Глава 3

Мал.3:1. Се, аз послю51 ангела моего52, и призрит53 путь пред лицем моим. И внезапу приидет в храм свой54 Господь, егоже вы ищете55, и ангел завета, егоже вы хощете.

Весьма благовременно речь предлежащего нам пророчества переходит к таинству Христову, ибо Еммануил «бысть нам... от Бога и Отца правда... и освящение и избавление» (1Кор.1:30), – очищение всякой нечистоты, сложение грехов, отвержение постыдного, путь к наилучшему и приличнейшему, некая как бы дверь и вход к жизни вечной, – всякое исправление произошло чрез Него и низвержение жестоковластия, и обретение правды. Да и чем досточудным не обогатились мы чрез Него? Итак, «се, – говорит, – послю ангела моего, и призрит путь пред лицем моим». В этих словах, кажется, делает предвозвещение о святом Крестителе, ибо негде и Сам Христос сказал: «сей... есть, о немже есть писано: се, аз послю ангела моего пред лицем твоим, иже устроит путь твой пред тобою» (Мф.11:10 ср. Лк.7:27). Так указал нам его и божественный Исаия, говоря: «глас вопиющаго в пустыни: уготовайте путь Господень, правы творите стези Бога нашего» (Ис.40:3 ср. Мф.3:4; Мк.1:3; Лк.1:3; Ин.1:23). Когда это случилось, говорит, и после того как недолго действовал назначенный возвещать это «внезапу приидет, – говорит, – в храм свой Господь, Коего вы ищете, и ангел завета, Коего вы желаете». Подтверждает это и блаженный Иоанн, говоря приходившим на крещение покаяния: «я крещу вас в воде; позади меня грядет муж, Коего я не достоин, да наклонившись развяжу ремень обуви Его: Тот вас крестит Духом Святым и огнем» (Мк.1:7 ср. Мф.3:11; Лк.3:16; Ин.1:26–27). Итак, понимаешь, как тотчас вслед и как бы по стопам предвозвещавшего шествовал Христос, делавший Себя неизвестным (дотоле) для обитателей всей Иудеи и являвшийся как бы внезапно и неожиданно. Ангелом же назван божественный Креститель, полагаем, не по природе, ибо рожден от жены и был подобным нам человеком, – но потому, что ему вручено было служение проповедовать и возвещать нам это. Итак, название ангелов служит обозначением деятельности, а не сущности. «Приидет же, – говорит, – в храм Свой или потому, что стало плотию Слово» (Ин.1:14) и обитало как в храме в пречистом (воспринятом) от Святой Девы теле, – или, как веруем, с совершенным человеком, говорю, из души и тела (состоящем), соединился непосредственно и домостроительно, – или же просто называет храмом как бы священный и Ему посвященный город, очевидно Иерусалим, или же как в типе Церковь. Объявление же Своего пришествия Он делал с многообразными чудотворениями, «проповедая евангелие царствия, и исцеляя всяк недуг и всяку язю в людех» (Мф.4:23), как написано. Итак, «приидет... Господь», – говорит, – «Кого вы ищете», говоря от малодушия: где «есть Бог правды?» (Ис. 30, 18). А приидет Он, уча тому, что выше закона и превышает сень и образы; ибо будет ангелом (вестником) завета, древле предвозвещенного гласом Бога и Отца, Который сказал негде к священнопророку Моисею: «пророка им возставлю из братий их, как тебя: и положу слова мои во уста его, и будет говорить им соответственно всему, что заповедаю ему» (Втор.18:18). А что Христос был Ангелом Нового Завета, это уяснит блаженный Исаия, говоря о Нем: «яко всяку одежду собранну лестию и ризу с примирением отдадут, и восхотят, да быша огнем сожжены были. Яко отроча родися нам, Сын, и дадеся нам, егоже началство бысть на раме его, и нарицается имя его: велика совета ангел» (Ис.9:5–6), очевидно Бога и Отца. Посему и говорил: «от себе не глаголю»,56 «но пославый мя Отец, той мне заповедь даде, что реку и что возглаголю» (Ин.12:49). И подлинно, слово Спасителя не было словом человеческим, но от Бога и Отца чрез Сына, сущего по естеству (таковым), был для нас (Вестником воли Божией), ибо Он есть Слово Родившего Его, в чем удостоверит и устами Давида, говоря: «отрыгну сердце мое слово благо» (Пс.44:2).

Мал.3:1–2. Се, грядет, глаголет Господь вседержитель: и57 кто стерпит день пришествия его? или58 кто постоит в видении его?

