Источник

Глава 1

Мал.1:1. Пророчество словесе Господня на Израиля рукою Ангела Его.

Ум мой, говорит Пророк, будучи объят Божиею благодатию и став вне всего человеческого, приял в себя предвещание об Израиле не для того, чтобы одному иметь ведение сие, но чтобы и Иудеям возвестить объявленное. Поэтому-то Пророк нарек себя Ангелом, как служащего словесам Божиим. Так указав вещающего устами его Господа, увещавает народ внимать изрекаемому:

Положите убо на сердцах ваших.

То есть, со всею тщательностию внимайте словесам Божиим.

Мал.1:2. Возлюбих вы, глаголет Господь, и ресте: о чем возлюбил еси ны?

Не потому сказал сие Пророк, что действительно народом предложен был такой вопрос, но обличает сим непризнательность сердца их; потому что, пользуясь такою любовию Бога всяческих, не только пребывали неблагодарными Благодетелю, но даже не познали и того самого, что возлюблены. Посему-то Пророк обличает неблагодарное их сердце, доказывая избыток любви, явленной издревле еще предкам.

Не брат ли бе Исав Иакову? глаголет Господь: и возлюбих Иакова, Исава же возненавидех.

И вы, непрестанно питающиеся сказаниями Моисеевыми, ясно знаете, говорит Пророк, что Исав и родоначальник ваш Иаков имели одного отца, произошли из одной утробы, вмещались в одном чреве, однакоже ни одинаковость естества, ни время рождения, которое для обоих было одно, не расположили Меня иметь к ним одно и тоже расположение. Напротив того, когда отец, следуя законам естества усиливался право первенства предоставить Исаву, Я устроил, что вместо него получил старейшинство Иаков; потому что возненавидел Исава за лукавство нрава, возлюбил же Иакова, как любителя добродетели. Да и род Исавов, поскольку возревновал нравом прародителя, оставлен Мною в небрежении; почему и населял эту пустыню. Ибо сие выразил Пророк в присовокупляемом:

Мал.1:3. И учиних пределы его во исчезновение и достояние его в нырища пустынна.

Мал.1:4. Зане аще речет: Идумея разорися, и обратимся, и возсозиждем опустевшая ея, еще глаголет Господь Вседержитель: тии созиждут, и Аз разорю, и нарекутся им пределе беззакония, и людие, на няже ополчися Господь до века.

Если и предпримут воссоздать свои города, то надежды их соделаю ложными, и пустыню получат в плод беззакония. Ибо сие сказал Пророк: «и нарекутся им пределы беззакония». Проклятие же это будут нести от Меня до конца.

Мал.1:5. И очеса ваша увидят, и вы речете: возвеличися Господь превыше предел Израилевых.

Увидев это, вы узнаете, каким промышлением о вас пользовались вы от Меня. Так показав, какую имел к ним любовь, обличает великую их неблагодарность.

Мал.1:6. Сын славит отца, и раб господина своего убоится: и аще отец есмь Аз, то где слава Моя? И аще Господь есмь Аз, то где есть страх Мой? глаголет Господь Вседержитель.

Двоякаго вида расположения имеют место во всех подчиненных, любовь и страх; но любовь прилична сынам, страх же рабам. А Я присвоил вам то и другое именование; потому что нарек вас не только рабами, но и сынами: «Аз рех: бози есте, и сынове Вышняго вси» (Пс.81:6); и: «сыны родих и возвысих» (Ис.1:2); и: «сын Мой первенец Израиль» (Исх.4:22). Посему, если любезно вам наименование сынами; то окажите честь, какую спешите воздавать отцу. Если же сами себя почитаете рабами; то почему же не имеете страха, какой надобно иметь рабам, и притом имея такого Владыку, Который обладает вкупе всем видимым и невидимым? Доселе Пророк делал укоризны вообще всем Иудеям; после же сего начинает обвинять их в раздельности, и сначала обличает преступления иереев; потому что были они достойны больших упреков за то, что не сами только нарушали закон, но и для других стали образцом беззакония.

Вы священницы презирающии имя Мое. И ресте: о чесом презрехом имя Твое?

Небрежение ваше о священническом служении внушает народу, будто бы Я малозначителен, и не стою никакого внимания. Но вы не чувствуете этого, и не хотите знать преступления. Ибо сие означает сказанное: «и ресте: о чесом презрехом имя Твое?» Если и не действительно произносили вы подобные слова; то имели такие помышления. Потом Пророк объясняет и то, в чем оказывалось презрение.

Мал.1:7. Приносяще к олтареви Моему хлебы скверны. И ресте: о чесом осквернихом я? внегда глаголати вам: трапеза Господня уничижена есть, и возложенная брашна уничижили есте.

