голод, и вследствие голода бедные люди, вынуждаемые необходимостью, продавали своих сыновей и дочерей и решительно все свое имущество. Наконец они говорят: «Наши сыновья и наши дочери слишком многочисленны; получим ценою их хлеб и будем питаться и жить. Были и такие, которые говорили: Прибавим также поля наши, наши, виноградники и дома, и приобретем себе пропитание во время голода. И я разгневался», говорит Ездра (Неем.5:2–6). Итак, во время голода, при весьма большой дороговизне необходимого для жизни, так что некоторые были вынуждены продавать своих детей, как те, у которых было мало припасов, так и те, которые в житницах своих собрали много плодов, вследствие ли нужды или вследствие большой дороговизны, не хотели платить десятины левитам, которые не имели в Иудее поземельного надела, и наделом которых были десятины и начатки плодов. А чтобы вы не подумали, что это наше измышление, приведем в свидетели Ездру: "И Я узнал, говорит он, что части левитов не были представлены, и что бежал каждый из левитов в страну свою, и из певцов, и из тех, которые служили [в храме]. И я возбудил дело против правителей и сказал: Почему мы оставили дом Божий? И я собрал их и заставил их оставаться при месте их служения. И весь Иуда приносил десятины от зернового хлеба, вина и масла в кладовые, и поставили мы надзирать за складом священника Селемию и писца Садока» (Неем.13:10–13). Мы слышали повествование Ездры. а теперь повторим слова пророка, более тщательно обращая внимание на то, – согласны ли они с повествованием и пророчеством его. Когда говорится: Обратитесь ко Мне и Я обращусь к вам, то очевидно, что он убеждает возвратиться тех, которые отступили от Господа; и обрати внимание на милосердие Господне: Он, с своей стороны, обещает воздать тем же, чем и они, так что им возмерится тою же мерою, которою возмерят и они (Мф.7:2). И подобно тому, как пишется в книге Левит: «Если вы будете ходить ко Мне развращенными, то и Я буду ходить против вас в страшном гневе» (Лев.26:27–28), и теперь Он убеждает народ к возвращению, чтобы и Он также мог возвратиться к ним. А они, не понимая, что они отступили от Господа, бесстыдно спрашивают: В чем мы должны обратиться. И говорят они: Когда мы отступили, то какою ценою (merito) будем побуждены возвратиться? На это Господь отвечает: Разве человек оскорбит Бога [или: оскорбляет], как вы оскорбляете Меня. Еврейское слово haiecba (היקבע), переведенное у LXX обманывает (supplantat – подставляет ногу) у Акилы, Симмаха и Феодотиона переведено словами: Обманывает ли (si fraudat), так что смысл такой: Обманет ли человек Бога, как вы обманули [или: обманываете] Меня и действительно, соответственно значению прошедших событий, когда народ не хотел давать начатков плодов и десятины Левитам, то, по слову Господа, Он Сам подвергся обману, так как служители Его, вынуждаемые голодом и бедствиями, покинули храм. Если в лице других Господь Сам и в темнице посещается и принимается, как больной и в голоде, и жажде насыщается и подкрепляется питием, то почему не признать, что в лице служителей Своих не Он Сам получает десятины; а если они не поступают от народа в кладовые, то не Он ли лишается Своей части достояния? Выше упомянутое нами слово haiecba (היקבע) на языке Сирийцев и Халдейцев имеет значение: если оскорбит, [в смысле: прибьет, пригвоздит], посему и мы уже много лет тому назад переводили его в этом именно смысле, относя написанное у пророка больше к страданиям Господа, когда люди пригвоздили Бога ко кресту, чем к десятинам и начаткам от плодов, которыми Господь посещается в темнице, принимается, как болящий. получает пищу и питье во время голода и жажды (Мф.25:35–36). Пусть благоразумный читатель сам ищет: каким образом эти слова нашего толкования можно согласить с теми, которая следуют, – со словами: В десятинах и начатках, и пусть он увидит: могли ли мы сказать это [т.е. истолковать в смысле]: Ибо вы пригвождаете Меня ко кресту, ибо вы налагаете преступные руки на Бога вашего; вы сделали это, не помыслив о многих вещах, тайно похищая десятины и начатки плодов, – Я не говорю: У Моих священников и левитов, но: У Меня, повелевшего давать их чрез Моисея (Исх.23:14–20). – Это мы сказали по поводу одного слова, предоставляя суждение свободному благоразумию читателя. А теперь продолжим следовать порядку пророческого слова. Так как вы не доставляли Мне десятин и начатков от плодов, и обманываете Меня, как бы подставляя Мне ногу и грабите Меня, то вы, – весь народ, – будете прокляты голодом и бедностию. Вместо слова народ на Еврейском стоит aggoi (הגוי), что значит год, и Семьдесят перевели: ἔτος (не ἔθνος), т.е. лето. И смысл этого места такой. Вот исполнился уже год, а вы ничего не принесли в Мои житницы, а потому за десятины и начатки плодов, которые были не велики, если бы вы только отдали их Мне, вы потеряли все ваше благосостояние и все количество плодов ваших. Но чтобы вы знали, что это совершилось вследствие Моего гнева, ибо вы обманули Меня в Моей доле благосостояния, Я предупреждаю и увещаваю вас, чтобы вы собрали десятины в житницы, т.е. в сокровищницы храма, и пусть священники и левиты, служащие Мне, имеют средства для пропитания.

