Глава 1
Мал.1:1. Пророчество словесе Господа на Израиля рукою ангела его.
«Пророчеством» (восприятием) «словесе» называет как бы принятие пророчества от Бога, ибо блаженные пророки чрез Святого Духа получали знание будущего, и как советы, так и укоризны делали кому-либо, не сами из собственных сердец извлекая слова, какие вздумается, или изрекая ложь на кого-либо, но изъясняя внушения от Бога и чисто и безукоризненно передавая другим вышние слова. Итак, восприятие пророчества, говорит, было от Господа. Этим указывает на то, что слово пророчества не имеет ни какого-либо предсказания о бедственном и скорбном событии, имеющем случиться у израильтян, ни похвал ведущим праведную жизнь, но укоризну на священников и народ. Выражение же «рукою ангела его», разумей так: восприятие («пророчество») на Израиля было (соделано) тем лицом, коему как бы поручено было или которое совершало служение пророчества, по имени Ангел. А назван Малахия Ангелом по причинам, о коих я уже прежде сказал.
Мал.1:1–2. Положите убо на сердцах ваших3: возлюбих вы, глаголет Господь.
Не рассеянным слухом повелевает внимать тому, что будет сказано, но старательно, с величайшим вниманием и разумением. Такому расположению (духа) надлежит быть у имеющих выслушивать божественные слова, от коих будет величайшая и весьма обильная польза, если они вольются в самый ум. Так и божественный Давид поет и говорит: «в сердцы моем скрых словеса твоя, яко да не согрешу тебе» (Пс. 118, 11). Да, поистине можно признать, что слушающий не услышал бы, если бы слова не касались ума, но как бы слетев с языка говорящего, потом ударив один только слух слушающего, оказались бы напрасными и все равно что непроизнесенными. Таковыми были некие, о коих один из святых пророков сказал: вот народ безумный и бессердечный: очи у них, и не видят, уши у них, и не слышат (Иер.5:21). Посему необходимо побуждает пророк, говоря: «положите убо на сердцах ваших», то есть во внутрь ума и сердца налагая божественные слова и разумевая значение вышних откровений, согласитесь, конечно, с тем, что «возлюбих вы, глаголет Господь», и удостоил всякого милосердия и пощады, и подобающего любимым благодеяния. Этим опять справедливо порицает их за то, что злом воздали Ему за добро, хотя им, как удостоенным любви, и надлежало со своей стороны радовать Его своим благоповедением и старанием, и рвением ко всему благоугодному Ему. Ведь если нелепо не хотеть отдавать долги подобным нам, то что же сказать о Боге, обильно сообщающем нам все для нашего благополучия, если бы кто не хотел со своей стороны воздать Ему за дарованное? Да, истинно здравомыслящим по преимуществу подобает говорить вот что: «что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми?» (Пс.115:3).
Мал.1:2–3. И ресте: о чем возлюбил еси ны? Не брат ли бе Исав Иакову? глаголет Господь: и возлюбих Иакова, Исава же возненавидех, и учиних пределы его во изчезновение и достояние его в нырища [жилища] пустынна
Некогда иудеи, как многообразно нечествовавшие, подверглись ударам божественного гнева: так они были угнаны в плен, причем страна у них подвергалась опустошению, дома были разорены и Иерусалим вместе с божественным храмом сожжены (4Цар.25:9). Под предлогом таких страданий своих они, говорит, решались уклоняться от (исполнения) того, что свойственно Богу и совсем малого значения удостаивали уважение к закону. Итак, поскольку при словах Бога, что Он возлюбил их, весьма было естественно вспомнить о бедствиях плена, и было возможно сказать: «о чем возлюбил еси ны?», то Бог всяческих весьма благоусмотрительно минует события, бывшие в середине (израильской истории) и обходит повествование о них, но доказательство любви (Его к ним) возводит к началу (их) племени, разумею Иакова, коего, утверждает, возлюбил, а Исав сделался отверженным, хотя законами природы он и был связан братством с почтенным (любовью Бога Иаковом). Так и божественный пишет Павел: «еще... не рождшимся, ни сотворшим что благо или зло» (Рим.9:11), Иакова сделал избранным, от коего произошло и иудейское племя, а Исава отверг, не по пристрастию конечно, – ибо Бог не (может быть) несправедлив и суд над каждым из нас смертных Он производит не неправый или пристрастный, – но как Бог, имея предведение о будущих делах обоих и о нраве