Подобно сему и вполне сходственно сказанное Исаией: «укрепитеся, руце ослабленыя и колена разслабленая: утешитеся, малодушнии умом, укрепитеся, не бойтеся» (Ис.35:3–4), – и опять в другом месте: «се, Бог наш ...со властию» (Ис.40:10). Указывая на Него, как на непременно имеющего прийти, лучше же – как уже на присутствующего, ясно открывает, что и время пришествия Его в сей мир не будет отложено надолго. А что сила домостроения не будет для некоторых бездейственна и для непослушных не окажется выносимой, сему научает в словах: «и кто стерпит день пришествия его? или кто постоит в видении его?» «Пришествием» называет вхождение Единородного с плотию в сей мир, а «видением» – как бы явление Его. Будучи невидимым по природе как Бог, Он стал явленным, восприяв подобие с нами. Ясно предвозвестил это и Псалмопевец, говоря в духе: «Бог яве приидет, Бог наш, и не премолчит» (Пс.49:3), – ибо «бысть плоть Слово», как говорит божественный Иоанн, и «вселися в ны» (Ин.1:14), и в «зраке раба» был (Флп.2:7). Но для возлюбивших Его явление Он нисколько не тягостен, а напротив – смирен и кроток, и жизни вечной Податель. Так и Бог и Отец сказал негде о Нем: «се, Отрок Мой, Возлюбленный, о Нем же благоволих: не преречет, ни возопиет, ниже услышится вне глас Его: трости сокрушенны не преломит и льна курящася не угасит, но во истину изнесет суд» (Мф.12, 18–20 и Ис.42:1–3). Впрочем, бесчестившим спасение чрез Него и не допускавшим очищение чрез веру, предстояло претерпеть все наихудшие из зол; ибо погибли они, бедные. Посему-то и говорил сборищам иудейским: истинно говорю вам, яко «аще... не имете веры, яко аз есмь, во гресех ваших умрете» (Ин.8:24). Сказал негде и Иоанн: «веруяй в Сына не судится, а не веруяй уже осужден есть, яко не верова во имя... Сына Божия» (Ин.3:18), – провозглашал и самим израильтянам: «уже... секира при корени древа лежит: всяко убо древо, еже не творит плода добра, посекаемо бывает и во огнь вметаемо» (Мф.3:10). Итак, для неверующих невыносимым и весьма тяжким стало время «пришествия» и «видения Его»: они оказывались сами погубляющими свои души и имеющими умереть во грехах своих, так как не восхотели право мыслить и допустить в ум и сердце очищение чрез веру. Итак, «кто стерпит», говорит, «день пришествия Его? или кто постоит в явлении Его?» То есть: кто будет столь жесток и упорен, чтобы во время и в день входа Его в мир (очевидно, с плотью, чрез которую Он мог быть и осязаем или видим) устоять и быть несокрушенным? Без всякого сомнения и всенепременно будет наказан он и получит горькое возмездие за свое безумие.

Мал.3:2–3. Зане той входит яко огнь горнила и яко мыло перущих (моющих). Сядет разваряя и очищая яко сребро и яко59 злато, и очистит сыны Левины, и прилиет я яко злато и60 сребро.

Ведет здесь речь от подобия с нашими предметами и для могущих уразуметь вводит несказаемое откровение таинства. Испытание серебра и золота искусные в этом производят посредством расплавления огнем всего, что в них есть нечистого и некрасивого. Огонь же божественный и небесный, то есть благодать чрез Святого Духа, по которой нам, живущим, подобает усовершаться Духом, когда Он, по ниспосланию Христа, входит в ум и сердце, – тогда-то именно он (огонь божественный и небесный) стирает всякую грязь греховную и уничтожает скверну с павших уже прежде. Таким образом, очищенными и испытанными делает их и как бы вычеканивает их духовно к новой жизни, и, наконец, являет их сосудами блестящими и освященными, уготованными в честь и полезными для дома великого, то есть Церкви (ср. Рим.9:21–22). На сей божественный и духовный огонь указывал богодухновенный Иоанн, говоря: «я крещу вас в воде; позади меня грядет муж, Коего я не достоин, да наклонившись развяжу ремень обуви Его: Тот вас крестит Духом Святым и огнем» (Мк.1 ср. Мф.3:11; Лк.3:16; Ин.1:26–27)61. Припомним и Самого Христа, говорящего: «огня приидох воврещи на землю, и что хощу, аще уже возгореся»?» (Лк.12:49) Итак, поскольку потомки Израиля, благодаря чрезмерной нечистоте или неправде левитов, постоянно оскорбляли Бога всяческих, высказывая нечто противоречащее Ему и дерзая говорить: «всяк творяй зло, добро пред Ним, и в них Сам благоволи: и где есть Бог правды» (Мал.2:17); то благополезно высказывает, что некогда воссияет Христос, устраняя всякую нашу греховность и совершая чистейшими Своих священнослужителей, и как бы золото и серебро очищая их в огне или делая их испытанными и просветленными (Зах.13:9). Таковы должны быть все священнослужители Церкви, коим приличествовало бы, со всей справедливостью, говорить устами Давида, что «искусил ны еси, Боже, разжегл ны еси, якоже разжизается сребро» (Пс.65:10). Потомки Аарона носили установленную законом одежду (Лев.16:32), – и у избранных во Христе и поставленных на священнослужение есть светлое облачение, священнолепное и святое – Сам Христос. Посему-то, посредством лиры Псалмопевца и говорил Бог и Отец о Церкви из язычников: «священники его облеку во спасение, и преподобнии его радостию возрадуются» (Пс.131:16). Подлинно, Сам Христос есть спасение святых священнослужителей, облачение верующих досточудное и наиболее приличествующее: «елицы бо», – сказано, – «во Христа креститеся, во Христа облекостеся» (Гал.3:27).

