Глава 2
Мал.2:1–2. И ныне заповедь сия к вам, священницы: аще не услышите и аще не положите на сердце19 ваше, еже дати славу имени моему, глаголет Господь вседержитель, и20 послю на вы клятву и проклену благословение ваше21 и оклену е:22 и разорю благословение ваше, и не будет в вас, зане вы не влагаете в сердце23 ваше.
Боголюбно отпускает вины за совершенные доселе прегрешения и дарует милость, возводя согрешивших как бы к первоначальной доблестности. На это, думаю, и указывает, говоря благостно: «и ныне заповедь сия к вам, священницы». Но потом угрожает, что если они не станут делать то, что делающими они должны оказаться, и если во внутрь ума и сердца не положат постижение божественных откровений и не сделаются лучшими чем прежде, и не взыщут славы Божией, не уничижая уже жертвенника и не совершая узаконенного небрежно и невнимательно, – то без всякого сомнения явит их проклятыми и состоящими под божественным гневом. И я думаю, что слова: «проклену благословение ваше и оклену е», вероятно означают следующее: когда Бог дарует благоденствие кому, то поля процветут, будут урожаи и обилие плодов, скот будет давать прибыль до огромного множества и сами они будут вне порчи тел, – но когда Он отнимает благословение, тогда положение дел переходит к совершенно противоположному, совсем будет отсутствовать благоденствие и, напротив, возобладает то, в чем справедливо каждому пребыть. Таков смысл этих слов в отношении к чувственным и временным предметам.
Но необходимо знать, что если кто не захочет иметь в уме божественные заповеди, то все умственные блага обратятся у него в ничто и он не будет иметь никакого плода боголюбивой жизни, но будет лишен благословения свыше и от Бога, подпадет проклятьям и из-за них наказаниям. Посему должно искать славы Божьей, а каким образом мы будем совершать это, сему научил нас Сам Спаситель, сказав: «да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят добрая ваша дела и прославят Отца вашего, иже на небесех» (Мф.5:16). Тогда и получим мы полное благословение и непоколебимое благодушие, и будем наслаждаться духовным благоплодием, и, исполнившись всякого блага, станем проводить жизнь истинно достодолжную и изрядную.
Мал.2:3–4. Се, аз отлучаю24 вам рамо, и раскидаю помет25 на лица ваша, мотыла праздников ваших, и прииму вы вкупе. И разумеете, зане26 аз27... послах к вам заповедь сию, еже быти завету моему к левитом, глаголет Господь вседержитель.
В предложенных словах опять заключается нечто сокровенное, что, думаю, должно ясно раскрыть для любящих слушать приятное28, ибо таким образом они могут вполне понять значение этого изречения. Закон Моисеев, венчая предстоятеля и священнослужителя божественных жертвенников высочайшими почестями, поставил его как бы наряду с Богом, ибо сказал, что «приношения Господу жребий их» (Втор.18:1). Сказал негде и божественный Павел: «видите Израиля по плоти: не приближающиеся ли к жертвеннику общницы олтареви суть?» (1Кор.10:18). Установлено было от всякой жертвы отделять Богу плечо (лопатку), грудину, препону (сальник) печени, две почки и желудок, то есть чрево, чем буква закона прикровенно указывает на то, что все внутренности у нас, посвящающих себя в воню благоухания Богу, должны быть святыми и освященными, ибо они приносили внутренности, освобожденные от присущей им нечистоты. Плечо же можно понимать как символ крепости. А что, говорю, во всяком добром деле нам подобает быть крепкими и мужественными, о сем премудро воспевает чрез лиру Псалмопевца: «благослови, душе моя, Господа, и вся внутренняя моя, имя святое Его» (Пс.102:1). Но о внутренностях (жертвенных животных) и совершении жертв по закону было у нас сделано точное рассуждение в других сочинениях29. Посему, оставив речи об этом в настоящем случае, постараемся дать, насколько возможно, изъяснение предложенных слов. Итак, между тем как закон повелевал рассматривать пороки жертвенных животных и неисследованную жертву не приносить к жертвеннику, и для поставленных на священнослужение отделять части жертв, – они пренебрегали обязанностью рассмотрения пороков и не исполняли заповеди о так называемых отделениях, совершая приятное уже не Богу, но своим пожеланиям, всеми силами стараясь собирать себе такие мяса жертв, которые казались для них более полезными. Это и приводит к обличению, и говорит: «се, аз отлучаю вам рамо». «Отлучаю» же теперь поставил вместо: и отлучил уже, и доселе желаю сохранить этот закон. Как бы бросил Я или бросаю и «помет (требухи) на лица ваша». Поскольку они бесчестят жертвенник, то посему и «раскидаю», говорит, как бы оскорбляя за оскорбление, ибо «уничижаяй мя, – сказано, – уничижен30 будет» (1Цар.2:30). «И прииму, – говорит далее, – вы вкупе», то есть: в этом самом пребуду и нечестивцев изобличу. Так как вы соблюдаете закон об отделениях ваших31 и отнюдь не допускаете нерадения относительно назначенной вам части (жертвенного животного), а рассматривать пороки вам кажется делом напрасным, то за это вы узнаете, что двери затворены над вами (Мал.1:10), то есть вы исключены и отстранены от богослужения. «Яко аз» дал «заповедь сию» или «завет», который Я завещал «к левитом»: что же отсюда? – Священнослужителям божественных жертвенников надлежит знать, что подобает совершать угодное Богу, и пред Владычными постановлениями бросать назад все, что кажется иначе полезным им, ибо таким образом будут они священными служителями, а не любителями временного и подверженными постыдным прибыткам.