каждого, удостаивал любви лучшего и священнейшего. Так, без сомнения, и блаженного Иеремию, прежде чем создал во чреве (матери), познал, говорит, и освятил, прежде чем вышел из утробы (Иер.1:5); ибо знал Он, знал будущего пророка и способного к служению делать предсказание будущего. Таким же образом, говорит божественный Павел, освящены и сами мы оправданные верой; ибо кого знал, (тех) и предопределил Бог и Отец (быть) сообразными образу Сына Своего, – сих, сказано, и призвал, и освятил (Рим.8:29–30). Итак, по предведению удостоен любви Иаков, а Исав справедливо возненавиден. Так вот, говорит, Израиль, «возлюбих» вы. И отнюдь не изрекаю лжи, если говорю это к вам, напротив, что правдиво и истинно слово, это вы узнаете, вознося образ любви к началу рода4. Ведь они оба были от Исаака (рождены), но Иаков был добр по своим нравам и боголюбив, а другой – жесток, упрям и склонен к осквернению. Посему и склонился Я к Иакову, – и наследие, уделенное Исаву, уничтожил и отдал в запустение, а (наследие) Иакова, то есть вас или страну, которую вы населили, Я окружил Своим милосердием. Надлежит знать, что Исав толкуется (в переводе): «дуб», ибо жесток он был и непреклонен, и мало уступал деревьям из породы дуба. Из-за одной пищи продав первородство, он был назван и «Едомом», то есть «земным». Посему и страна потомков Исава, говорит Священное Писание (Быт.36:43), названа Идумеей, которую некогда покорили иудеи и сделали совершенно непроходимой и необитаемой. На что же указывает израильтянам смысл этого пророчества? Вот, думаю, на что: Иакова, говорит, возлюбил не ради чего другого, как за то, что он был муж «нелукав, живый в дому» (Быт.25:27), – а Исава возненавидел, ибо он был земной и «сквернитель», по слову блаженного Павла (Евр.12:16). Таким образом, иудеям необходимо было знать, что им не пришлось бы терпеть опустошение и удаление из родины к иноплеменникам, если бы они подражали Иакову. Поскольку же они стали соревнователями и единонравными Исаву и оказывались идущими во след жестокости оного, то наконец и отданы врагам.
Если же кто пожелает применить к этому изречению духовное созерцание, тот пусть размыслит о том, что Иаков толкуется (в переводе): «запинатель», почему может быть образом (типом) всякого запинающего грехи. Исав же, как я сказал, (толкуется) «дуб»5 и Едом – «земный», – он может служить образом всякого помышляющего одно только земное. Бог любит запинателя Иакова и возненавидел Исава, непреклонного и жестокого, или Едома, то есть склонного к земному и духовным благам безрассудно предпочитающего временные и тленные. Так у преданных (земной) жизни добролюбивый Бог наш уничтожит наследие, ибо земное непрочно и не имеет непоколебимой устойчивости, – и что оно совершенно падет, как в образе укажет на это всецело запустевшее наследие идумеев. Но преданный Богу будет иметь прочную и твердую надежду и провозглашать Подателю благ Богу, говоря: «в руку твоею жребии мои» (Пс.30:16).
Мал.1:4. Зане речет: Идумеа разорися, и обратимся и возсозиждем опустевшая ея. Сице глаголет Господь вседержитель: тии созиждут, и аз разорю, и нарекутся им пределе беззакония, и людие, на няже ополчися Господь до века.
Очень трудное сочетание речи, впрочем, не лишенное соответствующего ему смысла. В исчезновение и запустение, говорит, дал Я достояние Исава, которые вы, потомки Иакова, расхитили. Но идумеянин, быть может, скажет: хотя и разорена совершенно и дошла до конца бед страна, которую мы населяем, но «обратимся» и воздвигнем запустелые города и селения, и населим их мы, спасшиеся. Так что же? – На это, говорит, «сице глаголет Господь...: тии созиждут, и аз разорю», а Идумея назовется: «пределы беззакония», как разоренная ради величайшей греховности (своей), и (назовется) «людие, на няже ополчися Господь до века». Таков, а не другой какой, думаю, буквальный смысл (толкуемого места). Присоединил бы я, что всенепременно падет достояние имеющих помыслы плотские и земные, – ибо идумеянин, как я сказал, в переводе означает: «земный», – так как Бог разоряет (такое достояние). Ведь то, что должно совершаться в сем мире, не имеет твердости и постоянного пребывания; временное благополучие проходит и подобно тени переменяется, так как или смертью уничтожается кто, или настигает неожиданное бедствие.