И, испытайте Меня, [тогда вы увидите] как Я изолью такой дождь, что вам покажется, будто отверзлись бездны небесные. И изолью на вас благословение даже до изобилия. Слово: изобилие заключает в себе понятие о щедрости. Но может случиться так, что хотя вследствие обильного орошения полей дождями и будет обильный урожай, однако саранча, червь, гусеница и другие, гибельные для плодов насекомые погубят их, и пропадут труды людей, посему Он присоединяет еще слова: И запрещу ради вас прожорливому, т.е. саранче и остальным названным нами насекомым, и они не погубят плодов земли вашей. Точила заполнятся виноградом, и все окрестные народы будут удивляться плодородию земли вашей, так что пожелают жить в ней, как образцовой по изобилию всего для всех окрестных народов. А то, что мы сказали о десятинах и начатках плодов, которые некогда даваемы были народом священникам и левитам, понимайте также и в отношении к членам (in populis) Церкви, которым повелено не только отдавать десятины и начатки, но и продавать все свое имущество, раздавать его бедным и следовать за Господом Спасителем (Мф.19:21 и Мк.10:21). Если же мы не захотим этого сделать, то будем подражать по крайней мере начинаниям иудеев, отдавая бедным хотя бы часть, и оказывая священникам и левитам должное почтение. Посему Апостол и говорит: «Почитай вдовиц, которые по истине вдовицы» (1Тим.5:3), а также и то, что пресвитера должно чтить сугубым почтением, особенно того, который труждается в слове и учении Божием. Если же кто не делает этого, тот наказывается, как оскорбляющий обманом Господа и осуждается на бедность во всем, так что, кто посеял отчасти, тот отчасти только и пожнет, и кто будет сеять во благословении, тот в благословении соберет и плод изобильный (2Кор.9:6). А если когда либо голод, бедность или недостаток всего будут угнетать [или: угнетают] мир, то будем знать, что это есть следствие гнева Божия, ибо Бог говорит, что в лице бедных, которые не получают милостыни, Он подвергается обману и лишается своей части [или: своего достояния]. О десятинах и начатках от плодов мы можем еще рассуждать и так. Если кто, ученый и наставленный в законе Божием, может наставлять и других, тот не должен приписывать своей мудрости и природным дарованиям того, чем он владеет; но прежде всего, должен он благодарить Бога, Который щедро подает все; затем он должен благодарить священников и наставников, которые научили его; ибо если он не воздает благодарности, но присвояет познание себе, то будет обречен [или: с проклятием осужден] на бедность. Напротив (quod), если он, признавая щедродателем Бога и воздавая благодарность тем, которыми он от Бога наставлен, смирится и в житницу Господню внесет хлебы, т.е. будет совершать служение трапезе священного Писания в Церкви для ее народов, то тотчас над ним откроются бездны неба и излиется дождь духовный, и повелит Господь облакам своим, чтобы они излили на него обильную влагу, и чтобы он наслаждался обильно всеми благами (omnium rerum); и запретит Господь всякому пожирающему ради него, – именно: враждебным силам, и труд его принесет плод, и исполнится то, что написано: «Блажен тот, который проповедует в уши слышащих» (Еккл. [Сир.25:12]) Он также возведет очи свои и увидит страны, побелевшие настолько, что они как бы готовы уже к жатве (Ин.4:35) и соберет плоды в жизнь вечную. И не будет на поле его бесплодною та Лоза, Которая возглашает: «Я есмь лоза» (Ин.15:1) и Которая говорит через пророка: «Я насадил тебя лозу плодоносную, вполне истинную» (Иер.2:21). Вследствие смирения в исповедании веры и благодарности к Богу и учителям Церкви Его, наступит столь благоденственная жизнь, что все народы назовут его блаженным и пожелают обитать на земле его и пребывать в учении его, слыша его поучающего в Церкви.