Мал.2:5. Завет мой бе с ним жизни и мира.
Возводит речь к тем, кои свято и законно священствовали, и истинно досточудным делом объявляет священнослужение, поскольку это относится к закону и к пользе, и твердости божественных откровений, ибо, как пишет премудрейший Павел, «закон свят, и заповедь свята и праведна и блага» (Рим.7:12). Посему, когда кажется, что речь идет о Левии, то надлежит значение мыслей непременно относить, конечно, не к тому, который родился от Иакова и был в числе двенадцати сыновей его, ибо совсем не священствуют32, – но мы должны разуметь должность священства33 и самое именно священнослужение, как бы и изображаемое в лице Левия. Итак, «бе, – говорит, – к нему завет мой жизни и мира». К священнейшему Моисею изречен писаный закон, данный «чрез служение ангелов» (Гал.3:19; Деян.7:38), и положен он чрез посредника Моисея потомкам Израиля, имеющий обетование жизни и мира желающим жить право и волю Законодателя делать правилом жизни.
Впрочем, пророческое слово в настоящем случае, кажется, прикровенно указывает нам и нечто из необходимейшего в отношении духовного созерцания. Ведь закон был дан древним, потомкам Левия, представляя детоводительство (Гал.3:24–25) о Христе и некий образ, и ясное предызображение истины. Истинен же Христос, Который есть жизнь и мир (Еф.2:14; Ин.11:25, 14:6), и Его описывают нам сени Моисеевы. Посему и сказал, обращаясь к иудеям: «аще... бысте веровали Моисеови, веровали бысте... Мне, о Мне бо той писа» (Ин.5:46). Его представлял агнец, закалавшийся в месяце первом, в четырнадцатый день, и долженствовавший спасать помазывавших его кровью косяки (дверные) домов (Исх.12:5), – Его – (предызображала) телица рыжая и беспорочная (Чис.14:2), коей пепел с водою освящал «оскверненыя... к плотстей чистоте», – как написано (Евр.9:13), Его (предызображали) бесквасной хлеб (Исх.12:18), горлицы, птенцы голубей (Лев.5:7), – и вообще весь закон был полон (таинственного) созерцания о Христе (Евр.10:1). Итак, справедливо называет заветом жизни и мира, ибо, оживотворенные в Нем, чрез Него же опять мы получили доступ к Богу и Отцу, и мир имеем с Ним чрез послушание и веру (Рим.5:1–2; Еф.2:18).
И дах ему боязнию боятися мене и от лица имене моего устрашатися ему.
Благополезно перечисляет славные преимущества священства, снисканные чрез тайноводство закона; ибо он влагал преимущественно священнослужителям страх Божий, убеждая «устрашатися от лица имене» Его, то есть, вызывая осмотрительность и опасливость в отношении Владычного имени и побуждая к тому, чтобы благоговение к Нему было делом не посторонним, но старательным. Что может быть почтеннее сего? Ведь написано, что «бояйся Господа, сей здравствует» (Притч.13:13, ср. Притч. 3:7; Еккл.7:19; Сир.1:13), – и опять: «страх Господень слава и похвала» (Сир.1:11). Таким образом, свято и истинно священствовавшим засвидетельствовал твердое благополучие. Не просто убоялись, говорит, они, но боязнию убоялись, то есть всей душей и сердцем восприяли божественный страх, так как усиление здесь и удвоение речений обозначает для слушателей твердость похваляемых (лиц) в добродетели.
Мал.2:6. Закон бе истины34 во устех его, и неправда не обретеся во устнах его.
