Источник

Глава 2

Мал.2:1. И ныне заповедь сия к вам, священницы.

Если не хотите тщательно внять изрекаемому Мною, и всему в совокупности предпочесть воздаваемое Мне чествование.

Мал.2:2. Послю на вы клятву, и проклену благословение ваше, и оклену е: и разорю благословение ваше, и не будет в вас, зане вы не влагаете в сердца ваша.

Благословением называет самое священство, которое прияли по Божией благодати; его-то угрожает разорить и уничтожить за допущенное в нем злоупотребление.

Мал.2:3. Се Аз отлучу вам рамо, и раскидаю требухи на лица ваша, требухи праздников ваших, и прииму вы вкупе.

Акила перевел это так: «вот Я наложу на вас запрещение и с плечем, и на лица ваши развею помет, помет праздников ваших». Поскольку по закону священникам определялись грудь и правое рамо; то угрожает Бог, что отринет и их самих, и отделяемое им рамо. Но вместо слова: «грудь» поставлено слово: «требуха» – вместилище помета. Ибо древле, когда иереи были благочестивы, Бог уделял им правое рамо, как символ деятельной добродетели, и грудь, которая подобно панцирю облагает сердце, охраняя и закрывая его, как символ догматов благочестия. Поскольку же добровольно отступили они от благочестия, и лишены стали добродетели; то сказует им, что на лица их раскидает требуху – вместилище помета, означая сим их позор и бесчестие. Когда же исполню это, говорит Бог, узнаете, что Я предкам вашим дал заповедь о жертвах. Потом в имени Левии напоминает первого иерея Аарона. Ибо сказал так:

Мал.2:4. И уразумеете, яко Аз Господь послал вам заповедь сию, еже быти завету Моему к Левитом, глаголет Господь Вседержитель.

Потом присовокупляет к сему:

Мал.2:5. Завет Мой бе с ним жизни и мира, и дах ему боязнию боятися Мене, и от лица имене Моего устрашатися ему.

Кто исполняет это, говорит Бог, в награду тому обетовал Я жизнь и мир. Посему-то завет Свой, как доставляющий все сие покорным, и нарек Он заветом мира и жизни.

Мал.2:6. Закон истины бе во устех его, и неправда не обретеся во устнах Его: в мире исправляяй иде со Мною, и многи обрати от неправды.

Ибо грех производит вражду на Бога, а правда установляет мир. Посему говорит Бог: Аарон, идя путем правым, храня истину и ужасаясь неправды, пользовался Моими милостями, и наслаждаясь миром Моим, для многих заблуждающихся соделался руководителем к Истине. Ибо справедливость требует иерею преимущественно быть делателем Божиих законов; потому что поставлен он быть учителем других, и ему поручено истолковывать словеса Божии, он

Мал.2:7. Ангел Господа Вседержителя,

возвещающий другим Божию волю.

Мал.2:8. Вы же уклонистеся от пути Моего, и изнемоществисте многих в законе, растлисте завет Левиин, глаголет Господь Вседержитель.

Вместо: «изнемоществисте многих», Акила и Симмах перевели: «соблазнили». Сказует же сим Бог: возлюбив беззаконие, и других довели вы до гибели. Потом, предсказывает им бедствия, постигшия их ныне.

Мал.2:9. И Аз дах вы уничижены и отвержены во вся языки, зане вы не сохранисте путей Моих, но лиц обинустеся в законе.

Симмах перевел: «уважали лица в законе». Обвиняет же их Бог в том, что соделались преступниками закона, и в угодность другим судили противозаконно, или брали деньги с приносящих жертвы, и принимали у них жертвенных животных, имевших какое-либо повреждение в членах.

Мал.2:10. Не Отец ли един всем вам? не Бог ли един созда вас? что яко остависте кийждо брата Своего, осквернити завет отец ваших.

Будучи созданы единым Богом, Который, как Отец, изъявляет любовь Свою ко всем вам, столько вознерадели вы о тех, которые одного се вами естества, не уважили общения с ними и в естестве и в благодати, но оставили братьев ваших без всякаго о них попечения, не обращали внимания, когда делались они нарушителями Моих законов, и притом имея пред глазами полезный для вас пример, Иуду и Иерусалим.

Мал.2:11. Оставлен бысть Иуда, и мерзость бысть во Израили и во Иерусалиме: зане оскверни Иуда святая Господня, яже возлюби,

и ясно показывая, что возлюбил, присовокупляет:

и прейде к богом чуждим.

Иуда и во Израили и во Иерусалиме признан гнусным; потому что предавался беззаконию открыто, попирал Божии законы, и вместо Сущего Бога покланялся богам не сущим. Потом произносит Бог общую угрозу на всех подобных Иуде.

Мал.2:12. Потребит Господь человека творящаго сия, дóндеже смирится от селений Иаковлих, и от приносящих жертву Господу Вседержителю.

Ибо живущий в злочестии чужд сонму благочестивых. После сего обращает Бог речь к иному обвинению, и обвиняет их в том, что оставив супруг своих, имеют беззаконные связи с другими женами.

Мал.2:13. И сия, яже ненавидех, твористе.