Но если кто и из (духовных) идумеян захотел бы созидать достояние свое, или собирая богатство из неправды, или услаждаясь высокими должностями в жизни, – тот Самого Бога всяческих обретет как бы противостоящим ему и ополчающимся на него. Так и божественный ученик написал: если кто хочет быть другом мира, врагом Бога становится (Иак.4:4). Да, не оставит (без возмездия) Он, как я сказал, возлюбивших земные помышления, и не прекратит ополчения на них, ибо всегда ненавидит преступного и делает отверженным грехолюбца.
Мал.1:5. И очеса ваша увидят, и вы речете: возвеличися Господь превыше предел Израилевых.
Когда, говорит, вы надлежащим образом устроите дела и как бы открытыми очами ясно увидите то, о чем я только что сказал, тогда вы, согласившись, конечно скажете, что прославился и возвеличился Бог в пределах Израиля. Происшедшие от Иакова, то есть иудеи, прогневив, как я сказал, Бога величайшим своим нечестием, сделались изгнанниками, пленниками и добычей врагов. Поскольку же Бог, после того как они подверглись бедствиям и достаточно были наказаны, помиловал их, они возвратились к прежнему, с переходом у них дел к лучшему. Страна их пришла в хорошее состояние, они населили города, воздвигли храм, обстроили стенами Иерусалим и оказались опять в таком состоянии, какого хотя и желали, но не надеялись иметь.
Надлежит знать, что и по внутреннему смыслу, хотя бы кто из ведающих Бога и оскорбил Его, если и будет наказан за грехи, но не подвергнется совершенной погибели: наказав достаточно, Бог милует и снова возвращает к благосостоянию. А на любящих земные помыслы и взирающих на одно плотское Он ополчается постоянно и прострет на них времена гнева, ибо «нарекутся, – говорит, – им пределе беззакония, и людие, на няже ополчися Господь до века».
Мал.1:6. Сын славит отца, и раб господина своего6. И аще Отец есмь аз, где есть слава моя? и аще Господь есмь аз, где есть страх мой? глаголет Господь вседержитель.
Повсюду указывает на тех, кои выходят из пределов долга и решаются пренебрегать тем, чем менее всего подобает. Ведь достойным сыновьям подобает, – и это вполне законно, – стараться всеми силами о славе родителя своего, дабы и именоваться детьми славного отца. А если бы кто был и верным слугою, то и он, без сомнения, пожелает, чтобы собственный владыка его был знаменитый и славный, а не неизвестный и презренный; ибо таким образом и сам получит в этом счастье, сделает предметом похвалы для себя и найдет высочайшее удовольствие. Вы же, говорит, хотя и должны прославлять Меня как Отца и бояться как Владыку, безмерно погрешили в отношении к тому и другому долгу. Вы окажетесь не воздающими Мне ни славы как Отцу, ни страха как Владыке, ибо «где... слава моя, где» и «страх», если не принимаетесь делать ничего относящегося к славе Моей, ни, боясь наказания, следуете законам Владыки? Нечто такое сказал и гласом Исаии: «слыши, небо, и внуши, земле, яко Господь возглагола: сыны родих и возвысих, тии же отвергошася мене» (Ис.1:2). Посему нам подобает искать того, что относится к славе Божией, и стремиться к правой жизни, зная написанное: живу Аз, «глаголет Господь..., яко прославляющыя мя прославлю, и уничижаяй мя безчестен будет» (1Цар.2:30). Прославлен же будет от нас Отец всяческих Бог не тогда, когда мы постараемся совершать нам приятное и любезное, но когда, напротив, посвятим Ему свой ум и во всем станем следовать Его велениям. Будем и страшиться Его как Господа, если влечение ко злу станем пресекать боязнью прогневить Его и будем иметь благое помышление об изобличении пред божественным судилищем; «всем бо нам подобает явитися пред судищем Христовым, да приимет кийждо, яже с телом7 содела, или благо, или зло»8 (2Кор.5:10).
Мал.1:6–7. Вы священницы презирающии имя мое. И ресте: о чесом презрехом имя твое? Приносяще ко олтареви моему хлебы скверны. И ресте: о чесом осквернихом я? Внегда глаголати вам: трапеза Господня осквернена есть, и возлагаемая брашна уничижена.