Мал.3:13–15: Усилились против Меня слова ваши, говорит Господь, а вы сказали: Что мы говорили против Тебя? Вы говорили: Суетен тот, кто служит Господу, и какое преимущество в том, что мы соблюдали Его заповеди, и что ходили печальными пред лицем Господа воинств? Посему мы считаем ныне гордых счастливыми; конечно, делающие неправду достигли благоустройства, и искушали они Бога, но остались целыми.

LXX: «Вы отягчили против Меня слова свои, говорит Господь, и вы сказали: В чем мы клеветали на Тебя [или: говорили против Тебя]; но вы говорили: Суетен тот, кто служит Богу, и в каком отношении лучше то, что мы сохранили повеления Его и с смиренною мольбою ходили пред лицем Господа всемогущего? И ныне мы считаем блаженными чуждых, и благоустрояются все делающие неправду, и воспротивились они Богу, но остались целыми».

Раньше он сказал: Вы утруждали Господа речами своими и спрашивали: В чем мы утруждали его? В том, что говорили: Всякий, делающий зло, благ пред лицем Господа, и таковые [кажется] угодны Ему, или же так: Где есть Бог правосудия? А теперь повторяет то же более полно, ибо казалось, что народ, возвратившийся из Вавилона, имеет познание о Боге и соблюдает закон, и приносит жертвы за грехи, и отдает десятины, и соблюдает субботу и прочее, что предписано по закону Божию, но видя, что все окрестные народы имеют во всем изобилие, а он терпит голод, бедность и всякие несчастия, соблазняется каждый раз и говорит: «Какую пользу приносит мне то, что я почитаю единого истинного Бога, с презрением отвергаю идолов, как мерзость, и в печали приступаю к Богу, живо сознавая свои грехи»; это место, – как мы сказали выше, – с большею подробностию и полнотою излагает семьдесят второй псалом. Посему пророк, как духовный врач, имеет попечение о всех ранах, и свидетельствует об удалении (подобно струпу) богохульных слов против Творца и говорит от лица Божия: Усилились против Меня слова ваши, или: Отягчились, соответственно тому, – как говорится у пророка Захарии (Зах.5:7–8), – что неправда восседает на таланте свинца и то, что говорится против Бога, как бы придавливается тяжкою громадою богохульств. А они, не понимая тяжких и обидных слов и ругательства своего, спрашивают: Что мы говорили против Тебя? Господь отвечает им: Вы говорили: Суетен тот, кто служит Богу, и какое преимущество в том, что мы сохранили заповеди Его. Они требуют за свое служение Богу награды в настоящей жизни, и потому не получают ее. И [говорили] в том, что мы с печальным видом являлись пред лицем Божиим согласно тому, что написано в Псалмах: «Весь день буду ходить в печали» (Пс.37:7). Поэтому мы гордых почитаем счастливыми, и тех, которые надменно восстают против Бога и дерзко ругаются пред Ним нечестивыми словами; сверх того они живут благоустроенно и после преступлений, а также несмотря на свои ругательства наслаждаются всевозможным благополучием. [Хотя] они и искушали Бога или противились Ему, [однако] остались невредимыми. [Таким, образом, иудеи] спокойствие в настоящей жизни считают счастьем, и потому впадают в заблуждение. Это мы можем относить и к еретикам Маркиону и Валентину, и к прочим, не признающим Ветхого Завета и говорящим против Творца мира, в том отношении, что эти люди преуспевают в своем нечестии и имеют многих сообщников своего преступления. Люди соблазненные, которые не престают пребывать в Церкви, но не знают действий суда Божия, – эти люди и относят к оным еретикам [выше изложенные] слова пророка, [т.е. жалобы от лица народа].