Но жалок тот, кто любит, что ненавидит Бог. Что же это такое, объясняет далее:

Покрывасте слезами олтар Господень, и плачем и воздыханием от трудов.

Обиженныя мужьями своими жены, не находя себе защиты, предаваясь сетованию и слезам, взывали к праведному Судие; делать же это принуждены были угнетавшею их скорбию. Сие и выражено у Пророка словами: «от трудов». И когда вы так поступаете:

Еще ли достойно призрети на жертву вашу?

Мал.2:14. И ресте: чесо ради?

Беззаконие ваше свидетельствует, что приносимое вами мерзко; а вы остаетесь еще безчувственными, и показываете вид, что не знаете сему причины. Посему, водясь обычным долготерпением, открою вам эту причину.

Яко Господь засвидетельствова между тобою, и между женою юности твоея, юже оставил еси, и та общница твоя, и жена завета твоего.

Мал.2:15. И не иный сотвори, и останок духа твоего.

Припомните первый закон, данный Адаму и Еве. Ибо, как скоро создал Бог жену, подобно некоему невестоводителю, приводит ее к мужу, и дает законы брака, сказав: «сего ради оставит человек отца своего и матерь свою, и будут два в плоть едину» (Быт.2:24). И так Сам Бог всяческих и создал обоих, и сочетал их, и постановил закон сей; как же вы осмеливаетесь явно нарушать постановленное из начала, и не помните Божия благословения, возвещеннаго отцам вашим: «раститеся и множитеся и наполните землю» (Быт.9:1)? Ибо сие говорит Бог и здесь: «и останок духа» твоего. Имея естество смертное, в раждаемых вами надолго сохраните память о себе. Но Бог узаконил сие, а вы прекословите, говоря: Бог печется не о целомудренных браках, но о многочадии.

И ресте: что ино, кроме семене ищет Бог!

Но повелеваю вам, оставив речи сии, хранить Божии законы, и жену в начале сочетанную не отлучать от брачного ига. Потом напоминает Бог о снисхождении, сделанном в законе.

Мал.2:16. Но аще возненавидиши, отпустиши, глаголет Господь Израилев.

Ибо в законе повелевает Бог, чтобы муж, если худо расположен к жене, давал ей книгу отпускную. Господь же, толкуя закон сей фарисеям, говорит: «Моисей по жестокосердию вашему» узаконил так; из начала же не бысть тако: «Сотворивый их, мужеский пол и женский сотворил я есть» (Мф.19:4, 8), то есть, сотворил одного и одну, а не одного мужа и двух жен, чтобы, возненавидев одну, сочетаться с другою. Поэтому, таковое создание было законоположением целомудрия. Но поскольку Бог всяческих знал неистовый нрав Иудеев, – знал, что они, захотев избавиться от жены ненавидимой, и не имея возможности сделать сие по закону, отважатся на ее убийство; то дозволяет зло меньшее, чтобы воспрепятствовать злу большему, и говорит: «аще возненавидиши, отпустиши»; потому что сочетается она с другим, и не будет жить в горести. В священном евангелии, научая добродетели, ясно взывает Господь: «всяк отпущаяй жену свою, разве словесе любодейнаго, творит ю прелюбодействовати, и иже пущеницу поймет, прелюбодействует» (Мф.5:32). Но и здесь дает разуметь то же самое.

Обнажатся сокровенные помышления ваши, глаголет Господь Вседержитель.

Если не по какому либо благовидному и справедливому предлогу расторгнете брак; то судиею вашим будет Господь всяческих. Посему

сохраните духом вашим, и не оставите

завета. Обуздайте худые стремления, и не расторгайте брачных условий. Так обвинив их в этом беззаконии, и дав соответственное недугу врачевство, Пророк начинает обличение в хуле, на которую они отважились, и говорит:

Мал.2:17. Прогневляющии Бога словесы вашими, и ресте: о чесом прогневахом Его? зане ресте: всяк творяй зло, добр пред Господем, и в них Сам благоволи: и где есть Бог правды?

Ибо иные, видя живущих порочно и наслаждающихся благополучием, по крайнему неразумию, осмеливались говорить, что Богу обычно было благоволить к порочным; иначе не дал бы им в удел такого счастия. Хула эта, говорит Бог, особенно подвигла Меня наказать вас. А вы этого великого нечестия не почитаете и малым прегрешением. Ибо сию бесчувственность их обличая, Пророк сказал: «и ресте: о чесом прогневахом Его?»

Вам же должно было знать, что Бог всяческих есть источник правды. А как источник правды, гнушается он любящими порок. Но закон домостроительства Его неизречен. Впрочем объявляю вам, что наступит время праведного воздаяния. И желая привести сие в ясность, предвозвещает Бог сперва первое пришествие Владыки Христа, и указует великого Иоанна Крестителя, Предтечу сего пришествия. Ибо говорит:


Источник: Творения Блаженного Феодорита, епископа Кирского. Часть 5. - В типографии В. Готье, 1857. - 394 с. / Толкование на пророка Малахию. 153-176 с.

Комментарии для сайта Cackle