Сильно обвиняет нерадение священников, коим и закон возглашает: «благоговейны творите сыны Израилевы» (Лев.15:31). Подчиненные обыкновенно следуют доброму примеру начальников и чрезмерно развращаются, когда видят их нерачительность в богопочтении, ибо сами скоро становятся такими же, заражаются недугом легкомыслия в отношении к благоговению и подражают нерадению наставников. Что истинно слово это, удостоверяет Бог всяческих, говоря, что «пастырие обуяша и Господа не взыскаша, сего ради не уразуме все стадо и расточено бысть» (Иер.10:21). Итак, священнослужители божественных жертвенников обыкновенно оказываются для других виновниками добродетельной жизни, если ведут жизнь правую и подобающим образом чтут Бога, – напротив, постыдного и мерзостного поведения (служат они виновниками), если они прежде других окажутся зараженными такими недугами. Посему и божественный Петр премудро возглашал учителям, что надлежит им быть образцами для стад (1Пет.5:3). Итак, вы, говорит, украшенные достоинством священства, есть «презирающии имя Мое». И если хотите узнать, каким образом презираете, то послушайте вопиющего: тем, что вы приносите «ко олтареви Моему хлебы скверны». Если же и на это сказали бы опять: каким образом «осквернихом» я, – то скажу вам: так как думаете, быть может, а скорее и самыми делами вопиете о том, что «трапеза Господня уничижена есть». Для более же подробного и ясного истолкования изречения скажем о том, что означает выражение: «хлеб оскверненный»? «Оскверненным» называет хлеб нечистый. Необходимо знать, что по воле Законодателя при совершаемых жертвах приносились и хлебы, впрочем, бесквасные и чистые, – одну только жертву хваления повелел совершать с хлебами квасными (Лев.7:13). Какой заключается в этом таинственный смысл, о сем мы достаточно сказали в другом сочинении9. Но объясню и теперь, хотя и бегло, дабы не показался я имеющим какую-либо косность в столь наиполезнейших предметах. Итак, хлеб неквашеный может быть символом жизни бесквасной и чистой. Так и божественный Павел оправданным в вере говорит в послании: «темже да празднуем не в квасе ветсе, ни в квасе злобы и лукавства, но в безквасиих чистоты и истины» (1Кор.5:8). И еще: «очистите убо ветхий квас, да будете ново смешение, якоже есте безквасни» (1Кор.5:7). Увещевает и Христос святых апостолов, говоря так: «блюдитеся от кваса фарисейска и саддукейска» (Мф.16:6). Посему сей хлеб есть символ чистой, освященной и бесквасной жизни, – и приносившие по закону хлебы бесквасные и опресноки приносили их за себя как бы еще в прообразах и тенях.
А как и оглашенных только и еще не омывших грех чрез святое крещение мы не высылаем из церквей, когда славословим Бога, но напротив – делаем их своими общниками, совершая жертву хваления, – то посему и говорит закон, что совершать эту жертву надо на хлебах квасных, квасным хлебом, как я сказал, прикровенно называя еще неочищенного чрез святое крещение, но имеющего, как бы некий квас, в себе остатки исконной греховности. Итак, «вы, – говорит, – священницы, презирающии имя Мое» тем, что «приносите ко олтареви Моему хлебы скверны». Посему имеющим (на себе) божественное священство надлежит заботиться о том, чтобы не совершать в церкви чего-либо подобного и знать, что точное исполнение (священнослужения) обрадует Бога, а нерадение в столь святом деле весьма опечалит (Его). Что нерадение это не останется безнаказанным для беспечных, это нетрудно видеть из слов, кои они выслушивают: «вы священницы, презирающии имя Мое»; ибо нерадение священников есть как бы «презрение» к Богу, и этот грех направляется против подобающей и долженствующей Ему славы.
Мал.1:8. Зане аще приведете слепо на жертву, не зло ли? И аще приведете хромо или недужно, не зло ли? Приведи е князю твоему, еда приимет тя10? еда приимет лице твое? глаголет Господь вседержитель.
