Источник

Поучение в неделю 25-ю по Пятидесятнице

Молю вас аз, юзник о Господе, достойно ходити звания, в неже звани бысте (Ефес. 4:1).

С такою отеческою мольбою св. aп. Павел, находясь в темнице, в тяжких узах за имя Христово, наставлял христиан Ефесской церкви проходить свое звание. Какое звание? На земле, в обществах человеческих, много есть званий, которыми люди различаются один от другого. Одни облечены в звание сановника и вельможи, другие – в звание воина и чиновника, иные живут в звании гражданина и купца, а иные в звании простого земледельца. И всякое из этих званий само по себе важно и приносит человеку счастье в жизни, если только он проходит их честно и добросовестно. Но нет выше и славнее звания, как звание христианина, которым и все мы, по благости Господней, украшены. Об этом-то звании и говорит св. Апостол; ибо он обращается ко всем христианам, без различия их званий и состояний, и умоляет их достойно проходить свое звание, жить по-христиански. Но о чем умолял св. Апостол христиан Ефесской церкви, о том умоляю и я вас братие. Молю вас достойно ходити звания, в нем же звани бысте.

Если мы и всякое мирское звание должны проходить честно и добросовестно, то с какою честностью должны мы проходить высокое звание христианина! Сие звание говорит нам, что мы носим имя Самого Иисуса Христа, просвещены св. крещением и украшены благодатными дарами Св. Духа. Оно причисляет нас не к земному только царству и обществу человеческому, но к царству Христову, благодатному и вечному.

Но как достойно проходить сие звание? По наставлению того же св. Апостола, христианское смиренномудрие и кротость, долготерпение и искренняя любовь, по которой бы мы, во имя Христа Спасителя, оказывали друг другу помощь во всех добрых делах, прощали друг другу обиды и погрешности и имели со всеми один христианский дух и одно сердце (Ефес. 4:1–3), – вот те добродетели, которыми мы всего более должны украшаться, если желаем достойно проходить звание христианина. И чем благочестнее проходим мы сие звание, тем более делаемся достойными пред Богом. Достойное прохождение звания христианского возвышает и всякое мирское наше служение и звание, и делает нас достойными членами общества человеческого. Подлинно, не есть ли достоинство, для каждого, когда говорят истину: этот начальник, этот гражданин, этот купец, этот земледелец – добрый христианин! Да, всякий христианин, украшенный добродетелями, служит украшением общества человеческого, ибо он благу общественному служит с полным усердием, с искреннею любовью, по-христиански. А какой высокой славы сподобляются на небесах достойно проходящие звание христианское! О сей славе и достоинстве их Господь сказал в Своем Евангелии, что в царстве Отца Небесного они просветятся, как солнце (Мат. 13:43).

Но как проходим мы звание христианское? К стыду нашему, нужно сказать, как часто мы унижаем его своим нечестивым поведением и делами! Каждый из нас знает, сколько унижает христианина пред Богом и людьми пьянство. И этот порок у нас не только не искореняется, а, напротив, умножается, как гибельная зараза. Пьяный сквернословит, бесчинствует, теряет совесть и Божий страх, уподобляется скотам несмысленным, и готов решиться на всякое злодеяние. И какому званию все это приличествует!

Никакому званию не приличествует также ложь и обман. Обманщик есть человек лукавый, имеющий низкую душу, способный к напрасной божбе и всякой неправде. Его отец есть диавол – лжец и клеветник, которому он служит (Иоан. 8:44). А между тем, обмануть ближнего своего, например, в купле и продаже, в обещаниях и договорах и других случаях, призвать имя Божие напрасно, у нас вошло как бы в обыкновение. Обманом и неправдою некоторые стараются нажить себе даже кусок хлеба. Иные так привыкают к обману и напрасной божбе, что и совесть их не устрашает и Божие писание не вразумляет; они не стыдятся обманывать ни друга и благодетеля, ни отца и матерь, ни начальников, ни своего духовного отца и пастыря церкви. Вот как нередко проходим мы звание христианское.

А злословие и клевета, ненависть и зависть, вражда и злоба на ближнего, воровство, непочитание отцов и матерей, неуважение старших и начальствующих и подобное сему... Все это между нами нередко замечается, и все это бесчестит высоту звания христианина, в каком бы он другом звании и сане ни находился. Как сорная трава между пшеницею, таковые люди служат лишь одной заразою и язвою для общества. Недостойные пред людьми, они делаются недостойными перед Богом; ибо, унижая свое христианское звание нечестивым поведением и делами, они этим самым хулят имя Самого Иисуса Христа и св. православную веру. А таковым христианам чего и ожидать в жизни будущей, как не геенны огненной! Вспомните Иуду Искариотского: он был в священном сане апостольском. Но как он обесчестил себя пред Богом и людьми, когда изменил своему высокому званию! Предав Своего Учителя и Господа за 30 сребреников, он в отчаянии удавился и наследовал геенну огненную.

Братие христиане! Звание христианина высоко и свято. Свята должна быть и вся наша жизнь, праведны должны быть и наши дела. И Господь удостаивает нас Своей любви и славы небесной не потому, кто из нас какого сана, славы и почестей достигает на земле, а потому, как свято проходим мы свое христианское звание. Памятуя сие, будем стараться проходить сие звание со всяким смиренномудрием и кротостью, с долготерпением, терпяще друг другу любовью, тщащеся блюсти единение духа в союзе мира (Ефес. 4:1–3). Аминь.


Источник: Простонародные поучения сельским прихожанам на все воскресные и праздничные дни, на молитву Господню и на разные случаи / [Соч.] свящ. Кур. епархии Белгор. уезда, слободы Тамаровки, Николаев. церкви Иоанна Якимова. – 4-е, доп. изд. ред. еженед. духовного журн. «Пастырский собеседник». - Москва : Тип. И.Н. Шарапова, 1901. - VIII, 520 с.

Комментарии для сайта Cackle