Мал.3:3–4. И будут Господеви приносяще жертву в правде. И угодна будет Господеви жертва Иудова и Иерусалимля, якоже дние века и якоже лета преждняя62

Посвятятся, говорит, Богу, ибо это, думаю, означает: «будут Господеви приносяще». А посвящаемся мы Богу, когда живем уже не для себя самих, но всецело отдаемся любви к Нему и всею силою стараемся совершать благоугодное Его божественным мановениям. Нечто такое сказал и божественный Павел о Спасителе всех нас Христе: един «за всех умре, да живущии не ктому себе живут, но умершему за них и воскресшему» (2Кор.5:15). Описывая же нам как бы красоту своего жительства, сказал опять: «Христови сраспяхся: живу же не ктому аз, но живет во мне Христос: а еже ныне живу во плоти, верою живу Сына Божия, возлюбившаго мене и давшаго себе по мне: не отметаю благодати Божия» (Гал.2:19–21). Итак, «будут, – говорит, – приносяще Господеви», то есть посвятятся воле Его, не земное помышляя (Флп.3:19), не скверны неправды любя, не жестоковластие над кем-либо предпочитая, но напротив – принося жертвы правды. О сем, кажется мне, весьма премудро говорит и Павел: «прелагаему бо священству, по нужди и закону пременение бывает» (Евр.7:12), ибо мы, призванные во Христе к священнослужению, уже не допускаем кровавых жертв и дыма (от сожжения их), не приносим Богу и овнов или козлищ, но совершаем в церкви мысленную во Христе жертву, святую и духовную, и Самого Его (Христа) приложив в освящение и в причастие жизни вечной, как бы некий изрядный фимиам приносим благовония из добрых дел. И жертвопринося Ему правду, надеемся, что и мы будем приятны Ему, ибо написано: «чти Господа от твоих праведных трудов и начатки давай Ему от твоих плодов правды» (Притч.3:9). Никакими другими жертвами, кроме этих только, думаю, не благоугождается Бог всяческих. Посему о призванных во Христе к священнослужению сказал, что они будут лучше прежних, не закалая тельцов подобно тем, и не оскверняя жертвенник по причине приношения хлебов оскверненных (Мал.1:7), но как бы в качестве фимиамов принося Богу правду и мысленное благолепие евангельского жительства. Таким образом, они будут совершать благоприятное богослужение, так что оно никоим образом не отдаляется от жертв, приличествующих «дням века», то есть жизни святых на небесах духов, кои живут постоянные и непрестанные дни или времена. Преизобилуют, говорит, и «времена (лета) прежние», то есть богослужение святых, которое было во времена прежние, ибо славное достоинство древних состояло в послушании. Так Авраам приносил своего сына Богу «и вменися ему вера в правду» (Гал.3:6; Быт.15:6) «и друг Божий наречеся» (Иак.2:23). Так и Ной приготовил ковчег для спасения дома своего, как написано (Быт.6:1). Итак, «угодна будет, – говорит, – жертва Иудова», то есть народа, носящего обрезание в сердце и духе, – «и» также (угодна будет жертва) «Иерусалимля», то есть умственного Иерусалима или Церкви, как и жертва обладающих днями века (вечными) и бывших в прежние времена святых, кои соделались благоприятными (Богу) посредством послушания и веры. Перечисляет их и божественный Павел в послании к евреям, говоря, что верою оправдываются многие (Евр.11:1–40).

Мал.3:5. И прииду к вам с судом, и буду свидетель скор на чародеи и на прелюбодеицы63, и на кленущыяся именем моим64 во лжу и на лишающыя мзды наемника, и на насильствующыя вдовицу65 и пхающыя сирыя66, и на уклоняющыя суд67 пришелца и на небоящыеся мене, глаголет Господь вседержитель.