Повелевал ведь закон избегать лжи, говорить прямо и правдиво и стараться в каждом деле творить суд правильный и непревратный (ср. Исх.23:6–7; Лев.24:22). А истиной, кажется, опять называет Господа нашего Иисуса Христа, Коего закон, говорит, носили на своих устах ведшие священноприличное житие. Ведь если и был, как я сказал, в сенях закон, но было в нем изображение истины и предуказание в письменах на евангельские откровения, ибо в прообразах мы должны находить значение служения в духе. А что Христов был откровенный древним чрез Моисея закон, в сем убедит Спаситель, говоря: «не мните, яко приидох разорити закон, или пророки: не приидох разорити, но исполнити. Аминь бо глаголю вам: дóндеже пребудет небо и земля, иота едина, или едина черта не прейдет от закона, дóндеже вся будут» (Мф.5:17–18).
В мире исправляяй иде со мною и многи отврати35 от неправды.
Мир имеет к Богу (Рим.5:1) – что под этим можем разуметь мы и другие знатоки божественных словес, кроме того, чтобы думать и поступать так, как Он желает, и никоим образом не прогневлять Его, а напротив – стремиться иметь доброславное поведение и совершать достодолжную и законосообразную жизнь? Так и божественный Павел провозгласил нам: «оправдившеся убо верою, мир имамы к Богу» (Рим.5:1). Так чтим мы, ведая, Сущего по естеству и истинного Владыку. А воздавая почтение и твари, при владычестве над нашим умом нечистого и мерзостного греха, мы противимся Владыке и как бы становимся на сражение против Него, поднимая жестокую выю и уже стараясь неповиноваться и упорствовать. И в этом удостоверит ученик Спасителя, говоря: «не весте ли, яко любы мира вражда Богу есть? и иже восхощет друг быти миру, враг Божий» становится (Иак.4:4). Но обратившись чрез веру к Богу всяческих с уничтожением греха, при отсутствии всякого препятствия и когда никто не отлучит нас от близости к Нему, – мы как бы соединяемся с Ним посредством всякой благопристойности, пойдем прямым путем и будем ступать по истинно прекрасной стезе, направляя на нее себя самих и других. Но стараться быть в таком состоянии всего более приличествует святым священнослужителям, о коих можно со всей справедливостью сказать: «в мире исправляяй иде со мною и многи отврати от неправды». Ведь подчиненные всегда почти идут во след благоповедения своих начальников, и кои (из начальников) ходят прямым путем, те спасают многих и легко убеждают их, оставив жизнь необузданную и проклятую, и нравы неправедные, предпочесть и любить превосходнейшее и достославнейшее, – что может заслуживать похвалу у Бога и людей.
Мал.2:7. Понеже устне иереовы сохранят разум, и закона взыщут от уст его: зане36 ангел [вестник] Господа вседержителя есть.
Каким именно образом «обратил он» (священнослужитель) «многих и ходил, исправляя мир с Богом», разъясняет, говоря, что носил в устах или на языке познание («разум») всего необходимого для жизни и был наставником неразумных, учителем неопытных, неложным и истинным истолкователем велений закона для желающих научаться, не изменял извращая смысл божественных словес, ни «учаще учением, заповедем человеческим» (Мф.15:9; Ис.29:13), – но, как ангел (вестник) Божий, хорошо уясняя подчиненному народу неясное иногда откровение. Ведь он возвещает не собственное желание, ни изрыгает слова от своего познания, но служит Владычным откровениям. Сказал бы я, что в этих словах оказывается истинным и сказанное в книге Притчей: «сокровище вожделенно почиет во устех мудраго: безумнии же мужие пожирают е» (Притч.21:20). К похвале же возвещающим что-либо от Бога может служить то, что они ничего большего не прибавляют к тому, что услышали, не осмеливаются делать какое-либо отъятие (опущение), почитая это делом недостойным. Напротив, нечестивые скопища фарисеев безрассудно дошли до такого вздора, что учили «учениям, заповедям человеческим» и своим преданием упраздняли божественные заповеди (Мф.15:6–9). Таковы были обвинения на них от Христа. Итак, тверд закон, ибо сказал негде о божественных словесах, что уже не должно к ним прибавлять и от них отнимать (Втор.4:2). Так «устне иереовы сохранят» знание закона и возвещают его, ничего не прибавляя. Посему-то и «ангелом Господа вседержителя» (пророк) именуется, хотя и человеком был по природе, потому что ясно возвещает волю Божию и движение языка его (своим предметом) имеет закон.
Мал.2:8. Вы же уклонистеся от пути и изнемоществисте многих в законе, растлисте завет Левиин, глаголет Господь вседержитель.