Между тем как закон повелевал рассматривать недостатки в жертвенных животных (Лев.22:21) и увечных отвергать, а беспорочных освящать, в то время они приносили все без разбора и безразлично, и обращали слишком мало внимания на подобающую Богу славу, но старательно заботились только о том, чтобы как можно более набрать жертв и в изобилии иметь овнов у себя дома, и, быть может, даже в самой святой скинии. Но, стражи закона, неужели это не плохая жертва, если кто приводит хромое (животное)? Если и хромое или болезненное, то как избежать порока увечности? Неужели же вы не сочтете таковых плохими и для жертвы негодными? Но если вы думаете про себя, что они не таковы, то пусть кто-либо отнесет их в подарок и в качестве дара одному из начальников (ваших). – Не приимет, говорит, он и за принесенный дар не окажет почтения к лицу приносящего, но весьма разгневается как оскорбленный. Посему весьма неразумно осмеливаться приносить Богу то, чего ни один из нам подобных не захочет принять. Великий это у нас грех, если мы, намереваясь принести что-либо Богу, стали бы искать, что имеем похуже и низшего достоинства, не помышляя, несчастные, о том, что и Каин не совершал жертву (Богу) приятную, так как приносил неправильно, соблюдши себе первое и изрядное, а Бога задумав почтить низшим. Но «не внят» на жертвы его (Быт.4:5) Бог всяческих, ибо не вменяет в честь пренебрежения к Себе со стороны приносящих.
Неприемлемыми в жертву закон делал слепых животных, также хромых и недужных, причем слепое (животное) прикровенно обозначает не имеющих божественного освещения в своих сердцах, – а хромое – не умеющих прямо ходить в добродетелях, – недужное же – не очень твердо, как бы расслабленно и нерадиво исполняющих свое служение Богу. Сказал негде и устами пророка: горе творящим «дело Господне с небрежением» (Иер.48:10). Посему надлежит нам иметь ум правильно ступающий и сильный, ибо тогда мы будем приятны и священны у добролюбивого Бога.
Мал.1:9. И ныне умилостивите лице Бога вашего и помолитеся ему. В руках ваших быша сия, аще прииму от вас лица ваша, глаголет Господь вседержитель.
Совершивших нечестие призывает к покаянию и говорит, что переменой к лучшему должен быть отвращен гнев Божий на неиствовавших, ибо Он благ и восставляет низверженных (Пс.144:14), и исцеляет сокрушенное (Пс.146:3), и обращает заблудившееся (Иез.34:16). А говоря: «умилостивите лице Бога вашего», указывает на то, что Бог отвращается, и это вполне справедливо, от осмеливающихся оскорблять Его, и что Он как бы отвращает очи Свои от не ищущих славы Его, не удостаивая их ни милосердия, ни любви, ни попечения Своего, ибо «очи Господни на праведныя» (Пс.33:16), по написанному. Сказал и против неких из злодеев устами Исаии: «егда руки прострети ко Мне, отвращу очи Мои от вас: и аще умножите моление, не услышу вас: руки бо ваши исполнены крове» (Ис.1:15). Посему согрешившие должны умилостивлять Бога, чтобы Он обратил на них лице Свое и чтобы удален был вред, долженствующий быть от отвращения Его. Определяет прегрешения священнослужителей и предотвращает возражение, и не лжесвидетельствует, говоря: «в руках ваших быша сия». Когда, говорит, другие согрешали, вы не только молчали, но были как бы собственноручными совершителями нечестий против Меня и без всякого посредства грешили нерадением ко Мне. И если кто-либо (у вас) боялся делать обличения за это против вас, то Я Сам не буду как один из вас, и не прииму лице нечестивцев. Подобное сему сказано устами Давида: «вознепщевал еси беззаконие, яко буду тебе подобен: обличу (тя) и представлю пред лицем твоим грехи твоя» (Пс.49:21), ибо нелицеприятен Судия, но как Бог Он прав и неподкупен.
Мал.1:10. Зане и в вас затворятся двери, и не возгнетите огнем олтарь мой туне.