Слово «скверны» Акила и Симмах перевели: «нечисты», то есть, приготовлены не по закону, но вопреки оному. Отважились же вы на это, не думая, что посвященная Мне трапеза досточтима. Ибо, если бы воздавали ей должное чествование, то всякого тщания удостоили бы приносимое Мне на ней. Потом, не как Владыка, но как отец, жалуется на них, что приносили в жертву животных слепых и хромых, когда закон ясно повелевает приносить животных здоровых. И показывая чрезмерность нечестия, говорит:

Мал.1:8. Приведи е князю твоему, еда приимет е? еда приимет лице твое? глаголет Господь Вседержитель.

Если и тот, кто одного с тобою естества, такую честь почитает оскорблением и насмешкою, и не стыдится твоего присутствия, но отвергает худо приносимый дар; то рассуди, какое нечестие – приносить что-либо подобное Создателю всяческих? Потом советует Бог прибегнуть к покаянию, и обещает Свое благоволение.

Мал.1:9. И ныне умилостивите лице Бога вашего, и помолитеся Ему: да помилует вы.

И давая им живее почувствовать дерзость, Бог усиливает обличение.

В руках ваших быша сия.

Обвиняю вас не за беззаконие отцев, но за то, на что еще и ныне вы отваживаетесь.

Аще прииму от вас лица ваша? глаголет Господь Вседержитель.

Это надобно читать как вопрос: ужели, без покаяния вашего, умилостивлюсь над вами?

Мал.1:10. Зане и в вас затворятся двери, и не возгнетите огня олтареви Моему туне.

Поскольку же недугуете вы крайнею нечувствительностию; то знаю, что удалю вас от двора Моего, и как бы двери некия заключу для вас, прекратив служение по закону. Ибо не потерплю, чтобы приносимы были напрасныя жертвы, от которых никому нет пользы. Так предвозвестив Иудеям прекращение законного священнослужения, предсказывает чистую и бескровную жертву язычников, и сперва говорит самим Иудеям.

Несть воля Моя в вас, глаголет Господь Вседержитель, и жертвы не прииму от рук ваших.

Потом дает видеть благочестие язычников.

Мал.1:11. Зане от восток солнца и до запад имя Мое прославися во языцех, и на всяком месте фимиам приносится имени Моему, и жертва чиста: зане велие имя Мое во языцех, глаголет Господь Вседержитель.

Отвергну вас совершенно; потому что весьма гнушаюсь тем, что делаете; почему отвращаюсь и жертв, приносимых вами. Вместо же вас будет чтить Меня целая вселенная; потому что обитающие по всей земле, осияваемой восходящим и заходящим солнцем, повсюду будут и приносить Мне фимиам и священнодействовать жертву чистую и угодную Мне. Повсюду познают Имя Мое и изволение Мое, и воздадут Мне должное чествование. Так и Господь сказал жене самарянской: «жено веру Ми ими, яко грядет час, и ныне есть, егда ни в горе сей, ни во Иерусалимех поклонитеся Отцу. Дух есть Бог: и иже кланяется Ему, духом и истиною достоит кланятися» (Ин.4:21:24). Наученный сему и блаженный Павел повелевает молиться на всяком месте, «воздеюще преподобныя руки без гнева и размышления» (1Тим.2:8). Но и божественный Малахия сим ясно указал нам на водворяющееся ныне благочестие; потому что прекратилось жреческое служение, ограничивавшееся местом, всякое же место признано удобным для служения Богу, прияло конец и заклание бессловесных жертв, приносятся же в жертву, единый непорочный Агнец, вземлющий грех мира, и благоуханный фимиам, как некий символ добродетели. А Иудеи, по божественному предречению, отринуты; почему Пророк говорит им: «зане велие имя Мое во языцех».

Мал.1:12. Вы же скверните е, глаголюще: трапеза Господня осквернена есть, и возлагаемая брашна Его уничтожена быша.

В такое нечестие совратились вы, что не только приносите жертвы противозаконно, но даже посвященную Мне трапезу называете ничего не значущею, и когда обвиняют вас в том, что приносите такие дары, осмеливаетесь говорить: и это собираем с великим усилием и трудами. За сие-то лишу вас обилия и в этом. Ибо сие самое выражено в присовокупляемом:

Мал.1:13. И ресте: сия от злострадания суть и отдунух я, глаголет Господь Вседержитель.

Потом проклинает тех, у которых много жертвенных животных, и которые дали обет принести их в жертву, но оставляют их у себя, а вместо них приносят животных увечных. Но из самых дел, говорит Бог, должны вы дознать величие царства и владычества Моего, которое соделаю ведомым у всех народов.


Источник: Творения Блаженного Феодорита, епископа Кирского. Часть 5. - В типографии В. Готье, 1857. - 394 с. / Толкование на пророка Малахию. 153-176 с.

Комментарии для сайта Cackle