Благонравию достойнейших некоторым образом противопоставляет преступления нерадивых, и противоположением лучшего обличает худшее. Как «свет во тме» является (Ин.1:5) и совершается в немощех сила (2Кор.12:9), так и красота добродетели имеет более ясный вид, если рядом с нею полагается какое-либо зло или грех. Итак, некоторые прожили священнодостойно, в мире исправляя» себя самих и других, и были с Богом, и многих обратили от неправды, ибо носили в устах знание и были точными толкователями божественных законов. Бывшие же после них, к коим (обращена теперь) речь, «уклонились от пути», ибо отпали от справедливости, немало повредили себе самим и другим, и многих изнемоществили в законе, то есть сделали немощными и недеятельными в избрании жизни законосообразной. Ведь если начальство ходит вне закона, то не естественно ли без всякого сомнения уклониться (от закона) вместе с ним и подчиненным, и вместе с выдающимися пасть и тем, кои находятся в низшем положении и обладают меньшим разумением? Да, как сообразующийся с законом и праведный священник подчиненных своих соделывает подражателями своих достоинств, так и напротив; ибо если сами они растлили закон Левиин, то вероятно ли было, чтобы тайноводствуемые ими считали закон достойным почитания?
Мал.2:9. И аз дах вы уничижены и отвержены во вся языки, зане вы не сохранисте путий моих, но обинустеся лиц37 в законе.
Возвращается к прегрешениям отцов и напоминает им о древнейших преступлениях. И как они были не тверды в соблюдении закона, то посему, говорит, и отданы они отведшим их в плен, жалкие и отверженные, лишившиеся всякой пощады. Какого из страданий не пришлось претерпеть им, или каким бедствиям не приобщились они, несчастные? Но если говорит, желаете узнать причины возникшего на вас гнева, то послушайте говорящего: «зане вы не сохранисте путий моих, но обинустеся» (принимали) «лиц» (лицеприятствовали) «в законе». Это, думаю, означает растление завета Левиина, именно: нежелание соблюдать путь жизни по закону и в каждом деле совершать весьма беззаконные суды, хотя Бог ясно говорил: «да не приемлеши лица в суде, на малаго и великаго»38 ("не»)39 «судиши» (Втор. 1, 17). По тем причинам, по коим они преданы врагам и сделались отверженными, по этим же самым делает соответственную угрозу, что если они не захотят вести правую жизнь, то и Он не воздержится от наказания их, – и презирающих закон постигает суд, приличествующий и подобающий привыкшим делать это.
Мал.2:10–11. Не Отец ли един всех вас?40 не Бог ли един созда вас? Что яко остависте кийждо брата своего, осквернити завет отец ваших? Оставлен бысть Иуда, и мерзость бысть во Израили и во Иерусалиме.
В начале толкования на этого пророка мы говорили, что по возвращении из Вавилона и из земли ассириян израильтяне, мало заботясь о заповеди законной, стали сочетаться с иноплеменными женами. И это дело у них, непостоянных, дошло до того, что вместе с другими увлеклись и сами священствовавшие, и считали уже непочтенными тех сожительниц, кои были из племени израильского, высылали их из домов, и, напротив, брали себе в жены иноплеменниц – аммонитянок и идумеянок. Великое вследствие этого было у Израиля осквернение. Иностранки не оставляли отечественных обычаев, но продолжали служить идолам и поклонялись небесному воинству, причем почти неизбежно было, что и сожительствовавшие с такими растленными по уму женами сами осквернялись вместе с ними и прогневляли Бога. Весьма пространная об этом речь есть в книгах Ездры (1Ездр.10:2; 2Ездр.9:9; Неем.13:3, 23). Итак, Бог всяческих обвиняет их за то, что они презирали жен из племени Израиля или Иуды и нечестиво привязывались к дочерям иноплеменников, хотя закон воспрещал такое соитие. Но они, не знаю как, пренебрегши столь досточтимыми заповедями, или увлекались красотой жен к необузданному сладострастию, или быть может, желали прибегнуть к дружбе с иноплеменниками, чтобы они не воевали против них, как уже дружественных к ним и вследствие браков имевших с ними родство. А это было ничем другим, как оскорблением Бога маловерием, как не могущего изъять из руки тех (врагов) или явить их (израильтян) победителями жестоковластия иноплеменников. Дело это всячески оскорбляло Бога. Посему Он, видя, что они пренебрегают прирожденной любовью, и говорит: «не Бог ли един созда вас? Не Отец ли един всех вас? Что яко остависте кийждо брата своего?» Ведь один есть Создатель всех и все (слуги) одного Владыки, желающего связать сотворенное узами любви в единение и единодушие. Если бы были два бога и господа или даже многие, то ничего неестественного не было бы в