Весьма благовременно, как бы пока еще в предсказании, предуказывает красоту жизни во Христе, так как (говорит) подзаконная тень и то древнее священство вскоре уже прекратятся, и должны в свое время явиться священнослужители истины, кои будут совершителями богослужения в духе и весьма старательно станут искать славы Божией. Затворятся, говорит, над ними двери, так как или не будет благовония у подзаконных священнослужителей, – «аще затворит» против человека, сказано, кто «отверзет» (Иов.12:14; Ис.22:22), – или с явлением истиннейшей скинии, то есть Церкви, в нее не войдут продолжающие еще совершать священнослужение по закону. Как бы исключенные чрез неверие, они останутся вне и не коснутся святыни. А что они лишатся священнослужения, это явствует из слов Бога, говорящего устами Осии: «зане дни многи сядут сынове Израилевы, не сущу царю, ни... князю, ни сущей жертве,... ни жречеству, ни явлениям» (Ос.3:4). Итак, на прекращение подзаконного богослужения и на затворение подзаконного священства может указывать, по моему мнению, изречение, что над ними «затворятся двери» и Церковь не допустит их, ибо уже не время закалать тельцов, но уже бескровными жертвами чтится Бог всяческих. Поскольку же присовокупил к этому, что «не возгнетите огнем олтарь мой туне», то, думаем, это имеет значение нравственного наставления. Желает теперь указать на то, что призваны они к священнослужению и к возложению огня на жертвенник не для того, чтобы ослабляли силу Призвавшего их, но чтобы, почитая Его подобающим образом, обладали достоинством священства. Не заботящиеся же о столь святом служении и из благоговения к священнодействию не воздерживающиеся от прогневления Бога, по справедливости получат наконец наказание. Ведь поистине немалой виной должно быть пренебрежение к участию в дарах Божиих и крайне неразумное отвержение почестей от Него. Посему и Исав назван «земным» и «нечистым», что за пищу одну только отдал право первородства своего. Итак, когда говорит: «не возгнетите жертвенник мой туне», то желает указать на то, что священство не без награды, впрочем, и не без наказания (останется), если кто не станет отправлять его подобающим образом и с надлежащим вниманием. Должно заметить, что еврейское издание имеет другое изложение мыслей и сочетание слов. Там сказано так: «вы», – и левиты, и священники, последнее в храме место имеющие, поставленные от вас для запирания ворот, – «не возжжете жертвенника Моего даром», то есть не безвозмездно отправляете службу и священство, так как народ приносит вам десятины, начатки, благодарения11. Итак, за то, что пренебрежено Божие и не было в наипервейшей заботе (у вас).
Мал.1:10–11. Несть моя воля в вас, глаголет Господь вседержитель, и жертвы не прииму от рук ваших: зане от восток солнца и до запад имя мое прославися во языцех, и на всяцем месте фимиам приносится имени моему и жертва чиста: зане велие имя мое во языцех, глаголет Господь вседержитель.
Наконец уже ясно отвергает совершение богослужения подзаконного и как бы удаляется от любви к иудеям, и нежелательным делает священство, неприемлемой сень, разумею жертвы волов и дым, потому что и в начале не в этом состояла цель Его. Это Он делал для нас ясным и чрез других пророков, говоря то устами Исаии: «исполнен есмь всесожжений овних и тука агнцев, и крове юнцев и козлов не хощу. Ниже приходите явитися ми: кто бо изыска сия из рук ваших? ходити по двору моему не приложите. И аще принесете ми семидал, всуе: кадило мерзость ми есть» (Ис.1:11–13), – то устами Иеремии: «всесожжения ваша соберите со жертвами вашими и изъядите мяса: яко не глаголах ко отцем вашым... о всесожжениих и жертвах» в оньже день изведох их от земли Египетския (Иер.7:21–22). Закон был как бы прообразом и предвозвещением богослужения в духе и истинного, – и оправданиями плоти, как божественный пишет Павел, «до времени исправления» наложенными (Евр.9:10). Время же исправления, полагаю, может быть не иное какое, кроме пришествия Спасителя нашего, когда и первый завет, сказано, по небеспорочности своей, упразднен, ибо устарел, и требовалось место новому и второму (завету), который и есть выше всякого порока и вины. Ради сего говорил и Тот, Кто и Великого Совета Ангелом назван (Ис.9:6). Посему и сказал: «от себе аз не глаголю12, но пославый мя Отец, Той мне заповедь даде, что реку и что возглаголю» (Ин.12:49). Таким образом ясно сказал подзаконным священнослужителям, что они нежелательны для Него, даже более – что нет в них воли Его 13, – в них, совершающих жертвы в сени и прообразах, и что не примет от них священнодействуемых (жертв). Предсказывает потом, что велико и славно будет имя Его у всех обитателей поднебесной, и во всяком месте и народе будут приноситься имени Его жертвы чистые и бескровные, причем священнослужители уже не будут умалять Его и небрежно приносить Ему духовные службы, но будут стараться с тщанием, благопристойностью и освящением возносить благоухания духовных фимиамов, то есть веру, надежду, любовь и украшения из добрых дел, при установлении очевидно Христовой жертвы – небесной и животворной, посредством которой упразднена смерть, и тленная сия и от земли (взятая) плоть облекается бессмертием.