Мал.3:16 [начало]: Тогда сказали боящиеся Бога [Вульг.: Господа], каждый ближнему своему.

LXX: «Сказали это боящиеся Господа, каждый ближнему своему».

Соответственно еврейскому тексту должно понимать это место так: Тем людям, которые дерзостно злословили суд Божий, люди, боящиеся Бога, сказали в ответ, что воздаяние по делам или благ или бедствий происходит не в настоящей, кратковременной жизни, а в жизни будущей, вечной, и что человек не может постигнуть судеб Божиих, а также вступать в препирательства о справедливости и правосудии Божием, и прочее тому подобное, что праведный должен говорить праведному. И [пророк] не сказал, что именно они говорили; но из того, что он внушает словами: Тогда сказали боящиеся Бога, каждый, ближнему своему, мы должны понять, что боящиеся Бога сказали то, что проповедуется во всем Священном Писании. А по тексту LXX должно читать несколько отлично (ἐξαίρετον) и без связи, как мы перевели: Сказали это боящиеся Господа каждый к ближнему своему, т.е. к тем, которые делают напрасные упреки своими словами: Какая польза в том, что мы соблюдали заповеди Его и ходили со скорбию на лице пред Господом? Если бы они боялись Господа, то не говорили бы так.

Мал.3:16–18: И внимал Господь, и услышал Он, и написана была книга на память пред лицем Его боящимся Господа и помышляющим об имени Его. И будут они для Меня, говорит Господь воинств, в день тот, который Я приготовляю, достоянием, и Я пощажу их, как щадит муж сына своего, служащего ему. И обратитесь, и увидите, какое различие между праведным и нечестивым, и между служащими Богу и не служащим Ему.

LXX: «И внимал Господь и услышал, и написал книгу пред лицем Своим тем, которые боятся Бога, и которые чтут имя [или: боятся имени] Его, И будут они для Меня, говорит Господь всемогущий, в день тот, который Я приготовляю, приобретением, и изберу [т.е. отличу] их, как избирает человек сына своего, который служит ему, и обратитесь, и увидите, что есть [различного] между праведным и неправедным, и между служащим Богу, и тем, который не служит Ему».

Праведным, говорящим это, внимал Господь, и боящимся Бога, каждому отдельно с ближним его, которые не хотели ни говорить, ни слушать богохульных ругательств, и услышал Он их; и написана была книга пред лицем Его боящимся и чтущим имя Его, так что когда наступит день суда, Он воздаст и ругающимся – наказание [по делам], и боящимся – награду. А написана та книга, о которой мы читаем в книге пророка Даниила: «Поставлены престолы и раскрыты книги» (Дан.7:9–10). И боящиеся Господа будут достоянием Господу в тот день, когда наступит время суда. На месте слова: достояние в Еврейском читается sgolla (סגולה), переведенное у Акилы περιούσιον, а у остальных περιποίησιν, т.е. изобилие и приобретение. Итак, боящиеся Господа, говорившие каждый с ближним своим и отвечавшие на богохульные слова, будут в день суда достоянием Его, и Он пощадит их, ибо всякий человек находится под грехом, или отличит их, как обыкновенно отличает человек сына своего служащего ему. В нем действует двоякое движение души: и расположение любви к сыну и благодарность за услугу его, как раба. И тогда вы, ныне богохульствующие и говорящие: Какая выгода в том, что мы соблюдали заповеди и со скорбию ходили пред лицем Господа, познаете чрез возвышение и благополучие их свое бедственное состояние и, обратившись к покаянию, увидите, какое различие между праведным и нечестивым, и служащим Господу, и не служащим Ему.


Источник: Творения блаженного Иеронима Стридонского. - 1880-1903. (Библиотека творений св. отцов и учителей церкви западных...) / Ч. 15: Толкования на пророков Захарию и Малахию. - Киев : Тип. И.И. Горбунова, 1900.– 253 с. / Одна книга толкований на пророка Малахию. 196-252 с.

Комментарии для сайта Cackle