И здесь опять речь продолжает для нас соответственно цели предмета (пророчества). Неразумные израильтяне говорили: «всяк творяй зло, добро пред ним, и в них сам благоволи: и где есть Бог правды?» (Мал.2:17) Что служило предлогом для столь ужасной необузданности языка, о сем уже было сказано. Впрочем, должно будет сказать опять. Поскольку некоторые из священнослужителей и также из других, кои были знатнейшими и отличались высшими почестями, неосторожно доходили до всякого рода беззакония и лукавства, и Бог казался им долготерпеливым сверх меры (ведь Он добр, благ, милостив и человеколюбив), то по нему некоторые изрыгали слова (хульные) от чрезмерного малодушия. Но Он ясно открыл, что некогда будет переход к лучшему поставленных на священнослужение, когда Христос преобразует их в обновление жизни и переведет к благоустроению и к славному поведению и жизни. А что преданных злу Он не примет тогда и не удостоит похвал и наград, но осудит их и положит наказание беззаконно жительствовавшим, это разъясняет в словах: «и прииду к вам с судом», то есть явлюсь как Судия, «и буду свидетель скор», очевидно, по собственному побуждению, а не призванный кем-либо; ибо буду присуждать наказание злым и произносить осуждение над ними, при отсутствии какого-либо другого защитника их преступлений, но, как Бог, ведая явное и тайное и в совести (их собственной) имея свидетельство против каждого из согрешивших. И божественный Павел сказал негде, что живущие по всей земле предстанут некогда пред Судией (2Кор.5:10), «между собою помыслом осуждающым или отвечающым, в день, егда судить Бог тайная человеком, по благовестию моему, Иисусом Христом» (Рим.2:15–17). Заметь потом, каким образом согрешившие и тайно, и явно, говорит, должны будут явиться на суд. Сначала называет «чародеев и прелюбодеиц», потом «кленущыхся во лжу». Скрытно ведь это делается и тайно, ибо кто станет чародействовать явно? Или разве захочет прелюбодеица быть видима кем-либо? Думаю, что и решившиеся на клятвопреступления стараются скрыть это. Как безрассудных обвиняет таких блаженный Давид в словах: «разумейте же, безумнии в людех, и буии некогда, умудритеся: насаждей ухо, не слышит ли? или создавый око, не сматряет ли?» (Пс.93:8–9) Для Бога совершенно нет ничего недоступного зрению, Он один ведает тайные и явные из зол. Но вышеназванные прегрешения совершаются тайно и как бы во тьме. Потом присоединяет к ним и явные, разумею «лишение наемника» платы, угнетение и насилие, которое могут учинять некоторые над слабейшими, то есть над вдовами и сиротами. Наконец присовокупляет к ним и низвращающих праведный суд и не боящихся Его. Таковыми же могут быть и другим каким образом, кроме только что сказанных нами, оскорбляющие Бога. Итак, «буду, – говорит, – судия и свидетель скор», и по своему побуждению, на «чародеев и прелюбодеиц», и совершителей других зол. Вероятно на таковые в то время дерзали некоторые, и из-за них многие говорили хульные слова на Бога (Мал.2:17).

Посему надлежит всеми силами избегать зла и обращаться к лучшему, и стараться совершать то, чрез что каждый мог бы получить всякую похвалу и благонравие; ибо таким образом избежит и божественного гнева, имеющего постигнуть обвыкших грешить. Получит он награды и славу, кои дарует Бог любящим Его.

Мал.3, 6–7. Зане аз Господь Бог ваш, и не изменюся: и вы сыны Иаковли не удаляетеся от неправд68 отец ваших: уклонисте законы мои69, и не сохранисте70.

Опять отклоняет их от нечестивых мыслей и слов. В самом деле, неужели не безрассудно, даже более – нелепо, совершенно безбожно и преисполнено величайшего нечестия, – думать, что будто бы Бог всяческих перешел от хотения добра к противоположному, и уже не любит правду и приемлет любителей зла? (Мал.2:17) Посему, когда увидите, говорит, призываемыми под суд ваших чародеев или заклинателей (это женщины-пустомели и подхалимки) и радетелей других зол, – тогда, говорит, узнаете посредством самых дел, что «Аз Господь Бог ваш» древле и ныне благ и вместе с тем добролюбив, ибо не знаю перемены и изменения, но Я есмь всегда и неизменно то, что есмь (ср.Исх.3:14). Вы же, говорит, хотя и произошли от Иакова, мужа боголюбивого и доброго, всегда ненавидевшего необузданность и служившего Богу, однако не сделались ревнителями нравов его, но более подражаете непослушанию и упорству отцов ваших, кои по сей именно вине были отведены в плен из своей родины и рабствовали у взявших их врагов, – «уклонистеся» и вы «от моих законов и не сохранисте». Итак, Бог всегда неизменен и как бы утвержден в добре, и непоколебим в правде, они же только непостоянство в сердце хранили и были наилучшими подражателями нечестия отцов.

О сем Христос говорит негде, справедливо скорбя о безрассудной деятельности книжников и фарисеев. Сказал же так: «горе вам, книжницы и фарисее, лицемери, яко зиждете гробы пророческия, и красите раки праведных, и глаголете: аще быхом были во дни отец наших, не быхом убо общницы им были во крови пророк: темже сами свидетелствуете себе, яко сынове есте избивших пророки: и вы исполните меру отец ваших» (Мф.23:29–32). Посему необходимо нам, если мы истинно здравомысленны и в надлежащем уме, более всего соревновать достойнейшим из предков и удаляться от подражания недобрым. Если же кто не захочет этого делать и просто и без испытания станет следовать предшественникам своим по времени, тот, конечно, будет совершенно подобен чадам эллинским, коих тогда станут порицать за то, что, оставив познание истины и покинув Бога по природе, поклоняются камням, то они всегда ссылаются на обычай своих отцов.

Мал.3:7–10. Обратитеся ко мне, и обращуся к вам, глаголет Господь вседержитель. И ресте: в чесом обратимся? Еда обольстит человек Бога? Зане вы обольщаете мя. И речете71: в чесом обольстихом тя? Яко десятины и начатцы с вами суть. И взирающе вы взираете72, и мене вы обольщаете. Лето скончася, и внесосте вся плоды в сокровища73, и в дому их расхищение их74.