том, чтобы и твари разделялись вместе с (различными) намерениями творцов и при случае становились друг против друга, по воле владык своих. Поскольку же един есть чрез всех и во всех и над всеми Бог (Еф.4:6), то какая же могла быть причина для разномыслия? И поскольку, кроме того, и один у всех иудеев есть отец по плоти, то есть божественный Авраам, то что же побуждало их воспринимать недуг дружбы? Или разве не следовало как бы в качестве долга отдавать любовь своим единокровным? Разве не близким к безумию было возгораться неистовой страстью к дочерям иноплеменников, презирая своих домашних и родных, чтобы тем осквернять тебе даже и завет самих отцов? Ведь они сохраняли у себя постановления божественных законов относительно чужестранных жен, ибо слышали (в законе): «дщери своея не даси сыну его, и дщере его да не поймеши сыну твоему: отвратит бо сына твоего от мене, и послужит богам иным» (Втор.7:3–4). Но они, ни во что вменив откровение, попрали закон и, сколько касалось до них самих, сделали завет бездейственным и нечистым, оскорбляя своими преступлениями наилучший из законов. Как бы изумляясь такому деянию и видя происшедший от Иуды род женщин угнетаемым несправедливейшей ненавистью, присоединяет и говорит: «оставлен бысть Иуда» и у обитателей (во Израили) Иерусалим. О, странное, говорит, дело! Не ассириянам, не персам, не еламитянам, не врагам из соседей, но самому Израилю и жителям Иерусалима «мерзость бысть» и стал приниженным Иуда, то есть происшедшее от Иуды поколение и несчастный люд единоплеменных жен. Знать должно, что Израилем называет десять колен, кои поселились в Самарии, до времен плена, и коих сначала Салманасар выселил к ассириянам и мидянам (4Цар.18:9). А населяющие Иерусалим, говорит, суть те, коих взял Навуходоносор, во время последнего плена сжегши Иерусалим и самый божественный храм, – коих отвел в Вавилон. Обвиняет, даже более – поднимает против них чрезмерный вопль за то, что они, бросив жен-иудеянок, противозаконно брали себе иноплеменниц, хотя они, как я уже прежде сказал, продолжали еще твердо держаться отечественных обычаев и вращаться в грязи идолослужения.
Но и нам самим, оправданным во Христе и чрез веру в Него получившим причастие Святого Духа, должно иметь опасение смешиваться с теми, кои были развращены умом и нечисты мыслями, и веру имели бы неправую. Иноплеменны они, и варвароязычны, и говорят превратное, ибо написано: касающийся смолы запачкается (Сир.13:1). Итак, при возможности плодоприносить духовно в церквях Христовых, какое могло бы быть основание желать иного – как бы соприкасаться и иметь общение с нечистыми синагогами и возбуждать на себя самих Бога всяческих?
Мал.2:11–12. Зане оскверни Иуда святая Господня, яже41 возлюби, и прейде к (предался, послужил) богом чуждим. Потребит Господь человека творящаго сия, дóндеже и смирится от селений Иаковлих и от приносящих жертву Господу вседержителю.
Возненавиден, говорит, Иуда не другим каким-либо из иноплеменных народов, но самим же Иудою, осквернившим закон тем, что склонился к любви к чужеземным женам, стал стараться об угождении им, возлюбил отступление от Бога и предался служению идолам. Некоторые, как сказал я, увлекались к этому, следуя за своими противозаконными сожительницами и всеми силами стараясь об угождении им, подобно тому, как и освобожденные из Египта (израильтяне) вступали в связь с женами мадиянитян или моавитян и вскоре дошли до такого безумия и нечестия, что даже служили Веелфегору. За эту вину, несчастные, погибли (Чис.25:1). Итак, Бог всяческих проклинает того, кто совершает это и нечестиво предан столь беззаконным деяниям. И если он будет одним из этих мирян, то (проклинает его Бог) «дондеже потребится от селений» Израилевых, то есть пока не погибнет совершенно и не исчезнет память о его существовании. Если же это кто-либо из поставленных на священнослужение, то (проклинает его Бог) «дондеже... смирится от... приносящих жертву Господу вседержителю», то есть пока не погибнет и не изгонится из священнических списков, ибо вместе с прочими и некие из священников, как сказал я, впадали в преступление мирян и побеждались чужеземными женщинами, совершенно пренебрегая божественными откровениями.
Посему, если проклят прогневляющий Бога и старающийся Его откровениям противопоставить мирские наслаждения, не станем отказываться от добродетели и не будем обращать никакого внимания на тех (проклятых), но устремимся к просветлению душ своих достоинствами благопослушания. При таком условии освободит от проклятия и в изобилии дарует нам блага Своего милосердия Владыка всяческих.