Мал.1:12. Вы же скверните е, внегда глаголати вам: трапеза Господа осквернена есть, и возлагаемая уничижена брашна его14.
И посредством этих слов ясно представляет нам, что призванные из язычников будут лучше и благонравнее израильтян. У тех – жертвы чистые и благовонный фимиам, и велико имя «от восток солнца и до запад», – у вас же, говорит, не в великой и подобающей Богу славе (находится) жертвенник, ибо «вы... скверните» его, говоря: «трапеза Господня осквернена есть», уничижено же и что на ней. И действительно, священники хотя и не употребляли этих слов, но самыми делами вопияли это. Так, без сомнения, и «безразсудный говорит в сердце своем: несть Бог» (Пс.13:1), ибо посредством тех дел, в коих является он презирающим (Бога), хотя бы и не говорил словами, но зверством своей жизни как бы прокричал это «несть Бог». Ведь обвыкшие жить так, как бы не видал их Бог, все делать небрежно и беззаконно нечествовать, – самыми делами своими и жизнью отрицаются Бога. Таким же именно образом не привыкшие сохранять для святого жертвенника вполне ему приличествующее и подобающее почтение говорят то самое, чего достигают (своим неуважением к жертвеннику): «трапеза Господня осквернена есть». Посему должно избегать нерадения в этом, и если кто не захочет этого делать, то непременно услышит Бога, говорящего: «несть Моя воля в вас.... и жертвы не прииму» от вас. А что весьма страшно оскорблять Бога, как мог бы кто усомниться в этом, если есть у него и ума, и сердца в должной мере?
Мал.1:13. И ресте: сия от злострадания суть: и отдунух я, глаголет Господь вседержитель. И внесосте хищения и хромая и недужная, и аще принесете жертву15, еда прииму я от рук ваших? глаголет Господь вседержитель.
Сильно обвинял священнослужителей за то, что они решились слишком мало рассматривать недостатки в приводимых жертвах, напротив того – небрежно и без рассмотрения принимали хромых, слепых и недужных (животных), хотя закон ясно повелевал отвергать искалеченные жертвы. А если бы, пожалуй, кто из священников, строго держась закона, стал бы отстранять представляющего в жертву негодное животное, то представляющие (жертву) упорствовали, всегда и везде выставляя на вид плен и весьма дерзко утверждая, что они (жертвы) не плохи, но только пострадали на пути, во время возвращения из Вавилона в Иудею. Приносили и «хищения и хромая и недужная». Звери, нападая на стада, иногда вредят им, и если случится им что-либо похитить, то прибежавший пастух исторгает похищенное из зубов их, или устрашая их лаем собак, или бросая в них свой посох. Это, думаю, и есть хищение. Таковых приводили вместе с имеющими поврежденные ноги и уже не могущими пастись вместе с другими. Приводили и «недужная», то есть уже умирающих, более оскорбляя, чем почитая Бога всяческих. Но «отдунух, – сказано, – я, глаголет Господь вседержитель». И поскольку вы решились, говорит, жертвоприносить столь нечестиво, то Я отнюдь «не прииму» жертв от вас и не вменю в воню благоухания столь незаконные и нечестивые приношения.
Посему и нам надлежит благоговейно и старательно приносить Богу не негодное, презренное и ничего не стоящее, но наилучшее и изряднейшее. Если же кто себя самого стал бы священнодействовать Богу, памятуя16 блаженного Павла, пишущего так: «представите телеса ваша жертву живу, святу, благоугодну Богу, словесное служение ваше» (Рим.12:1), – тот пусть тщательно рассмотрит себя и да будет как бы неким точным исследователем пороков своей души. Пусть он посмотрит, не слеп ли он, то есть не имеет в уме света истины, – не хром ли на ногу и не может прямо идти ко всякому добру, – не хищение ли или недужное – он? Ведь нам подобает быть неусыпными, «зане супостат наш диавол, яко лев ходит, иский кого поглотити» (1Пет.5:8). Когда таким образом мы окажемся неусыпными и бодрствующими, то зверь пробежит мимо (нас). Если же увидит спящими и нерадеющими, то производит хищение и делает больными, то есть ослабевшими и совсем недеятельными в совершении добродетели. Да будет он далеко и от недужности, то есть выше малодушия и тверд в терпении. Ведь как терпение приводит к жизни, так и малодушие к смерти, ибо все это, думаем, есть немощь ума и расслабление сердца. Посему и блаженный пророк Исаия советует нам отдалиться от таких пороков, говоря: «укрепитеся руце ослабленыя и колена разслабленая: утешитеся, малодушнии умом, укрепитеся, не бойтеся: се, Бог наш» (Ис.35:3–5) – «се, Господь с крепостию идет, и мышца (его) со властию» (Ис.40:10).