Весьма решительно отклонив их от злоречия против Себя и надлежащими убеждениями увещав их, сколько можно, теперь призывает согрешивших к покаянию, говоря, что снова дарует им обычное благоволение Свое, и притом весьма благосклонно. Как на желающих вести жизнь беззаконную налагает подобающие им наказания, так и идущим как бы обратно и отказывающимся продолжать грехи Он истинно радуется повсюду, отсекая отчаяние, как причину гибели. Отсюда можно видеть, сколь ужасный некий недуг вносят в жизнь те, кои извращают благодать покаяния и поистине святотатственно присвояют себе самим имя святости, хотя разве не правильнее будет думать, что почитать и объявлять себя чистыми навлекает на них обвинение в крайней нечистоте?75 Ведь написано: «глаголи ты беззакония твоя прежде, да оправдишися» (Ис.43:26). Поет нам негде и божественный Давид: «беззаконие мое аз знаю, и грех мой предо мною есть выну» (Пс.50:5), – ибо никто не чист от скверны, как написано (Иов.14:4). Посему у страждущих такой немощью есть нужда в благах от покаяния и в высшем милосердии, совершенно очищающем оскверненного и оправдывающем нечестивого. Итак, по милосердию призывает согрешивших к покаянию. Вопрошающим же со своей стороны и желающим узнать образ прегрешения говорит: если запнет «еда обольстит человек Бога, потому что вы запинаете Меня». «Запинать» (обольстить) значит «похищать» или «обманывать» и думать, что они могут как-либо укрыться от обманываемых, хотя бы и совершали нечто непристойнейшее. Так и Исав питал гнев на Иакова и, объясняя предлог своей ненависти, говорил: «запя бо мя уже вторицею се, и первенство мое взя, и ныне взя и благословение мое» (Быт.27:36). Итак, неужели, говорит, человек будет выше Бога и расхитит Всеведущего? Зачем же вы Меня запинаете? Предполагаю, что для точнейшего разъяснения предлежащих нам мыслей надобно сказать теперь и о том, что написано в книгах Ездры. Когда иерусалимляне, оставив вавилонскую землю, возвратились в Иудею, они поселились в Иерусалиме. Воздвигнут был и божественный храм, и были потом в благолепии чины священников, певцы, иеропсалты и приставники врат. Но что же после сего? Освобожденные сделались нерадивыми относительно исполнения божественных постановлений, ибо не соблюдали закона, ни во что считали преступление древней заповеди, и едва-едва и лениво приносили в жертву слепое и «хищения и хромая и недужная» (Мал.1:8, 13). А также, своевременно сняв с полей колосья и другие плоды, собирая виноград и выжимая плоды маслины, не приносили десятин и начатков, законом установленных, дабы священнические чины, имея достаток, беспрепятственно могли отправлять службы Богу и пребывать при назначенных им законом богослужениях. Посему священнослужители божественных жертвенников пребывали без всяких приношений, и народ таким образом оставался лишенным богослужения, так как не совершалась жертва и не отправлялось никакое другое священнодействие во славу Божию. Тогда стало, наконец, гибнуть все на полях, начал свирепствовать голод, и они дошли до такой нужды и бедности, что даже хотели продавать своих детей имеющим пищу, пока Ездра, будучи призван к постижению божественного гнева, не обличил за это начальников израильских. Таким образом они, хотя и с трудом, принесли десятины и начатки, и тогда вошли священнослужители и приступили к совершению обычного богослужения в храме (Неем. по Вульг.; 2Ездр.5:1, 15:1). Итак, зачем, говорит, «вы меня запинаете (обольщаете)»? Год окончен, собраны плоды, и (между тем) все еще у вас (находятся не отданными) десятины и установленные законом начатки. «И в дому его будет», говорит, «расхищение его», что подобно тому, как если бы сказал: вы снесли в дома плоды с полей и, быть может, думаете, что они уцелеют у вас и вполне сохранятся в этих самых домах, – но они исчезнут, и это исчезновение их нисколько не будет отличаться от расхищения, ибо вы будете угнетаемы голодом, хотя, говорит, и собрали с трудом едва найденные плоды.

Отсюда и мы должны познать, что великой вине подлежит – не представлять Богу благодарственных приношений, и во славу Его не уделять от дарованного Им в достаточной мере поля. И если мы станем это делать, то, без всякого сомнения, Он благословит (нас) и в изобилии дарует нам блага. Если же, сжав руку, будем сохранять данное нам (богатство) для одних только собственных удовольствий, и не стали бы мы охотно давать дары Божии другим для пользования76.

Мал.3:10–12. Обратитеся убо о сем, глаголет Господь вседержитель. Аще не отверзу вам хлябий небесных и излию благословение мое вам, дóндеже удовлитеся77. И разделю вам в брашно, и не имам истлити вам плод земли78, и не изнеможет ваш виноград79, иже на селе, глаголет Господь вседержитель. И ублажат вы вси языки, зане будете вы земля пожеланная80, глаголет Господь вседержитель.

Опять отпускает прегрешения, освобождает их от всякой вины и обещается, не помня их зла, подавать им желаемое и радовать неизреченными почестями. Желает посредством опыта и дел научить их тому, как прибыльно будет плодоношение у них. И если они решаться делать это, то обещается подавать им частое излияние дожей и сообщать обильное благословение, так что они будут иметь большой избыток съестного и вообще в достаточной мере обладать благами земли. «Разделю, – говорит, – вам в брашно». Под «разделю» разумей или: отделю81, – или: каждое из произведений земли имеет свое время, когда растет и зреет. Ясно обещает также, что плод земли будет свободен от всякого вреда, а виноград на полях – многоплоден и весьма обилен, – и говорит, что, когда все достигнет зрелости, они сделаются наконец блаженными и назовутся как бы «землею пожеланною», то есть достолюбимой по причине благоплодия и весьма плодородною.