Мал.2:13. И сия, яже ненавидех, твористе. Покрывасте слезами олтарь Господень, и плачем и воздыханием от трудов. Еще ли достойно призрети на жертву, или прияти приятно из рук ваших?
Весьма многообразны были подзаконные жертвы. Одни приносились по добровольному обету, другие были благодарственными и за грех. Приносились также по заповедям законным десятины, начатки и подать дидрахмы, согласно вычислениям священников. Но принося добровольную жертву Богу, они, как я сказал, представляли животных хромых, слепых и отнятых у зверей, всегда ссылаясь на бедствия плена, постоянно указывая на опустошение и на постигшую их вследствие этого бедность, хотя по возвращении из плена Всемогущий Бог радовал их несравненным милосердием и обильно уделял им возможность вполне наслаждаться, чем подобало. Итак, приносили они со скорбью и слезами, как бы рыдая над жертвами и говоря священнослужителям: это «от трудов», то есть не без усилий, и едва добыто потом и трудом. Потом, как «еще», говорит, «достойно призрети на жертву», или как еще мог бы я соделать приятным (для себя) то, что не от доброго расположения? Ведь жертвовать следует радостно, празднуя и веселясь, – что, думаю, и гласом Павла справедливо сказано собирателям подаяний: не от скорби или от нужды: ибо радостнаго дателя любит Господь (2Кор.9:7). Посему, если мы жертвуем радостно, воззрит и примет, и похвалит Бог, а приняв, почтит и благословит. Считаю необходимым для пользы применить к толкуемым словам и другой смысл. Бог всяческих со всей справедливостью объявлял проклятым того, кто осквернял завет отцов сожительством с иноплеменными женами, по изгнании жен единоплеменных и осуждении их часто без всякой вины. Обвинял кроме того и некоторых из священников за то, что они лицеприятствовали в законе, почему и сказал: «потребит Господь человека творящаго сия, дóндеже и смирится от селений Израилевых и от приносящих жертву Господу вседержителю». Потом к этим словам сейчас же присоединил: «покрывасте слезами олтарь Господень, и плачем и воздыханием от трудов». Выражение: «покрывасте» должно разуметь вместо: заставляли божественный жертвенник наполняться плачем и рыданием; ибо жены, прогнанные противозаконно и несправедливо подвергшиеся неправедному суду ваших священников, становились вокруг жертвенника, оплакивая свои обиды и проливая неудержимые слезы от нанесенных им бедствий. Потом, как «достойно призрети, – говорит, – на жертву, или прияти приятно из рук ваших»! Как истинно написанное в книге Притчей: «не чисты обеты от мзды блудницы» (Притч.19ср. Втор.23:18), так не сочтется чистым и непорочным священник, если он, как бы распрощавшись с божественными постановлениями и поправ надлежащий закон священнослужения, станет приносить жертву, как никоим образом не прогневивший Бога. Поистине страшно как бы неумытыми руками священнодействовать Богу, – и к столь премудрому богослужению прикасаться подобает, говорю я, всеми силами, по возможности, очищенным. Таковой окажется вне и всякой вины, и движений гнева (божественного).
Мал.2:14–15. И ресте [скажете]: чесо ради42 Господь засвидетелствова между тобою и между женою юности твоея, юже оставил еси. И та общница твоя и жена завета твоего, и не иначе43 сотвори, и останок духа его44. И ресте45: что ино кроме семене ищет Бог?
