Поучение в неделю 19-ю по Пятидесятнице
Любите враги ваша (Лук.).
Господь наш Иисус Христос повелел нам любить наших врагов, молиться за них, за зло воздавать добром. Почему же должны мы любить своих врагов? Об этом я хочу теперь с вами, братие, побеседовать, а вы послушайте меня со вниманием.
Кто мы, и кто враги наши? Все Божия создания, одного с нами естества, украшенные образом и подобием Божиим. Для всех нас Иисус Христос пролил на кресте Свою кровь и приготовил рай на небесах. Значит, и по закону человеческому, и по закону Господнему должны мы любить не только друзей, но и врагов своих. То еще не любовь, когда мы любим тех, кои любят нас, или тех, кои нам нравятся. Господь сказал: аще любите любящие вы, кая вам благодать есть, ибо и грешницы любящие их любят. Обаче любите враги ваша и благотворите им. (Лук. 6:32, 35). Вот какой любви требует от нас Господь!
Но мы говорим иногда: как любить врага, который худо обо мне говорит и делает мне такие обиды, которых, кажется, и забыть нельзя? Это для сердца человеческого тяжело. Правда, тяжело иногда, но для сердца какого? Самолюбивого, не твердого в вере и любви христианской. Тем более вредно изливать гнев свой за обиду, за зло воздавать злом. Мы тогда сами делаемся злыми пред Богом и людьми. Да и сами порядком рассудите, много-ли было бы у нас добра, если бы Господь не повелел нам любить наших врагов, за зло воздавать им добром? Тогда христиане забыли бы своего Христа и заживо погибали бы в своей злобе и вражде. А вражда и злоба опаснее для нас самого огня. От огня, если не тушить его в начале, сгорают наши дома и все, к чему он прикасается: от вражды и злобы сгорает и погибает наша душа, которая для нас дороже всякого земного дома. От вражды и злобы, как от действа диавольского, человек делается не человеком, а каким-то зверем. И если бы можно было видеть душу такого человека, то мы увидели бы там ничто иное, как адское мучение. И после сего, если мы не перестанем злиться и изливать гнев свой на своего недруга, то что будут значить пред Богом наши молитвы и наши жертвы? Он не примет их, как не принял Он жертвы нечестивого Каина – братоубийцы. Да, слушатели, и мы делаемся братоубийцами, когда имеем вражду и злобу на ближнего. Св. апостол Иоанн говорит: всяк, ненавидящий брата своего, человекоубийца есть: и весте, яко всяк человекоубийца не имать живота вечнаго (1Иоан. 3:15).
Значит, враждою и злобою мы не только не можем победить злобы своего врага, но еще более наделаем себе вреда и зла. Кротостью же и любовью всего удобнее можно смягчить сердце нашего врага. Саул, царь Израильский, имел злобу на кроткого Давида. Он искал его жизнь и гнал, якоже нощный вран по горам (Цар. 26:20). Но что же Давид? Он имел даже случай в пустыне погубить спящего Саула его же копьем – и не погубил. И когда проснулся Саул, и увидел издали гонимого им Давида, а при нем свое копье, то сказал ему с раскаянием: согреших, возвратися, чадо Давиде, яко к тому не сотворю ти зла, зане честна душа моя пред очима твоима в день сей (1 кн. Цар. 26:21).
Но если наши недруги, несмотря на нашу к ним любовь и добро, не смягчаются, то Господь с ними. Если мы делаем им добро, то они нам и не страшны. Нам они на самом деле делают добро: побеждая злобу их своею любовью, мы научаемся христианскому терпению, смирению, усердной молитве и многим добродетелям. И какая славная для христианина победа – побеждать зло добром, торжествовать над своими страстями, благотворить ненавидящим нас! Как приятно для Отца Небесного, когда в душе христианина сияет чистая любовь ко всем, даже ко врагам! Таковые христиане украшаются благим нравом Всеблагого Отца своего Небесного, который солнце Свое сияет на злые и благие, и праведным и грешным хочет вечного спасения. За то и награда за их добродетель великая. И будет мзда ваша многа, и будете сынове Вышняго (Лук. 6:35). А сыны Вышнего наследуют неисчислимые сокровища в вечном царстве Божией славы.
Вот почему Господь повелел нам любить наших врагов, за зло воздавать им добром, – чтобы спасти нас от бедствий временных и вечных и ввести в Свое вечное царство. Враги наши, если останутся злыми и нераскаянными, не избегнут вечного огня. Не минуем и мы того же огня, если будем изливать на них свой гнев, за зло воздавать им злом.
Вспомните, братие, еще и то, что не одни мы, грешные, наживаем себе врагов. Их много имел и Сам Иисус Христос. Нечестивый Ирод хотел убить Его Младенцем. Когда Он в городах и селах проповедовал царствие Божие и творил чудеса, Его хулили и злословили. В одно время хотели бросить Его с горы, в другое убить камнями и, наконец, распяли на кресте. Что же Иисус Христос? Кроткий и смиренный сердцем, Он не только не гневался на Своих недругов, но и делал им всякое добро. А когда Он был на кресте, прибитый гвоздями, и страдал в нестерпимых мучениях за наши грехи, то с какою кротостью и любовью молился Он за врагов Своих Отцу Своему Небесному? Отче, говорил Он, отпусти им: не ведят бо, что творят (Лук. 23:34). Правда, Господь свят, и Его человеколюбию нет конца, а мы люди грешные и немощные. Но кто были апостолы, архидиакон Стефан и другие верные рабы Христовы? Не такие ли люди, как и мы? Но, будучи гонимы от врагов своих, благословляли их; будучи поносимы, терпели и все прощали (1Кор. 4:12). Кроткий Давид, гонимый и озлобляемый врагами своими, всегда прибегал с молитвою к Богу и в Нем находил для души своей невозмущаемый покой.
Будем и мы, братие, среди обид и оскорблений от врагов наших обращаться с теплою молитвою к Богу и Его всесильной благодати. Сия благодать укрепляет наши немощи, облегчает скорби и укрощает волнение нашего сердца. Будем делать добро своим врагам и молиться за них, чтобы Господь отвратил их от зла и спас души их от вечной погибели, да будем сынове Вышнего. Аминь.