Итак, кто имеет любовь и милосердие, таковой наверно будет с Богом, скопит сокровища на небесах и снедает плоды своих трудов, по написанному (Пс.127:2). И он не будет подобен тому бесчеловечному и безумнейшему богачу, у коего, говорит Спаситель в притчах евангельских, «угобзися нива» ибо он говорит: «что сотворю?... Разорю житницы моя и большия созижду… и реку душе моей: душе, имаши многа блага, лежаща на лета многа:... яждь...82 пий, веселися». И вот ему, так размышляющему и ничего не знающему, Бог говорит: «безумне, сею нощию душу твою истяжут от тебе: а яже уготовал еси, кому будет»?» (Лк.12:16–20) Итак, сообщающий (другим от своих имений), как я сказал, исполнен благословения. Такой будет иметь и духовные дожди, орошающие сердце и в достаточной мере увеселяющие, и будет давать плоды благочестия, различные и как бы разделенные, то отличаясь любовью, то благосклонностью и взаимным милосердием, мужеством и терпением. Такой будет как бы некой благоплодной землей, поистине славной и знаменитой, и преблаженной, ибо «лучше имя доброе, неже богатство много», как написано (Притч.22:1)

Мал.3:13–16. Отяготисте на мя словеса ваша, глаголет Господь, и ресте: о чем клеветахом на83 тя? Ресте: суетен работаяй Богу84, и85 что более, яко сохранихом хранения его, и зане86 идохом молитвенницы пред лицем Господа вседержителя? И ныне мы блажим чуждих87, и созидаются вси творящии беззаконная88 и89 сопротивишася Богови и спасошася. Сия90 рекоша, боящиися Господа, кийждо ко искреннему своему. И91 внят Господь, и услыша.

Когда Бог желает исправить кого-либо из близких Своих, впадших в грех, Он поставляет на вид грехопадения, изобличает ясно и как бы бьет порицаниями, дабы, устыжаясь собственных прегрешений, они переходили к лучшему и полезнейшему и, снискав от Него милость, таким образом получили бы спасение. Так обвиняет теперь израильтян и за нечто другое, и высказывает как бы некое общее и потомкам их порицание, зная, что сие будет полезно и спасительно для всех. Ведь прообразовательно случившееся с предками нашими написано для вразумления нас, как говорит премудрый Павел (2Кор.10:11). Итак, обвиняет их в том, что они невоздержны на язык и высказывают жалобы неподобающими словами: ибо «отяготисте, – говорит, – на мя словеса ваша». А какого рода была их жалоба, это высказывает в словах: «ресте: суетен работаяй Богу», и что никакого преимущества нет в старании соблюдать «хранения Его», то есть постановления закона. Напрасно кроме того, говорите, и быть «молитвенником» Его, то есть приносить молитвы за кого-либо. И конечно истинен Бог всяческих, если скажет это и обвинит израильтян. Но необходимо сказать о том, какой был предлог для греха у болтавших это. Многочисленными племенами правил Бог, но из всех Он избрал одно племя Израиля, оно названо частию, уделом и наследием Его (Втор.32:9). Соделав Своим, Он дал ему в руководство закон и заботился о его пользе чрез пророков. И что же на это сделал бесчувственный Израиль? Поклонялся воинству небесному, служил идолам, говорил истуканам: вы есте боги наши (4Цар.17:16). Справедливо негодуя на столь ужасное нечестие, Бог всяческих многообразно наказывал их, призывая к покаянию, голодами, опустошениями ветром, недостачей плодов, пругами и саранчой, иктерой и гусеницами. Так желал Он поражать их рукой сильной и как бы подгонять их страхами и также умеренными движениями (гнева) к желанию делать полезное и любить Истинного и по природе Бога. Поскольку же никакого значения не имели для них эти умеренные наказания, но неудержимо устремлялись ко всякого рода нечестию, то послал их в плен и заставил их подпасть под владычество вавилонское. Когда же, по милосердию Божию, снова были призваны в Иудею, выстроили город и воздвигли храм, потом опять обратились к нерадению, не исполняли обетов, не следовали постановлениям закона относительно приношения десятин и начатков, но с неохотой и трудом приходили на жертвоприношение и закалали животных хромых, слепых и недужных. И хотя они поступали беззаконно, тем не менее, Бог не наказывал их голодом и бесплодием. Они же, хотя и должны были, если бы были добры и понимали полезное для себя, возвращением к лучшему служить оскорбленному ими Богу всяческих, – напротив, делали безрассудное обвинение на Него. Когда видели соседних язычников, не ведущих Бога, но поклоняющихся истуканам и подверженных крайнему заблуждению, – пребывающими в благополучии и наслаждениях, то неразумно говорили: «суетен работаяй Богу, и что более, яко сохранихом хранения Его»?» Мы, сказано, – законоблюстители – находимся в бедах и под наказаниями, – мы и в плен уходили, хотя и покланялись всегда и служили Господу Вседержителю. А не делающие ничего такого не терпят наказания, ни бедствия. Посему: «блажим чуждих», и «созидаются творящии беззаконная, сопротивишася Богу, и спасошася». И поистине многообразно противодействуют славе Божией заблуждающиеся, принося жертвы истуканам и «древу», говоря: Бог92 «мой еси ты, и камени: ты родил мя еси» (Иер.2:27). «Сия, – говорит, – рекоша боящиися Господа». Это есть, конечно, обвинение в злословии и ясное доказательство крайних недугов, ибо слова больного ума и богоненавистное извержение нетрезвой души есть всякая речь против Бога. Но что такие речи Он выслушивает не мимоходом, так сказать, а со старанием, в сем удостоверил, сказав: «и внят Господь, и услыша», потому что «Дух Господень исполни вселенную, и содержай вся разум имать гласа» (Прем.1:7). И если где-либо произнесется какое-либо слово против божественной Его славы, то оно будет тяжело и как бы невыносимо хотя и для Обвыкшего (Бога) долготерпеть до конца. Посему-то и сказал: «отяготисте на Мя словеса ваша». Итак, и нам, хотя бы мы находились в бедствиях, коими для нашей пользы наказует нас Бог, подобает отнюдь не впадать в малодушие и не думать, чтобы столь Добролюбивый (Бог) пренебрегал добрыми (людьми), но напротив, старательно удаляться от оскорбления Его и таким образом умилостивлять Его, и просить Его милости. А если действительно какие-либо из грехолюбцев могут находиться в благополучии мирском и наслаждаться временными благами, то основания долготерпения к ним (Божия) следует относить к недоступным нашему разумению судьбам Промысла Божия.