На такие частые обвинения Божии и убеждения любить единоплеменниц и удаляться иностранок, избегая браков, кои воспретил сам божественный закон, – они неразумно говорили: «что ино кроме семене ищет Бог?» Сказано ведь, в заповеди Моисеевой: «не будет безчаден, ниже неплоды» у сынов Израилевых (Исх.23:26). Также и к Аврааму сказал негде Бог всяческих: «умножая умножу семя твое, яко звезды небесныя» множеством (Быт.22ср. Исх.32:13). Итак, Божественная цель имеет в виду многочадие и деторождение, чтобы благодать обетования, данного Аврааму, достигла подобающего ей осуществления. Но от чужестранок или соплеменниц совершится это нами, безразлично для Бога, ибо обещанное достигает осуществления. Итак, «скажете, – говорит, – чесо ради Господь засвидетелствова между тобою и между женою юности твоея, юже оставил еси?»46. Но если вы хотите говорить это «чесо ради засвидетелствова» и почему повелел не отсылать сожительницу, то на сие скажу и Я: подумай о том, что «она общница твоя и жена завета твоего», то есть единая плоть с тобою (Быт.2:23–24) и сожительствует по закону и «не иначе» ее создал «Бог». Она же есть, думаю, и «останок духа его», и муж как бы смешан телесно и душевно с той, которую сочетала с ним подзаконная религия. И как они стали одним телом, так и неким образом и одной душою, так как их связует любовь и божественный закон соединяет в единодушие. Итак, называет жену останком духа мужа и как бы частью его души по причине единения, разумею то, что единодушием любви они становиться как бы одно. Посему не обвиняйте, выходя из границ должного разума, Бога, как будто Он несправедливо упрекает изгоняющих от очага жену юности и общницу завета и духа, соединенную телесно. Думаю я, что и премудрейший Павел, подвигнутый этим, написал в послании уверовавшим во Христа: «привязался ли еси жене? не ищи разрешения» (1Кор.7:27). Сказал негде и Сам Спаситель: «иже аще пустит жену свою,... разве словесе любодейнаго, творит ю прелюбодействовати: и пущеницею женяйся, прелюбодействует» (Мф.5:31–32 ср. Мф.19:9). Вопрошавшим же любопрителям из саддукеев: за что «Моисей заповеда дати книгу распустную» и отделиться от жены (Мф.19:7), – сказал опять: «яко Моисей по жестосердию вашему заповедовал, от начала же не бысть тако» (Мф.19:8), – ибо Образовавший «мужеский пол и женский сотворил я есть» (Мф.19:4), – «еже убо Бог сочета, человек да не разлучает» (Мф.19:6).
Мал.2:15. И сохраните духом вашим... и не оставьте47.
Так как закон ясно и очевидно высказал позволение желающим давать своим супружницам разводную запись и, не подвергаясь обвинению, разлучаться с сожительницей, то могло казаться, что этому древнему узаконению противоречат слова пророка, ведущего под суд и обвиняющего в преступлении закона того, кто дерзает разводиться с женой и брать другую. Но в приведенных словах весьма благоусмотрительно и не объявляет древнюю заповедь упраздненной, и не дозволяет кому-либо делать ее предлогом нечестивых деяний: хотя, говорит, закон и позволил давать разводную запись, но поэтому не освобождаетесь от вины и вы, дающие ее (запись) для того, чтобы привязываться к иноплеменным женам. А если можно разводиться с женою и совершать это законным судом, то все-таки берегитесь (сохраните) в духе вашем оставить жену, которая «от юности». Это лучше, хотя закон и дозволил развод для желающих.
Мал.2:16. Но аще возненавидев, отпустиши48,... глаголет Господь Бог Израилев.
Если, то есть, укажешь в разводной записи достоверную и основательную причину удаления, что ты возненавидел и отпустил.
И покрыет нечестие на49 помышления твоя, глаголет Господь вседержитель: и сохраните духом вашим, и не оставите.
То есть: если нечестивое и скверное покрывало станет облегать твои помышления, и ненависть при этом служит только напрасным предлогом, но красота других женщин будет побеждать тебя и ты начнешь желать связи с иноплеменными женами, то берегись (сохрани), не оставь иначе всенепременно будешь проклят, ибо сказал, что «потребит Господь человека творящаго сия, дóндеже смирится от селений Израилевых и от приносящих жертву Господу вседержителю» (Мал.2:12). Это – относительно очевидного и простого (т.е. буквального) смысла.
Но и призванным чрез веру к освящению должно оберегаться, чтобы как-либо не увлечься в скверные ереси, как бы к ненавистным Богу и иноплеменным женам. Ведь в отношении духовного плодоношения чистое и беспорочное детоводительство Учителей Церкви может и их соделать отцами благородных чад, духовно рождающими из доброго сердца достославную любовь к Богу.
Мал.2:17. Прогневляющии Бога словесы вашими, и ресте: о чесом прогневахом его? Зане ресте: всяк творяй зло, добро50 пред Господем, и в них сам благоволи: и где есть Бог правды?
