Источник

Поучение пред Плащаницею

Вот пред нами образ Иисуса Христа, мертвого и бездыханного, во гробе почивающего. На руках и ногах Его кровавые раны от гвоздей и ребро Его прободено копьем. Что все сие значит? Св. Церковь вспоминает этим, что Иисус Христос за грехи наши претерпел на кресте муки и страдания и умер за нас, и Своими страданиями и смертью избавил нас от вечной смерти. Той язвен бысть за грехи наша, и мучен бысть за беззакония наша, наказание мира нашего на Нем, язвою Его мы исцелехом (Исаии 53:5). И если когда, то теперь, при гробе Господнем, о чем всего более и мы должны размышлять, как не о страданиях и смерти нашего Спасителя? И видя свое избавление от вечной смерти и ада, какое высокое благодарение и прославление должны воздавать мы своему Спасителю за Его великую к нам любовь и благодеяния!

Все мы, братие, во грехах рождаемся, во грехах и жизнь свою проводим, и за грехи свои, по суду правды Божией, должны были умереть и вечно мучиться в огне кромешного ада. Но Господь не восхотел нашей погибели. Его любовь к падшим и погибающим грешникам требовала принести умилостивительную жертву правосудию Божию, чтобы спасти их от вечной погибели. И кто принимает на себя столь радостное для грешника дело вечного спасения? Не земные мудрецы, не самые ангелы, но Сам же Святейший Господь, Царь Ангелов и человеков, на образ Которого теперь мы взираем своими очами. И кроме Его никто не мог спасти нас.

Велик и свят Небесный наш Спаситель. Велика и свята была и Его жертва, которую принес Он правосудию Божию за наши грехи. А эта жертва – не сребро и злато тленное, но Его святейшая жизнь, Его крестные страдания и смерть. Для спасения нашего Он пришел на землю, принял на Себя нашу человеческую плоть, и волею Своею отдал Себя на мучения и смерть. Во время чтения 12 страстных евангелий мы слышали трогательную историю, как неверный ученик Его Иуда предал Его, неоцененного Царя славы, врагам-иудеям за 30 сребренников, как грубые воины связали Его – Судию живых и мертвых и повели на суд к беззаконным судьям, как эти судьи отдали Его на поругание, оплевание и заушение, как сняли с Него одежду, одели в багряницу и на главу Его возложили терновый венец, и как осудили Его – истинного Бога, на самые лютые страдания и смерть. Его руки и ноги прибили ко кресту гвоздями и распяли между двумя разбойниками. А кто изобразит всю лютость и тяжесть этих мучений? Неоценная кровь полилась с нашего Спасителя, гвозди раздирали раны рук и ног Его; Он страдал в нестерпимых мучениях и умер на кресте.

Сии-то муки и страдания, сию-то крестную смерть Господа Иисуса с такою трогательностью воспоминает ныне св. Церковь. Итак, удалим от себя все земное и свой ум и сердце обратим к своему Спасителю. Посмотрим с благоговением на Его терновый венец, на Его пробитые руки и ноги и на текущую из них кровь. Сия кровь, драгоценная пред Богом, пролита за жизнь и спасение мира, Божественная глава нашего Спасителя увенчана колючим венцом за то, что наши умы были наполнены нечистыми помыслами, изобретали ложь, и всякую неправду; любвеобильное сердце Его пробито копьем за то, что в наших сердцах кипели нечистые желания; пречистые руки Его, творившие великие чудеса и милости роду человеческому, изранены за то, что наши руки творили дела беззаконные; пречистые ноги Его, ходившие по пути правды и истины, пробиты гвоздями за то, что наши ноги ходили по путям нечестия и погибели; Он обнищал, чтобы нас обогатить сокровищами Своего царства, смирил Себя, претерпел бесчестие, чтобы нас прославить в Своем Божием царстве; претерпел лютые муки, чтобы нас избавить от вечных мук; умер на кресте, чтобы нам, осужденным на вечную смерть, даровать вечную жизнь на небесах.