Мал.3:16–17. И написа книгу памяти пред собою боящымся Господа и благоговеющым имени его. И будут ми, глаголет... вседержитель, в день, егоже аз творю в снабдение, и изберу я, имже образом избирает человек сына своего93... работающа ему.

Бог внял и услышал израильтян, поносивших Его и говоривших нечестивые слова против Него. Потом хотя и подобало на согрешивших положить соответствующее наказание и привлечь к ответственности за необузданные речи, однако же, как Бог долготерпеливо оставляет и это (без наказания). Но пишет Он «книгу памяти... боящымся Его», о коих, думаю, быть может и сам Давид сказал к Пишущему книгу (Богу): и в «книзе Твоей вси напишутся» (Пс.138:16).

Найдем и Самого Господа нашего Иисуса Христа говорящим святым ученикам: «не радуйтеся, яко дуси повинуются вам: радуйтеся же» более о том, «яко имена ваша написана суть на небесех» (Лк.10:20). Со всею справедливостью и божественный Давид изрекает проклятие иудейскому народу, умертвившему Христа, говоря так: «да потребятся от книги живых, и с праведными да не напишутся» (Пс.68:29). Итак, пишется книга памяти боящимся Бога, о коих говорит, что и Своими Ему будут и весьма близкими во время «снабдения», когда Христос сядет на престол славы Своей, окруженный ангельским воинством, «и поставит овцы одесную, а козлища ошуюю. И речет сущим одесную...: приидите, благословении Отца Моего, наследуйте уготованное вам царствие от сложения мира» (Мф.25:33–34). Вот тогда Он их «изберет», то есть соделает избранными, ничем не уступая в любви нашим отцам (человеческим), кои радуются на собственных чад, когда они (чада) будут мудры и благопослушны, и воздают своим родителям возможно великое почтение.

Мал.3:18. И обратитеся94 и увидите между праведным и между беззаконным, и между служащим Богу и не служащим95.

Вот тогда-то именно, говорит, прекратив это тайное (мысленное, про себя совершаемое) пустословие и остановив неудержимый и необузданный язык свой, вы уже не будете порицать добролюбивого Бога, но, как бы выйдя из опьянения и обратившись из заблуждения, вполне ясно усмотрите тогда и то: какое есть расстояние (различие) между праведным и беззаконным, – служащим Богу и не служащим. Ведь беззаконные и непослушные, и свергающие иго служения под властью Его – пойдут к погибели и на бесконечное наказание: «ту будет плачь и скрежет зубом» (Мф.8:12), как написано. Добрые же и боголюбивые, блюстители божественных законов и ревнители всяческой добродетели, славные и освященные – они облекутся венцом нетления, – находясь в вышних обителях (Ин.14:2), будут сожительствовать со святыми ангелами и, соделавшись общниками славы Христовой, станут наслаждаться благами вечного жития, «ихже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша» (1Кор.2:9), по написанному. Впрочем, видя любителей зла благоденствующими в сей жизни, некоторые из святых пришли в раздумье, хотя и не ведали они, что конец жития таковые будут иметь в погибель. Посему и блаженный Иеремия так говорит: «праведен еси, Господи, яко отвещать буду 96 к тебе; обаче суд97 возглаголю к тебе: что, яко путь нечестивых спеется, угобзишася вси творящии беззакония. Насадил еси их, и укоренишася, чада сотвориша и сотвориша плод. Близ еси ты уст их, далече же от утроб их. И Ты, Господи, разумееши мя,... искусил еси сердце мое пред Тобою» (Иер.12:1–3). Потом опять говорит: «очисти их в день заколения их: доколе плакати имать земля»?» (Иер.12:3–4) Видишь, как впал он в тяжелое раздумье, хотя и знал конец нечестивых. «Всяка плоть сено, и всяка слава человеча яко цвет травный», по написанному (Ис.40:6).