Прежде я говорил, что не одним образом, но весьма многими Бог всяческих огорчался на потомков Левия. И, порицая нерадение священнослужителей, говорил: «и внесосте хищения и хромая и недужная» (Мал.1:13), – и к этому присоединил: и лицеприятствовали лиц обинустеся в законе (Мал.2:9). Оказывая, как надо думать, почтение и неподобающее уважение некоторым из приближавшихся к ним (по состоянию), они неправедно осуждали слабейших и угнетали некоторых своим корыстолюбием, судя не по правде и по закону, но давая решение неправильное и пристрастное, – или может быть и похищая даже отнюдь им не принадлежавшие владения, – а также с удовольствием принимая подарки, злоупотребляя саном священства и превозносясь над подчиненными. Смотря на ведущих такой образ жизни, столь бесславный и беззаконнейший, некоторые из потерпевших несправедливости как бы приходили в изумление. И это потому, что не было на них никакого наказания от Бога и проявления Его гнева, как это иногда бывает с обвыкшими презирать Его, – напротив, они пребывали в благополучии и наслаждениях. Не вынося этого и быть может уже не стараясь иметь в уме своем мысль о несравненном милосердии Божием, они едва только не кричали от малодушия, говоря: «всяк творяй зло, добро пред Ним, и в них Сам благоволи», то есть, пожалуй даже добр (оказывается) в очах Бога худых дел свершитель, и Он услаждается избравшими столь постыдную жизнь. Ведь если это, говорит, не истинно, то «где есть Бог правды»? Подобало конечно, подобало Властелину правды не долготерпеть столько к корыстолюбивым священнослужителям и осквернявшим жертвенник, и всего более старавшимся совершать неправедные, нечестивые и беззаконные дела. Это могло быть виною вникшего в них малодушия. И должно знать, что по смыслу толкуемого изречения, употребляющие столь безрассудные слова прогневляют Бога, ибо едва не решаются даже порицать долготерпеливого Бога, благостно ожидающего обращения заблудившихся и перехода к лучшему впадающих в грех. Так и божественный Павел медливших и все еще избегавших покаяния порицал, говоря: «или о богатстве благости Его и кротости и долготерпении нерадиши, не ведый, яко благость Божия на покаяние тя ведет? По жестокости же твоей и непокаянному сердцу, собираеши себе гнев в день гнева и откровения и правосудия Божия» (Рим.2:4–5). Итак, весьма, конечно, сильно оскорбляют Бога те, коими овладевают столь холодные (жестокие) чувства и кои извергают о Нем столь необузданные речи. А те, кои дают повод к такому недугу, окажутся повинными греху.
Итак, избранным священнослужителям или призванным к священству подобает проводить жизнь святую и ходить правильным путем в Церкви. В таком случае они будут служить образцом благоустроения и всякой добродетели для подчиненных мирян, кои, созерцая достославную и изрядную красоту образа жизни священников, будут прославлять и Бога всяческих. О сем, думаю, прямо сказано устами Спасителя: «да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят добрая дела ваша и прославят Отца вашего, иже на небесех» (Мф.5:16). Как соблазняются миряне, когда священники решаются жить беззаконно, так и величайшую и обильнейшую приобретут пользу, если могут видеть их (священников) совершающими доброе и желающими жить так, как угодно Богу.
* * *
Слав.: «на сердцах ваших».
Слав.: «то послю».
В евр. множ. число.
В сир. оп.: «и оклену е», имеющиеся в евр., и дальн. «и разорю… в вас», в евр. не имеющиеся, как и в халд.
Слав.: «в сердца ваша».
Слав.: «отлучу».
Слав.: «требухи» (первый желудок жвачного животного).
Слав.: «яко».
Слав. приб.: «Господь».
Используемое выражение может указывать на то, что толкования свои св. Отец первоначально преподавал устно слушателям.
«О поклонении и служении в духе и истине».
Слав.: «безчестен будет».
О назначенных для вас частях жертвенных животных, – исполняете закон, поскольку он служит к вашим интересам.
Т.е. по разрушении храма Иерусалимского потомки Левия уже не отправляли священнических служб при храме.
Т.е. должны разуметь не самих священников, как лиц, но обязанности священства, как должности.
Чтение, имеющееся только здесь у св. Кирилла, вместо: «закон истины бе».
Слав.: «обрати», как и сам св. Кирилл в толковании этого стиха.
Слав.: «яко».
Расстановка слов в слав.: «но лиц обинустеся».
Слав.: «малому и великому».
Прибавленное у св. Кирилла «не» не читается ни в греч., ни в евр.
Слав.: «всем вам».
У св. Кирилла «и яже», но этого нет ни в греч., ни в евр.
Слав.: «чесо ради? яко…».
Слав.: «и не добро ли сотвори».
Слав. считает предложение вопросительным, согласно лучшему чтению, соответствующему еврейскому.
«И ресте» нет в евр.
Т.е. если цель Бога только умножение чадородия, то зачем же, скажете, Он засвидетельствовал и проч., т.е. повелел не оставлять жены юности.
Слав. согл. греч.: «и жены юности твоея да не оставиши». Но из конца толкования этого места видно, что и св. Кирилл читал опущенные слова. По сир. и ефр.: «и никто на жену юности своея да не вероломствует».
Слав. приб. «ю»., в евр. нет, как и в греч.
Слав. не чит. «на»., как Иерон.
Слав.: «добр».