Источник

Поучение в неделю 6-ю по Пятидесятнице

Ныне чтенное Евангелие для укрепления нашей веры, нашей молитвы и надежды на Бога, указывает нам в примере на то, какое великое милосердие являет Господь страждущему за грехи человеку, с верою к Нему прибегающему. Один человек, расслабленный жилами, лежал на одре. Не мог он владеть ни руками, ни ногами, и потому ему нужен был врач. И вот его принесли к Иисусу Христу, для исцеления, лежащего на одре. Зная, что этот человек сделался расслабленным от своих грехов, и вместе видя его веру и веру принесших его, Небесный Врач сказал ему: дерзай, чадо! отпущаются тебе грехи твои! Немедленно, по разрешении от грехов, этот расслабленный получил от Господа и здравие тела. Встань, возьми одр твой, сказал ему Господь, и иди в дом твой. И больной встал и пошел в дом свой (Матф. 9:2, 6, 7).

Из сего, други мои, должны мы научиться, что главною причиною наших болезней служат наши грехи. Грехи расслабляют наше тело и нашу душу. В Евангелии говорится еще, что один расслабленный, исцеленный Господом при купели Иерусалимской, проболел за свои грехи 38 лет. А что за жизнь – болеть телом и душою? Больному тяжело иногда жить на Божием свете и никакие радости не радуют его. Но обратимся к расслабленному, в нынешнем Евангелии упоминаемому. От своих грехов он не владел ни руками, ни ногами, и потому неспособен был ни к какому труду. То же можно сказать и о всяком человеке, который живет не по закону Христову и только грешит. Что из того, что он иногда ходит ногами и владеет руками? Душа у него расслаблена, и потому трудиться для Бога и царствия Христова, сам по себе, он не имеет сил. Плоть у него тяжела и непослушна духу. От того с неохотою идет он в храм Божий на молитву, тягостно стоять ему за службою церковною: с невниманием и леностью он крестится и делает пред Богом свой поклон; постом и другими добрыми делами тяготится. Если он и молится, то молится только наружно, махает рукою, кивает только головой, а в душе его нет истинной молитвы. От того молитва его и до Бога не доходит. Обмануть и обокрасть своего брата, осудить и оклеветать своего соседа, скитаться по питейным домам и пьянствовать, учинить буйство и кражу, сквернословить пред людьми он имеет силы и здоровье: тут ему и враг помогает. А когда, говорю, нужно сделать доброе дело, поститься и молиться, потрудиться для Бога, для вечного спасения души, то часто не хватает у него и сил, ибо нет у него и благодати Господней, укрепляющей душевные и телесные силы. Не ясно ли, что это расслабленный, грехами уязвленный? А что, говорю, за радость – жить во грехах и умерщвлять свою душу? Но не дай, Господи, если человек, расслабленный грехами, и умрет во грехах! Тогда он погибнет для вечного царства Божия, и только будет вечно мучиться во тьме непросветимой.

Братие христиане! Все мы расслабленные, ибо все живем во грехах, грешим всякий день и час; а грехи вредят нашему телу и душе и причиняют нам вечную смерть. Что же нам делать? Чем уврачевать душу и тело от грехов? Немедленно обратимся к Небесному Врачу – Иисусу Христу с истинною верою и раскаянием во грехах, перестанем грешить и обратимся к жизни святой. Тогда и мы удостоимся милостивого гласа Господня: дерзайте, чада! прощаются вам грехи ваши. Встаньте от грехов и идите в дом свой. В какой дом должны мы идти? В царство небесное, в обители вечные, где нет ни болезней, ни печали, но жизнь бесконечная и радостная.

Но обратимся опять к евангельскому расслабленному. Дерзай чадо, сказал ему Господь, прощаются тебе грехи твои. Сколь дорого и для всякого кающегося грешника то благо, когда он пред своим Спасителем покается во грехах, перестанет грешить и обратится к жизни святой! Тогда он, подлинно, как по телу, так и по душе своей делается лучшим. Господня благодать начинает входить в его сердце, обновляет его душу и тело, облегчает самое его горе и страдание. И тогда святые добродетели делаются для него не только не трудными, но и приносят ему небесную радость. Тогда он, здравый душою, укрепляемый Господнею благодатью, живя по закону Христову, точно, более и более приближается к дому Отца своего Небесного, к обителям вечным.

В заключение я укажу вам, братие, и пример на то, что истинное покаяние и добрые дела приносят человеку здравие телу и душе. Некогда святитель Христов Парфений пришел к архиепископу Ираклийскому Ипатиану и нашел его тяжело больным. Бог открыл угоднику своему Парфению, что Ипатиан тяжкою болезнью наказывается за свои грехи, а именно: за свою скупость и любостяжание. Тогда Парфений сказал архиепископу: «Владыка! Ты одержим недугом душевным, и за него наказываешься болезнью; сбрось его с себя. Возврати нищим то, что им принадлежит, и будешь здоров душою и телом.“ Ипатиан раскаялся и последовал совету св. Парфения; он раздал нищим собранное им имение, и премилосердый Господь, принявши покаяние его, подал ему исцеление от болезни (Пример. Благочес.).

И так, христианин! Желаешь быть здоровым по душе и телу и войти в вечное царство Христово? Покайся во грехах, и яко же от лица змиина бежи от греха, аще бо приступиши к нему, угрызнет тя (Сир. 21:2). Чадо! в болезни твоей не презирай, но молися Господеви, и Той тя исцелит: отступи от прегрешения и от всякого греха очисти сердце твое (Сир. 38:9–12). Аминь.


Источник: Простонародные поучения сельским прихожанам на все воскресные и праздничные дни, на молитву Господню и на разные случаи / [Соч.] свящ. Кур. епархии Белгор. уезда, слободы Тамаровки, Николаев. церкви Иоанна Якимова. – 4-е, доп. изд. ред. еженед. духовного журн. «Пастырский собеседник». - Москва : Тип. И.Н. Шарапова, 1901. - VIII, 520 с.

Комментарии для сайта Cackle