* * *

51

Слав.: «посылаю».

52

«Моего» нет в халд. (быть может потому, что таргумист считает писателем книги Ездру).

53

Слав. приб. еще: «на».

54

Слав.: «церковь свою».

55

«Егоже вы ищете» опуск. Феодорит.

56

Слав. согл. подл.: «глаголах».

57

В сир. нет «и», но у ефр. и афр. 241, 26 – есть.

58

Слав. чит. «и», как Ал. код., евр. и халд. Но сир.: «или».

59

Евр.: «и сядет, расплавляя и очищая серебро». Халд.: «и откроется для расплавления и очищения, как муж, который расплавляет и очищает серебро». Сир.: «чтобы обратиться к расплавлению и очищению как серебро».

60

Слав.: «и яко сребро».

61

Эта цитата в таком своеобразном виде приводится св. Кириллом уже не в первый раз, – см. выше толк. Мал.3:1.

62

Халд.: «дар мужей Иуды и обитателей Иерусалима».

63

Слав.: «прелюбодейцы».

64

«Именем моим» – этих слов нет в тепер. евр., халд., сир.

65

Един. ч. в евр., халд., сир., но мн. ч. в слав.

66

Мн. ч. вульг., но евр., халд, сир. един. ч.

67

Сир.: «против тех, кои удерживают плату наемника и слуги и сироты и вдовы, – и направляются (наклоняются) против того, кто обращается ко Мне».

68

Слав.: «от грех».

69

Слав.: «уклонистеся от законов моих».

70

Евр. «ибо Я Господь не изменился, и вы, сыны Иакова, «не истреблены» (не исчезли). «От дней» отцов ваших отступили вы от уставов моих.»; халд.: «ибо Я Иегова не изменил завет Мой, который от века, и вы, сыны Иакова (у Lagarde, а Walton: Израиля – вариант имеется и в евр.), думаете, что всякий, кто умер в веке сем, суд его прешел.»; сир. под влиянием ли LXX, или же имея другое чтение: «ибо Я есмь Господь и не изменился, и вы, сыны Иакова, не перестали от неправды вашей. От дней…»; Афраат в одном месте: «и вы, сыны Израиля (вм. Иакова), не отвратились от неправды вашей от дней отцов ваших» (853. 9–10), – в другом: «и вы, сыны Иакова, не отвратились и от неправды вашей, и от дней отцов ваших, и не сохранили», как и халд., «заповедей Моих».

71

Слав.: «ресте».

72

Вульг.: et in penuria vos maledicti estis; Иерон.: «et vos videntes respicitis»; евр. «проклятием вы прокляты» (так и сир., халд.).

73

Сир.: «в сокровища Мои».

74

В евр.: «принесите всю десятину в дом хранилища и будет пища в доме Моем» (вар.: его); халд.: «сказал пророк» (так у Вальтона, но у Лягарде этих слов нет): «внесите все десятины в дом хранилища, и будет пища для тех, кои служат в доме святилища Моего»; сир.: «Весь» (его-он – суфф. 3. л.) «народ! принесите десятины в сокровищницы Мои, и будет пищею в доме Моем».

75

Эти слова, очевидно, направленные против секты кафаров.

76

Здесь, по-видимому, есть пропуск, и предложение не окончено.

77

Евр.: до избытка, до изобилия; халд. и сир.: «пока скажете: довольно».

78

Слав.: «плодов земных».

79

Слав. «иже» опуск.

80

В нек. (код. 114 и 239 у Pars.) как и в одном евр. у Kenn. нет всего 12 стиха.

81

Ср. Мал.2:3, – слав. «отлучу», т.е. для пищи вам.

82

«Почивай», по-видимому, опускает.

83

Халд.: «дерзости предо Мною… и если скажете: чем увеличили мы (умножили, возвысили) речь пред Тобою?»

84

Халд.: «ничем не воспользоваться тому (нет пользы), кто служит пред Богом…»; сир.: «что всуе послужили мы Богу».

85

Отсюда и до конца 15-го ст. оп. Феод. Monc. (ср.114 код. Pars.)

86

Слав.: «яко».

87

Евр., халд.: «нечестивцев».

88

В евр., халд., сир. един. число.

89

Слав. «и» опуск.

90

Сир. (и слав.) 14–15 стихи понимают как слова (жалобы) боящихся Бога. Так толкуют и св. Кирилл, Феодорит.

91

Отсюда и далее до 18-го стиха нет у Феод. Monc. ср. код. 114. Pars.

92

В греч. и евр.: «отец».

93

Слав. приб. «добре».

94

Евр. и др. русск.: «и тогда снова увидите» (свободно).

95

Так св. Кирилл и в толк. Но слав. приб.: «ему».

96

Слав.: «отвещаю».

97

Слав.: «судбы».

Комментарии для сайта Cackle