Мал.1:14. И проклят, иже бе силен17, и бе18 в стаде его мужеск пол, и обет его на нем, и жрет растленное Господеви: зане Царь велий аз есмь, глаголет Господь вседержитель, и имя мое светло во языцех.
Определяет наконец, и вполне справедливо, проклятие на нечестиво жертвоприносящего. Если бы кто, говорит, дал обет и в стадах своих имел животное мужского пола и без недостатка, как скоро это не приносит Богу, но собирает то, что оказывалось бы ничего не стоящим, – то это будет оскорбление Богу, и ничем другим. Ведь мы не сделались преданными слугами бесчувственных камней подобно некоторым, пребывающим во тьме, заблуждении и нечистом служении, но напротив, служим Богу Вседержителю и Создателю всяческих, Коего трепещут небеса, ужасается и земля, и все обитатели ее. Также свидетельствует опять о великом благоволении язычников, говоря, что имя божества сошло у них, досточтимо и славно; ибо мы должны иметь именно такое, а не иное расположение (духа). И Господь наш Иисус Христос принимал идолослужителя-сотника и говорил: «аминь глаголю вам: ни» у кого «толики веры обретох во Израили» (Мф.8:10). Итак, «проклят» жертвоприносящий Богу и «растленное», между тем как должен чтить Его самым лучшим, что имеет в стадах, как я только что сказал, беспорочным и мужского пола. Надо заметить, что требует в жертву мужской пол, хотя закон повелевал жертвоприносить Богу и женский пол (Лев.22и дал.). А что в жертвы по обету, то есть добровольные, принималось животное беспорочное и мужского пола, так это, полагаем, служило символом для приносящего жертву, так как закон как бы внушал, что желающим восходить в воню благоухания Богу подобает быть мужественными, победителями страстей и далекими от всякого порока. Приводившиеся же за грехи жертвы принимались и женского пола от овечьих и козьих стад. Загадкой и это было немощи приводивших (жертвы), ибо бессилен женский пол и по крепости уступает мужскому. Всякий же грех усиливался бы, когда бы обессиливал ум и уже не сохранял духовную крепость.
* * *
Этих слов нет в евр. и зависящих от него халд., сир. Иероним говорит: «этого (изречения: «положите на сердцах ваших») в еврейском не имеется, но, думаю, внесено из Агг.2:15».
Т.е. любовь Бога к себе вы можете узнать в событиях при начале истории своего народа.
Толкование имени в значении «дуба» находим у Филона в De congr. erud. gr. 12. t. 3. p. 83
Слав. приб. «убоится».
Буквально: «да получит каждый, что чрез тело соответственно чему сделал», или: соответственно тому, что чрез тело сделал.
Слав. во множ.: «или блага, или зла».
В сочинении: «О поклонении и служении в духе и истине», русск. перев. Творений св. Кирилла, ч. 2, с. 374
Слав.: «е».
Ср. толкование евр. текста и указание на различие его от LXX у Иерон. col. 1549–1550
Слав. соотв. подлин.: аз от себе не глаголах»».
Не имеет к ним благоволения.
Слав.: «и возлагаемая брашна его уничтожена быша».
Слав.: «и приведете я на жертву».
Бук. «ибо да вспомнит он».
В евр.: «и проклят «обманщик», халд.: «кто действует в обмане» (обманом, с обманом), – сир., афр. 169. 7–9 и ефр. опуск.: «и проклят тот, у кого есть в стаде его».
Слав. приб. «ему», как Алекс. и нек. сир., афр., ефр., но Феод. Монс., Иерон. не имеют (в евр. нет, как и в халд.).