После сего, какое высокое благодарение и прославление должны мы воздавать Господу своему за Его неизреченную к нам любовь и благодеяния! Претерпев за нас все то, что нам самим надлежало терпеть вечно за наши грехи, Он теперь хочет от нас только того, чтобы мы всегда твердо веровали в Него, жили по его св. заповедям и шли за Ним в Его небесное царство. Если мы будем так поступать, то это будет от нас по истине достойное благодарение и прославление Господа.

Но какова, братие, наша вера в Него, наша к Нему любовь и благодарение? И вместо любви и благодарения не распинаем ли и мы своего Спасителя, подобно неблагодарным иудеям? Не умножаем ли Его страданий? Когда мы забываем Бога и думаем только о земном и грешном, из-за земного, примерно, за борозду земли в огороде, или в поле, или что-либо другое, заводим вражду с ближними; когда, примерно, за несколько копеек, или за чарку водки, продаем свою совесть, обвиняем людей невинных и добродетельных, а нечестивых и неправых защищаем и оправдываем, то мы предаем своего Спасителя с Иудою беззаконным. Когда мы бываем немилостивы к братиям нашим и делаем им обиды и неправды, отнимаем у них кусок хлеба, то мы вторично снимаем со своего Спасителя одежду и мучим Его. Когда мы злословим и оклеветываем своих ближних, в воскресные и праздничные дни ленимся ходить в храм Божий на молитву, во грехах своих не каемся и ропщем на Бога, то мы отрекаемся от своего Спасителя, вторично возлагаем на главу Его терновый венец и ругаемся над Ним. Всякие худые наши помыслы желания, всякие беззаконные наши дела – вот наши гвозди, раздирающие руки и ноги нашего Спасителя, вот наши копья, пронзающие Его сердце!

Что ж из того, что мы смотрим на образ своего Спасителя, ставим пред Ним свечи, кладем поклоны, а в сердце своем держим нечистые помыслы и желания? Что из того, что мы лобызаем язвы Христовы, а худых дел своих не оставляем? Но если и теперь, когда и ад разрушен, и смерть упразднена, и царство Небесное для всех отворено, если, говорю, и теперь будем мы прогневлять своего Спасителя грехами своими, то чего более ожидать нам, как не вечной погибели, нами же самими уготовляемой и умножаемой? Ужели сия погибель не должна устрашить нас и удержать от греха? Вспомните еще и то, что во время страданий и смерти нашего Спасителя затмилось солнце, потряслась земля, распались камни. Мы ли не устрашимся пред Богом, видя всю бедность и недостоинство своих душ? Мы ли будем бесчувственнее земли, наши ли сердца должны оставаться тверже камней, при размышлении о крестных страданиях и смерти Иисуса Христа? Да не будет сего, братие! Припадем к своему Спасителю с сердечным благодарением за Его великие к нам благодеяния, поклонимся Ему со страхом и благоговением и пролием пред Ним наше смиренное моление о грехах наших. Облобызаем с теплою верою живоносные язвы Христовы и, при Господней благодати, будем стараться жить по заповедям Христовым. Тогда мы будем верными учениками и последователями Христовыми и удостоимся получить вечное царство, которое приобрел нам Господь Своими страданиями, Своею кровью, смертью и воскресением. Аминь.


Источник: Простонародные поучения сельским прихожанам на все воскресные и праздничные дни, на молитву Господню и на разные случаи / [Соч.] свящ. Кур. епархии Белгор. уезда, слободы Тамаровки, Николаев. церкви Иоанна Якимова. – 4-е, доп. изд. ред. еженед. духовного журн. «Пастырский собеседник». - Москва : Тип. И.Н. Шарапова, 1901. - VIII, 520 с.

Комментарии для сайта Cackle